Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.
1. Монгольская Степь
(В. Бутусов — И. Кормильцев)
2. Эти Реки
(В. Бутусов — И. Кормильцев)
3. Иван Человеков
(В. Бутусов — И. Кормильцев)
5. Чужая Земля
(В. Бутусов — И. Кормильцев)
6. Прогулки по Воде
(В. Бутусов — И. Кормильцев)
7. Бесы
(В. Бутусов — И. Кормильцев)
8. Морской Змей
(В. Бутусов — И. Кормильцев)
9. На Берегу Безымянной Реки
(В. Бутусов)
10. Летучая Мышь
(В. Бутусов — И. Корммильцев)
Вячеслав Бутусов — вокал, гитара
Егор Белкин — гитара
Александр Беляев — гитара
Игорь Копылов — бас-гитара
Алик Потапкин — ударные
Звук: Александр «Полковник» Гноевых
Записано в Москве в январе 1991 года
Издано в феврале 1993 года
© 1991 NAUTILUS POMPILIUS
LP:
1992 МП «Русский диск»
CD:
1993 Jeff Records;
1994 Ice Music & J.S.P., a division of JMG;
1995 Apex Records
1997 Dana music
Обложка виниловой пластинки 1992 г.:
Обложка CD 1997 г.:
* * *
А. Кушнир «Утомленные роком» («Введение в наутилусоведение», М.: ТЕРРА, 1997):
Летом 1991 года Воеводин договорился с московской студией “Видеофильм”, на которой до этого работали “ДДТ”, о записи нового альбома. Этому предшествовали изнурительные репетиции, которые начались еще во времена зимних полуакустических джемов с Джавадом в Коломягах. После того как группой были отрепетированы три новые композиции: “Монгольская степь”, “Эти реки” и “Прогулки по воде”, было принято решение сделать их предварительную запись при помощи Андрея Макарова в студии на Фонтанке. Впоследствии следы ее оригинала оказались утеряны (в частности, одна из копий была переправлена через Стингрей в Америку), но многие из участников той сессии сходятся на мысли, что этот прикидочный вариант получился ярче конечной альбомной версии.
Вспоминает Андрей Тарасенков:
«На Фонтанке все по-настоящему оттянулись. Возможно, музыканты знали о том, что это их последняя совместная сессия с Джавадом. По-видимому, на “Наутилус” перестал давить груз взаимных претензий и упреков и наконец-то группа психологически расслабилась. А для Джавада это вообще был “Abbey Road”. Любопытно, что из трех композиций: “Монгольская степь”, “Эти реки” и “Прогулки по воде” – наиболее перспективной тогда казалась “Монгольская степь”. Макаров – от Бога наутилусовский звукооператор и прекрасно знает, какой именно звук следует выставлять для группы. Жалко, что этот вариант записи не попал в альбом».
Вскоре после сессии на Фонтанке “Наутилус” переехал в ДК железнодорожников – место, где базировались “ДДТ”.
Вспоминает Бутусов:
«Это был период наших самых сочных перемещений с места на место. Такого количества репетиционных точек у нас не было за всю жизнь. В тот момент мы постоянно находились в прямой зависимости от спонсоров. А с ними ты чувствуешь себя в положении игрушки, которой очень быстро можно наиграться. При этом игрушки из нас не очень хорошие, не очень веселые».
В начале лета группа отыграла в Ленинграде концерт, приуроченный к выходу диска “Родившийся в эту ночь”, а затем, сознательно отказавшись от дальнейших выступлений, сосредоточила силы на создании новой программы.
… В октябре гастрольные ветры занесли группу в Новосибирск на довольно необычный рок-фестиваль с незатасканным названием “Rock Microbiologia”. … Вернувшись из Новосибирска, группа к середине ноября завершила сведение “предвариловки” и, сыграв два концерта с “ДДТ” перед переполненным залом Спортивно-концертного комплекса, отправилась в Москву записывать новый альбом.
Запись на “Видеофильме” продолжалась с декабря 1991-го по февраль 1992 года. С точки зрения Алика Потапкина, на ее конечный результат сильно повлияло досадное происшествие, случившееся с его барабанами. Дело в том, что после концертов в Новосибирске сотрудники “Аэрофлота” по ошибке загрузили часть багажа ленинградского рейса в самолет, который улетал в Ташкент. Дело привычное, но среди прочих пропавших вещей оказались и потапкинские барабаны. Через несколько месяцев они чудесным образом нашлись, но в Москву Алик приехал без собственных барабанов и весь альбом отстучал на электронных плашках “Simmons”, стоявших в студии “Видеофильма”.
Вспоминает Потапкин:
«Первые две недели мы с Полковником только тем и занимались, что отстраивали барабаны. Я больше мучился, чем играл, и к концу работы из меня уже были выжаты все соки. На предварительной записи на Фонтанке мы использовали живые барабаны, которые сохраняли эмоции, настроение и драйв. Звук электронных барабанов убил все».
Одним из важных моментов при подготовке “Чужой земли” явилась попытка Бутусова вернуться в отдельных фрагментах к клавишному звуку. Это не слишком афишировалось, но в отсутствие Могилевского все клавишные партии на альбоме написал Потапкин. На синтезаторе, одолженном у Андрея Муратова из “ДДТ”, Алик набросал эскизы фортепианных проигрышей в “Иване Человекове”, “Чужой земле” и “Прогулках по воде” и сыграл их на альбоме, “наложив” партию клавиш в самом конце – уже после записи вокала.
Это были первые студийные эксперименты Потапкинане в качестве барабанщика. Незаметно он становился вторым музыкальным центром “Наутилуса”. Во что это выльется, показали дальнейшие события, которые не заставили себя долго ждать.
Окончательно запись “Чужой земли” была завершена в самом начале февраля. В это же время был подготовлен макет обложки, сделанный известным свердловским фотохудожником Александром Коротичем, автором обложки легендарного альбома “15” группы “Урфин Джюс”. Оформление “Чужой земли” почему-то тяготело к интригующей анонимности. Вполне возможно, что эта работа оказалась одной из самых таинственных пластинок “Наутилуса”. Ни на одном из изданий “Чужой земли” не были указаны ни фамилии музыкантов, ни авторы композиций, в результате чего любой образованный меломан автоматически вспоминал про “Residents”. Мало того – хитрые картинки, иллюстрирующие песни альбома, служили темой для небеспочвенных домыслов о том, что в них скрываются разные варианты изображения вагины.
Отдав макет обложки и оригинал альбома на “Русский диск”, группа практически сразу отправилась обкатывать программу. Уже в середине февраля “Наутилус” дал три концерта в Свердловске, характерных появлением Могилевского в “Прощальном письме”, а также забавными рецензиями в местной прессе – с настойчивыми резюме о том, что “концерт стоил этих денег”.
Дальнейшие события развивались следующим образом. По недоброй традиции выпускающая пластинку фирма срывала оговоренные сроки выхода альбома, и “Наутилус” был вынужден самостоятельно заявлять о его планирующемся существовании.
Вспоминает Бутусов:
«По возможности мы отдавали новый материал на радио, а приезжая на концерты, глупо улыбались, сообщая при этом, что у нас новая программа».
… Осенью наконец-то появилась долгожданная пластинка, а следом за ней – два видеоклипа, отснятых по песне “Прогулки по воде”, а также видеоверсия композиции “На берегу безымянной реки”. Готико-романтическая музыка “Чужой земли” с “достаточно жесткими, ритмичными, в меру сентиментальными композициями” нашла отклик у самых разных слоев слушателей. Усложнение поэтических образов опять-таки лило воду на мельницу таинственности. Как бывало уже много раз в истории советского рока, атмосфера вокруг пластинки почти целиком заслонила некоторую аморфность и монотонность музыки. И произошло это несмотря на то, что “Чужая земля” в целом была довольно бескомпромиссной работой – с налетом мистики в текстах и с десятком наслаивающихся друг на друга гитарных партий. Похоже, “Наутилус” сделал именно такой альбом, какой ему давно хотелось записать.
Презентация “Чужой земли”, прошедшая в Москве, Питере и Свердловске, носила чуть ли не истерически-параноидальный характер.
После презентации “Чужой земли” в Свердловске вовремя интервью на местном телевидении Бутусов сказал:
«Такая пластинка вряд ли могла появиться пять лет тому назад. Все-таки раньше у нас были немного другие музыкальные наклонности и немного другой подход к аранжировкам. Для нашего собственного развития нам надо было в течение двух последних лет немного пошуметь, поэтому этот крен носил чисто экспериментальный характер. Было бы неплохо иногда впадать в какие-то крайности – для того, чтобы до конца пройти все стадии подготовительно-переходного периода. Я считаю, что самое главное у нас впереди».
Для “подготовительно-переходного периода” реакция на альбом превзошла все ожидания. Возможно, свою роль сыграли видеоклипы и раскрученные по радио “На берегу”, “Монгольская степь”, “Чужая земля”, не говоря уже о “Прогулках по воде”. В итоговом хит-параде за 1992 год сам альбом попал в “топ-10”, Бутусов вошел в десятку лучших рок-вокалистов, а группа несколько неожиданно очутилась в категории “Возвращение года”.
***
В. Бутусов:
Мы планировали назвать пластинку «Бесы», в связи с тем, что в составе пластинки много песен, связанных с мышами, бесами, змеями.:) И всё-таки мы не осмелились давать такое название потому, что слишком большая ответственность за таким названием. И чтобы увести слушателя немножко от этой темы, мы назвали пластинку более неопределенно — «Чужая Земля».
Я не хочу навязывать свою расшифровку названия «Чужая Земля». Единственное, что мне хотелось бы, чтобы люди неножко абстрагировались от этого названия. «Чужая земля», грубо говоря, это — там, где нас нет…
.
***
Из интервью с В. Бутусовым, 1992:
— Слава, очень любимый слушателями и уважаемый музыкантами «Наутилус Помпилиус» пережил совершенно особый период группа стала работать в новом составе. Скажи, какие перемены произошли в «Hay» за последние два года?
— Со мной и Ильей Кормильцевым работают гитаристы Иropь Белкин и Александр Беляев, бас-гитарист Гога Копылов, барабанщик Алик Потапкнн. Участвует также флейтист Олег Сакмаров. Эти два года мы занимались, в принципе, тем же, что и всегда — пытались своеобразно соединить наши интересы и понятия со своим делом и его конечным результатом, то есть с музыкой. Хотя, конечно, был и особый момент. Мы чувствовали, что должны оправдаться за переломный период, пережитый группой, и стремились создать нечто, убеждающее, что мы есть.
— Этим «нечто», как я понимаю, стал новый диск «Чужая земля», который готовится к выпуску на фирме «Мелодия». Песни отобраны для него ни основе какой-то тематической связи?
— По-моему, она существует. Мы выстраивали альбом с учетом определенных принципов и установок.
— В вашем составе три гитары, ударные и флейта. Чем же можно объяснить, что при записи альбома использовались клавиши? Это возврат к прошлому или новая перспектива?
— Это только для альбома. В прошлом у нас было засилье клавиш, и теперь мы пробуем делать другую музыку. Мы поняли, что глупо ставить перед собой барьеры, ограничивать себя какими-го рамками. Нужно делать музыку такую, какую тебе хочется в данный момент.
***
Из ответов В. Бутусова на сайте u-piter.ru в разделе «Доска объявлений», 01.10.2009:
— Хочу узнать, какой музыкой вы интересовались во времена записи «Чужой земли», кто мог повлиять на аранжировки?
В. Бутусов: — Тогда главенствовал стиль «инди». Но мне местами всё ещё не давал покоя «Кинг Кримсон».
.
***
Л. Порохня, Д. Карасюк. «Наутилус Помпилиус. Мы вошли в эту воду однажды»
(АСТ; Москва; 2017):
https://ast.ru/book/nautilus-pompilius-my-voshli-v-etu-vodu-odnazhdy-716450/
«Чужая земля» удалась. Всем было ясно, что записала ее гитарно-заматеревшая группа. К текстам вопросов было больше, чем к музыке.
На обвинения в злоупотреблении мистицизмом Кормильцев отвечал: «Бесовщина у нас всегда была, возможно, выраженная другими словами. Песни «Нау» были о соблазнах, искушениях. Чтобы знать, что есть белое, надо хотя бы один раз видеть черное. Творческий человек всегда находится в искушениях. И каждый творец одновременно напоминает как Господа — создает то, чего до него не было, — так и Сатану, который претендует на то, что сделает лучше…»
«Мистика — это скорее часть нашей жизни, — вторил поэту Бутусов. — Впрочем, нас справедливо упрекают за обилие в песнях всяких мышей, змей, воронов, бесов. Наверное, от этого нужно избавляться. Так что с бесовщиной для нас пока покончено».
Претензии к полной аполитичности альбома, к отсутствию на нем песен протеста оба автора также считали несостоятельными. «Жизнь — она сама по себе протест смерти, — рассуждал Кормильцев. — Мы все, как парашютисты, выброшенные без парашютов — летим и знаем, что разобьемся. Можно делать вид, что летишь, а можно протестовать против такого положения вещей, уходя в творчество, внутренний мир». «Если раньше одной из главных проблем была «подпольность» рока, и мы играли наперекор запретам, то сегодня понимаешь, насколько мала и ничтожна была эта беда, — поддерживал соавтора Слава. — Теперь другие проблемы, более глобальные, заставляют нас петь… например, о недостижимости гармонии существования».
.
***
А. Коротич:
«Чужая земля» — самый романтический из альбомов группы, он весь пронизан какой-то неуловимой гоголевщиной. Мои попытки уговорить Славу поменять название на «Бес» провалились, и причина этому, как не смешно, выход алисовской пластинки с нечистью на конверте. Aх, как эффектно смотрелось бы на белом квадрате это короткое хлесткое и емкое слово!
Итак за неделю бессонных ночей на кухне я таки собрал кусочки так, чтобы они сложились в маленькие иллюстрации к каждой песне. Получившееся настолько напоминало коллекцию чудовищных насекомых, что становилось ясно что делать с лицевой частью конверта — бабочка-смерть застывшая в балетном па до сих пор напоминает мне беспрецедентную двадцатидневную горячку. К сожалению в компакт-формате оформление альбома утратило ВСЁ что в него было заложено, поэтому смотрите виниловый вариант.
***
Из интервью с барабанщиком Альбертом Потапкиным, 25.10.2019:
https://bb.lv/statja/lifenews/2019/10/25/sudba-barabanshchika
…Мне очень нравилось работать в «Агате» (группа АГАТА КРИСТИ — С.К.), а покинул группу… сейчас даже уже не могу назвать какой-то внятной причины. Во всяком случае, уходил без скандала и сохранил хорошие отношения с Вадимом и Глебом. Без работы сидел всего лишь месяца три. А потом Слава Бутусов вновь позвал меня, как проверенного кадра, в «Наутилус». Тогда, в начале 1991-го, из НП ушел их тогдашний барабанщик Игорь Джавад-Заде — и я его заменил. Как раз в то время группа начала работу над знаменитым впоследствии альбомом «Чужая земля», но на момент моего возвращения в «Наутилус» были готовы лишь наброски двух или трех песен.
С рвением включился в процесс. Мы тогда базировались в петербургском ДК железнодорожников и занимались там доведением до ума аранжировок, готовя песни к записи.
***
Из интервью с Вячеславом Бутусовым,«Rock Fuzz» №13, январь 1994:
http://naunaunau.narod.ru/articles/0499-rockfuzz-1994-01/
— НАУТИЛУС избавился от клавишной секции, делая упор на жесткий гитарный драйв. Чем это было вызвано?
— Явным перенасыщением клавишной музыкой. Оркестр с живыми музыкантами — это слишком накладно… Мы будем использовать клавиши, но не так как раньше.
— Как работается с Ильей Кормильцевым?
— Все труднее и труднее. Илья живет сейчас в Москве, я — в Петербурге… Большинство текстов по-прежнему пишет он. То, что пока не подходит, я прячу в папки.
— Может ли в этих папках оказаться песня, равная своим «шоковым эффектом» композиции «Скованные одной цепью»?
— Думаю, вполне. Но это как бы не совсем то. Людей нужно шокировать другим образом. Их нельзя уже шокировать ударом палки по голове.
***
Из интервью с И. Кормильцевым, «Новая газета» №28, 20 апреля 2000 г.:
http://naunaunau.narod.ru/articles/0298-kormilcev-mutacia/
— Чем объяснялся резкий слом в сторону эзотерики между свердловским периодом «Наутилуса» и альбомами «Человек без имени» и «Чужая земля»?
— Это определялось, скажем так, изменением вибрации окружающего пространства. Изменением звуков, которые оно производит, его красок. Если ты это улавливаешь, то стараешься отразить. Причем здесь не надо быть на гребне волны, как серфингист. Наоборот, надо, как Айвазовский, смотреть на это море с берега. В определенном смысле быть на гребне волны — значит не видеть этого гребня. Вообще я придерживаюсь такой философии: увидел изменение — отреагируй на него. А для этого надо определить внутри себя ту точку отсчета, которая меняться не будет.
.
***
Из интервью с Вячеславом Бутусовым,«Rock Fuzz» №13, январь 1994:
http://naunaunau.narod.ru/articles/0499-rockfuzz-1994-01/
— В ваших песнях много мистики. Это видимо, ваша любимая тема…
— Мистика это не тема, это скорее часть нашей жизни… Впрочем, нас справедливо упрекают за обилие в песнях всяких мышей, змей, воронов, бесов. Наверное, от этого нужно избавляться. Так что с «бесовщиной» для нас пока покончено.
«Чужая земля» Наутилус Помпилиус, 1992г.
История записи и обзор изданий альбома
_______________________________________________________________________
<<< Вернуться на главную страницу группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС
<<< Вернуться на страницу «Дискография группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС«
<<< Вернуться на страницу «Песни группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС по алфавиту»
Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий