НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС — «Музыка на песке» (В.Бутусов — И. Кормильцев)

Входит в альбомы «Человек без имени» (1989), «Наугад» (1990)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***

И. Кормильцев, 1992 г.:

«Музыка на песке» — снова содержит в себе наклон в сторону рок-н-ролльной классики в песне «Tambourin Men», но девяностые годы в России сильно отличаются от шестидесятых в Америке, и безумный музыкант уводит свою паству не в небо, а в пучину вод, откуда нет возврата. Впрочем, как пел Ариэль (не из Челябинска, а из Стратфорда на Эвоне), утонув, мы не умрем, а будем «преображены в прекрасную форму».

.

***
Мы спешим за ним, как крысы, и скрываемся в прибое… — аллюзия из средневековой легенды о Гамелльнском Крысолове, который с помощью звуков волшебной свирели избавил город от полчищ крыс, утопив их в реке. Когда же жадные жители отказались ему платить, он так же как с крысами поступил с детьми  горожан. (См. С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с гусями…», М. Цветаева «Крысолов»).


krisi_1_04
Крысолов уводит детей из города.

***
Видео-сопровождение к песне из сценария к неснятому фильму «Человек без имени»), текст с буклета CD «Человек без имени» (APEX records, 1995):

Словно глазами Героя мы вдруг видим рыбаков, стоящих по пояс в воде и растягивающих сети, и уже знакомого нам Бродягу, одетого почему-то не в привычные тертые, рваные джинсы, а в хитон, правда, такой же старый и рваный.
Бродяга со счастливой отрешенной улыбкой бесцельно бредет по берегу мимо рыбаков и их семей. Рыбаки не обращают на него никакого внимания. А Бродяга, очень занятый своими какими-то, очевидно, важными и приятными мыслями, сам того не заметив, пересекает границу воды и песка и так же безмятежно и спокойно продолжает свой путь, но уже по воде… Разинутые рты рыбаков. Среди них и наш Герой.
Оставив своих товарищей, он, как зачарованный, бредет по пояс в воде, с трудом преодолевая ее сопротивление, но так и не может догнать легкую, удаляющуюся по волнам фигуру. Поскрипывают под напором воды створки огромных, старых ворот, захлестнутых приливом… И кажется, что беспечный философ исчез в этих воротах, незримо распахнувшихся только для него… Наш Герой выбирается из воды, бежит по берегу. Песок летит из-под ног, облепляет мокрые джинсы… Но не видно больше нигде Того, кто умеет ходить по воде, яко посуху…
И все-таки наш Герой больше не одинок. Его нагоняют, окружают, бегут рядом с ним, такие же как он, мальчики и девочки в джинсах, лохматые, беззаботные, веселые…
…Ночь на берегу Океана, но очень светло, и не только от огромного фонаря зависшей над Океаном луны и крупных белых звезд, похожих на праздничные гирлянды… Светло от высоких, жарких костров, рассыпанных по всему берегу.
Пестрый народ собрался вокруг них. У каждого костра своя компания, но объединяет их то, что все они очень молоды и кажутся такими свободными и счастливыми, что у постороннего наблюдателя поневоле должно возникнуть желание к ним присоединиться. И такой наблюдатель есть — все тот же знакомый нам Бродяга, вновь сменивший свой хитон на потертые джинсы. Он идет от костра к костру, смотрит, улыбается…
Здесь длинноволосые парни отчаянно рвут струны гитар.
Там бритоголовые юноши и девушки в длинных оранжевых балахонах, напоминающих одежды браминов, сосредоточенно, чуть покачиваясь в такт, слушают ситар. Еще одна компания весело попивает дешевое винцо. Другая вытанцовывает что-то вокруг костра.
В третьей — куча-мала, в которой невозможно разобраться, кто есть кто, потому что и парни, и девушки одинаково длинноволосы… Объятия, поцелуи…
… Поднимается солнце.
И все, встретившие рассвет, компании снова слились теперь в одну пеструю толпу, которая подняла веселую возню у воды.
Строится дом. Невиданный дом из песка…
Все бестолково суетятся, смеются, мешают друг другу, каждый лепит что-то свое. И дом поэтому получается таким же бестолковым и странным, зато огромным. А мы наблюдаем за всем этим грандиозным строительством то вблизи, то с высоты птичьего полета, откуда суета на берегу напоминает муравейник. С невероятной скоростью растет эта новая «вавилонская башня». Наконец, дом готов. И в него даже можно войти.
… И наш Герой входит в этот дом и оказывается в самом обыкновенном офисе. Солидный письменный стол, кресло, телефакс, из которого выползает какая-то деловая бумага…
Огромная волна накрывает дом из песка, и в один миг ничего от него не остается, кроме стола, кресла, телефакса, и Героя, сидящего за этим столом в костюме клерка. С тупым лицом рассматривает он груду деловых бумаг и папок, лежащих перед ним… И снова поднимаемся мы на высоту птичьего полета и оттуда видим, что Герой наш не одинок, и что по всему берегу тянется вереница таких же столов, и сидят за ними мальчики и девочки , еще вчера певшие у костров…

Nautilus Pompilius — Музыка на песке
концерт-презентация альбома «Чужая земля», Санкт-Петербург, БКЗ «Октябрьский», 1992 год

Nautilus Pompilius — Музыка на песке
Москва, ГКЗ «Россия», 29 мая 1993 года

Nautilus Pompilius — Музыка на песке
Акустический концерт в Дк Горбунова. 2 марта 1996 года.

_______________________________________________________________________

Текст песни «Музыка на песке»:

muzika_na_peske2

Em
У зеленой воды, у запаха тины,
D
Наблюдая, восхищенно, полет паутины,
Сумасшедший пацан бьет пустую жестянку,
Сумасшедший пацан лупит старую банку.

    Em                         D
Музыка на песке, музыка на песке.
    G                            Hm
Музыка на песке, музыка на песке.

Из пустого пространства, из старой консервы
Извлекается звук возбуждающий нервы.
Сумасшедший пацан бьет жутко и мерно
По заржавленным бакам, по огромным цистернам.

Музыка на песке, музыка на песке.
Музыка на песке.

            Em        D             Em
Мы идем за ней, как звери
                         D         Em
Мы волнуемся в тоске.
  Am
Музыка на песке,
    C                     Em
Музыка на песке.

       Em
У весёлой волны, у старого камня
         D
Из драной рубахи он делает знамя.
          G
Из ивовой ветки он делает саблю
             Hm                                  Em
И бормочет какую-то абракадабру.

Em
Строит замки из песка,
D
Крутит пальцем у виска.
Em
Строит замки из песка,
D
Крутит пальцем у виска.

Мы бросаем семьи, мы сжигаем деньги,
Деремся на свалке из-за ржавой канистры.
Кухонные женщины несут сковородки,
С ведром для бумаг вдаль уходят министры.

C                   Em
И под барабанный бой
 C                      Em
Он зовет нас за собой,
C                     Em              H
И под барабанный бой

Мы идем за ним, как крысы,
И скрываемся в прибое.
Музыка под водой,
Музыка под водой.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС«

<<< Вернуться на страницу «Песни группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий