Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Зарубежные хиты», «Тематические хиты»
«Существует пятое измерение за пределами знаний человека — это измерение такое же обширное как космос и безвременное как бесконечность. Это пограничная область между светом и тенью, между наукой и предрассудками, и она лежит между пропастью человеческого страха и вершиной его знаний. Это измерение — воображение, это область, которую мы называем Сумеречная Зона».
Вот уже более полувека этими словами начинается каждый эпизод телесериала, представляющего собой некий сборник новелл, балансирующих на грани мистики и фантастики, хоррора и триллера. «Сумеречная Зона» — один из ярких примеров того, как можно за 30 минут показать полноценную законченную историю, а не «размазывать» её тонким слоем на 2 часа, как это делают многие современные киноделы.
Впервые вышедший на экраны в 1959 году, сериал оказался крайне живучим и возрождался несколько раз. Менялись истории, заставки, режиссёры, ведущие.. Неизменными оставались лишь вступительные слова и, следующая за ними, музыкальная тема.
Хотя, нет… С музыкой всё было сложнее и запутаннее…
На самом деле в первом сезоне «Сумеречной Зоны» музыкальная тема была совершенно другой. Её сочинил Бернард Херрман — композитор, который с 1955 по 1964 год работал с самим Альфредом Хичкоком и написал саундтреки к таким «пугающим» фильмам, как «Головокружение» и «Психо».
Альфред Хичкок и переутомившийся Бернард Херрман.
Казалось бы, его тема, построенная на основе всего двух аккордов, прекрасно вписывалась в концепцию сериала, привнося туда необходимую интригу — предчувствие чего-то загадочного и тревожного.
Однако, создатель и первый ведущий «Сумеречной Зоны» — Род Серлинг — видимо, захотел что-то более яркое, более необычное, более жутковатое. Задание сочинить ко второму сезону новую заглавную тему было поручено сразу нескольким композиторам — в том числе и Херрману. Но ни один из результатов Серлингу так и не понравился…
Ситуацию спас Люд Глускин — музыкальный директор телеканала CBS, на котором выходил сериал. Тут надо сказать, что, по правилам американского профсоюза музыкантов, за каждое повторное использование какой-либо авторской музыки нужно было снова выплачивать ту же сумму, что и за первоначальное использование. Разумеется, телеканалам подобная ситуация не нравилась, и Глускин разработал хитроумный план.
Он выезжал в Европу, где американские правила не действовали, и за единоразовую плату заказывал музыку тамошним композиторам. После чего сочинённая музыка поступала в библиотеку CBS и могла использоваться без ограничений.
Во время одной из таких поездок Глускин нашёл в Париже композитора румынского происхождения — Мариуса Констана — и обратился к нему с типичным предложением.
Мариус Констан:
«Он сказал: «Мы работаем над телешоу, и я дам вам 200 долларов, если вы до завтра сочините к нему тему. Если результат нас устроит, вы заработаете ещё 500 долларов»».
Мариус Констан (1925-2004).
Глускин описал шоу, как «странное, невероятное, фантастическое». На следующий день Констан принёс шесть записанных набросков, получил деньги и надолго забыл о своей «подработке».
Другое дело — Глускин. В минуту отчаяния, когда старания остальных композиторов были отвергнуты, он решил сделать микс из двух набросков Констана — «Etrange №3» и «Milieu №2». Первый представлял собой просто, «бегающие по кругу», четыре ноты, сыгранные на электрогитаре. Второй был не менее странным, но более музыкальным — кроме электрогитары там тревожно стучали бонги, угрожающе ревел саксофон, и истерично взвизгивала флейта.
Стерлингу микс понравился настолько, что тема Констана не менялась на протяжении всех последующих сезонов оригинального сериала — т.е. с 1960 по 1964 год. Более того — пишут, что при повторной трансляции её вставили и в 1-й сезон, заменив тему Херрмана. А так как Стерлинг полагал, что права на эту музыку принадлежат CBS, то имя Констана в титрах решил не указывать. В 1964 году он даже подавал судебный иск против группы The MARKETTS, которая, по его мнению, «украла» из сериала тот самый гитарный перебор для своего сёрф-инструментала «Out of Limits».
Подобная ситуация порой приводила к путанице. Например, в 1980 году группа The MANHATTAN TRANSFER выпустила сингл «Twilight Zone / Twilight Tone».
Это была целая диско-песня, сочинённая на основе музыкальной темы Констана и с текстом, посвящённым… самой мелодии (тому, как она уносит слушателя «по туннелю разума» в загадочный мистический мир воображения и т.д. и т.п.). Так вот, автором музыки на этом сингле ошибочно указали Херрмана…
Что же касается Мариуса Констана, то он долгое время вообще не подозревал, что его наброски превратились в столь культовую тему. Судя по всему, узнал он об этом лишь, когда в 1983 году было решено выпустить по мотивам сериала полнометражный фильм «Twilight Zone: The Movie». Этому предшествовало судебное разбирательство между композитором и CBS. В итоге стороны договорились, что признают авторство Констана, а он, в свою очередь, не будет требовать авторских отчислений за предыдущие годы использования его музыки.
Для фильма 1983 года тему Констана заново обработал и перезаписал Джерри Голдсмит, не сильно далеко отходя от оригинала.
А вот следующие версии получились куда необычнее. Дело в том, что после выхода фильма решили возродить и сам сериал – причём делали это не один раз. И каждый раз тему Констана отдавали в руки разных музыкантов. В 1985 году её перезаписала группа GRATEFUL DEAD, добавив туда любимой психоделии, а в 2002-м — Джонатан Дэвис из группы KORN, добавив туда любимого «тежеляка». Интересно, что в обоих случаях музыканты решили передвинуть знаменитую мелодию из 4-х нот из начала в конец.
Когда в 2019-м году «Сумеречную Зону» возродили снова, то решили от экспериментов с музыкой отказаться. Новые аранжировщики — Марко Белтрами и Брэндон Робертс — весьма бережно отнеслись к теме Констана и сохранили практически все нюансы оригинальной мелодии.
Автор: Сергей Курий
май 2020 г.