Рубрика: «Культовые сказки»
<<< Пред. |ОГЛАВЛЕНИЕ| След. >>>
Детские забавы
Чем больше бегал я ездя верхом на палочке, чем больше резвился с борзыми и легавыми собаками, чем больше хлопал бичом, чем больше дразнил и 6ил крестьянских ребят, тем больше получал от матери моей всяких сластей; отцу же моему делался от часу милее.
Лучшие и любезнейшие для меня забавы состояли в борьбе, кулачном бою, псовой охоте и попойке. Пословица идёт не мимо: кому чем быть, тот показывает себя тем сызмала. При каждой игре любил я играть первую роль; а иначе была она для меня противна. В попойке же никто из моих сверстников не мог со мною равняться.
Происхождение и дворянство
Давно бы уже надлежало мне познакомить моих читателей с моими родителями, родственниками, предками, гербами и проч. Но первое бывает иногда сомнительно, а последнее для читателя скучно.
По несчастью введенные среди знати галантерейные[75] поступки вкрались и среди мещанства. Кто может по справедливости доказать утвердительно настоящее своё происхождение? Отец должен в том иметь к матери моей слепую вероятность. Но сказать правду, когда отец мой любил стрелять дичь по чужим рощам:, то нельзя чтоб и мать моя не пользовалась рыбою из чужих прудов и речек.
Мне было от роду девять лет и при таком моем малолетстве думал я, что Дворянин есть от прочих людей совсем отличное творение… В сем правиле заключались все мои мысли, с которыми я взрос и пришёл в совершенные годы.
Я гремел в карманах деньгами, когда у других не было ни копейки; я дрался, а другие должны то были сносить терпеливо; я приказывал, и все повиновались; я сердился, и все дрожали.
Примечания Сергея Курия: 75 — галантерейные (устар. ирон.) — чрезмерно любезные, вежливые до слащавости. |
Отдаётся учиться грамоте
Между тем вздумалось моему отцу отдать меня в школу учиться грамоте, учитель мой очень скоро мною наскучил, потому что я не слушался его ни в чём ни мало. Привыкнув к своевольству не мог никак принудить себя к повиновению. Моё рождение, мои широкие зубы и мои большие глаза утверждали меня от часу более в моем упрямстве.
Уносит учительский парик
Учитель мой в один раз меня высек; потому возненавидел я его чрезвычайно; и наконец не стерпев более его строгости сорвал с него парик и принёс с триумфом к моим родителям, которые отослали его к нему обратно.
Новый учитель
Вместо него приняли учителя в дом; наказавши ему накрепко давать мне во всём полную волю и ни в чём не делать ни малейшего принуждения и досады. Он был не много лучше прежнего учителя, с тою только разницею, что был гораздо его моложе, ко мне снисходительнее и ходил со мною на охоту. В первой раз застрелил я двух зайцев и получил за то червонец. Всё учение казалось мне несносным и бесполезным педантством, а особливо когда заставляли меня выучивать что-нибудь наизусть.
Учёность дедушкина
Покойный мой дед поступая точно таким образом дожил до глубокой старости. Когда бывало надобно ему было подписывать своё имя, то высылал всех своих служителей, дабы никто ему в том не помешал и не перебил мыслей.