Рубрика: «Музыкальные плагиаты»
1) О.ГАЗМАНОВ — «Эскадрон»
+
BAD BOYS BLUE — «I wanna hear you»
Это был, наверное, первый плагиат, поразившей меня своей наглостью. Помню, что во время учебы в Луганском пединституте шел мимо общежитий и из окна услышал знакомый музыкальный проигрыш. Настроившись на то, что сейчас услышу песенку про эскадрон и скакунов, я был ошарашен, когда за проигрышем полилась песенка на явно английском языке да и на другую мелодию.
Видно, не стал Олег Газманов биться над проигрышем и просто позаимствовал его у Дитера Болена, который собственно и писал для группы BAD BOYS BLUE. Наглость плагиата заключается в том, что он был просто на виду у всех — европоп BAD BOYS BLUE народ тогда активно слушал.
_______________________________________________________
2) Р. Газманов «Люси»
+
PET SHOP BOYS «Heart»
На этом Газманов не успокоился и продолжал свои творческие заимствования. Написал, например, для своего сына Родиона песенку про пропавшую собачку «Люси», а для припева попользовался песенкой «Heart» дуэта PET SHOP BOYS.
_______________________________________________________
3) О.ГАЗМАНОВ — «Сделан в СССР»
+
B. SPRINGSTEEN — «Born In The USA»
+
ДДТ — «Рожденный в СССР»
После того, как президент Путин сказал, что «распад СССР был катастрофой», Газманов бросил есаулов, эскадроны и прочую белогвардейщину и разразился примиряющей песенкой «Сделан в СССР». Тут же встрепенулся «борец с попсой» — Юрий Шевчук — и заявил, что песню Газманов спёр у него. Мол, была у ДДТ такая песня в начале 1990-х «Рожденный в СССР». При этом из обоих хитов весьма заметно торчат уши композиции Брюса Спрингстина 1984 г. «Born In The USA» («Рожден в США»), из которой Шевчук почерпнул фишку для текста, а Газманов немного и звук позаимствовал (заметно, но не дословно). Газманов даже внешне какое-то время косил под Спрингстина. При желании, в мелодии песни Газманова действительно можно усмотреть некое сходство с «Рождённым в СССР». Но до плагиата это явно не дотягивает.
Подробнее о песне «Рожденный в СССР» и споре между Шевчуком и Газмановым см. здесь.
.
_______________________________________________________
4) И.Аллегрова «Фотография»
+
ACE of BASE «Happy Nation»
Признаюсь, что лично я поразительное сходство этих двух композиций проглядел. Но люди указали, и я обалдел.
_______________________________________________________
5) И. Крутой & И. Аллегрова «Незаконченный роман»
+
Аdriano Celentano «Soli», «Il Tempo Se Ne Va»
Пример беспардонного и отчаянного дёра. Берешь две песни Челентано (очень известные песни), музыку куплета из одной песни приклеиваешь к припеву второй, сверху кладёшь русский текст — и получаешь новую авторскую песню. Говорят мэтр российской эстрады много чего позаимствовал, но, видимо, он берет в основном у тех, кого я не слушаю.
_______________________________________________________
6) А. Зацепин «Звенит январская вьюга» (1973)
+
АГАТА КРИСТИ «Сказочная тайга» (1994)
+
O-ZONE «De ce plang chitarele» (2004)
+
НОРОК «De ce plang chitarele» (1969)
+
ГОЛУБЫЕ ГИТАРЫ «О чём плачут гитары» (1971)
То, что припев песни «Сказочная Тайга» (1994) похож на припев из песни «Звенит январская вьюга» из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 года (композитор — А. Зацепин), музыканты группы АГАТА КРИСТИ заметили сразу. Поэтому и сняли на «Тайгу» клип с актёрами из знаменитой советской комедии.
Однако неожиданно я обнаружил, что на припев «Тайги» страшно похожа и песня румынской группы O-ZONE «De ce plang chitarele» (2004). Лишь позже я осознал, что O-ZONE просто перепели старую песенку 1969 года от молдавской группы НОРОК (композитор — Михай Долган). Многим советским слушателям она была известна также в русскоязычной версии ВИА ГОЛУБЫЕ ГИТАРЫ под названием «О чём плачут гитары». Ниже вы можете послушать микс всех этих мелодий — по степени их схожести.
.
Кстати, кто-то (не знаю кто) сваял ещё один смешной микс «Молдаванская тайга».
_______________________________________________________
7) АГАТА КРИСТИ «Как на войне»
+
ЮТА «Жили-были»
+
ТИНА КАРОЛЬ «Выше облаков»
Все три песни довольно разные. А вот проигрыши получились удивительно похожими. В первую очередь, это связано с тем, что эти песни построены на схожей последовательность аккордов. Сначала она мне даже показалась одинаковой, но оказалось, что это не так.
Вот аккорды АГАТЫ КРИСТИ — Am G C E
Вот Юты — Am F C E
А вот Тины Кароль — Am Dm C E
(Всё специально приведено в одной тональности).
_______________________________________________________
8) Е. СЕМЕНОВА «Песня про гнома»
+
АГАТА КРИСТИ «Хали Гали Кришна»
Забавное совпадение мелодий детской песенки, известной в исполнении Кати Семеновой (хотя пели «Песенку про гнома» и до нее) и кусочка мелодии из «Хали Гали Кришна» АГАТЫ КРИСТИ. То ли совпадение, то ли Глебу Самойлову подсознательно что-то вспомнилось.
_______________________________________________________
9) АГАТА КРИСТИ «Черная Луна»
+
Кайли Миноуг «Confide In Me»
На схожесть этих песен указывали многие, но мне кажется эти слухи сильно преувеличены. Что-то в аранжировке схожее есть, но если так придираться…
_______________________________________________________
10) CURE «Kiyoto song»
+
АЛИСА «Театр теней»
Ну да, вдохновился Константин Кинчев песней британского коллектива (кстати, не очень уж известной), сам потом это признал (когда его уже задолбали вопросами). Правда, затем первоначальную мелодию развил, и начиная со строчек «Дух огня…» идет уже совершенно оригинальная АЛИСА (подробнее о песне «Театр Теней» см. здесь).
_______________________________________________________
11) CURE «A Forest»
+
КИНО «Мама, мы все тяжело больны»
CURE вообще сильно повлияли на многие наши группы. В том числе и на КИНО. Хотя здесь нужно говорить именно о влиянии, о заимствовании самого саунда, но отнюдь не о плагиате. Ну да, басовая партия похожа…
_______________________________________________________
12) CURE «Boys Don’t Cry»
+
КИНО «Видели Ночь»
Еще одна схожесть между песнями Смита и Цоя, но, опять-таки, за плагиат здесь не засудишь.
_______________________________________________________
13) SMITHS «Barbarism Begins at Home»
+
КИНО «Перемен»
А вот здесь, действительно, схожесть наблюдается. Понятно, что THE SMITHS группа КИНО слушала.
_______________________________________________________
14) АЛИСА «Завтра может быть поздно»
+
SISTERS of MERCY «First And Last And Always»
Вот как может мрачная готическая композиция SISTERS of MERCY преобразится в бодрую и актуальную в 1988 г. песню про Афганистан.
_______________________________________________________
15) АЛИСА «Аккумулятор»
+
BLACK SABBATH «N.I.B»
Здесь АЛИСА заимствовала рифф у Оззи и компании открыто. Может поэтому и не записывала никогда этой песни в студии.
_______________________________________________________
16) RAMMSTEIN — «Adios»
+
АЛИСА «Изгой»
Надо сказать, что с годами заимствований у АЛИСЫ стало так много, что не знаешь, о чем писать. Чаще всего заимствован то рифф, то звук, то аранжировка. Здесь например, у немцев заимствован гитарный рифф (правда, он как бы забит сверху клавишами).
_______________________________________________________
17) RAMMSTEIN «Engel»
+
АЛИСА «Звери»
Ну а здесь схожесть аранжировки просто налицо. Понравилось — повторили.
_______________________________________________________
18) С.Ротару «Край»
+
АЛИСА «Непокорные»
Николай Мозговой, который написал украинскую песню про «Рідний край» стилизовал проигрыш под фольклорные наигрыши. Песня старая (1979), советская, звучала повсюду и видимо отложилась в подсознании лидера АЛИСЫ. Поэтому, когда для песни о славянских братьях ему потребовался фольк-проигрыш, подсознательное всплыло наружу.
_______________________________________________________
19) АКВАРИУМ «Мается»
+
АЛИСА «Солнце-Иерусалим»
А вот ещё поразительные игры подсознания. Проигрыш из песни… Гребенщикова! … поразительно похож на мелодию песни Кинчева. А ведь Гребенщиков сам мастер цитат и заимствований.
_______________________________________________________
20) T.RAX «Cat Black»
+
АКВАРИУМ «Сергей Ильич»
Ну, здесь относительно честное заимствование, ибо на обложке указано «Сергей Ильич (песня для МБ)». МБ — это Марк Болан и именно на мелодию его песни про Черного кота БГ написал свой абсурдный текст про «Алмазный МАЗ с колесом из льна» и «Сезон для змей». Правда в 1980-е обложки видели немногие и ходили возмущенные плагиатом.
_______________________________________________________
21) АКВАРИУМ «Плоскость»
+
Brian Eno «Here he comes»
+
АКВАРИУМ «Иванов»
Да в аранжировке 1987 г. фрагмент мелодии «Плоскости» очень сильно похож на «Here he comes». А Брайана Ино БГ знал и любил. И даже откровенно признавался, что именно Ино вдохновлена ещё одна песня — «Иванов».
_______________________________________________________
22) PATTY SMITH «Ghost dance»
+
АКВАРИУМ «Рок-н-ролл мертв»
Опять кусочек заимствован — теперь у мамы всия панка Патти Смит и ее песни «Танец Призраков». Подробнее о песне «Рок-н-Ролл мертв» здесь.
_______________________________________________________
23) DOORS «Hyacinth House»
+
АКВАРИУМ «Поколение дворников»
Здесь удивительно похожи проигрыши, хотя в остальном песни совсем разные.
_______________________________________________________
24) Louis Armstrong «Go Down Moses»
+
МАШИНА ВРЕМЕНИ «Пусть этот мир прогнется под нас»
+
АКВАРИУМ «Псалом 151»
Есть такое понятие — стандарт, очень популярное у блюзменов. То есть, есть некая гармония или мелодия, автора которой установить трудно, и на ее основе каждый импровизирует как может — без оглядки на авторские права. На один из таких популярных стандартов и написаны все эти три композиции (а их на самом деле больше).
_______________________________________________________
25) АКВАРИУМ «Древнерусская тоска»
+
АКВАРИУМ «Афанасий Никитин буги»
Кроме заимствований у других БГ активно заимствует у самого себя (что для человека, пишущего такое количество песен просто неизбежно).
_______________________________________________________
26) АКВАРИУМ «Сокол»
+
АКВАРИУМ «Кошка моря»
Ещё один самоплагиат Бориса Гребенщикова, хотя подобных примеров в его творчестве можно найти ещё немало.
_______________________________________________________
27) BAD BOYS BLUE «I wanna hear you heartbeat»
+
MODERN TALKING «Cheri Cheri Lady»
Самоплагиатом грешат многие. Западный «песенник-стахановец» Дитер Болен тоже считает, что хорошую мелодию дОлжно использовать несколько раз. Ну, для отвода глаз можно поменять название, текст и коллектив.
_______________________________________________________
28) MODERN TALKING «You’re My Heart»
+
ФАБРИКА «Про любовь»
Девчонки из ФАБРИКИ тоже считают, что хорошим мелодиям Дитера Болена пропадать не след.
_______________________________________________________
29) EUROPE «The final countdown»
+
MODERN TALKING «We take the chance»
+
BLACKMORE’S NIGHT «Gone With The Wind»
Однако, Дитер Болен таскает не только у себя, но и у других. Казалось бы, куда ты тянешь такой неувядающий рифф из группы ЕВРОПА. Заметят ведь. Заметили, конечно, возмутились. И Болен даже что-то авторам заплатил. А вот Ричи Блэкмор ничего не заплатил. И если, проигрыш из «Gone With The Wind», наверняка, получился похожим на ЕВРОПУ случайно, то сама мелодия песни откровенно построена на известной русской песне «Полюшко-поле».
***
_____________________________________________
Автор и координатор проекта «Музыкальные плагиаты» — © Сергей Курий
.