Музыкальные плагиаты, заимствования, совпадения — выпуск №7

Рубрика: «Музыкальные плагиаты»

Начну с двух миксов, сделанных по наводке читателя Алексея Балаганского. Он обнаружил несколько новых заимствований и самоплагиатов, принадлежащих известному «копирайтеру» Дитеру Болену. С приведёнными примерами трудно не согласиться, поэтому далее привожу письмо Алексея почти без изменений.

«Хотелось бы добавить несколько своих находок, касаться они будут MODERN TALKING, а вернее Дитера Болена, поскольку в большинстве случаях композитором является он.

Например, Дитер обыгрывает гармонию французского хита 1979 года под свой трек «Don’t Lose my Number» (альб. «In The Garden of Venus», 1987). Ему видимо показалось мало и он решил проделать ещё раз такой трюк в 1999 году, записав «Don’t Let Me Go» (альб. «Alone», 1999), который ещё более похож на первоначальный хит.

142) Sheila & BLACK DEVOTION «Spacer»
+
MODERN TALKING «Don’t Lose my Number»
+
MODERN TALKING «Don’t Let Me Go»

.

А куплет песни «You’re Not Lisa» (альб. «Victory», 2002) поразительно похож по гармонии на «Across the Universe» The BEATLES. «Apple Records» недоглядели.

143) The BEATLES «Across the Universe»
+
MODERN TALKING «You’re Not Lisa»

.

Дитер Болен настолько крут, что у него кочуют по разным песням одни и те же слова и обороты.
Например, сравним «Taxi Girl» (альб. «Alone», 1999):

I’m Tossing And Turning
Cause My Heart Is Burning
Tell Me Your Heart Will Go On

и «Cosmic Girl» (альб. «Year of the Dragon», 2000):

And I’m tossing and turning,
My heart is burning
We’re more than two

А слова куплета из «Cosmic Girl»:

You’re my cosmic girl, you are in my mind
And a girl like you, is so hard to find

преобразовываются с изменением обращения к Золушке в припев «Cinderella Girl» (альб. «America», 2001).

Cinderella girl, you are in my mind
And a girl like you, is so hard to find

Похоже, что у Дитера со словарным запасом есть некоторые пробелы 🙂 «.

_______________________________________________________

144) LED ZEPPELIN «Stairway to Heaven»
+
SPIRIT «Taurus»

.

LED ZEPPELIN обвиняли в плагиатах не один раз. Не избегнула этого и самая известная композиция группы — «Лестница в небо» (1971).
В 2015 году на LED ZEPPELIN подал в суд Майкл Скидмор — доверительный собственник имущества гитариста и автора песен группы SPIRIT — Рэнди Вулфа. Он заявил, что гитарное вступление к «Лестницы» позаимствовано из песни SPIRIT «Taurus» 1968 года выпуска.
Дополнительным доказательством послужмло и то, что LED ZEPPELIN были хорошо знакомы со SPIRIT и даже играли с ними вместе во время тура по США. Хотя сам автор «Taurus» судиться тогда не стал, но, по словам Скидмора не раз говорил, что Пейдж и Плант «вдохновились» его композицией, но не заплатили ни копейки и не указали его в соавторах.
В июле 2016 года суд в Лос-Анджелесе постановил, что гитарный риф, LED ZEPPELIN не является плагиатом. Но в 2018 году апелляционный суд отменил это решение, настаивая, что в ходе судебного разбирательства 2016 года были допущены ошибки.

_______________________________________________________

Знаменитая тема из мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера «Призрак в опере» также постоянно обвиняется в плагиате. Например, некто Джон Бретт (John Brett) заявлял, что «Призрак» копирует мелодию его композиции «Farewell Song» 1985 года выпуска. Но адвокат Уэббера опроверг иск, утверждая, что располагает множеством доказательств, подтверждающих, что его клиент написал свою песню за год до г-на Бретта. Уэббер поклялся, что лично руководил демо-записью 1984 года с вокалом Майка Батта и Сары Брайтман.
Обо всём этом я прочёл в прессе, но запись «Farewell Song» найти так и не смог и микса не сделал.

Зато сделал два других микса. В первом использована композиция Рея Реппа «Till You». Этот музыкант заявлял, что Уэббер явно вдохновлялся его песней, когда сочинял мелодию куплета «The Phantom of the Opera». Некое сходство есть, но лично я не уверен, что из-за него стоило судиться.

145) Sarah Brightman «The Phantom of the Opera» 
+
Ray Repp «Till You»

.

Роджер Уотерс судиться с Уэббером никогда не собирался, но в интервью не раз заявлял, что запоминающаяся сбивка в проигрыше «Призрака» позаимствована из старенькой композиции PINK FLOYD «Echoes», записанной ещё в 1971 году для альбома «Meddle».

146) Sarah Brightman «The Phantom of the Opera» 
+
PINK FLOYD «Echoes»

_______________________________________________________

147) «Песня Волшебника» (из к-ф «Обыкновенное чудо» 1978) 
+
«Тема Джеймса Бонда» (из к-ф «Доктор Ноу» 1962)

.

Не знаю, повлияла ли на Геннадия Гладкова знаменитая «Тема Бонда», но в песне «Приходит день, приходит час…» гармония очень похожа.

_______________________________________________________

148) Rick James «Super Freak» (1981)
+
MC Hammer «U Can’t Touch This» (1990)
+
Falco «Der Kommissar» (1981)

.

В 1981 году американский певец Рик Джеймс выпустил песню «Super Freak», которую он написал совместно с Алонзо Миллером. Ударный рифф оказался столь «прилипчивым», что практически без изменений перекочевал в знаменитый рэп-хит Эм Си Хаммера «U Can’t Touch This». Автор подал на рэппера иск, но дело уладили во внесудебном порядке — Хаммер просто внёс Джеймса в соавторы.
Отзвуки риффа можно услышать и в басовой линии песни «Der Kommissar» от австрийского певца Фалько (музыку сочинил продюсер Роберт Понгер). Сингл вышел в декабре 1981 года, когда «Super Freak» уже стал большим хитом.

_______________________________________________________

149) Александр Розенбаум «Скрипач Моня»
+
АЛЬЯНС «Я медленно учился жить» (1984)

.

Вполне возможно, что это просто совпадение, но на вступительный проигрыш из песни «Я медленно учился жить» меня так и тянет напеть розенбаумавскую «Здра-а-авствуйте, гости! Ай, не на-а-адо, ай, бросьте…».

_______________________________________________________

150) Аркадий Укупник «Сим-Сим, откройся» (1994)
+
ARMY of LOVERS «Crucified» (1991)

.

Удивительно, что я не заметил этого раньше. А ведь дурацкая песня «Сим-Сим, откройся», исполненная Аркадием Укупником, откровенно напоминала «Crucified» — первый хит шведской группы АРМИЯ ЛЮБОВНИКОВ. Мелодию припева слизали почти в ноль. Кстати, автором музыки к «Сим Симу» значится Юрий Варум — папа небезызвестной Анжелики.

_______________________________________________________

151) АГАТА КРИСТИ «Я буду там» (1992)
+
D.A.R.K. «Loosen the noose» (2016)

.

А вот этот пример с полным правом можно было бы отнести в предыдущий выпуск, посвящённый тому, как «они» заимствуют у «нас». Но не будем нарушать порядковую нумерацию…

***
Из книги Дмитрия Карасюка «АГАТА КРИСТИ. Чёрные сказки белой зимы» (2018):
https://ast.ru/book/agata-kristi-chernye-skazki-beloy-zimy-836318/

«…забавная история приключилась с песней «Я буду там». Спустя четверть века после её записи Глеб неожиданно услышал свою мелодию в исполнении Долорес О’Риордан, солистки известной ирландской группы «The Cranberries». Песня была выпущена на сингле проекта «D.A.R.K.», с которым тогда сотрудничала Долорес, имела английский текст и называлась «Loosen the noose». Как выяснил Глеб, одним из участников проекта оказался некий Олег Корецкий, который и предложил коллегам знакомую с российской юности мелодию. Глеб связался с менеджментом «D.A.R.K.» и отправил им оригинальную версию. Фирмачи отреагировали мгновенно: они выплатили авторский гонорар, а в титрах альбома «Science Agrees» указали, что финальную песню написал Gleb Samoylov. Правда, полученной суммой Глеб всё равно остался недоволен».

_______________________________________________________

152) ЗООПАРК «Вперед, Бодисатва!» (1984)
+
Chuck Berry «Johnny B. Good» (1958)

.

Рок-н-роллы, конечно, вообще часто малоотличимы. Но в песне Майка Науменко явно слышаться мотивы «Johnny B. Good» от Чака Берри — даже акценты расставлены также…

.

_______________________________________________________

153) Максим Дунаевский «Позвони мне, позвони» (1981)
+ 
ABBA «The Winner Takes It All» (1980)

.

Сочиняя свой знаменитый хит к фильму «Каранавал», Максим Дунаевский явно находился под сильным впечатлением от творчества шведского квартета ABBA…

_______________________________________________________

<<< ВЫПУСК №6 | 

_____________________________________________

Автор и координатор проекта «Музыкальные плагиаты» — © Сергей Курий