Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Прочие статьи»
Дед Мороз до революции
«Я Мороз, Красный нос,
С белой бородою.
Ущипну — так до слез!
Не шути со мною.
Для чего, почему
Должен я сердиться?
Я пришел к вам, друзья,
Чтобы веселиться!».
(Э. Богуславская)
Возможно кто-то удивится, но наш Дед Мороз никогда не состоял в родстве ни с христианскими святыми, ни с американскими пузотерами. Его генеалогическое древо уходит корнями в самое что ни на есть дремучее язычество. Славянский фольклор наградил этот неласковый зимний дух множеством характерных прозвищ — Морозко, Студенец, Трескунец, Карачун, Зимник.
«Мороз-воевода дозором обходит владенья свои…».
Поначалу никаким альтруизмом сей персонаж не страдал, святостью не отличался — морозил людишек почем зря, ну и подарков, естественно, не дарил. Наоборот, ЕГО задабривали. Накануне Рождества выходили на порог с ложкой кутьи или киселя и кричали: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть; Мороз, Мороз! Не бей наш овес (или какое-нибудь другое посевное растение)!».
В общем, как понимаете, дядькой он был суровым, холодным и даже от его ледяной любви веяло смертью. Лучше всего этот образ оказался запечатлен в поэме Н. Некрасова «Мороз Красный Нос». Помню, что, впервые взявшись за нее, я ожидал встретить милого новогоднего старика…
Сравните два отрывка из поэмы:
1.
«…Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи —
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде…»2.
«…Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить.…Без мелу всю выбелю рожу,
А нос запылает огнем,
И бороду так приморожу
К вожжам — хоть руби топором!»Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.Войди в мое царство со мною
И будь ты царицею в нем!
Поцарствуем славно зимою,
А летом глубоко уснем».
Не стоит, наверное, говорить, что в детские сборники и хрестоматии попал именно первый отрывок, где Мороз выглядит солидным воеводой и волшебником без всяких там криминально-некрофильских замашек. Начал смягчаться образ Деда Мороза и в сказках. Уже в народной сказке «Морозко» этот седобородый старик, хоть и издевается над одинокими девицами, устраивая им тест на морозостойкость, в итоге за терпение и вежливость вознаграждает, а за грубость — наказывает (наказание, правда опять-таки чересчур уж строгое). Как говорится: «Строгий, но справедливый».
Кадр из к-ф «Морозко».
В 1840 г. князь В. Одоевский публикует еще одну этапную сказку — «Мороз Иванович». В ней образ нашего героя подвергается дальнейшей трансформации. Здесь снова участвуют две девицы-антагонистки, но события развиваются не в зимнем лесу, а на дне студеного колодца. Первая девица лезет в этот колодец за упавшим ведром, а в результате встречает там Мороза Ивановича — статного дедушку с белой бородой («Тряхнет головой — иней сыплется»). Живет дед в ледяном дворце, а спит на снежных перинах. Гостью он подарками одаривает, но не за красивые глаза и даже не за вежливость, а за добротное исполнение хозяйственных работ. Ленивая девица хоть подарков и не получает, но, в отличие от героини Морозко, домой добирается живой и невредимой.
Пока из грозного зимнего «терминатора» постепенно выкристаллизовался добрый дедушка, прошло немало лет. А к этому времени и новогодняя елка подоспела. Дело в том, что хотя Петр I и повелел в 1699 г. царской волей «счислять» новый год с 1 января (а не 1 сентября, как было до этого) и украшать дома елками, народ это нововведение принял не сразу. Сначала елочные торжества устраивали иностранцы, в основном немцы, а потом как-то и наши втянулись. Только в 1852 году в Петербурге была установлена первая публичная елка! Не удивительно, что на роль того, кто стоит под елкой и дарит подарки сначала претендовали западные персонажи — от дедушки Николая до немецкого старого Рупхерта.
Дети и Санта Клаус у «дерева Клауса» (нем. Klausbaum).
Гравюра из немецкой книги «50 басен с картинками для детей».
Вскоре святые и немцы отпали, и остался рядом с елкой наш человек — «истинный славянин с нордическим харатером». Достойную конкуренцию ему составляли лишь рождественские ангелочки.
Впрочем, всероссийскую популярность Дед Мороз завоевал не сразу, оставаясь в начале ХХ в. участником только городских торжеств. Сельское население справляло Рождество по старинке, ограничиваясь церковью и колядками. А тут грянула революция!
Дореволюционные Рождественские открытки.
Советский Дед Мороз — от репрессий к славе
«…Дворник трубку курит, курит…
И глаза от снега щурит,
И вздыхает, и зевает,
И внезапно засыпает.
Глянь-ка, Маня… — крикнул Ваня.
Видишь, чучело сидит
И глазами-угольками
На метлу свою глядит.
Это вроде снежной бабки,
Или просто Дед Мороз,
Ну-ка дай ему по шапке,
Да схвати его за нос!»…
(Д. Хармс)
«Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов».
(агитационный слоган 1920-х годов)
Несмотря на то, что вождь мирового пролетариата посещал праздничные елки, а его старшая сестра Анна Ульянова продолжала ставить их для своих племянников даже после ломки «старого мира», в целом зимним праздникам пришлось не сладко. Развернувшаяся в 1920-х годах антирелигиозная кампания не пощадила ни Рождества, ни ангелочков, ни елку, ни Деда Мороза, ни сказок. Все это было признано вредным «старорежимным» обманом народных масс.
«Материалы к антирелигиозной пропаганде в рождественские дни», 1927 г.:
«Ребят обманывают, что подарки им принес Дед Мороз. Религиозность ребят начинается именно с елки. Господствующие эксплуататорские классы пользуются «милой» елочкой и «добрым» Дедом Морозом еще и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала».Д. Бедный «Рождественская картина. Бытовая»:
«Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный елочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный «Дед-Мороз»
С елкой под мышкой саночки вез,
Санки с ребенком годочков пяти.
Советского тут ничего не найти!»
Гонения на Деда Мороза и елку прекратились тогда, когда товарищ Сталин разгромил неуемных «вечных революционеров-оппозиционеров» и начал потихоньку возвращаться к самодержавному консерватизму и воскрешать некоторые из старых традиций.
Конечно, ни о каком официальном праздновании Рождества речи быть не могло. Зато 28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышла установочная статья секретаря ЦК КПСС П. Постышева, а следом за ней и решение ВЛКСМ.
П. Постышев:
«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев… Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею… Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец… устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах…».
Шарж на Постышева.
В обоих документах всем комсомольским организациям настоятельно рекомендовалось провести для детей новогодние (не рождественские!) елки. Восьмиконечную белую звезду Вифлиема заменили на пятиконечную красную, ну а Деда Мороза, ввиду отсутствия религиозной символики, оставили практически нетронутым. Впервые он «вышел из подполья» в 1937 году, когда в Колонном зале Дома Союзов состоялась первая кремлевская елка. Очевидец этого торжества Надежда Стрелец вспоминала: «Она такая невзрачная была, вся в вате, которую клочками набросали». Как бы в ответ на эту критику в СССР тут же наладили выпуск елочных игрушек, «замороженный» в лихие революционные годы.
Анекдот в тему:
«В канун Нового года в Кремле состоялось торжественное вручение государственных подарков гражданам, которые хорошо себя ведут, кушают, что дают, и знают стихи».
Кремлевская елка в 1938 году.
Влияние рекламы в СССР с успехом заменяли руководящие указания из центра. Если партия сказала праздновать елку, то на следующий день вся многомиллионная страна отзывалась: «Есть!». В результате высшим официальным лицом на время новогодних праздников становился именно Дед Мороз.
В конце 1930-х годов имидж советского Мороза был окончательно доработан. Как мы уже говорили, на Санта Клауса наш Дед Мороз стал походить только седой бородой, меховым прикидом и мешком с подарками. В остальном он ничуть не напоминал кругленького гномика, наоборот — был рослым, могучим богатырем с раскатистым басом, ведущим здоровый образ жизни. Шуба у Мороза, в отличие от Санты, спускалась до пят и подпоясывалась не ремнем, а кушаком. Цвет шубы сначала был, как и положено зимнему владыке, фиолетовым, но постепенно стал вытесняться более нарядным красным. На голове была шапка с опушкой ровной круглой формы без всяких там кисточек и помпонов. Руки прятались в огромные рукавицы, а на ноги одевались либо красные сапоги, либо валенки. Ездил он не на оленях, а на русской тройке… Да и ездил не один, а с очаровательной спутницей, аналогов которой нет ни в одной стране.
Кремлевская елка в 1960 году.
На елку его сопровождали следующие официальные лица…
«— Расскажи, Снегурочка,
Где была?
Расскажи-ка, милая,
Как дела?»
(Ю. Энтин)
Сначала Снегурочка никакого отношения к Деду Морозу не имела, а была отдельным фольклорным персонажем. В народной сказке, записанной А. Афанасьевым, — это девочка, которую бездетные старики слепили себе из снега. Но недолго радовала Снегурочка своих создателей. Сдуру начала прыгать через костер на Ивана Купала и… как говорится, редкая Снегурочка долетит до середины костра.
Следующая история про нашу героиню оказалась ничуть не веселее, зато более запутанной. Ее написал в 1873 г. А. Островский, и критика пьесу «Снегурочка» не поняла и не приняла, пока в 1882 г. ей на помощь не пришла музыка, написанная Н. Римским-Корсаковым. Сам композитор на первых порах вполне разделял взгляды критиков: «…Царство Берендеев показалось мне странным. В зиму 1879-1880 годов я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет…». Пересказать сюжет этой любовно-синоптической мелодрамы вкратце чрезвычайно сложно.
Дело происходит в царстве Берендея. Снегурочка — это дочка Мороза и Весны (вот так мезальянс!), что, понятно, не радует Ярило-Солнце. А когда солнце в гневе, по всему царству начинается нехватка тепла. Тогда родители решают спрятать Снегурочку среди обычных людей. Та вроде бы всем хороша, лишь страдает от того, что полюбить никакого парубка не может из-за своей ледяной сути. Далее начинают образовываться всяческие любовные треугольники, кипят страсти… В кипении этих страстей, как в переносном, так и буквальном смысле, Снегурочка гибнет, но успевает познать чувство любви.
Берендей и Снегурочка.
В общем, кому интересны подробности — послушайте оперу «Снегурочка». В конце XIX в. она имела оглушительный успех. Сам Островский говорил: «Музыка Корсакова к моей «Снегурочке» удивительна; я ничего не мог никогда себе представить более подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего языческого культа и этой сперва снежнохолодной, а потом неудержимо страстной героини сказки». Вскоре фрагменты из оперы стали проигрываться на новогодних праздниках, а персонаж девушки во всем белом стал постепенно обживаться у елки. Уже в советское время Снегурочка становится не только постоянной спутницей и помощницей Деда Мороза, но и его родственницей, обычно — внучкой. В жены Деду Морозу иногда сватают Зиму, но сей персонаж так и не занял достойного места в новогоднем пантеоне.
Вскоре появляется еще один помощник — Снеговик, подаренный Морозу мультипликацией и сказками замечательного художника В. Сутеева. Так, в сказке «Елка» Снеговик отправляется ходоком за елкой для детворы, а в м/ф «Дед Мороз и Серый Волк» идет на повышение, и становится водителем машины с подарками.
Кадр из м-ф «Дед Мороз и Серый Волк».
«Де-ду-шка Мо-ро-о-оз!!!»
«…Я дернул замок — и к порогу прирос!
Я пикнуть словечко не мог, я молчал
И что-то невнятное в двери мычал:
Еще бы! Явился живой Дед Мороз!».
(Ю. Мориц)
Приобрел свои национальные особенности и сценарий новогоднего праздника. Первые развернутые сценарии 1950-х принадлежали перу таких «асов» как Лев Кассиль и Сергей Михалков. В тот же период «воскресили» и забытую Снегурочку.
Дымоходами наш Дед Мороз, как солидный бывший воевода не пользуется, зато постоянно заставляет себя ждать. На новогодней елке он появляется не сразу, обычно его приход подготавливает Снегурочка. И в середине или к концу праздника, утомившаяся в ожидании ребятня начинала хором скандировать имя нерадивого новогоднего лидера. После обряда вызывания обычно следует ритуальный хоровод вокруг елочки и раздача подарков из мешка (всем поровну, по одному в руки).
Москва. Новогодний хоровод в Кремлевском дворце съездов, 1977 год.
Это, как говорится, в официальной обстановке. В 1960-70-е годы стал весьма популярен и повторный прием Деда Мороза — уже на дому. Подарки в данном случае были индивидуальнее и, как бы правильнее сказать, чаще совпадали с потаенными желаниями ребенка… За это, правда, требовалось прочитать стишок или спеть песенку, но это дело нехитрое, старику главное — внимание.
Советские открытки.
Деды Морозы в детстве могли попадаться разные: любители (с голосами папы или мамы), профессионалы (вызванные по телефону) или дальние родственники (живущие далеко — в мечтах и снах). Неизменным остается только одно — радость ожидания чуда с последующим материальным подкреплением, что для ребенка зачастую неразделимо.
Т. Пратчетт «Санта-Хрякус»:
«— …Гм, посмотрим… Девочка написала письмо зеленым карандашом на розовой бумаге. И в углу нарисовала мышку. В платье.
— Это специально, чтобы Санта-Хрякус подумал, что она очень милая девочка. И все ошибки тоже были сделаны специально…
— И она действительно верит в Санта-Хрякуса?
— Ради куклы она готова поверить в кого угодно…».Анекдоты в тему:
После новогодней елки в детском саду отец говорит сыну:
— Сынок, ты уже большой, должен понимать, что никакого Деда Мороза нет. Это был я.
— Да, я знаю. Ведь аист — это тоже ты.Приходит Санта Клаус к психиатру и говорит: «Помогите доктор, я в себя не верю».
А что до того, что наш светский Новый год с елкой и Дедом Морозом и религиозное Рождество не пересекаются — оно, может, и к лучшему. Как говорится, Богу — Богово, а Деду Морозу — Дедоморозово…
Автор статьи в детстве с Дедушкой Морозом.
Д. Р. Р. Толкин «Письма Рождественского Деда»:
«Наверно, на следующий год вы уже не будете ждать подарков от Рождественского Деда. Значит настала пора прощаться. Но я вас не забуду. Мы сохраняем письма наших добрых друзей и помним их имена. Когда-нибудь, когда вы подрастете, у вас будут свои дома и свои дети, мы обязательно к вам вернемся».
Автор песни: Сергей Курий
Впервые опубликовано в журнале «Время Z» №1/2005 (декабрь)
Секретное досье Деда Мороза, часть 1
См. также: