Роберта Флэк (Roberta Flack) — история песни «Killing Me Softly» (1973)

killing_softly_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»

24 февраля 2025 года на 89 году жизни мир покинулв Роберта Флэк (Roberta Flack), У нас эту афроамериканскую певицу знают в основном по одной песне, заставляюшей трепетать немало женских сердец. Я недаром сделал упор на слове «женских»…

Сентиментальное «убийство»

Если вы смотрели фильм 2002 года «About A Boy» (у нас он шел, как «Мой мальчик»), то, наверняка, помните, каким насмешкам подвергли главного героя его одноклассники за то, что он осмелился спеть на школьном конкурсе песню «Killing Me Softly». Реакция пацанов в общем-то объяснима — песня действительно чрезвычайно нежная и сентиментальная (даже я когда-то жестоко переиначил её название на «Лили мы сопли»). Впрочем, и мальчик из фильма поёт её не столько для себя, сколько для своей мамы.

При этом буквальный перевод названия песни — «Убивающий меня нежно» — для русского уха звучит не слишком сентиментально. Дело в том, что для англоязычного населения выражения типа «Ты меня убиваешь» зачастую не содержат ничего криминального и просто передают степень сильного впечатления (как позитивного, так и негативного). Что даёт огромное поле для каламбуров.
Правда, как сделать название песни более комфортнее для нашего слушателя, я не знаю (может, специалисты когда-нибудь найдут подходящий аналог).

Важно также отметить, что никакой любовной романтики в тексте композиции нет. Ведь её полное название звучит, как «Killing Me Softly With His Song» («Нежно убивающий меня своей песней»). И хотя к её созданию действительно приложилд руку женщина, это была не темнокожая Роберта Флак, а самая что ни на есть светлокожая блондинка Лори Либерман.

Дон Маклин «убивает» Лори Либерман

В 1971 г. Лори было всего 20 лет, и именно тогда её занесло в лос-анджелесский клуб «Трубадур» на концерт Дона МакЛина. Дон уже стоял на пороге славы (о его суперхите «American Pie» я расскажу в другой раз), но ещё этот порог не переступил. Зато его песни (особенно “Empty Chairs”) уже тогда произвели на юную девушку неизгладимое впечатление. Позже Лори запишет в дневнике, что слушая Маклина она даже испытывала неловкость — ей казалось, что певец будто бы читает вслух её личные письма.

«Я была буквально убита этими песнями — прямо в сердце» — вспоминала Лори. Пока впечатление не успело потускнеть, она прямо на концерте набросала на бумажной салфетке несколько строки, где особенно выделялась фраза «Killing Me Softly with His Blues» («Его блюз/тоска нежно убивает меня»).

Затем Лори пришла на «Capital Records» и показала свои наброски Норманну Гимбелу. Гимбел практически переписал текст заново, но идею и ключевую фразу про нежное убийство оставил, заменив старомодное «His Blues» на «His Song». После чего композитор Чарльз Фокс написал на стихи песню. Авторство текста Гимбел приписал себе, хотя поначалу не отрицал, что источником вдохновения был именно разговор с Либерман. Гимбел же спродюсировал первую пластинку девушки, где она и исполнила первую версию «Killing Me Softly».

Перевод Yonder:

Мне говорили, что он поёт хорошие песни,
и у него есть свой собственный стиль
Вот я и пошла послушать его
И этот совсем незнакомый мне мальчишка…

…терзал мои нервы, словно это были его струны
Рассказывал в своей песне всю мою жизнь, но своими словами
Нежно убивал меня своей песней
Нежно убивал меня своей песней
Пересказывал всю мою жизнь своими словами
Нежно убивал меня своей песней
*
Я вся залилась краской –
там было слишком много людей
Мне казалось, что он нашёл мои личные письма
и теперь читает их вслух
Я молилась только о том, чтобы он поскорее
закончил, но он всё продолжал…

…терзать мои нервы, словно это были
его струны
Рассказывать в своей песне всю мою жизнь,
но своими словами
Нежно убивать меня своей песней
Нежно убивать меня своей песней
Пересказывать всю мою жизнь своими словами
Нежно убивать меня своей песней

Он пел так, как будто знал обо всех моих
часах отчаяния
А потом он посмотрел сквозь меня, как будто
меня там вообще не было
И снова запел, запел так чисто и сильно

Терзая мои нервы, словно это были
его струны
Рассказывая в своей песне всю мою жизнь,
но своими словами
Нежно убивая меня своей песней
Нежно убивая меня своей песней
Пересказывая всю мою жизнь своими словами
Нежно убивая меня своей песней
Он терзал меня, о, он пел мою песню…

В 1972 году эту версию издали синглом, но он в чарты не попал.

Гимбел и Фокс «убивают» Лори Либерман

Лори вообще не везло с «Killing Me Softly» Мало того, что песня прошла незамеченной, а авторство девушки не было оформлено. В 1990-е годы Гимбел и Фокс стали настойчиво отрицать вообще какую-либо причастность Либерман к созданию песни. Фокс называл историю девушки «городской легендой», а Гимбел даже требовал убрать с сайта Дона Маклина упоминание о том, что Маклин был источником вдохновения. На что певец тут же предъявил Гимбелу его же интервью 1973 года, где тот целиком поддерживал эту версию создания «Killing Me Softly».
Да и Лори все 1970-е годы предваряла исполнение песни всё тем же рассказом, и никто тогда не возмущался. Видимо, дело было в том, что Гимбел и Либерман состояли до 1976 года в любовной связи и расстались, видимо, совсем не друзьями (певица даже разорвала свой контракт).

Впрочем, Лори тоже не осталась в долгу и записала в 2011 году песню «Cup of Girl», где жаловалась на то, что с ней поступили нечестно и непорядочно. А в 2020 году певица сказала по поводу авторства «Killing Me Softly» следующее:

«Я чувствую, что мою честность ставят под сомнение…. Я никогда не просил ни копейки, я просто хотела, чтобы история песни была рассказана правильно».

Роберта Флэк «убивает» всех!

Бедную Либерман в связи с этой песней действительно вспоминают редко, ведь звездный час «Killing Me Softly» пробил, когда за эту песню взялась соул-певица Роберта Флэк.

В отличие от Лори, Роберта к тому времени уже была довольно известной — ей даже пророчили роль «преемницы Эллы Фитцджеральд». Для такой славы у певицы были все данные.
Она родилась в Северной Каролине 10 февраля 1937 года в музыкальной семье, поэтому музицировала и пела уже с детства. После чего закрепила талант в Вашингтонской консерватории и Гарвардском университете. Роберта какое-то время преподавала музыку, а по вечерам пела в ночных клубах… оперные арии. Чем и привлекла внимание к своей персоне. В 1972 г. Клинт Иствуд взял ее песню «The First Time Ever I Saw Your Face» в свой к/ф «Play Misty for Me» («Сыграй мне туманно»). Песня тут же получила 1-е место в хит-параде, а Роберта — свой первый «Грэмми».

Интересно, что Роберта начала исполнять «Killing Me Softly» сразу после того, как услышала её во время одного из авиарейсов. Случилось это в том же 1972 году, когда певица выступала на «разогреве» Марвина Гэя. Услышав, какой бурный отклик у публики вызвала эта песня, опытный Гэй сказал Роберте: «Детка, никогда не пой её больше живьём, пока не выпустишь студийную запись».

Певица послушалась и в конце 1972 году записала свою версию, изрядно преобразив оригинал. Песня теперь стала более энергичной, заканчивалась не на минорной, а на мажорной ноте и — главное — начиналась не с проигрыша, а с красивого рефрена, сразу увлекающего слушателя.

В исполнении Роберты Флэк песня стала суперхитом. Она вышла в январе 1973 года, продержалась на 1-м месте 4 недели, чуть-чуть отдохнула на 2-м, и снова оседлала вершину топа. За это певица отхватила аж два «Грэмми» — «за лучшую запись» и как «лучшая поп-исполнительница». Ну а для, выпускающей диски Роберты, фирмы Atlantic «Killing Me Softly» стала одной из самых успешных композиций и своеобразным талисманом.

Каверы продолжают «убивать» слушателей

Счастливым талисманом песня стала и для многих последующих исполнителей. Так певец Al B. Sure, исполнивший ее в 1988 году, уже в 1989-м был назван «лучшим новым певцом в стиле R&B».

Поколению же 90-х песня более известна в исполнении хип-хоп коллектива FUGEES. Интересно, что поначалу группа хотела назвать свою версию «Killing Him Softly» («Убивающий его нежно» и полностью переделать текст песни, посвятив его актуальным проблемам бедности и наркомании, но авторы были категорически против.

Впрочем и без этого кавер FUGEES стал №2 в США, №1 в Британии, а танцевальный ремикс был в свое время хитом ночных клубов. Ну и без «Грэмми» тоже не обошлось.
Недаром Лори Либерман вспоминала, что эта версия изрядно подняла её авторитет в глазах своих трёх детей.

P.S. Ну, и на закуску ещё пара каверов.

Версия от совсем молоденького Майкла Джексона 1974 года.

Диско-версия 1980 года от Прешес Уилсон — бывшей вокалистки ERUPTION.

Лаконичная версия Ренды Феррингтон 2012 года, исполненная только под аккомпанемент котрабаса Майка Буна.

Автор: Сергей Курий
февраль 2012 г.
(отредактирована и дополнена — март 2025 г.)