Музыкальные плагиаты, заимствования, совпадения — выпуск №3

Рубрика: «Музыкальные плагиаты»

В этом выпуске я решил на время оставить в покое отечественных исполнителей. Ведь западные поп-звёзды грешат плагиатом ничуть не меньше — разве что делают это обычно не «в лоб», а талантливее и изящнее.

_______________________________________________________

56) Michael Jackson «You Are Not Alone»
+
Van Passel «It We Can Start All Over»

Кто бы мог подумать, что хиты поп-короля Майкла Джексона и поп-королевы Мадонны будут украдены у малоизвестных бельгийцев. Но факт остаётся фактом.
Многие, наверно, помнят балладу «You Are Not Alone» (а ещё лучше — клип, где Джексон и его тогдашняя жена — Лиза Пресли — предстали нагишом). Песню написал другой певец — рэппер Ар Келли – специально для Джексона. Поначалу всё было хорошо — «You Are Not Alone» стала в США №1, а следом и карьера Келли резко поползла вверх. Но спустя время выяснилось, что мелодия песни почти до ноты совпадает с мелодией композиции «It We Can Start All Over», которую за год до Джексона записали бельгийские близнецы Эдди и Данни ван Пассел.

_______________________________________________________

57) Madonna «Frozen»
+
Salvatore Acquaviva «Ma vie fout le camp»

Похожий скандал разгорелся и вокруг композиции «Frozen», авторство которой записано на саму Мадонну и сонграйтера Патрика Леонарда. И снова шум поднял бельгиец. Музыкант Сальваторе Аквавива заявил, что запев «Frozen» украден из его песни «Ma vie fout le camp». Хотя схожесть и просматривается, она не столь разительна, как в предыдущем случае — да и песня у Мадонны куда лучше.
В итоге в средине нулевых суд Бельгии удовлетворил оба иска своих соотечественников. Правда, ни Джексон, ни Мадонна от этого даже не почесались. Никаких авторских отчислений они платить не стали и в соавторы бельгийцев не добавили. Судебные санкции ограничились тем, что на территории Бельгии запретили продажу синглов «Frozen» и «You Are Not Alone», а также трансляцию песен по радио.

_______________________________________________________

58) Григорий Гладков «Пластилиновая Ворона»
+
George Harrison «My Sweet Lord»
+
THE CHIFFONS «He’s So Fine»

Гораздо меньше повезло в своё время Джорджу Харрисону. У него тоже началось всё хорошо. Его первый же сольный сингл «My Sweet Lord» (1970) занял 1-е место в США, обскакав дебютные сольники своих бывших коллег — Пола Маккартни и Джона Леннона.
Успех омрачил судебный иск от вокального квартета THE CHIFFONS. Девушки заявили, что музыка «My Sweet Lord» позаимствована из их старого хита 1963 года «He’s So Fine» (который, кстати, тоже успел побывать на вершине американского топа). Уже в марте 1971 года доходы от продаж сингла Харрисона были «заморожены», а само разбирательство длилось целых пять лет. Джордж до конца отрицал факт «умышленного воровства», играл свою песню прямо в зале суда, но это не помогло. Пришлось выплатить огромную компенсацию в 1,6 млн. долларов. Лишь в 1991 году Харрисону удалось выкупить все права — причём, как на «My Sweet Lord», так и на «He’s So Fine». Подробнее об этой судебной тяжбе вы можете прочесть здесь.
Интересно, что фрагмент мелодии из «My Sweet Lord» попал в советский мультик «Пластилиновая Ворона» (1981) — там, где поётся «А тут лиса бежала…». Впрочем, это была откровенная постмодернистская цитата.

_______________________________________________________

59) Gary Moore «Still Got the Blues»
+
JUD’S GALLERY «Nordrach»

Похожая история приключилась в конце 2008 года с Гари Муром.
Немецкая группа JUD’S GALLERY подала в суд Мюнхена иск, в котором утверждалось, что знаменитое пронзительное соло Мура из «Still Got The Blues» они играли ещё в 1974 году — в композиции «Nordach». То, что «Nordach» никогда на носителях не выходила, суд не смутило — ведь Мур мог слышать её на концертах и по радио. Гари, понятное дело, клялся, что этой песни никогда не слышал, но суд сказал, что нарушение авторских прав не зависит от прямого воровства… Вот так.

