Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.
2. Холод
(М. Борзыкин)
3. Вера
(М. Борзыкин)
5. Музыка для мертвых
(М. Борзыкин)
8. Три-четыре гада
(М. Борзыкин)
9. Политпесня
(М. Борзыкин)
10. Не плачь
(М. Борзыкин)
11. Все в порядке
(М. Борзыкин)
Записано в 2004 – 2005 гг.
Автор музыки, текстов и аранжировок – Михаил Борзыкин
Звукорежиссер и саундпродюсер – Михаил Борзыкин
Новая версия практически не отличается от старой, только была убрана не раз до этого издававшаяся песня «Отечество иллюзий» и добавлена «Все в порядке».
Трэк-лист старой версии альбома «Отчуждение» 1989 г.: 1. Музыка для мертвых Альбом записан в 1989 г. Михаил Борзыкин – вокал Музыка и тексты – Михаил Борзыкин СКАЧАТЬ старую версию альбома «Отчуждение» в mp3 можно здесь >>> |
* * *
В 1988 году ТЕЛЕВИЗОР с блеском выступает на 6-м фестивале рок-клуба, доказав, что продолжает творчески развиваться – его новые песни демонстрировали более глубокий, философский, очень личностный подход к осмыслению действительности. С новой программой группа играет на “Рок-форуме” в Вильнюсе, в Москве, а с летних фестивалей в Польше и Италии начинается двухлетняя эпопея зарубежной гастрольной активности ТЕЛЕВИЗОРА. Группа выступает в Германии, Дании, Голландии, Бельгии, Франции, Италии, Люксембурге. На родине группу необоснованно упрекали в излишней политизированности и “немузыкальности”, но западная критика по достоинству оценила мелодии, аранжировки и саунд.
ТЕЛЕВИЗОР записывает альбом “Отчуждение”, но его мастер-лента осталась у московского продюсера Александра Шульгина, с которым группа порвала отношения.
Музыканты привозят из Европы собственную студию, получившую известность, как “студия на Фонтанке”; в ней писались Гребенщиков, НАУТИЛУС, КОЛИБРИ и многие другие.
***
Информация с буклета CD «Легенды русского рока. Телевизор», 2002:
В 1988-1989 году «Телевизор»активно гастролирует за рубежом, дает концерты в Польше, Голландии, Италии, Германии, Дании, Бельгии. Франции и Люксембурге. Зарубежные журналисты высоко оценивают аранжировки, мелодику и общий саунд группы, Вернувшись из-за границы, ТЕЛЕВИЗОР триумфально выступает на Шестом фестивале Ленинградского рок-клуба. В новой программе Борзыкин несколько отходит от социальности, и ею песни становятся всё более философскими и личностными.
Записанный в 1989 году альбом «Отчуждение» из-за разногласий с менеджментом группы так и не выходит в свет. Вот что говорит об этом сам Борзыкин: «Запись осталась в собственности у московского продюсера Шульгина. Он хотел заниматься нами, оплатил студию дли записи альбома в Москве, но не согласовал с нами будущий контракт, по которому мы должны были вместе работать. Он нас записал, а потом предоставил этот контракт, и в нем были пункты, которые нас не устроили. В частности, пункт о том, что продюсер сам решат, с ком и где группа выступает». В результате окончательный вариант альбома не услышали даже музыканты «Телевизора» Шульгин предложил Борзыкину выкупить оригинал «Отчуждения», Михаил отказался, и Шульгин так и не выпустил пластинку, альбом до сих мор лежит у него на полке.
***
Интервью М. Борзыкина журналу «Фанограф», март 2004:
— Вы записали альбом, но не смогли его выкупить?
— Это давняя история, мы отказались заключать договор, где были пункты, которые нас не устроили. Продюсером как раз выступал Александр Шульгин, оплативший запись, и поэтому вполне резонно, что он нам запись не отдал.
***
Из интервью с М. Борзыкиным, «Rolling Stone», март 2005:
— Как называется ваш новый альбом и почему?
— «Отчуждение-2005». Альбом «Отчуждение» был записан в 1989 году, но из-за отсутствия договоренностей с менеджером он так и не вышел. Сейчас мы решили заполнить образовавшийся пробел и выпустить этот альбом, заново записав все песни.
— Что будет нового на пластинке?
— Сами песни будут старыми, времен 1989 года. Но звучать они будут абсолютно по-новому. Будет еще одна новая песня — «Всё в порядке», которая не вошла ни в один альбом.
— Какое звучание вашей новой пластинки?
— Звучание, надо сказать, недалеко уходит от предыдущих альбомов. Электронное звучание.
— Есть ли какие-либо музыкальные или текстовые особенности?
— На ней масса всего интересного. Друзья, на этой пластинке вы откроете для себя чудесные вещи, вас ждет масса откровений. Самыми что ни на есть изысканными оказались попытки поработать со звуком.
— Отвечает ли ваша новая работа на два вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?»
— Нет, конечно. Я никогда не ставил себе такой задачи. Пытаться наставить кого-либо на путь истинный — неблагодарная и неинтересная вещь. Этот альбом — просто странички из моего дневника событий, вот и все.
***
Из интервью М. Борзыкина, «музБлокНот», 06.062005:
— В этом году вышел наконец-то вам альбом «Отчуждение». Почему вдруг пришло желание издать этот старый материал именно сейчас?
— Просто надо было, наконец, восполнить этот пробел. Потому что в свое время альбом был записан совсем другим составом. И все это благополучно легло на полку человеку, который оплатил запись этого альбома, потому что мы отказывались с ним сотрудничать в дальнейшем. Нам не понравился пункт в договоре о том, что мы должны участвовать во всех мероприятиях, которые этот человек сочтет нужными. И вполне естественно, так как он оплатил, он и забрал эту запись. Он ее тоже не выпускал. А мне поступило предложение от фирмы «Никитин» издать эти песни. Да и вообще уже лет десять поклонники тревожат ТЕЛЕВИЗОР, чтобы этот материал вышел в нормальном качестве. Мы сделали все по-новому. Это римейк. Это не попытка воссоздать то настроение. Сам материал меня давно привлекал, потому что мы редко исполняли его на концертах. Ведь это период определенный в жизни группы.
Выступление ТЕЛЕВИЗОРА на 6-ом ленинградском рок-фестивале (июнь 1988):
***
Из интервью с М. Борзыкиным, газета «МК в Питере», №37(266), 11 — 18 сентября 2002:
— Во всех официальных биографиях ТЕЛЕВИЗОРА написано, что альбом «Отчуждение» завалился из-за неудачного менеджмента. Но был еще и серьезный конфликт с вашим тогдашним продюсером Александром Шульгиным. В итоге альбом так и валяется на полке. Он когда-нибудь появится?
— Шульгин вложил деньги, около 20 тысяч долларов, но мы не знали, каковы будут условия последующего контракта. Альбом был записан, и менеджер принесла договор. Некоторые пункты нас покоробили. В частности, группу обязывали играть на всех концертах, которые менеджер сочтет подходящими. А выступать на одной сцене с филиппами киркоровыми — это было принципиально… Естественно, Шульгин говорил, что с попсой нас не поставит. Но зачем нам такая кабала? Мы отказались. Отдать вложенные деньги не могли, поэтому он забрал альбом. Звонил как-то, что хочет его выпускать. Но как только дело дошло до очередного договора, все опять заглохло.
***
Интервью с М. Борзыкиным, газета «ТЕРРИТОРИЯ КУЛЬТУРЫ», №4, 2005:
МИХАИЛ БОРЗЫКИН: Дело в том, что альбом под названием «Отчуждение», записанный в 1989-м году, так и не увидел свет в том виде, в котором он был записан. По всей стране ходили какие-то пиратские копии, но ни группа ТЕЛЕВИЗОР, ни Александр Шульгин, спродюсировавший этот альбом, никакого отношения к их появлению не имели. Получилось так, что нам не удалось достигнуть компромисса по поводу дальнейшего сотрудничества с Александром Шульгиным, и мы вынуждены были расстаться с этим материалом. В данном случае не имеет смысла предъявлять взаимные претензии, поскольку произошло недопонимание.
ТЕРРИТОРИЯ КУЛЬТУРЫ: А в чём заключалась проблема с Шульгиным?
МБ: Мы отказались подписывать с ним договор о дальнейшем сотрудничестве, потому что нас не устраивал пункт, связанный с принципиальной вещью — свободой выбора (с кем играть, и в каких тусовках играть). Вот такой был пункт. Он отказался его убирать, а мы, в свою очередь, отказались заключать договор. Так как он потратил довольно много денег на организацию записи — на студию и на гостиницу, он вполне имел основания предложить нам выкупить материал, но у нас таких денег не нашлось. И впоследствии ещё несколько раз велись переговоры на эту тему, но сумма всё время оставалась слишком большой.
ТК: Михаил, а почему Вы решили перезаписать и выпустить «Отчуждение» сейчас?
МБ: Я решил, что пора восполнить пробел. Мне всегда казались интересными как песни, записанные на этом альбоме, так и период, в который они были написаны. Это всё-таки творчество уже, так скажем, довольно зрелого ТЕЛЕВИЗОРА. Все остальные наши старые альбомы были переизданы, так что «Отчуждение» явится хорошим дополнением к коллекции. Я решил назвать альбом «Отчуждение 2005», потому что звучать всё будет совсем по-другому — так, как группа ТЕЛЕВИЗОР видит этот материал в 2005-м году.
…ТК: Вы будете вносить изменения в трек-лист?
МБ: В этот раз не записана песня «Отечество иллюзий», потому что она уже много где присутствует. Но остальные все песни те же самые, плюс композиция «Всё в порядке», которая нигде не выходила. Это песня того же периода, но тогда нам просто не удалось её записать.
***
Из интервью с М. Борзыкиным, журнал «FUZZ», №137, февраль 2005:
— Расскажите про первоначальную версию «Отчуждения». Как все происходило тогда, и почему альбом так и не вышел?
— Он писался в 1989 году в Москве в студии Кардиологического центра, одной из самых хорошо оснащенных по тем временам студий. Мы приехали из Европы, пообщались там с огромным количеством бельгийских и голландских рок-групп, и вернулись очень вдохновленными. Этот альбом — один из самых музыкальных для нас. В то время, когда наши группы упрощали музыку, мы, наоборот, усиленно работали над стилем и музыкальной составляющей. Запись спонсировал один известный московский продюсер в расчете на то, что ТЕЛЕВИЗОР заключит с ним договор о долгосрочном сотрудничестве. Это была ранняя стадия нашего шоу-бизнеса, все держалось на устных договоренностях, и до начала записи он нам договор не предъявил. Об условиях будущего договора мы тоже не знали. В итоге нам не понравился пункт, согласно которому мы должны были выступать на всех мероприятиях, которые продюсер сочтет необходимыми для группы. Мы пытались убрать этот пункт, он отказался, и тогда мы отказались подписывать договор. В итоге, запись осталась у него, и альбом так и не вышел.
— Почему сейчас вы решили записать диск заново?
— Недавно были переизданы все альбомы группы, и единственным белым пятном остался альбом «Отчуждение». И этот пробел захотелось восполнить. Это долг, который нужно вернуть тому времени, тому настроению, эти песни мы играем на концертах, и люди уже давно просят нас их записать.
***
Из интервью с М. Борзыкиным, «Эхо Москвы» 20.03.2005:
Это песни, написанные в 89-м году, и сложилась такая ситуация, что мы не смогли выпустить этот альбом тогда, поэтому вот сейчас, в 2005, мы решили просто перезаписать эти песни совершенно по-новому и выпустить этот альбом… ну, для меня он все равно является неким знаковым альбомом, потому что это была попытка поискать какие-то новые мелодические решения, музыкальные решения, мы как раз тогда, вот, отъездили все эти европейские гастроли, и мы не хотели делать музыку для народа, нам это все было глубоко противно — а как раз тогда она и была востребованы, вот все эти «русский рок» так называемый… ну вот, сложилась вот эта формулировка, в которую, к сожалению, «Телевизор» не попал, и не хотел попадать. Т.е. в общем, мне кажется, для любого творческого человека важно как-то двигаться вперед. Для нас было неинтересно сочинять песни для народа, мы хотели песен для себя. Вот эти самые песни для себя и собраны в альбоме «Отчуждение».
***
Из интервью с М. Борзыкиным, газета «5 углов», № 23, 02.06.2005:
— Год назад на презентации предыдущего альбома «МегаМизантроп» мы спросили прямо из зала, когда же будет издано «Отчуждение». Вы ответили, что это вопрос не к вам, а к шоу-бизнесу. И вот «Отчуждение» выходит в свет. Так кого же нам благодарить -шоу-бизнес?
— Идея записи нового варианта «Отчуждения» давно была у «Телевизора». Этот материал бросать не хотелось. Мы все время искали возможности выхода альбома… Ну и вот, фирме «Никитин» стало интересно выпустить именно этот материал, а мне — заново сделать все аранжировки, по-новому взглянуть на старые песни. Такое внезапное совпадение интересов «Телевизора» и, если так можно сказать, шоу-бизнеса (альбом выходит очень небольшим тиражом и коммерческого интереса для фирмы «Никитин», по большому счету, не представляет)…
— …В том же пресс-релизе есть фраза: «Борзыкин записал все песни в актуальном современном саунде». Ясно, что тематика песен со временем может устареть. Но музыка!.. Разве по отношению к ней уместны слова «актуальная» и «неактуальная»?
— Все это достаточно громко звучит, я просто переписал, как я сейчас это слышу, как мне сейчас было бы интересно… Звук, конечно, меняется с годами. Тогда, например, была тенденция на все навешивать «пространственные хвосты» («эффекты реверберации» называется ). В этот раз я решил сделать все суше. А сама сущность музыки — это почти «полуматематическая» конструкция. И тело (звуковые эффекты), которое на этот скелет нарастает, — от него не так уж много зависит. Не меняя же скелета, полностью изменить музыку невозможно. Поэтому в этом смысле музыка остается музыкой, вне зависимости от времени.
***
М. Борзыкин, 2005:
Все сделано в том звуковом поле, в котором я нахожусь сейчас: меньше крика, больше музыки, может быть, не так красиво, но искренне. Мне было важно не притворяться, что я снова молодой.
***
Из интервью с М. Борзыкиным, Страна.Ru, 25.10.2004:
Аранжировки будут новыми, будет свежий звук, и потом я изменю тексты некоторых песен. Там есть политические вещи, которые сейчас выглядят несколько устаревшими. Поменяешь буквально две-три фразы — и опять все становится на свои места. Совсем новые вещи я буду включать в новый альбом.
***
Ответы на вопрос NEWSmusic.ru о судьбе пропавшего альбома «Отчуждение» 1989 года, 20.04.2009:
М. БОРЗЫКИН:
У меня такие сведения, что весь материал остался на квартире, которую Шульгин оставил при разводе Валерии. И что с этой пленкой, никто не знает. Хотя потом как-то был телемост, на котором Шульгин выразил некое абстрактное почтение группе «Телевизор», у меня сложилось ощущение, что сам Шульгин тот альбом даже не прослушал. У них с Валерией был тяжелый развод. Вероятно, было не до того. Его можно понять.
В. УЛЬЯНКИН (генеральный продюсер лейбла «Геометрия»):
Мы хотели бы переиздать альбом 1989 года. Дело не в том, что в версии 2005 года что-то сыграно лучше или хуже, но есть артефакты истории, которые должны сохраняться в первозданном виде.
***
На обложке альбома «Отчуждение-2005» изображен город Тель-Авив (Яффо).
***
Телевизор — «Отчуждение» 28.11.2014
http://www.rollingstone.ru/music/review/21046.html
Как известно, уже несколько лет идет тщательное и подробное издание дискографии «Телевизора», одной из важнейших и недооцененных групп золотого века русской рок-музыки. Но сейчас в рамках этого процесса случилось настоящее событие — впервые и спустя ровно четверть века после записи издан третий, «потерянный», альбом коллектива «Отчуждение», которого до этого момента никто вплоть до самих музыкантов не слышал в окончательном варианте.
Причиной тому послужил конфликт между известным свой бескомпромиссностью лидером группы Михаилом Борзыкиным и обладающим не менее трудным характером продюсером Александром Шульгиным, профинансировавшим запись в профессиональной студии. В итоге чего мастер-лента альбома осталась у продюсера, а музыкантов не оказалось денег, чтобы его выкупить. С отчаяния Борзыкин даже переписал его заново в своей домашней студии и выпустил в 2005 году как «Отчуждение-2005» — он добавлен вторым диском в нынешнее издание.
Теперь же выпускающий лейбл «Геометрия» выкупил, наконец, мастер-пленки, и мы можем услышать, как звучал «Телевизор» в самый успешный свой период. Их предыдущая пластинка «Отечество иллюзий» (1987) уже разошлась в виде магнитоальбома по всей стране, став одной из самых знаковых записей времен перестройки, «Телевизор» выступал на стадионах, во что сегодня трудно поверить, а буквально перед записью «Отчуждения» вернулся из европейского турне.
Соблазненные студийными возможностями, музыканты переписали три известные песни с предыдущего альбома («Дети уходят», «Отечество иллюзий», «Три-четыре гада»), но, надо сказать, те ничего принципиально нового не приобрели по сравнению с оригинальными версиями, если не потеряли. А вот остальное — записи важные.
Ремейк Борзыкина 2005 года выполнил свою функцию, восполнив имевшуюся в том момент лакуну, но совсем другое дело слышать подлинную запись того времени, когда музыканты были молоды и были представлены классическим составом. Сразу после этого один из важных участников Александр Беляев уходит в «Наутилус Помпилиус», а Борзыкин меняет составы и постепенно остается один (альбомы нулевых по большей части записаны им самостоятельно в домашней студии).
_______________________________________________________________________
<<< Вернуться на главную страницу группы ТЕЛЕВИЗОР
<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ТЕЛЕВИЗОР»
<<< Вернуться на страницу «Песни группы ТЕЛЕВИЗОР по алфавиту»
Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий