Входит в альбом «Nigredo» (1994)
КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:
***
Из интервью с С. Калугиным, январь 1995 г.:
— А теперь насчет поэзии. Там же сонеты…
СК: Я довольно долгое время на вопрос о том, чем я занимаюсь, отвечал, что я консервативный революционер в искусстве. И как раз обращение к сонету связано с тем… хм, оно связано с печальным и смешным событием, когда меня не допустили до экзаменов в Литературный институт. Я подал туда какие-то свои текстушечки и свято верил, что меня сейчас с распростертыми объятиями туда примут, а меня даже до экзаменов не допустили. Я озверел и решил разобраться с классическим стихосложением накоротке. Вот именно «Венок сонетов» — и была такая разборка с классикой; но в результате, как всякий человек, лишенный высшего образования, когда я начал писать»Венок сонетов», я совершенно не удосужился залезть хотя бы в краткое пособие и посмотреть, что же такое сонет. В результате я написал фактически целый венок сонетов, в которых была варварски нарушена сонетная форма. То есть, я четко знал, что сонет это — два четырехстишья и два трехстишья, но я совершенно не учел, что в первом и во втором четверостишьи рифмы должны быть одни и те же; то есть, я соблюдал порядок, но не соблюдал рифмовку. В результате написал венок сонетов, а сонетами эти сонеты не являются! …А в принципе, тяготение к каким-то классическим формам связано с тем, что я сознаю себя частью этой волны Синтеза, которая идет в противовес Хаосу. Я традиционалист, и опора на традицию — это главная составляющая того, что я делаю. Правда в последнее время я много ошибался, поэтому сложно обо всем об этом говорить.
.
***
Из интервью с С. Калугиным, газета «Солидарность» №04 (30/01/08):
С. КАЛУГИН: Надо научиться вкладывать мысли в определенные рамки. Есть форма “сонет”, очень жесткая, очень короткая. Достаточно написать несколько сонетов, чтобы научиться писать стихи. Но нужно понять способ рифмовки и построения стихотворения, при этом содержание развивается так: теза, антитеза, синтез (разработка), парадоксальный вывод. И вот когда ты научился вкладывать задуманный посыл в эту строгую форму, ты научился писать стихи.
.
***
Незабвенный Nigredo // Сергей Калугин, Phoenix Concert Hall, 18.12
Арт-журнал ОКОЛО. 23 декабря 2014:
http://okolo.me/2014/12/nezabvennyj-nigredo-sergej-kalugin-phoenix-concert-hall-18-12/
Начало первого отделения вылилось в длинную историю или, вернее, предысторию о создании альбома.
…Кто бы мог подумать, что сонеты, в которых выискивали глубочайший смысл многие люди, были записаны исключительно для бельгийского университета с целью глубокого изучения русского языка.
.
***
Сергей Калугин: 20 лет «Nigredo». Студенченская газета «Студень». 2014:
http://studen-online.ru/culture/1452/
— На «Nigredo» есть несколько сонетов из первого «Венка». Недавно у вас появился второй. Говорят, «Венок сонетов 2» появился на свет более, чем стихийно.
— Уверяю, первый появился не менее стихийно и по намного более глупой причине. Это ж не повод. Главное, что он появился — хрен сотрёшь. Так и следует поступать.
.
***
роза на груди креста… —
Крест с розой — эмблема розенкрейцеров, религиозной секты, основанной в 1484 году немецким ученым Христианом Розенкрейцем. В 17 веке эмблема и название «розенкрейцеры» были переняты тайными филосовскими обществами, которые занимались алхимией и мистицизмом и выбрали розу и крест символом Воскрешения и Искупления Христа.
Крест также символизирует человеческое тело, а роза в центре символизирует чистые жизненные флюиды. Иногда крест с розой трактуют как розу, растущую на кресте Дерева жизни, как символ возрождения и воскрешения.
***
эпилепсия — хроническое заболевание головного мозга, протекающее в виде преимущественно судорожных припадков с потерей сознания и изменений личности.
***
камланье — шаманский ритуал, приводящий в экстатическое состояние; сопровождается пением и ударами в бубен.
***
теургия — (греч. theurgia, букв. — божественное действие, чудо), вид магии, с помощью которой считалось возможным изменить ход событий подчиняя своей воле действия богов и духов.
***
Пан — в греческой мифологии первоначально бог стад, покровитель пастухов, затем всей природы. Изображался в виде человека с козлиными рогами, копытами и бородой. Музыкальным инструментом Пана традиционно является флейта.
***
епитрахиль — часть облачения священника, расшитый узорами передник, надеваемый на шею и носимый под ризой.
Епитрахиль с поручами.
***
поденки — отряд насекомых. Большую часть жизни проводят в стадии личинок. Во половозрелой крылатой стадии живут от полутора часов до двух-трех дней — отсюда название. После размножения гибнут.
Поденка.
_______________________________________________________________________
Тексты «Сонетов»:
Сонет №1Мой голос тих, я отыскал слова
В пустых зрачках полночного покоя.
Божественно пуста моя глава
И вне меня безмолвие пустое.Скажи я прав ведь эта пустота
И есть начало верного служенья?
И будет свет, и будет наполненье,
И вспыхнет роза на груди креста?Но нет ответа тянется покой
И кажется следит за мной другой.
Внимательно и строго ожиданье.И я уже на грани естества.
И с губ моих срываются слова
Равновеликие холодному молчанью.
Сонет №2Равновеликие холодному молчанью,
Струились реки посреди равнин.
Я плыл по рекам, но не дал названья,
Ни берегу, ни камню средь стремнин.Я проходил, я рекам был свидетель,
Я знал завет: не выносить суда.
И я не осквернил вопросом рта,
И ничего сужденьем не отметил.Лишь дельты вид мне отомкнул уста,
Я закричал и гулко пустота.
Слова мои разбив об острова,Откликнулась бездонным тяжким эхом.
Я слышал крик и понимал со смехом:
Слова мертвы, моя душа мертва.
Сонет №3Я не ищу пред небом оправданья,
Я начинаю призрачный разбег.
В священной эпилепсии камланья,
Нетопырем кружусь над гладью рек.Я проницаю горы и лощины,
Я различаю сущности стихий.
Схлестнувшиеся в танце теургий,
И каждый миг являющие сына.Все время правды суть обнажена,
И льется в полночь полная луна.
И плоть моя не властна надо мной.И пламя звезд сквозь призму вечных вод.
Пронзает ночь и дарит мне полет,
Над опьяненной ливнями землей.
Сонет №4Над опьяненной ливнями землей,
Царят седые призраки тумана.
И вечер тих настолько, что порой,
Я слышу плачь далекой флейты Пана.Бреду рекой по горло в тростниках,
Сам плачу от покоя и бессилья.
А лунный свет лежит епитрахилью,
В крестах поденок на моих плечах.И ветви ив касаются волны,
И каждое мгновенье тишины.
Стремительно, как тень бегущей лани.И преломлен речною глубиной.
По темным водам шествует за мной,
Агат Луны, томительно туманен..
_______________________________________________________________________
<<< Вернуться на главную страницу группы ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ
<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ»
<<< Вернуться на страницу «Песни группы ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ по алфавиту»
Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий