ТЕЛЕВИЗОР — история альбома «Отчуждение» (1989, 2005)

1989_otchuzhdenie_01a

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Отчуждение
(М. Борзыкин)

2. Холод
(М. Борзыкин)


3. Вера
(М. Борзыкин)

4. Пластмасса
(М. Борзыкин)

5. Музыка для мертвых
(М. Борзыкин)

6. Потребитель
(М. Борзыкин)

7. Дети уходят
(М. Борзыкин)

8. Три-четыре гада
(М. Борзыкин)

9. Политпесня
(М. Борзыкин)


10. Не плачь
(М. Борзыкин)

11. Все в порядке
(М. Борзыкин)

 1989_otchuzhdenie_02

Записано в 2004 – 2005 гг.

Автор музыки, текстов и аранжировок – Михаил Борзыкин

Звукорежиссер и саундпродюсер – Михаил Борзыкин

Новая версия практически не отличается от старой, только была убрана не раз до этого издававшаяся песня «Отечество иллюзий» и добавлена «Все в порядке».

 

1989_otchuzhdenie

Трэк-лист старой версии альбома «Отчуждение» 1989 г.:

1. Музыка для мертвых
2. Отечество иллюзий
3. Пластмасса
4. Холод
5. Дети уходят
6. Политическая песня
7. Три-четыре гада
8. Потребитель
9. Не плачь
10. Вера
11. Рыба гниет с головы
12. Твой папа – фашист

Альбом записан в 1989 г.

Михаил Борзыкин – вокал
Александр Беляев – гитара
Игорь Бабанов – клавишные
Алексей Рацен – ударные

Музыка и тексты – Михаил Борзыкин

СКАЧАТЬ старую версию альбома «Отчуждение» в mp3 можно здесь >>>

 

1988_tv1

* * *

В 1988 году ТЕЛЕВИЗОР с блеском выступает на 6-м фестивале рок-клуба, доказав, что продолжает творчески развиваться – его новые песни демонстрировали более глубокий, философский, очень личностный подход к осмыслению действительности. С новой программой группа играет на “Рок-форуме” в Вильнюсе, в Москве, а с летних фестивалей в Польше и Италии начинается двухлетняя эпопея зарубежной гастрольной активности ТЕЛЕВИЗОРА. Группа выступает в Германии, Дании, Голландии, Бельгии, Франции, Италии, Люксембурге. На родине группу необоснованно упрекали в излишней политизированности и “немузыкальности”, но западная критика по достоинству оценила мелодии, аранжировки и саунд.
ТЕЛЕВИЗОР записывает альбом “Отчуждение”, но его мастер-лента осталась у московского продюсера Александра Шульгина, с которым группа порвала отношения.
Музыканты привозят из Европы собственную студию, получившую известность, как “студия на Фонтанке”; в ней писались Гребенщиков, НАУТИЛУС, КОЛИБРИ и многие другие.

1989_televizor_group_03

***
Информация с буклета CD «Легенды русского рока. Телевизор», 2002:

В 1988-1989 году «Телевизор»активно гастролирует за рубежом, дает концерты в Польше, Голландии, Италии, Германии, Дании, Бельгии. Франции и Люксембурге. Зарубежные журналисты высоко оценивают аранжировки, мелодику и общий саунд группы, Вернувшись из-за границы, ТЕЛЕВИЗОР триумфально выступает на Шестом фестивале Ленинградского рок-клуба. В новой программе Борзыкин несколько отходит от социальности, и ею песни становятся всё более философскими и личностными.

