ТЕЛЕВИЗОР — «Негодяй» (М. Борзыкин)

Входит в альбом «Путь к успеху» (2001-2002)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***

Из интервью с М. Борзыкиным,  журнал «Салон Audio-Video», сентябрь 2000:

— А герой ваших песен как-то изменился от 80-х к 90-м?

— Дело в том, что я не занимаюсь выстраиванием героя. Я пишу о событиях, которые происходят в моей жизни. Это, конечно, не автобиография в чистом виде, но в какой-то мере дневничок.

— Значит, песня «Негодяй» — это про вас самого?

— Ну конечно. Это те слова, которые мне говорили на протяжении многих лет, в том числе моя бывшая супруга.

— А «7Б» (так называется новый альбом) — это та статья, по которой вы в свое время косили от армии?

— Да, и получил диагноз «психопатия шизоидная». Как мне жалко парней, которым сейчас надо идти в армию! Прошло двадцать лет, и мы так и не достигли какого-то нормального решения этой проблемы. Я — за альтернативную службу.

***
М. Борзыкин о своем «кошении» от армии, «Наше радио», передача «Летопись», 2004:

Встал на дыбы и сказал маме, что если она хочет видеть сына живым, должна со мной пойти в психоневралогический диспансер и подтвердить, что я человек крайне депрессивный, временами невменяемый, родителей в каком-то смысле, мягко говоря, недолюбливаю, имею с ними конфликты. Для этого надо было полежать на обследовании в течение месяца в такой тюремного типа больнице — на Пряжке у нас есть в Петербурге. Она самая, пожалуй, жесткая  из всех тех, что есть в Петербурге. Там не выпускают ни в какой двор гулять, там алкоголики на изличении, которые бьют шизофреников — в общем мерзопакостная атмосфера. Но задача состояла в том, чтобы не сорваться ни на смех, ни на какую-то агрессию, потому что в мою легенду это не входило. Мне слава Богу ничего не кололи, за мной регулярно наблюдали медсестры. И вот несколько моих знакомых не вынесли и начали там играть фантиками в коридоре в футбол, смеяться, видя какую-то телепередачу — этого достаточно, чтобы опознали в тебе симулянта.
Мне удалось как-то это дело пройти, и я вышел со статьей «7б» — «психопатия шизоидная» — что меня чрезвычайно порадовало, от меня все отстали, и я продолжил заниматься музыкой.

***
Из книги А. Чернина «Наша музыка» (СПб, Амфора, 2006):

Как и любой нормальный человек моложе двадцати семи лет, раньше времени попрощавшийся с вузом, Михаил Борзыкин задумался об армии. Точнее, она задумалась о нём. Надо сказать, что как раз в 1985-1987 годах был такой короткий период, когда призывали и студентов. После чего сразу и начали появляться статьи о «дедовщине», благо новобранцы были народом грамотным, рассказать о своих армейских бедах умели, а газеты уже начали такие вещи публиковать. Борзыкин решил с почетной обязанностью не связываться и стал косить в психиатрической больнице.

Михаил Борзыкин:
Военную кафедру закончить я успел и фактически должен был получить лейтенанта. Но мне оставалось доучиться пятый курс, и тут-то, конечно, за меня взялись.
Это произошло очень быстро. Начали звонить домой, и тут я просто встал на дыбы. Я сказал маме, что если пойду в армию, то может случиться всё что угодно. Если она хочет видеть сына живым, то она должна пойти со мной в психоневрологический диспансер и подтвердить, что я человек крайне депрессивный, временами невменяемый, родителей в каком-то смысле недолюбливаю, имею с ними конфликты и периодически замыкаюсь. До маниакально-депрессивного психоза мне было не дотянуться, и нужно было что-то попроще.
Чтобы подтвердить диагноз, надо было в течение месяца полежать на обследовании в тюремного типа больнице. У нас в Петербурге она называется «Пряжка». Там самая, пожалуй, жесткая из всех больниц такого рода. Там не пускают гулять даже во двор, там алкоголики бьют шизофреников — в общем, мерзопакостная атмосфера. Задача состояла в том, чтобы не сорваться ни на какую агрессию, потому что в мою легенду это не входило. Плюс попался умный врач, который как-то мне сказал:
— Либо у тебя шизофрения, либо ты симулируешь. Давай-ка пройдем ещё раз тесты.
А тестов было несколько. Был очень заковыристый американский тест — триста вопросов. И был русский тест, из которого выяснялось, симулируешь ты или нет. Мне, слава богу, ничего не кололи, но за мной регулярно наблюдали и медсестры, и медбратья — все. Несколько моих знакомых, к сожалению, не выдержали: начали фантиками играть в коридоре в футбол, смеяться, видя какую-то телепередачу, и этого было достаточно для того, чтобы опознали в тебе симулянта.
Мне удалось это дело пройти. Я вышел с формой, со статьёй 7б «Психопатия шизоидная», что меня чрезвычайно радовало. От меня все отстали, и я продолжил заниматься музыкой.

***
М. Борзыкин, представление альбома «Путь к Успеху», FUZZ №4, 2002:

Мне понравилась запись в моем военном билете: «Не годен к строевой службе». «Не годен» и «негодяй» — это, в сущности, одно и тоже. Все это было на фоне финальных разборок с супругой и, естественно, меня таким образом величали периодически. И я понял: «негодяй» означает, что я не годен. Ну, а остальное все в песне есть. Мне захотелось попытаться сделать утяжеленный вариант латиноамериканской музыки на минорной основе. Это тоже эксперимент определенный.

***
Интервью Михаила Борзыкина, «Новая газета» 18.10.2015:
https://www.novayagazeta.ru/articles/2015/10/18/66045-mihail-borzykin-171-patriotizm-pridumala-vlast-chtoby-idioty-voevali-za-podletsov-187

— Иными словами, вы не пацифист?

— Пацифист. Я со школьных лет терпеть не мог всю эту армейскую этику и эстетику. А когда в 22 года меня призвали на военные сборы, подрался с офицером. Шла последняя ночь, студенты отдыхали, пели песни, играли на гитарах. И тут приходит уже абсолютно пьяный майор Мордин (как сейчас помню фамилию), быкообразное существо красного цвета. Выбивает из рук гитару и начинает топтать. Я возмутился, происходит потасовка, после чего он уходит, возвращается уже с пистолетом и кричит: «Я дежурный по роте, я имею право вас убивать!» В поисках меня прибежал. Бегал-бегал — не нашел, меня спрятали под какой-то койкой. А на следующее утро мы все уехали… Я и в психушке лежал, чтобы не ходить в армию. Тридцать дней обследовали, удалось достичь психопатии шизоидной. Знаменитая статья 7Б, все рокеры по ней косили, но не у всех получалось. Несколько моих знакомых в отделении играли фантиками в футбол, громко и не к месту смеялись. И пошли в армию в итоге, не убедили…

***
О происхождении слова «Негодяй» (Бозыкин, кстати, оказался филологически точен) подробнее можно прочитать в статье «На поле брани (происхождение ругательств)».

 

_______________________________________________________________________

Текст песни «Негодяй»:

Не угоден людской природе, богу не угоден.
Ленив, соплив, чванлив, сонлив, немоден.
Не угоден твоей свободе и для жизни не пригоден.
Бесполезен и болезнен, и ущербленый —  бесплоден.

У меня на лбу 7б — не годен к строевой службе,
Не годен к нормальной семье, простой любви и дружбе.
Негодяй я, я негодяй-негодяй-негодяй.

Не удобен, сварлив и злобен, сам себе я не удобен
Глуповат, глуховат, во всём раздвоеный —
Просто психопат шизоидный.

У меня на лбу 7б — не годен к строевой службе,
Не годен к нормальной семье, простой любви и дружбе.
Негодяй я, я негодяй-негодяй-негодяй.

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы ТЕЛЕВИЗОР

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ТЕЛЕВИЗОР»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы ТЕЛЕВИЗОР по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий