Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Прочие статьи»
К93 Оседлать Пегаса, или Как писать стихи: пособие для начинающего поэта / С. Курий. —
Ростов н/Д : Феникс, 2012. — 220, [2] с.
© Курий С., 2011
© ООО «Феникс»: оформление, 2012
Аннотация издательства:
Эта книга приоткроет дверь в удивительный мир поэзии, обучит основным правилам стихосложения, поможет сформировать у читателя представление о самом предмете и сути поэзии, покажет все разнообразие технического арсенала и форм, уже накопленных предыдущим поэтическим опытом, и поможет предостеречь от самых характерных и распространенных ошибок всех неофитов. Без всего этого начинающий поэт будет постоянно бродить уже вытоптанными дорогами и «изобретать велосипед».
Книг по стихосложению существует немало, однако большинство их написано тяжелым научным языком. Человека, впервые соприкасающегося с поэзией, они, вероятнее всего, отпугнут. Автор этой книги излагает основы поэтического творчества понятным простым языком, свободным от всего того, что затрудняет первое знакомство с поэзией.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Чем поэзия отличается от прозы?
Поэзия на границе с прозой. — Рифмовать не обязательно. — Что такое «складно»? — Поэтический язык и «проза жизни». — «Имей слова — мысли придут». — Определения поэзии от великих людей.
2. Зачем люди пишут и читают стихи?
Видеть и чувствовать иначе. — Можно ли писать стихи «для себя»? — Пропуск в мировую культуру. — Практическая польза поэзии.
3. Ритм и размер
Ритм — каркас стихотворения. — Стихи, строфы и паузы. — Системы стихосложения. — Стопа. — Кому нужны стихотворные размеры? — Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий анапест. — Вольный стих. — Убывание и рост (логогрифы и ропалики).
4. Звукопись: рифма
Благозвучие и звуковые повторы. — Чем хороша и плоха рифма? — «Палка-селедка», или как нельзя рифмовать. — Рифмы закрытые и открытые, мужские и женские. — Рифмы в конце, начале и середине. — Рифмы богатые и бедные, точные и приблизительные. — Можно ли рифмовать «палку» с «палкой»? — Три «косы»: каламбурные рифмы. — Монорим и рассеченная рифма. — «Читатель ждет уж рифмы «розы»…» (банальные рифмы). — Способы рифмовки (aa bb, abab и др.) — «Не рифмуется…» (холостая рифма)
5. Звукопись: еще о звуковых повторах, приемах и ошибках
«Чуждый чарам черный челн…» (аллитерации и ассонансы). — «Каркнул ворон «Nevermore!»… (звукоподражание). — Никакого «Р»! (липограммы) — Только «П»! (тавтограммы) — Повторенье — соль стихотворенья. — «У, жопа, стой!» (неблагозвучные скопления и неожиданные слияния).
6. Строгие строфические формы
Строгие стражи поэзии. — Может ли стихотворение быть в одну строку или вообще без слов? — Двустишия и четверостишия. — Терцинами проложен путь в ад. — Катрены + терцеты = Сонет. — Тяжел же ты, «Венок Сонетов»! — Онегинская строфа. — «Любимая, дай спеть тебе канцону…» — Октава. — Тасуем рифмы и строки (секстины, триолеты, рондо и рондели). — Лимерики — английские «чепушинки».
7. О других формах и жанрах
Эпос, лирика и драма. — Такая разная баллада. — Раздумья и грусть (стансы и элегия). — Хвалебные жанры (ода и мадригал). — «Мораль сей басни такова…» — «Огонь нежданных эпиграмм…» — «Три гирлицы под виндом…» (макароническая поэзия). — Подражание подражанию рознь. — Стилизация и реминисценция. — Центон — модель для сборки. — Зачем посвящают стихи?
8. Стихотворения без рифмы
Века без рифмы. — Белые стихи. — Как верлибр приблизился к прозе. — Стихотворения в прозе. — Стоит ли злоупотреблять верлибром и выдавать прозу за поэзию?
9. Восточная поэзия
Танка и хайку (хокку). — В чем прелесть знаменитого хайку о прыгнувшей лягушке? — Можно ли создать русское хайку? — Страсть к повторениям в мусульманской поэзии. — Рубаи, газель, касыда, муссадас, диван.
10. Визуальная поэзия и графические приёмы
Акростихи, мезостихи, телестихи, абецедарии. — Образы, составленные из строчек (фигурные стихи). — Задом наперед (палиндром, анацикл, реверс). — Как графически оформить стихотворение? — «Лесенка» Маяковского, тире Цветаевой и мобильные «смайлики».
11. Слова. Образы. Темы.
Мир глазами поэта. — Что такое «рвакля», «шорьки» и «убещур»? (неологизмы и заумь) — Абсурдная поэзия ОБЭРИУтов. — Что поэт может делать со словами? — Образы, одетые в эпитеты, метафоры, гиперболы. — Образы банальные, двусмысленные и ошибочные. — Какие темы в поэзии наиболее популярны? — Что такое «поток сознания»?
12. От вдохновенья до стихотворенья (поэтическая практика)
Что такое вдохновенье и стоит ли его ждать? — Как не стать «чукчей-писателем»? — Что иметь под рукой? — Черновики и чистовики. — Править? Сократить? Отложить? Бросить? — Творческое «похмелье». — К кому обращаться за помощью?
13. Графоманы, критика и поэтическая среда
Стихотворение написано. Что дальше? — Зачем нужна поэтическая среда: ее плюсы и минусы. — Как оценить поэта? — Как реагировать на критику? — Ищите своего читателя. — Поэтические игры и конкурсы. — Кто такой графоман и как им не стать?
14. Поэтический сборник
Как оформить поэтический сборник? — Вступительные статьи, биография, комментарии. — Картинки и рамочки. — Отбор и расположение стихотворений. — Осторожно: редактор!
15. Чему служит поэзия? (о «высоком» и «низком»)
Поэзия — «штык» или «замок из слоновой кости»? — Политическая конъюнктура. — Должна ли поэзия быть понятной? — Нужно ли стремиться к простоте? — Поэзия от Бога или от Дьявола?
ЭПИЛОГ (+ список использованной литературы)
____________
Выходные данные:
Ответственный редактор: А. Васько
Выпускающий редактор: Г. Логвинова
Технический редактор: Ю. Давыдова
Макет обложки: А. Рунов
Сдано в набор 28.09.2011.
Подписано в печать 28.11.2011.
Формат 84×108. Бумага офсет.
Гарнитура «Школьная».
Тираж 3 000 экз.
Заказ № 648.
ООО «Феникс»
344082, г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 80. Тел./факс (8G3) 261-89-50
Отпечатано с готовых диапозитивов в ЗАО «Книга». 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57.