_______________________________________________________

60) COLDPLAY «Viva La Vida»
+
Joe Satriani «If I Could Fly»

В том же 2008-м году гитарист Джо Сатриани подал иск против группы COLDPLAY, когда услышал в её хите «Viva La Vida» (2008) мелодии из своего инструментала «If I Could Fly» (2004). Лидер COLDPLAY — Крис Мартин — утверждал, что сходство случайно. Но Сатриани не отставал, пока в 2009 году обе стороны не согласились на внесудебное урегулирование конфликта.

_______________________________________________________

61) EAGLES «Hotel California»
+
ROLLING STONES «Angie»
+
JETHRO TULL «We Used Know»
+
ГРУППА СТАСА НАМИНА «Летний вечер»

Объектом споров (хотя и не судебных) стал ещё один знаменитый хит — «Отель Калифорния» (1976) от группы EAGLES. Лидер группы JETHRO TULL — Ян Андерсон — в своих интервью не раз упоминал, что последовательность аккордов в «Отеле» такая же, как в их песне 1969 года «We Used Know «. Более того — намекал, что это, наверняка, не случайно, ибо в 1972 году EAGLES играли у JETHRO TULL на «разогреве» (на самом же деле главный автор песни «Hotel California» — Дон Фелдер — присоединился к EAGLES только в 1974 году). Правда с годами Андерсон стал более сдержанным и объективным.

Я. Андерсон:
«Это не плагиат. Это такая же последовательность аккордов. Это другое время, другой смысл, другой контекст.
…если вы разовьёте эту последовательность аккордов, то получится «Hotel California». …Тем не менее, «Hotel California» — очень, очень популярная песня, а «We Used to Know» по-прежнему остается неясной дорожкой альбома». (подробнее — см. здесь)

И действительно…
Мне вот, например, всегда казалось, что «Hotel California» похожа на другую песню — «Angie» (1973) от ROLLING STONES. По крайней мере, вступления обеих я часто путал.
Ну, и как тут не упомянуть ГРУППУ СТАСА НАМИНА с их песней «Летний Вечер»! Нельзя сказать, что музыканты содрали хит EAGLES в «ноль», но явно им вдохновлялись.

Владимир Семёнов:
«Это было осенью 79 года. Стас пришел на репетицию и принес текст Владимира Харитонова. Прочитал его и сказал: «Мне нужна советская «Отель Калифорния»! Подумайте, пожалуйста!». Мы несколько дней подумали и кое-что придумали».

_______________________________________________________

62) DOORS «Hello, I Love You»
+
KINKS «All Day and All of the Night»
+
CREAM «Sunshine of Your Love»

Когда в 1968 году группа DOORS выпустила свой хит «Hello, I Love You», на неё тот же подали в суд музыканты британского коллектива KINKS. Мол, гитарный рифф слямзен с их песни 1965 года «All Day and All of the Night». Сходство было настолько очевидным, что DOORS пришлось платить отступные — по крайней мере, с британского тиража сингла.
Однако, по сей день гитарист DOORS — Робби Кригер — утверждает, что это не плагиат, а всего лишь совпадение. И добавляет, что единственное, что он заимствовал, так это ритмику песни «Sunshine of Your Love» группы CREAM («Так что если мы кого-то ободрали, то CREAM, а никак не THE KINKS»).

_______________________________________________________

63) ABBA «Waterloo»
+
FOUNDATIONS «Build Me Up Buttercup»
+
SUPREMES «Baby Love»

В похожем духе отвечал и участник АББЫ — Бенни Андерсон. Когда шведский квартет стали обвинять в том, что его хит «Waterloo» (1974) похож на песню группы FOUNDATIONS «Build Me Up Buttercup» он тут же парировал: «Тогда она похожа и на «Baby Love» группы SUPREMES. Все они обладают одной и той же ритмической структурой».

_______________________________________________________

64) Cat Stevens «Wild World»
+
Pet Shop Boys «It’s A Sin»

65) Cat Stevens «Wild World»
+
Дима Билан «Believe me»

Одной из самых «лакомых» песен оказалась композиция Кэта Стивенса «Wild World».
Например, продюсер и телеведущий Джонатан Кинг, заявил, что Стивенса обворовала группа PET SHOP BOYS в своём хите «It’s A Sin» (1987). Он даже сделал некий микс, склеив мелодию «It’s A Sin» с текстом «Wild World». Но так, как сам Стивенс никаких претензий не выдвигал, то PET SHOP BOYS удалось даже отсудить у Кинга денежную компенсацию за клевету.
Российский певец Дима Билан судиться ни с кем не стал, хотя многие заметили, что под мелодию его песенки «Believe me» тоже можно насвистеть тот же самый «Дикий мир»..

_______________________________________________________

66) Ray Parker «Ghostbusters»
+
Huey Lewis & NEWS «I Want A New Drug»

Заглавную композицию к к-ф «Охотники за привидениями» (1984) Рэй Паркер сочинял мучительно, не зная, как вписать в музыку неблагозвучное слово «Ghostbusters». Как оказалось, над музыкой он мучился гораздо меньше. Как только фильм вышел  на компанию «Columbia Pictures» подала в суд группа Huey Lewis & NEWS, утверждающая, что Паркер позаимствовал базовый рифф из их песни «I Want A New Drug», изданной годом ранее. Говорят, кинокомпания замяла дело во внесудебном порядке. А песенки-то действительно, похожи…

_______________________________________________________

67) Cozy Powell «Dance With The Devil»
+
BONEY M «Rasputin»

Все меломаны моего поколения, разумеется, без труда узнают яркую барабанную партию из альбома BONEY M «Ночной полёт на Венеру» (1978). Да-да, именно с неё начинается разудалая песня про «рашн-секс-мэшин» Григоря Распутина.
Каково же было моё удивление, когда я наткнулся на сольную композицию барабанщика Кози Пауэлла под названием «Dance With The Devil» (1974). Хотя сама композиция была вариацией на тему песни Джими Хендрикса «Third Stone from the Sun», барабанную трель Кози полностью придумал сам. Ну, а BONEY M сняли её один в один.

_______________________________________________________

68) RAINBOW «All Night Long»
+
RICCHI e POVERI «Mamma Maria»

Казалось бы, что может быть общего между британским хард-роком и итальянской эстрадой? А вы сравните песню Ричи Блэкмора и Роджера Гловера «All Night Long» (1979) с «Mamma Maria» от трио RICCHI e POVERI.

_______________________________________________________

69) RAMMSTEIN «Mutter»
+
METALLICA «Unforgiven»

Однажды, слушая песню «Mutter» (2001) от брутальных немцев из RAMMSTEIN я неожиданно заметил, как непроизвольно начинаю напевать соло из хита группы METALLICA «Unforgiven» 10-летней давности. Сходство очевидно, хотя гитариста RAMMSTEIN Рихарда Круспе подобные намёки заметно раздражают. В одном из интервью он заявил:

«Нет, я так не думаю. Без влияния нет и развития; мы живем не в вакууме. Ты неизбежно будешь подвергаться чьему-то влиянию. Насчет похожести «Mutter» вот еще что: для меня очень важно, что, когда вы слушаете RAMMSTEIN, вы слышите нечто оригинальное. Когда я впервые услышал, как звучит эта песня, она так мне понравилась, что я просто не мог предложить ничего другого. Не звучит она как «Metallica». Хотя я знаю, что многие так думают.
Очевидно же, что «Mein Herz Brennt» созданы под влиянием LED ZEPPELIN, но всем на это плевать. Конечно, нельзя обойтись без влияния любого из музыкальных стилей, однако смысл в том, можешь ли ты создать нечто свое, уникальное на основе этого влияния».

_______________________________________________________

70) ZЕМФИРА «Траффик»
+
LED ZEPPELIN «Kashmir»
+
RAMMSTEIN «Spiel Mit Mir»
+
RAMMSTEIN «Mein Herz Brennt»

Говоря о влиянии LED ZEPPELIN, Рихард, конечно, имеет в виду риффы из композиции «Kashmir» (1975). Это глобальное полотно вдохновляло не только RAMMSTEIN, но и певицу Земфиру, когда она делала аранжировку для песни «Траффик». К слову, схожие риффы можно слышать и в другой композиции RAMMSTEIN «Spiel Mit Mir».

_______________________________________________________

71) LED ZEPPELIN «Whole Lotta Love»
+
Muddy Waters «You Need Love» (Willie Dixon)

 

Впрочем, LED ZEPPELIN и сами обильно черпали вдохновение в творчестве других композиторов. Если закрыть глаза на то, что ЦЕППЕЛИНЫ, как правило, приписывали всё авторство себе, то можно только восхититься тем, как же творчески они обрабатывали чужие песни. Взять, хотя бы, знаменитую «Whole Lotta Love», напрямую вдохновлённую композицией Вилли Диксона “You Need Love” (пишут, что в итоге он всё-таки отсудил себе авторские отчисления).

_______________________________________________________

72) LED ZEPPELIN «When The Levee Breaks»
+
Memphis Minnie «When The Levee Breaks»

 

Ещё более неузнаваемо LED ZEPPELIN преобразили песенку 1929 года «When The Levee Breaks» («Когда рухнет плотина»). Её написал и записал семейный дуэт Джоя МакКоя и Мемфис Минни по следам трагического наводнения в районе Миссисипи 1927 года.
ЦЕППЕЛИНЫ сдули с песни пыль, отредактировали текст, и сделали из старинного блюза новый блюз — тяжёлый и электрический. А также придумали отличную «сбивку» и одну из лучших барабанных партий в истории хард-рока.
Кстати, именно под эту песню энты затапливают Изенгард в «смешном» переводе фильма «Властелин Колец», выполненном Дмитрием «Гоблином» Пучковым.

_______________________________________________________

73) DEEP PURPLE «Black Night»
+
Rick Nelson «Summertime»

О том, как DEEP PURPLE позаимствовали чужую мелодию для своего хита «Child in Time», я уже писал в 2-м выпуске. Но на том же альбоме «In Rock» есть ещё одно заимствование — более хитрое. Дело было так…
Запись альбома была уже практически закончена, когда в студию завалили менеджеры EMI и попросили записать какой-нибудь хит для сингла. Ребята к тому времени устали и, чтобы расслабиться, решили зависнуть в пабе. Изрядно выпив, Блэкмор вдруг сказал Гловеру «А почему бы нам не взять рифф из песни Рика Нельсона «Summertime»?».
Забавно, что «Summertime» Нельсона сама представляла собой рок-вариацию на тему одноименной колыбельной Гершвина. Однако тот самый гитарный рифф был целиком оригинальной находкой.
В разгар ночи пьяненькие DEEP PURPLE завалились в студию и на основе чужого риффа быстренько сварганили композицию под названием, конечно же, «Black Night» («Чёрная Ночь»). Недаром они сильно удивятся, узнав, что их «халтура» заняла 2-е место в британских чартах.

_______________________________________________________

74) А. Дворжак «Девятая симфония»
+
Serge Gainsbourg «Initials BB»

Любил позаимствовать чужие мелодии и французский шансонье — Серж Генсбур. Например, роскошный припев для песни «Initials BB», посвящённой Бриджитт Бардо, он взял из 9-й симфонии чешского композитора Антонина Дворжака.

_______________________________________________________

75) Bob Dylan «Knockin’ on Heaven’s Door»
+
Neil Young «Helpless»

Одна из самых известных композиций Боба Дилана — «Стучась в небесную дверь» (1973) — вышла у него удивительно похожей на песню «Helpless», выпущенную Нилом Янгом четырьмя годами ранее. Так, как Нил был большим поклонником Боба, шума по поводу плагиата поднимать не стал.

_______________________________________________________

76) NIRVANA «Smells Like Teen Spirit»
+
BOSTON «More Than a Feeling»
+
BLUE OYSTER CULT «Godzilla»

Во втором выпуске я уже писал о том, как Кобейн слямзил гитарный рифф «Come As You Are» у песни KILLING JOKE «Eighties».
Надо сказать, что лидер NIRVANA был изрядным самоедом и постоянно отыскивал в своих песнях постороннее влияние. Взять хотя бы, ударный хит «Smells Like Teen Spirit». Спустя время Кобейн стало казаться, что он «подсознательно заимствовал» гитарный рифф из песни «More Than a Feeling» (1976) группы BOSTON (хотя у BOSTON он звучит не в миноре, а в мажоре). NIRVANA даже стала исполнять на своих концертах микс из обеих композиций.

Nirvana — More than A Feeling & Teen Spirit

На этом Кобейн не успокоился и ещё спустя время обнаружил, что рифф «Smells Like…» поразительно похож на рифф из песни «Godzilla» (1977) BLUE OYSTER CULT.

_______________________________________________________

<<< ВЫПУСК №2 | ВЫПУСК №4 >>>

_____________________________________________

Автор и координатор проекта «Музыкальные плагиаты» — © Сергей Курий