Записка №16: Несколько слов о «сатанизме» группы ПИКНИК

 

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика:
«Записки на полях»

Заметив наплыв посетителей на мой сайт, в кои-то веки решил посмотреть — по каким поисковым фразам его находят. Результат меня не особо удивил — в связи с ужасающими событиями в «Крокусе» народ стал более активно интересоваться группой ПИКНИК, и вышел на мой проект «Рок-песни: толкование». Но если нормальные люди в основном искали что-то вроде информации о песне «За невинно убиенных», то находились и такие, кто делал запрос на тему «группа Пикник сатанисты» и «группа Пикник наркоманы».

Честно признаться, я немного от этого охренел. Желающие попиариться на трагедии решили накинутся на Эдмунда Шклярского — человека очень уравновешенного, спокойного и сдержанного, как для рок-музыкантов (у которых часто язык без костей). Человека, который не давал никаких поводов для скандалов (какие, к чёрту, наркотики? Я даже о пьяном Шклярском никогда не слышал), никогда не делал резких политических заявлений и был, что называется, чистым «человеком от искусства».
Все те образы, которые он использовал в песнях, всегда были метафорой, а метафоры он брал из всей сокровищницы мировой культуры — есть у него и Нострадамус,и Заратустра, и инквизитор, и пентакли, и алхимия,и китайский иероглиф — да мало ли что. Нигде он не пропагандировал никакого учения, пользуясь образами исключительно, как символами, создающими определённое настроение и переживание.
Чтобы расставить все точки над «i», приведу отрывки из интервью Шклярского:

«— …сами Вы в мистику не ходили?
— Я просто боюсь. Потому что любая связь — она подразумевает… То есть, я считаю, что надо всегда отвечать за свои поступки — и если ты ввязался, то обратного пути нет.
— А как музыкант?
— Да, интересно. Но — если идти по этому пути, то обратно уже нельзя; и я не считаю, что смогу сопротивляться тому, что окажется познанным. Поэтому я — по касательной. Есть какие-то ощущения, которые я и пытаюсь в песнях отразить. Есть какие-то предчувствия. Всё — на уровне предчувствий. В песне не главное — конкретика, а главное — создать мир. Важнее — не объяснения-пояснения, а ощущения, которые невозможно ничем описать, как запах…».

«Всегда очень странно слушать, когда какой-то автор говорит, что он подключен куда-то там напрямую и выполняет волю каких-то сил, которые водят карандашом или играют на чем-то. Мне это неведомо, мне кажется это каким-то самообманом или завышенной самооценкой человека».

«Мрачность тоже бывает разная. В советское время она была от какой-то ползучей безысходности. Сейчас она ушла больше в сторону мистической образности. Людям надо иногда задуматься, и это наверное лучше, чем безысходное веселье».

«— Песни «Пикника» наполнены опасными персонажами и темными силами, кругом вампиры и вурдалаки… А если конкретные люди, то это не Наташа Ростова и не Белла Ахмадулина, а Квазимодо и Мазох. Совсем не видно ангелов…
— Зато у нас нет смертей! Прошу учесть! И нет некрофилии! Везде хеппи-энд! Лирический герой всегда преодолевает все препятствия, нет ни одного мрачного конца. Герой всегда успешно добирается до берега. Хотелось бы не наводить никакой жути, а наоборот – несмотря ни на что, зарождать оптимистические чувства».

«Это песни про человека, преодолевающего свой путь. Не просто — идущего своим путем. А именно человека, который идет своим путем, несмотря ни на какие сложности. Этот путь связан с преодолением преград, трудностей, препон. Состояние человека, который преодолевает все это, вот что меня интересует. Но не смакование зла или препятствий к проявлению человека таким, какой он есть. Зацикливание на зле непродуктивно».

Любовь Шклярского к эзотерическим или алхимическим образам может приравнять к сатанизму только законченный мракобес. Вы правда хотите бороться с западным «мракобесием», культивируя «мракобесие» своё, «посконное»? Атеистов тоже собираетесь травить, как «сатанистов»? Очень по-христиански. Давайте тогда запретим сказки, фантастику, стихи… Да что там! А давайте науку запретим?
Россия — светское государство, поэтому позвольте я не буду верить ни в какую мистику. Что, кстати, не мешает мне слушать песни ПИКНИКА, где все мистические образы и символы, я воспринимаю именно, как ОБРАЗЫ и СИМВОЛЫ.

И напоследок. Я не фанатик группы ПИКНИК и далеко не всё в их творчестве мне нравятся. Да, у Шклярского есть склонность к мрачноватым и мистическим вещам. Но это не повод для травли человека, который никому не сделал никакого зла и никогда ко злу не призывал. А если вам кажется, что эти песни противоречат вашим религиозным убеждениям, просто их не слушайте. К верующим я, если что, отношусь также, как ко всем остальным — то есть, сужу по поступкам. И христианин, который делает мир лучше, стоит сотни балаболов-атеистов.

26 марта 2024 года