«Му-му!» (быки и коровы), часть 3: Как превратить быка в бога, а бога — в быка?

bik_15Священный бык Апис на саркофаге XXI династии.

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика:
«Культурная зоология»

Если воспринимать этот вопрос, как филологическую задачку, то решить её плёвое дело: «бык — бок — бог». Если же подойти к вопросу с точки зрения культурологии, то ответ на него займёт увесистый том. Поэтому ограничимся лишь некоторыми примерами из богатой истории быков и богов.

Вместилище бога

После одомашнивания быки и коровы стали для людей важным источником мяса и молочных продуктов, а также незаменимой тягловой силой (особенно, на пахоте). Поэтому уважение к ним только возросло, а символика обогатилась новыми смыслами. Теперь, кроме дикой силы, могущества, мужской потенции быки стали олицетворять плодородие и изобилие. Не случайно многих богов стали не только награждать бычьими качествами, но и напрямую отождествлять их с этими животными.

Особенно показательной в данном плане является древнеегипетская мифология. Сразу предупреждаю — она может показаться весьма путанной, но на самом деле таково свойство всех мифологий. Они складывались на протяжении многих тысяч лет, постоянно менялись, вбирали в себя новые элементы и утрачивали старые. Поэтому боги, духи и герои могли неузнаваемо меняться, а их истории иметь множество совершенно разных версий.

Ярким примером вышесказанного является культ быка Аписа, господствовавший в древнеегипетском Мемфисе. Причём роль Аписа играл не воображаемый, а вполне конкретный живой бык. С какими только богами не отождествлялся Апис! Его считали живым воплощением души бога плодородия — Птаха, бога возрождающейся природы — Осириса и бога солнца — Ра (на статуэтках и изображениях Аписа можно увидеть солнечный диск, зажатый между рогами). Кстати, в Гелиополе Ра отождествляли с другим священным быком — Мневисом…

bik_16Слева — стела, посвященная Апису (около 644 г. до н.э.).
Справа — статуя Аписа, времён тридцатой династии.

Каждые 25 лет жрецы устраивали среди быков кастинг на роль Аписа. Это было непростая задача, ведь претендент должен был одновременно удовлетворять целому ряду требований:
1) быть чёрной окраски, но при этом с особыми белыми отметинами (квадратным пятном на лбу, пятном в форме луны на правом боку и пятном в форме орла на спине);
2) иметь под языком узел (т.н. «жука»);
3) иметь раздвоенный конец хвоста.

Как только нужный бык отыскивался, его поселяли в собственный храм, где ему оказывали знаки почтения, кормили отборным зерном и купали в благовонных ваннах. Отдельное здание возводили и для коровы — матери Аписа. Правда, через 25 лет роскошная жизнь для Аписа заканчивалась (негоже держать душу бога в старом теле). Если бык к тому времени не умирал своей смертью, то жрецы его втихую топили. После чего объявляли траур, труп бальзамировали и помещали в отдельный саркофаг. В 1861 году вблизи Каира археологи нашли целый подземный некрополь с мумиями Аписов.

bik_18Ф.А. Бриджмен. Священное шествие Аписа-Осириса.

Существовала в древнеегипетской мифологии и корова, которую иногда отождествляли с Нут — богиней неба. Египтяне считали, что эта корова когда-то поднялась из воды и превратилась в небо. Правда, от непривычки у неё кружилась голова, и бог Ра приказал восьми божествам её поддерживать.
Кроме Нут с небесной коровой отождествляли и богиню Хатхор (Хатор), родившую солнце. Сначала Хатхор прямо изображали в виде коровы, но с течением времени она обрела человеческие черты. О её коровьем прошлом свидетельствовали лишь рога с зажатым солнцем, да иногда коровьи уши.

bik_17Слева — Хатор, как корова, кормящая грудью женщина-фараону Хатшепсут (15 век до н.э.);
Справа — копия статуи Хатхор (в центре) с богиней, олицетворяющей Пятнадцатый Ном Верхнего Египта и царём 4-й династии Менкаура (26 век до н.э.).

Не стеснялись сравнивать себя с быками и боги цивилизаций Междуречья. Например, имя верховного вавилонского божества — Мардука, учёные расшифровывают, как «Amar-utu-k» («телёнок бога Солнца — Уту»). Другой бог — шумерский Энлиль — изображался с рогатой шапкой, бычьими ногами и хвостом. Рогатую тиару носила и Иштар — аккадская богиня любви, плодородия и распри в одном лице.

bik_19Слева — рисунок Энлиля и его жены — Нинлиль — с настенной росписи Сузы, 2-я половина II тысячелетия до н.э.
Справа — богиня Иштар на фрагменте оттиска печати аккадского периода.

Рогатый месяц

Сходство между коровьими рогами и лунным серпом подметили ещё задолго до поэтов. В самых разных мифологиях бык выступал не только символом Солнца, но и символом Луны.
Например, аккадский лунный бог — Син — описывался, как синебородый бык. бегающий по «пастбищам» ночного небосвода. «Быком Луны» называли и вышеупомянутого египетского Аписа. В «Зенд-Авесте» — священной книге зороастризма — считалось, что Луна содержит в себе бычье семя.

Рёвушка-коровушка

Раскатистый рёв быка и протяжное мычание коровы тоже нашли своё отражение в мифологии. Так быков нередко отождествляли с богами-громовержцами. Например, бычьи рога носил ассирийский бог бури и грома Адад, а у его хурритского коллеги было в услужении два быка — Хурри (Утро) и Серри (Вечер).

bik_20Ассирийские солдаты Ашшурбанипала несут статую Адада (также известного как Рамман).

Греческий громовержец Зевс требовал приносить быков себе в жертву, да и сам был не прочь обратиться в это животное (об этом — позже). Славянские язычники тоже приносили быка в жертву богу — «творцу молний». Обычай сохранился даже, когда язычество сменилось христианством. У крестьян осталась традиция закалывать бычка в день Ильи Пророка, который заменил в их сознании языческого Перуна и тоже ассоциировался с грозой («Гром гремит — это Илья пророк в колеснице по небу разъезжает»).

А вот индусы, напротив, считали мычание весьма мелодичным. В их богатом пантеоне есть, например корова Вак, или Вач (от др.-инд. «речь», «слово»). Она представляет собой женский аспект изначального божества — Брахмы. Вак ответственна, как за появление в этом мире звуков, так и за появление Млечного пути (молоко, которым питается мир). Об этом свидетельствуют и её прозвища — «поющая корова» или «корова изобилия».

Ещё один священный бык — Нандин — не только выступал ездовым животным бога Шивы, но и сопровождал музыкой «космический танец» своего хозяина. Недаром, ни один шиваитский храм не обходится без статуи возлежащего Нандина.

bik_22Статуя Нандина.

О других аспектах символики быка я расскажу в следующей статье.

Автор: Сергей Курий
февраль 2021 г.