Записанный в 1989 году альбом «Отчуждение» из-за разногласий с менеджментом группы так и не выходит в свет. Вот что говорит об этом сам Борзыкин: «Запись осталась в собственности у московского продюсера Шульгина. Он хотел заниматься нами, оплатил студию дли записи альбома в Москве, но не согласовал с нами будущий контракт, по которому мы должны были вместе работать. Он нас записал, а потом предоставил этот контракт, и в нем были пункты, которые нас не устроили. В частности, пункт о том, что продюсер сам решат, с ком и где группа выступает». В результате окончательный вариант альбома не услышали даже музыканты «Телевизора» Шульгин предложил Борзыкину выкупить оригинал «Отчуждения», Михаил отказался, и Шульгин так и не выпустил пластинку, альбом до сих мор лежит у него на полке.

***
Интервью М. Борзыкина журналу «Фанограф», март 2004:

— Вы записали альбом, но не смогли его выкупить?

—  Это давняя история, мы отказались заключать договор, где были пункты,  которые нас не устроили. Продюсером как раз выступал Александр Шульгин, оплативший запись, и поэтому вполне резонно, что он нам запись не отдал.

***
Из интервью с М. Борзыкиным, «Rolling Stone», март 2005:
 
— Как называется ваш новый альбом и почему?

— «Отчуждение-2005». Альбом «Отчуждение» был записан в 1989 году, но из-за отсутствия договоренностей с менеджером он так и не вышел. Сейчас мы решили заполнить образовавшийся пробел и выпустить этот альбом, заново записав все песни.

— Что будет нового на пластинке?

— Сами песни будут старыми, времен 1989 года. Но звучать они будут абсолютно по-новому. Будет еще одна новая песня — «Всё в порядке», которая не вошла ни в один альбом.

— Какое звучание вашей новой пластинки?

— Звучание, надо сказать, недалеко уходит от предыдущих альбомов. Электронное звучание.

— Есть ли какие-либо музыкальные или текстовые особенности?

— На ней масса всего интересного. Друзья, на этой пластинке вы откроете для себя чудесные вещи, вас ждет масса откровений. Самыми что ни на есть изысканными оказались попытки поработать со звуком.

— Отвечает ли ваша новая работа на два вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?»

— Нет, конечно. Я никогда не ставил себе такой задачи. Пытаться наставить кого-либо на путь истинный — неблагодарная и неинтересная вещь. Этот альбом — просто странички из моего дневника событий, вот и все.

1989_otchuzhdenie_04

***
Из интервью М. Борзыкина, «музБлокНот», 06.062005:

— В этом году вышел наконец-то вам альбом «Отчуждение». Почему вдруг пришло желание издать этот старый материал именно сейчас?

— Просто надо было, наконец, восполнить этот пробел. Потому что в свое время альбом был записан совсем другим составом. И все это благополучно легло на полку человеку, который оплатил запись этого альбома, потому что мы отказывались с ним сотрудничать в дальнейшем. Нам не понравился пункт в договоре о том, что мы должны участвовать во всех мероприятиях, которые этот человек сочтет нужными. И вполне естественно, так как он оплатил, он и забрал эту запись. Он ее тоже не выпускал. А мне поступило предложение от фирмы «Никитин» издать эти песни. Да и вообще уже лет десять поклонники тревожат ТЕЛЕВИЗОР, чтобы этот материал вышел в нормальном качестве. Мы сделали все по-новому. Это римейк. Это не попытка воссоздать то настроение. Сам материал меня давно привлекал, потому что мы редко исполняли его на концертах. Ведь это период определенный в жизни группы.

 Выступление ТЕЛЕВИЗОРА на 6-ом ленинградском рок-фестивале (июнь 1988):

1988_tv2

1988_tv3

***
Из интервью с М. Борзыкиным, газета «МК в Питере», №37(266), 11 — 18 сентября 2002:

— Во всех официальных биографиях ТЕЛЕВИЗОРА написано, что альбом «Отчуждение» завалился из-за неудачного менеджмента. Но был еще и серьезный конфликт с вашим тогдашним продюсером Александром Шульгиным. В итоге альбом так и валяется на полке. Он когда-нибудь появится?

— Шульгин вложил деньги, около 20 тысяч долларов, но мы не знали, каковы будут условия последующего контракта. Альбом был записан, и менеджер принесла договор. Некоторые пункты нас покоробили. В частности, группу обязывали играть на всех концертах, которые менеджер сочтет подходящими. А выступать на одной сцене с филиппами киркоровыми — это было принципиально… Естественно, Шульгин говорил, что с попсой нас не поставит. Но зачем нам такая кабала? Мы отказались. Отдать вложенные деньги не могли, поэтому он забрал альбом. Звонил как-то, что хочет его выпускать. Но как только дело дошло до очередного договора, все опять заглохло.

 

***
Интервью с М. Борзыкиным, газета «ТЕРРИТОРИЯ КУЛЬТУРЫ», №4, 2005:

МИХАИЛ БОРЗЫКИН: Дело в том, что альбом под названием «Отчуждение»,  записанный в 1989-м году, так и не увидел свет в том виде, в котором он был записан.  По всей стране ходили какие-то пиратские копии, но ни группа ТЕЛЕВИЗОР, ни Александр Шульгин, спродюсировавший этот альбом, никакого отношения к их появлению не имели. Получилось так, что нам не удалось достигнуть компромисса по поводу дальнейшего сотрудничества с Александром Шульгиным, и мы вынуждены были расстаться с этим материалом. В данном случае не имеет смысла предъявлять взаимные претензии, поскольку произошло недопонимание.

ТЕРРИТОРИЯ КУЛЬТУРЫ: А в чём заключалась проблема с Шульгиным?

МБ: Мы отказались подписывать с ним договор о дальнейшем сотрудничестве, потому что нас не устраивал пункт, связанный с принципиальной вещью — свободой выбора (с кем играть, и в каких тусовках играть). Вот такой был пункт. Он отказался его убирать, а мы, в свою очередь, отказались заключать договор. Так как он потратил довольно много денег на организацию записи — на студию и на гостиницу, он вполне имел основания предложить нам выкупить материал, но у нас таких денег не нашлось. И впоследствии ещё несколько раз велись переговоры на эту тему, но сумма всё время оставалась слишком большой.

ТК: Михаил, а почему Вы решили перезаписать и выпустить «Отчуждение» сейчас?

МБ: Я решил, что пора восполнить пробел. Мне всегда казались интересными как песни, записанные на этом альбоме, так и период, в который они были написаны. Это всё-таки творчество уже, так скажем, довольно зрелого ТЕЛЕВИЗОРА. Все остальные наши старые альбомы были переизданы, так что «Отчуждение» явится хорошим дополнением к коллекции. Я решил назвать альбом «Отчуждение 2005», потому что звучать всё будет совсем по-другому — так, как группа ТЕЛЕВИЗОР видит этот материал в 2005-м году.

ТК: Вы будете вносить изменения в трек-лист?

МБ: В этот раз не записана песня «Отечество иллюзий», потому что она уже  много где присутствует. Но остальные все песни те же самые, плюс композиция «Всё в порядке», которая нигде не выходила. Это песня того же периода, но тогда нам просто не удалось её записать.

***
Из интервью с М. Борзыкиным, журнал «FUZZ», №137, февраль 2005:

— Расскажите про первоначальную версию «Отчуждения». Как все происходило тогда, и почему альбом так и не вышел?

— Он писался в 1989 году в Москве в студии Кардиологического центра, одной из самых хорошо оснащенных по тем временам студий. Мы приехали из Европы, пообщались там с огромным количеством бельгийских и голландских рок-групп, и вернулись очень вдохновленными. Этот альбом — один из самых музыкальных для нас. В то время, когда наши группы упрощали музыку, мы, наоборот, усиленно работали над стилем и музыкальной составляющей. Запись спонсировал один известный московский продюсер в расчете на то, что ТЕЛЕВИЗОР заключит с ним договор о долгосрочном сотрудничестве. Это была ранняя стадия нашего шоу-бизнеса, все держалось на устных договоренностях, и до начала записи он нам договор не предъявил. Об условиях будущего договора мы тоже не знали. В итоге нам не понравился пункт, согласно которому мы должны были выступать на всех мероприятиях, которые продюсер сочтет необходимыми для группы. Мы пытались убрать этот пункт, он отказался, и тогда мы отказались подписывать договор. В итоге, запись осталась у него, и альбом так и не вышел.

— Почему сейчас вы решили записать диск заново?

— Недавно были переизданы все альбомы группы, и единственным белым пятном остался альбом «Отчуждение». И этот пробел захотелось восполнить. Это долг, который нужно вернуть тому времени, тому настроению, эти песни мы играем на концертах, и люди уже давно просят нас их записать.

***
Из интервью с М. Борзыкиным, «Эхо Москвы» 20.03.2005:

Это песни, написанные в 89-м году, и сложилась такая ситуация, что мы не смогли выпустить этот альбом тогда, поэтому вот сейчас, в 2005, мы решили просто перезаписать эти песни совершенно по-новому и выпустить этот альбом… ну, для меня он все равно является неким знаковым альбомом, потому что это была попытка поискать какие-то новые мелодические решения, музыкальные решения, мы как раз тогда, вот, отъездили все эти европейские гастроли, и мы не хотели делать музыку для народа, нам это все было глубоко противно — а как раз тогда она и была востребованы, вот все эти «русский рок» так называемый… ну вот, сложилась вот эта формулировка, в которую, к сожалению, «Телевизор» не попал, и не хотел попадать. Т.е. в общем, мне кажется, для любого творческого человека важно как-то двигаться вперед. Для нас было неинтересно сочинять песни для народа, мы хотели песен для себя. Вот эти самые песни для себя и собраны в альбоме «Отчуждение».

1989_otchuzhdenie_03

 

***
Из интервью с М. Борзыкиным, газета «5 углов», № 23, 02.06.2005:

— Год назад на презентации предыдущего альбома «МегаМизантроп» мы спросили прямо из зала, когда же будет издано «Отчуждение». Вы ответили, что это вопрос не к вам, а к шоу-бизнесу. И вот «Отчуждение» выходит в свет. Так кого же нам благодарить -шоу-бизнес?

— Идея записи нового варианта «Отчуждения» давно была у «Телевизора». Этот материал бросать не хотелось. Мы все время искали возможности выхода альбома… Ну и вот, фирме «Никитин» стало интересно выпустить именно этот материал, а мне — заново сделать все аранжировки, по-новому взглянуть на старые песни. Такое внезапное совпадение интересов «Телевизора» и, если так можно сказать, шоу-бизнеса (альбом выходит очень небольшим тиражом и коммерческого интереса для фирмы «Никитин», по большому счету, не представляет)…

— …В том же пресс-релизе есть фраза: «Борзыкин записал все песни в актуальном современном саунде». Ясно, что тематика песен со временем может устареть. Но музыка!.. Разве по отношению к ней уместны слова «актуальная» и «неактуальная»?

— Все это достаточно громко звучит, я просто переписал, как я сейчас это слышу, как мне сейчас было бы интересно… Звук, конечно, меняется с годами. Тогда, например, была тенденция на все навешивать «пространственные хвосты» («эффекты реверберации» называется ). В этот раз я решил сделать все суше. А сама сущность музыки — это почти «полуматематическая» конструкция. И тело (звуковые эффекты), которое на этот скелет нарастает, — от него не так уж много зависит. Не меняя же скелета, полностью изменить музыку невозможно. Поэтому в этом смысле музыка остается музыкой, вне зависимости от времени.

***
М. Борзыкин, 2005:

Все сделано в том звуковом поле, в котором я нахожусь сейчас: меньше крика, больше музыки, может быть, не так красиво, но искренне. Мне было важно не притворяться, что я снова молодой.

 

***
Из интервью с М. Борзыкиным, Страна.Ru, 25.10.2004:

Аранжировки будут новыми, будет свежий звук, и потом я изменю тексты некоторых песен. Там есть политические вещи, которые сейчас выглядят несколько устаревшими. Поменяешь буквально две-три фразы — и опять все становится на свои места. Совсем новые вещи я буду включать в новый альбом.

***
Ответы на вопрос NEWSmusic.ru о судьбе пропавшего альбома «Отчуждение» 1989 года, 20.04.2009:

М. БОРЗЫКИН:
У меня такие сведения, что весь материал остался на квартире, которую Шульгин оставил при разводе Валерии. И что с этой пленкой, никто не знает. Хотя потом как-то был телемост, на котором Шульгин выразил некое абстрактное почтение группе «Телевизор», у меня сложилось ощущение, что сам Шульгин тот альбом даже не прослушал. У них с Валерией был тяжелый развод. Вероятно, было не до того. Его можно понять.

В. УЛЬЯНКИН (генеральный продюсер лейбла «Геометрия»):
Мы хотели бы переиздать альбом 1989 года. Дело не в том, что в версии 2005 года что-то сыграно лучше или хуже, но есть артефакты истории, которые должны сохраняться в первозданном виде.

***
На обложке альбома «Отчуждение-2005» изображен город Тель-Авив (Яффо).

1989_otchuzhdenie_01

***
Телевизор — «Отчуждение» 28.11.2014
http://www.rollingstone.ru/music/review/21046.html

Как известно, уже несколько лет идет тщательное и подробное издание дискографии «Телевизора», одной из важнейших и недооцененных групп золотого века русской рок-музыки. Но сейчас в рамках этого процесса случилось настоящее событие — впервые и спустя ровно четверть века после записи издан третий, «потерянный», альбом коллектива «Отчуждение», которого до этого момента никто вплоть до самих музыкантов не слышал в окончательном варианте.

Причиной тому послужил конфликт между известным свой бескомпромиссностью лидером группы Михаилом Борзыкиным и обладающим не менее трудным характером продюсером Александром Шульгиным, профинансировавшим запись в профессиональной студии. В итоге чего мастер-лента альбома осталась у продюсера, а музыкантов не оказалось денег, чтобы его выкупить. С отчаяния Борзыкин даже переписал его заново в своей домашней студии и выпустил в 2005 году как «Отчуждение-2005» — он добавлен вторым диском в нынешнее издание.

Теперь же выпускающий лейбл «Геометрия» выкупил, наконец, мастер-пленки, и мы можем услышать, как звучал «Телевизор» в самый успешный свой период. Их предыдущая пластинка «Отечество иллюзий» (1987) уже разошлась в виде магнитоальбома по всей стране, став одной из самых знаковых записей времен перестройки, «Телевизор» выступал на стадионах, во что сегодня трудно поверить, а буквально перед записью «Отчуждения» вернулся из европейского турне.

Соблазненные студийными возможностями, музыканты переписали три известные песни с предыдущего альбома («Дети уходят», «Отечество иллюзий», «Три-четыре гада»), но, надо сказать, те ничего принципиально нового не приобрели по сравнению с оригинальными версиями, если не потеряли. А вот остальное — записи важные.
Ремейк Борзыкина 2005 года выполнил свою функцию, восполнив имевшуюся в том момент лакуну, но совсем другое дело слышать подлинную запись того времени, когда музыканты были молоды и были представлены классическим составом. Сразу после этого один из важных участников Александр Беляев уходит в «Наутилус Помпилиус», а Борзыкин меняет составы и постепенно остается один (альбомы нулевых по большей части записаны им самостоятельно в домашней студии).

1989_otchuzhdenie_grometria

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы ТЕЛЕВИЗОР

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ТЕЛЕВИЗОР»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы ТЕЛЕВИЗОР по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий