ТЕЛЕВИЗОР — история альбома «Отечество Иллюзий» (1987)

1987_otechestvo_illuziy_01

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Кто Ты?
(М. Борзыкин)

2. Внутри
(М. Борзыкин)

3. Отечество Иллюзий
(М. Борзыкин)

4. Полуфабрикаты
(М. Борзыкин)

5. Рыба
(М. Борзыкин)

6. Три-четыре Гада
(М. Борзыкин)


7. Твой Папа — Фашист
(М. Борзыкин)

8. Мы Идём
(М. Борзыкин)

9. Выйти Из-под Контроля
(М. Борзыкин)

10. Дети Уходят
(М. Борзыкин)

11. Сыт по Горло
(М. Борзыкин)

 1987_otechestvo_illuziy_02

Альбом записан на студии ЛДМ (Ленинградского дворца молодежи) в 1987 г.

Михаил Борзыкин – вокал, клавишные, эффекты
Александр Беляев – гитара, бэк-вокал
Игорь Бабанов – клавишные
Алексей Рацен – ударные

Музыка, тексты, аранжировки – Михаил Борзыкин

CD, “RDM”, 1994
MC, “Caravan Records”, 2000
CD, “Caravan Records”, 2001

1987_otechestvo_illuziy_04

* * *

В марте 1986 года ТЕЛЕВИЗОР играет в Казани на неделе “Музыка и молодежь”, а в июне 1986 года производит сенсацию, исполнив на 4-м фестивале песни «Мы идем» и «Выйти из-под контроля», тексты которых не были “залитованы”, т.е. разрешены. Несмотря на формальный скандал, этот инцидент фактически ликвидировал институт литовки, поскольку стало понятно, что, несмотря на запреты, каждый может, выйдя на сцену, спеть что пожелает, а разбираться с ним будут уже потом. Выступления группы в нескольких городах были запрещены.

К этому времени состав группы существенно изменился: летом – осенью 1985 из ТЕЛЕВИЗОРА один за другим ушли Копылов, Петров (оба присоединились к группе КОФЕ), Осипов (впоследствии звукорежиссер рок-клуба) и Архипов (надолго покинувший музыку). Им на смену пришли барабанщик Алексей Рацен из группы ЗЕНИТ и клавишник Игорь Бабанов, соученик Борзыкина по филфаку ЛГУ.

В 1987 году ТЕЛЕВИЗОР выступает на 5-м фестивале с еще более острой программой, поражающей слушателей резкими социально-политическими текстами («Три-четыре гада», «Рыба гниет с головы», «Твой папа – фашист»). Выступление группы было отмечено спецпризом жюри “за художественную цельность”. Также жюри назвало песню «Дети уходят» лучшей композицией и отдельно отметило работу звукооператора Сергея Еремина.

В апреле ТЕЛЕВИЗОР вновь играет в Казани на неделе “Музыка и молодежь”, а летом отправляется выступать в Крым (вместе с группами ДДТ, АЛИСА, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС). После запрета властей на концерты в Ялте толпа людей пошла к горкому КПСС, где Борзыкин через мегафон предъявил требования зрителей секретарю горкома. Концерты состоялись. Позднее аналогичная ситуация – вновь с участием Борзыкина – повторилась в Ленинграде, когда власти запретили концерт на Зимнем Стадионе.

В июле группа выступает на 1-м фестивале рижского рок-клуба, в ноябре – на 3-м фестивале молодежи “Рок-87” в Горьком. ТЕЛЕВИЗОР набирает популярность, особенно после выступления на фестивале “Подольск-87”.
В этом же году группа записывает альбом “Отечество иллюзий”.

1987_otechestvo_illuziy_03


***
А. Кушнир «100 магнитоальбомов советского рока»:

Эта сессия, состоявшаяся в недавно открывшейся студии Дворца молодежи, была для группы первым опытом самостоятельной работы. Приготовления к ней начались весной 87-го года, когда ТЕЛЕВИЗОР сделал черновые наброски новых композиций, разбавив их для верности несколькими хитами из предыдущего альбома «Шествие рыб». И хотя звук, зафиксированный на четырехканальной портостудии, был далек от идеала, бутлег с компиляцией репетиционных и концертных записей начал распространяться по Ленинграду с невиданной скоростью. Частично это объяснялось тем, что новых альбомов у Телевизора не было в течение долгих трех лет, частично — впечатляюще мощной и драйвовой подачей песен.

Но не о таком саунде мечтали музыканты ТЕЛЕВИЗОРА. Звук на альбоме должен быть таинственным, — говорил во время последних репетиций Борзыкин. Выступая в роли продюсера, он решил слегка замедлить темп песен. Ему хотелось добиться пространственного звучания, которое позволило бы за счет атмосферного настроения сбить пафос почти прокламационных текстов. Устанавливать непривычный для Телевизора звук музыкантам помогали опытные звукорежиссеры Андрей Новожилов и Александр Казбеков, но все это происходило совсем не так, как во время работы с Тропилло над альбомом «Шествие рыб». Тогда Андрей Владимирович не только активно экспериментировал со звучанием группы, но и пригласил на сессию Евгения Губермана, который безукоризненно отыграл все партии ударных.

В плохо приспособленной для работы с рок-группами студии Дворца молодежи запись барабанов оказалась самым сложным моментом. Несовершенство технических условий заставляло Алексея Рацена сначала прописывать бочку с малым барабаном, потом — остальные барабаны, а потом — тарелки и хэт. Сыграть на ударной установке с драйвом, близким к концертному, оказалось просто невозможно. Поэтому ряд композиций («Выйти из-под контроля», «Полуфабрикаты» и «Рыба гниет с головы») музыканты были вынуждены записывать с драм-машиной.

1987_otechestvo_kas_03

Вместо баса у ТЕЛЕВИЗОРА были клавиши, на которых играл приятель Борзыкина по университету Игорь Бабанов, в свое время принимавший участие в записи первого альбома группы Бэд бойз . До начала сессии Бабанов исполнял клавишные партии на монофоническом синтезаторе Эстрадин, на котором две ноты одновременно сыграть было невозможно. В середине 90-х годов за этой тридцатикилограммовой махиной рейверы будут гоняться наперегонки, а тогда жирный звук Эстрадина казался музыкантам ТЕЛЕВИЗОРА патриархальным и архаичным. В итоге все синтезаторные партии на альбоме писались на одолженных Роландах и Ямахах , причем половина клавишных ходов была сыграна Борзыкиным.
Своеобразную окраску в музыку Телевизора вносила романтическая гитара Александра Беляева. Один из лучших молодых гитаристов нового поколения, он в рамках концепции минимализма брал именно те ноты, которые скрепляли звук ТЕЛЕВИЗОРА и придавали ему красивый неоновый отсвет.

При записи Борзыкин закрывал глаза и как резаный орал в микрофон. Энергичный, истерически надрывный вокал явно выделялся на фоне холодного звука инструментов. К сожалению, при сведении звукорежиссеры сгладили голосовые искажения и убрали хрипотцу. В итоге баланс между эмоциональным личностным вокалом и минималистскими аранжировками был нарушен и альбом получился холодным, словно ледяная пустыня.

Альбом Отечество иллюзий был посвящен 70-летию Октября, и в определенном смысле это оказалось символичным.

Обложка магнитофонной кассеты, изданной в 1994 г. (внешняя и внутренняя стороны):

1987_otechestvo_kas_01

1987_otechestvo_kas_02

 

***
М. Борзыкин, журнал «РОКСИ», №11, январь — июнь 1986:

Я отказался от вычурности, надуманности образов, и направил свои усилия на резкие, объемные, но понятные образы. Причем, якобы интеллектуальная, претенциозная заумь писалась гораздо легче, чем мои последние песни.

.

***
«Наше радио», передача «Летопись» об альбоме «Отечество Иллюзий», 2004:

Ведущая: Хотя ТЕЛЕВИЗОР в это время выступал и записывался с «живыми» барабанами в нескольких трэках альбома «Отечество Иллюзий» всё-таки пришлось использовать драм-машинки. Потому что писать живые барабаны под лестницей Ленинградского дворца молодежи было, ну, уж очень неудобно.

Борзыкин: То есть, начала человек должен был сыграть на одном барабане, потом — на другом под метроном, потом сыграть на железяках… А по-другому нельзя было, иначе одно мешало другому. Тут даже приносились какие-то клавиши (ни у кого же не было синтезаторов), поэтому такие люди, как Сергей Курехин например, помогали нам всем. Они брали у своих знакомых кабацких музыкантов хорошие синтезаторы, приносили, давали, просто помогали…
…У нас даже не было ни у кого концертного графика. Мы занимались тем же самым, что и до этого. Я работал в котельной, гитарист работал на заводе «Электросила». То есть, продолжали работать и собирались репетировать. Репетировали много в любом случае. Мы усроились в подростковый клуб, делали им там дискотеки два раза в месяц. За это они давали нам репетировать, притащили туда какие-то колонки. В общем часто собирались, часто репетировали. Удовольствие доставляла сама репетиция. Никто тогда не думал ни о турах, ни о деньгах — тогда об этом речи не шло. Было просто интересно попасть в это во всё…

.

***
Информация с буклета CD «Легенды русского рока. Телевизор», 2002:

К 1986 году «Телевизор» готовит новую программу, песни становятся более жесткими, а тексты — остросоциальными. Выступление на Шестом фестивале рок-клуба превращается в громкий скандал. Песни «Мы идем» и «Выйти из-под контроля» не прошли литовку и, соответственно, не были разрешены к исполнению. Несмотря на запрет, Борзыкин их исполнил и стал первым в СССР музыкантом, открыто выступившим против цензуры Телевизор попал во всевозможные запретные списки, и группе на полгода запретили концерты. После этого фестиваля Борзыкина стали называть «Маяковским от рока».
Год спустя, на следующем рок-фестивале, Телевизор выступил с ещё более смелой и остросоциальной программой, в которую вошли песни «Твой папа — фашист», «Рыба гниет с головы» и «Три-четыре гада». Однако времена изменились, наказания не последовало, и группа получила приз за художественную цельность. Песня «Дети уходит» названа лучшей композицией фестиваля, а «Твой папа — фашист» на долгое время стала визитной карточкой «Телевизора». Некоторое время спустя, в Ялте, когда власти за пять минут до начала запретили концерт «ТВ», Борзыкин повел толпу возмущенных зрителей к горкому КПСС, и через мегафон изложил чиновникам свои требования. Концерт, в итоге, состоялся. Год спустя похожая ситуация повторилась в Ленинграде.
В том же 1987 году Телевизор» записывает «Отечество иллюзий» альбом, ставший знаковым и истории группы. Вот что пишет о нем известный рок-критик Александр Кушнир и своей книге «100 магнитоальбомов русского рока»: «Благодаря этой пластинке «Телевизор» сумел переломить общее мнение о себе, как о команде лобовой и исключительно текстовой. То, что альбом отличался от живых выступлений, было замечено практически всеми. Рядовые слушатели хоть и сетовали на отсутствие в нем концертной напористости, но все же оценили нестандартный подход к аранжировкам, Комично, ярлык социальной группы, эдаких рок-борцов с тоталитаризмом еще некоторое время гордо болтался на щите «Телевизора», но эта студийная работа заставила заговорить именно о ином музыкальном мышлении коллектива».
После выхода «Отечества иллюзий» известность «Телевизора» начинает стремительно расти, и группа быстро попадает в пятерку самых популярных коллективов страны, а выступление «Телевизора» на фестивале Подольск-87 многими критиками и по сей день считается одним из лучших концертов в истории русскою рока.

.

***
В 1987 году после выхода альбома «Отечество иллюзий» «Телевизор» входит в пятерку самых известных групп в СССР и на пятом фестивале занимает второе место, обогнав и «Алису», и «Аквариум», и «Кино».

1987_otechestvo_2_geometria

***
В 2017 году лейбл Aby Sho издал альбом «Отечество Иллюзий» на виниле.

oilp01

oilp03

oilp05

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы ТЕЛЕВИЗОР

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ТЕЛЕВИЗОР»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы ТЕЛЕВИЗОР по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий