ТЕЛЕВИЗОР — «Дежавю» (песня) (М. Борзыкин)

Входит в альбом «Дежавю» (2009)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***

Дежа-вю (фр. deja-vu — уже виденное) — термин, введенный в научный оборот французским психологом Эмилем Буараком в начале прошлого века. Обозначает психологическое состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации. Дежа-вю обычно сопровождается ощущением странности и нереальности происходящего.

***
Из интервью с М. Борзыкиным, Февраль 2009:

— Вы способны сейчас на отчаянные поступки, какие совершали в молодости?

МБ: У меня сейчас ощущение дежавю,  я чувствую, что называется, вторую молодость. В этом есть очень много позитивного, поэтому я и позволяю себе лезть под ОМОНовские дубинки. Слава Богу, пока по голове не получил и если не получу, будет вообще замечательно. У меня никогда не было задачи эпатировать ради эпатажа. По-прежнему, основная цель «Телевизора» — донести внутреннюю энергию, боль. Все, что в нас принесло время — вещи поверхностные. Может быть, сейчас я чувствую больший резонанс в окружающей среде и лучше предчувствую нехорошие времена. Про тот же кризис: мы три года подряд говорили о том, что он будет. Никто же не слушал, мол, «мы тут с колен встаем». Я рад, что мне удалось в свое время уловить, к чему все идет. Невзирая на отсутствие экономического мышления.

***
М. Борзыкин, «Rolling Stone», №57, 2009:

Конечно, формально свободы сейчас больше. Но это совсем не то, о чем мы мечтали. Новый альбом «Телевизора» называется «Дежавю». И это дежавю — оно в отдельных признаках. Вот тебя милиционер избил, а в 1984 году он мог точно так же поступить. Тогда ему за это ничего бы не было, и сейчас не будет. Мою маму приковал наручниками мент к батарее, когда она всего лишь попросила его угомонить соседа-наркомана, который жил с ней в коммунальной квартире. 70-летнюю женщину, блокадницу! А отстегивая, сказал, чтобы больше не мешала работать, и в следующий раз пообещал сдать в психушку. Все образы для песен я беру из реальной жизни.

***
Из интервью с М. Борзыкиным, «Фонтанка.ру»,23.04.2009:

МБ: — …я ощущаю похожесть времен начала 80-х на то, что происходит теперь…

— В чем же эта похожесть заключается?

МБ: — Очень много свидетельств. В первую очередь, бесконтрольность властей, милицейский и ФСБ-эшный (в 80-х – КГБ-эшный) беспредел. И тогда, и сейчас этих людей нельзя привлечь, не найти на них управы. Прибавьте к этой цепи абсолютно распоясавшихся чиновников… Какая-то глобальная ложь на центральных телеканалах. Отсутствие свободных выборов, присутствие цензуры в СМИ. Все эти явления роднят две эпохи. Ну и плюс бытовое хамство, которое в середине 90-х несколько поутихло, и пьяных, орущих, с пивом в руках людей в Петербурге было поменьше… Наблюдается также отвратительный ура-патриотизм. В 80-е к рок-музыкантам относились как к изгоям, маргиналам, называли нас агентами Америки, и теперь подобные термины вновь в ходу. С одной стороны, смешно, с другой, понимаешь, что власти другому не обучены. В общем, времена нынче тревожные…

***
…мы по разные стороны баррикад… — см.:

Из интервью с М. Борзыкиным, 17.01.2008:

— После 3 марта многим показалось, что в русском роке произошел раскол. Вы с Шевчуком выступали на «Марше несогласных» в Петербурге, а за день до этого в Москве «Сплин», «Чайф», «Ночные снайперы» приветствовали нового президента.

— Это ведь не первый раз уже происходит. Я был в шоке, когда увидел, что «Алиса» и «Чайф» играли для «нашистов». Ребята, правда, потом говорили, что они, мол, не знали, для кого будут играть, думали — просто открытый концерт. А навезли этих «мертвых чебурашек» — «Наши», «Молодая гвардия»… Но вот сейчас-то? Сейчас-то они точно знали. Ну, это дело личное. Пока еще не настал момент, когда я перестану подавать им руку. Но это может случиться уже очень скоро. Я еще в прошлом году написал песню «Мы по разные стороны баррикад».

***
Из интервью с М. Борзыкиным в радиопрограмме А. Липницкого «Содержание», 20.06.2010:

— Хочется задать тебе неожиданный вопрос: А с кем ты «по разные стороны баррикад«?

— Ну, вообще, песня связана с определенными взаимоотношениями с коллегами по цеху. Вот, наверное, один из самых болевых моментов — то, что Константин Кинчев оказался со мной, как мне кажется по разные стороны баррикад, чего я никак не мог представить еще даже четыре-пять лет назад. И это всё вызывает печаль и тоску конечно… Ну уж не говоря о целых десятках друзей детства или коллег по рок-н-роллу, которые обслуживают сейчас вот эти все корпоративки у власти.

bozikin_kinchev_1
М.Борзыкин (ТЕЛЕВИЗОР) и К.Кинчев (АЛИСА).

***
Из интервью с М. Борзыкиным, 21.03.2008:

– Актуален ли сегодня известный вопрос «С кем вы, мастера культуры?»

– Да, конечно, вопрос этот известен еще с советских времен. Задавался он в ситуации, которая очень напоминает ту, в которой мы оказались сейчас. Правда, задавался он людьми власти. От него до сих пор дрожь по телу. Но по существу, действительно, произошло размежевание деятелей культуры как минимум на два лагеря. Баррикады, которые пролегли между ними, я вижу давно и даже год назад написал об этом песню «Мы по разные стороны баррикад». Обращаюсь в ней к своим братьям по перу, которые уже давно стали обслуживать режим Путина.
Однако этот вопрос личной совести каждого. А с совестью, как мне кажется, люди культуры иногда сталкиваются. Поэтому чаще надо разговаривать с собственной душой, чтобы понять на чьей ты стороне. Вот этого понимания я жду от людей, которые, скажем, занимаются рок-музыкой, литературой, художников и журналистов.

– …Как бы вы определили свое отношение к тем коллегам, что обслуживают власть: вам стыдно за них, жаль их или что-то еще?

– Конечно, я пытаюсь заставить себя не осуждать тех, кто уже несколько лет принимает участие в мероприятиях, похожих на последний концерт. Пытаюсь с ними разговаривать, переубедить. Когда вижу, что это бесполезно, осуждение все равно из меня «вылазит». Но осуждения ни человека, а скорее, его поступка. Я знаю многих по 20-25 лет. Они действительно были другими! Я надеюсь, что это какое-то временное помутнение рассудка. Надеюсь, что их поступки продиктованы не сознательным желанием присоединиться ко злу, к чему-то большому и надежному, а какими-то философскими заблуждениями. Многих из них я понимаю, но не принимаю. Но есть и особенно одиозные личности, которые очевидно за большие гонорары все это делают. Сам факт этого уже неприятен.

– Можете ли назвать какие-то имена?

– Например, риторика Андрея Макаревича, мои беседы с «чайфами»… Все это меня убеждает, к сожалению, только в том, что имеет место обычный процесс старения мозга и души, который принято называть конформизмом. И они еще выдают его за жизненную позицию! Если так дальше пойдет, может настать момент, когда и руки им не подам. Но пока мы здороваемся. Особняком тут Борис Гребенщиков, встречавшийся с Владиславом Сурковым. По словам БГ, его отношение к идеологу сводится к тому, что тот, мол, приятный собеседник, с которым можно обсудить многие культурологические темы. Но в то же время Сурков очень умело использовал его для создания тишины в идеологической сфере.

tv2009_1
Не все рок-коллеги оказались по ту сторону баррикад.
На фото: М. Борзыкин и Ю. Шевчук на «Марше несогласных».

***
Берлинская стена —  защитное сооружение, возведенное 13 августа 1961 по инициативе властей Германской Демократической республики и до 9 ноября 1989 г. отделявшее Западный Берлин от восточной части Берлина и территории ГДР (см. фото внизу). Один из самых известных символов холодной войны. По данным правительства ГДР, при попытке пересечь Берлинскую стену погибло 125 человек. По другим данным, число погибших при попытке бежать на Запад составило не менее 1245 человек.

dezhavu

 

_______________________________________________________________________

Текст песни «Дежавю»:

Дежавю — они вернулись,
А нас простыл и след.
Голос юный питерских улиц
По-московски охрип и ослеп.
Вспоминай! Её звали Свобода,
За неё мы могди умереть…
Старина ,недавно видел её тут-
В рекламе пудры для упырей.

А тот мелкий бес — как его звали?-
Прокуратор Комитета Добра…
Он теперь — спонсор того фестиваля,
На котором тебе завтра играть.
Ах да, за спиной-долги и заботы:
О семье, о доме, о кошельке…
Путь домой — когда-то его ты
Собирался пройти налегке.

Обьяснить, не осуждая,
Не смогу, и тебе всё равно.
VIP-зона у ворот рая,
А вокруг баррикады Берлинской стеной…

И как приговор во мне — глухая тоска:
Мы по разные стороны баррикад.
И я хотел бы быть добрым,
Я хотел бы солгать…
Но мы — по разные стороны баррикад.

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы ТЕЛЕВИЗОР

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ТЕЛЕВИЗОР»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы ТЕЛЕВИЗОР по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий