Сергей Курий — Гремящие моря

Входит в альбом «Побег в Средиземье, ч.3: Война Кольца» (1992-2013)

Архивная акустическая запись 1994 г.
(соло на гитаре — Юрий Суворов):

_______________________________________________________________________

Текст песни «Гремящие моря»:

Em
Куда уходят люди?
C
Где пропадают птицы?
Am
Куда уносит ветер
H
Знакомые нам лица?

Мы шли, держа стаканы.
Мы думали — мы боги.
Но искривились странно
Гремящие потоки.

C           D                    Em
И потерявшие друг друга
                                           C
      в этой призрачной мгле,
               D                 G
И те, кому не суждено
                          D              C
      сойтись на этой земле –
                           D
Всем нам сердца согреет
        G                        D            C
      только лишь надежда одна –
H                                        Em    C Am H
Что все мы встретимся ТАМ…

Кто бросит вызов буре?
Она не терпит фальши.
И корабли вернулись —
Их не пустили дальше.

На Край Благословенный
Наложено заклятье,
И людям Дар от Эру
Отныне стал проклятьем!

И потерявшие друг друга
в этой призрачной мгле,
И те, кому не суждено
сойтись на этой земле —
Всем нам сердца согреет
только лишь надежда одна —
Что все мы встретимся ТАМ…

Куда уходят люди?
Где пропадают птицы?
Куда уносит ветер
Знакомые нам лица?

Пусть нам дано немного…
Свободно наше знамя!
Мы встретимся в чертогах
За Крайними Морями.

И потерявшие друг друга
в этой гибельной мгле,
И те, кому не суждено
сойтись на этой земле,
Назло судьбе, назло земле,
назло Гремящим морям,
Мы всё же встретимся ТАМ!

Сергей Курий — текст, музыка, исполнение — декабрь 1994 г.

_______________________________________________________________________

КОММЕНТАРИИ:

***
С. Курий:

У этой песни интересная и необычная история. Начнем с того, что писать я ее начал, совершенно не помышляя о Толкине. Строчки «Куда уходят люди? Где пропадают птицы?» сразу же выводили на тему смерти. Но затем всплыл образ Гремящих морей, за которыыми исчезают души, а оттуда было рукой подать до Толкиновской мифологии. Появились корабли, не способные пробится в запредельный мир, а затем и сам Эру — толкиновский Бог-творец. Подобные извивы образов не удивительны, если учесть, что песня писалась в конце 1994 года — в пик увлечения Толкиным.
Удивительно другое — поначалу песня мне почему-то сильно не понравилась. Уж теперь и не знаю почему. Не понравилась настолько, что даже во время знаменательной записи толкинистского цикла у Бороды «Песни Алой Книги — 2», я долго ее не показывал. Лишь, когда набор песен иссяк, я робко предложил ее на обозрение. Присутствующие сразу же ее одобрили, а один из участников записи — Юрий Суворов — по быстренькому сочинил к «Гремящим морям» гитарное соло. С соло песня зазвучала настолько красиво, что я тут же в нее влюбился.
Дальнейшие положительные отклики окончательно убедили меня, что песня — не просто хорошая, а очень хорошая. Единственное, что я сделал впоследствии — так это немного подкорректировал строчки в припевах и перезаписал в новой аранжировке.


СПРАВКА:

Отрывок из Д. Р.Р. Толкин «Сильмариллион». (пер. Эстель):

Эльфы, однако, знают, что люди часто печалят Манвэ, которому открыты многие думы Илуватара; ибо эльфам кажется, что из всех айнуров люди больше всего напоминают Мелькора, хотя он всегда боялся и ненавидел их — даже тех, кто служил ему.
Одним из этих Даров Свободы является то, что люди лишь малое время живут живой жизнью, и не привязаны к Миру, а после смерти уходят — куда, эльфам неведомо. Эльфы же остаются до конца дней, и потому их любовь к Земле и всему миру более ясна и горька — и с годами все горше. Ибо эльфы не умирают, пока жив мир, если не убиты или не истомлены скорбью (а они подвержены этим мнимым смертям); и годы не уносят их сил, просто некоторые устают от десятков тысячелетий жизни. А умерев, они собираются в чертогах Мандоса в Валиноре, откуда могут в свое время возвратиться. Но сыновья Людей умирают по-настоящему и покидают мир; потому они зовутся Гостями или Скитальцами. Смерть — их судьба, дар Илуватара, которому с течением времени позавидуют даже Стихии. Но Мелькор извратил его и смешал с мраком, и обратил добро во зло, а надежду в страх. Однако, давным-давно, в Валиноре валары открыли эльфам, что люди вступят во Второй Хор Айнуров; тогда как мыслей своих об эльфах Илуватар не являл никому.

[….]

Флот Ар-Фаразона между тем пересек море и минул Аваллонэ и весь остров Эрессэа, и опечалились эль дары, ибо свет восходящего солнца затмился нуменорскими парусами. И вот Ар-Фаразон достиг Амана, Благословенного Края, и приплыл к берегам Валинора; и по-прежнему стояла мертвая тишь, и судьба мира повисла на волоске. И в последний миг Ар-Фаразон заколебался и едва не повернул назад. Дрогнуло его сердце, когда взглянул он на безмолвные берега и узрел сияние Таниквэтиля, что белее снега и холоднее смерти, безмолвное, неизменное и ужасное, как отблеск света Илуватара. Но гордыня была сильнее, и Ар-Фаразон покинул корабль, и ступил на берег, возглашая, что край этот принадлежит ему, если только никто не выйдет оспорить его права. И войско нуменорцев стало лагерем у Туны, где нашли убежище эльдары.
И тогда Манвэ с вершины Горы воззвал к Илуватару, и в тот миг валары отказались от власти над Ардой. И явил Илуватар свою мощь, и изменил облик мира; и разверзлась в море бездна меж Нуменором и Бессмертными Землями, и хлынула в бездну вода, и рев и пена этого потока достигли небес, и мир содрогнулся. И бездна та поглотила весь нуменорский флот, и он сгинул. Король же Ар-Фаразон и смертные витязи, что ступили на землю Амана, были погребены под обрушившимися скалами; говорят, что так и томятся они в заточении в Пещерах Забвения, пока не грянет Последняя Битва и День Рока.
Аман и Эрессэа ушли из мира и с тех пор недоступны людям. Андор же, Дарованная Земля, Царственный Нуменор, Эленна Звезды Эарендиля — земля эта погибла. Ибо она оказалась на восточном краю чудовищной расселины, и ее основание рухнуло, и она погрузилась во тьму, и ее нет более. И нет ныне в мире места, где хранилась бы память о днях, не затененных лихом. Ибо Илуватар простер к западу от Средиземья Безбрежные Моря, а к востоку Бесконечные Пустыни, и сотворил новые моря и новые земли; но мир умалился и обеднел, ибо Валинор и Эрессэа ушли в края недостижимые.

.


___________________________________

<<< Вернуться на страницу «Сергей Курий — Дискография»

<<< Вернуться на страничку «Сергей Курий — Песни по алфавиту»