Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Наши хиты»
«Я Хочу Быть с Тобой» (1987)
Неудивительно, что самой известной песней группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС (далее – НП) стал не социальный «Делон» или «Скованные», а трагическая суицидальная баллада об утерянной любви.
Стоит отметить, что петь песни на эту вечную тему в то время, «когда страна ждет от тебя решительных действий в борьбе за свободу», было рискованно. Опасность подстерегала теперь не со стороны властей, а со стороны своих же соратников – непримиримых рокеров. Петь любовную лирику считалось «отстоем» и «попсой». Гребенщикову за былые заслуги подобное прощалось, да и пел он в то время больше о Любви Вселенской, несколько витиевато и отвлеченно (не случайно именно БГ сделает один из лучших каверов на «ЯХБСТ»). Так что все шишки за любовную лирику пришлось получить Бутусову.
Первую шишку в лидера НАУТИЛУСА запустили его же земляки. Когда Слава в 1986 г. впервые представил на их суд «Я хочу быть с тобой», песню единогласно признали дерьмовой.
Из интервью с В. Бутусовым:
«ВБ: – …тогда в Свердловске было строго: либо музыка – кабак, либо хард-рок. Жестко. И ничего промежуточного.
– А это куда отнесли?
ВБ: – Кабак. Я и не спорил…»
Бутусов сник и чуть было не забраковал творение. Однако 3 мая 1987 года «Hayтилусы» все-таки решились сыграть ее на концерте.
Как вспоминал сам Бутусов, песню осторожно «запихнули в середину программы». Когда стало понятно, что массы в отличие от братьев-рокеров реагируют на нее более чем нормально, НАУТИЛУС решился на студийную запись. Запись производилась в студии Аллы Борисовны Пугачевой, которая в то время прогрессивно опекала свердловских самородков. Во время аранжировки, как всегда, отличился Могилевский – его саксофонное вступление и ныне позволяет угадать эту песню с трех нот.
Алексей Могилевский.
Впервые в СМИ «Я Хочу Быть с Тобой» прозвучала в программе «Взгляд», затем была совместная с БРИГАДОЙ С концертная пластинка, а в 1988 году песня украсила пластинку «Князь Тишины», составленную в основном из перезаписанных старых хитов.
Забегая вперед, стоит сказать, что не все опасения группы по поводу песни были напрасными. Рокеры все-таки окрестили НАУТИЛУС попсой, Кинчев, несмотря на дружеские отношения с Бутусовым, сказал, что это, мол, «группа для девчонок», а сами девчонки стали при прослушивании этого хита лить кровавые тинейджерские слезы и придумывать душераздирающие истории.
В. Бутусов:
«Любовь зачастую понимается как отношение одного конкретного человека к другому – Васи к Любе, а понятие это гораздо шире, оно охватывает собою не только связи «человек – человек», но и другие: «человек – явление», «человек – символ», «человек – жизнь» в конечном итоге. Я не знаю, как так получилось, что в упомянутой песне центр тяжести сместился на тему любви в узком смысле. Видимо, так убога «любовная» тема на современной эстраде, если люди воспринимают лобово и нашу вещь. А может, у нас не все получилось, хотя задача была шире: попытка через любовь, через эмоции выразить вообще отношение к жизни».
И ни одну девочку тогда бы не удовлетворила бы настоящая история создания этой композиции. Во-первых, текст написал не трагичный худощавый красавец Бутусов в орденах и галифе, а кругленький очкарик Кормильцев, напоминающий младшего научного сотрудника. Да и написал он ее, по одной из версий, в порыве, когда не мог дождаться телефонного звонка от любимой девушки. Хороший пример того, как эмоционально сильные вещи рождаются на совершенно банальном жизненном материале.
В. Бутусов:
«Илья принёс стопку текстов. У меня были подобраны несколько мелодий. Настроение было лирически-романтическое: «Я пытался уйти от любви…». Сидели, как обычно, на кухне, я запрокинул голову и увидел грязный побеленный потолок. В новой песне не хватало одной части. Начали перебирать исписанные и испечатанные листы. Вот! «В комнате с белым потолком, с правом на надежду» – то, что надо».
Песне про «пьяного врача, который сказал, что ее больше нет» была суждена долгая жизнь – она часто приберегалась Бутусовым как рояль в кустах, когда концерт особо не клеился. Однако она так «достала» авторов, что они начали относиться к своему хиту с неприкрытой иронией и даже цинизмом.
И. Кормильцев:
«Ведь был создан некий образ Славы – эдакий Бурмильцев. Это была такая точка пересечения, или компромисс чувства, эмоция, позиция, эстетика, которая была одинаково для нас обоих приемлема и интересна. В результате мы подсознательно начали на нее работать. …Правда, этот образ постепенно превратился в некую независимую синтетическую личность, начавшую самостоятельное существование».
Рис. Вячеслава Бутусова.
Бутусов долго и неприкрыто издевался над своей знаменитой песней, пока неожиданно не открыл для себя в ней новый, чуть ли не религиозный, смысл.
В. Бутусов:
«…я по-другому стал на эту песню смотреть! Я перестал над ней глумиться. Вместо того чтобы всю жизнь благодарить судьбу за то, что со мной произошло, я глумился! Я считал, что я корявый. И все остальное корявое.
…Раньше я воспринимал песню «Я хочу быть с тобой» исключительно как страдания. Но, чтобы страдания не трансформировались в изнывания, нужен соответствующий повод. То есть я воспринимал эту песню как повествование об утраченной любви, но плохо представлял себе масштабы этой трагедии. Теперь я понимаю это как персональный конец света.
…Когда мы записывали с продюсером «Нау-Бума» Олегом Барановым песню «Я хочу быть с тобой» для этой пластинки, он спросил у меня после записи вокала, почему я так загадочно улыбаюсь, а у меня просто вырабатывался при исполнении именно этой версии какой-то золотой фермент, и я был счастлив».
Кавер группы АКВАРИУМ:
«На Берегу Безымянной Реки» (1991)
В конце 1988 г. «золотой состав» НАУТИЛУСА распался. Слава оказался не готов к той нездоровой славе, которая свалилась на коллектив. Однако попытки возобновить сотрудничество со старым другом и одним из основателей НАУТИЛУСА — Дмитрием Умецким — окончились неудачей.
В 1990-м Бутусов переезжает в Ленинград, рекрутирует питерских музыкантов и создаёт новый состав НАУТИЛУСА с более жёсткой гитарной музыкой. Первые альбомы нового НАУТИЛУСА вышли философскими и мрачными.
На фоне этого материала ярким «солнечным зайчиком» выделяется замечательная песня «На Берегу Безымянной Реки» — настолько светлая и радостная, что, когда я прокручиваю её у себя в голове, меня постоянно накрывает волна какого-то счастья.
Текст не блистал какими-то откровениями, но песню совсем не портил. Пишут, что Бутусов принёс наброски «Реки» музыкантам и попросил сделать её «тропической, теплой песней». Так как в те времена население ещё будоражили звуки «Ламбады», песне был придан этакий звук «латинос». Прекрасные гитарные партии написал и исполнил Александр Беляев (экс-ТЕЛЕВИЗОР). А на песню был снят нехитрый, но запоминающийся клип, где дети танцевали самбу.
«Прогулки по Воде» (1991)
Последним настоящим всенародным хитом НП стала песня, более известная в народе как «Апостол Андрей». Кстати, я до сих пор не знаю, почему героем текста Кормильцева стал именно Андрей, а не его брат Петр, действительно решившийся на неудачный эксперимент хождения по водам.
Евангелие от Матфея, 14:25-31
«В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
И ученики, увидевши Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.
Он же сказал: иди. И вышел из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу;
Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?».
Впрочем, это не столь важно.
Важно то, что текст, лишенный «бытовухи и социальщины», сразу приглянулся Бутусову. После того, как были разложены партии трех гитар и великолепное соло Олега Сакмарова на флейте, стало ясно, что первоначальный замысел – сделать альбом «Чужая Земля» «ровным полотном без выпирающих хитов» – не удастся.
Песня вышла на сингле, и на нее был снят клип (на мой взгляд, совершенно невразумительный и не связанный с песней, как говорится, ни сном, ни духом).
Позже появится ещё один клип — анимированный и более адекватный.
Отдельно надо отметить и характерное для тандема «Бутусов-Кормильцев» смещение эмоциональных акцентов текста, когда тот воплощался в песню. Если вы прочтете текст Кормильцева, не привязываясь к красивой проникновенной мелодии, то без сомнения обнаружите, что он написан с налетом издёвки и языком, лишенным какой-либо трепетной религиозности. Недаром «воцерковленный» Бутусов сегодня поёт вместо «Ты и верно дурак» – «Ты и верно чудак» (негоже, видимо, апостола дураком называть).
Из интервью с В. Бутусовым:
«– Священников, с которыми вы общаетесь, не обижают слова песни «Апостол Андрей»?
– Нет, большинство молодых священников именно по этой причине, наоборот, высказывали свою благожелательность. Это своего рода притча, вот и всё. А все служители церкви в своё время были такими же школьниками, точно так же слушали музыку и в подсознании эта песня как-то осталась».
Автор: Сергей Курий
2010, 2012 гг.
См. также:
Раздел группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС на проекте «РОК-ПЕСНИ: толкование»