Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»
Милен Фармер (урождённая — Готье), наверное, одна из самых знаковых фигур французской поп-сцены, известная далеко за её пределами. Причин, чтобы объяснить эту популярность, хватает. Тут и чисто женское очарование, и провокационные клипы, напоминающие мини-фильмы (недаром Фармер прозвали «французской Мадонной»), и потрясающая хореография на концертах, и песни, обладающие определённой «магией», где парадоксально сочетаются меланхолические (а порой — просто мрачные) тексты с танцевальными ритмами.
«Libertine» (1986)
В карьере каждого певца есть особая — можно сказать, «переломная» — песня, после которой его статус кардинально меняется.
Для Милен Фармер такой песней стала композиция «Libertine». По юности лет я полагал, что в ней поётся о свободе (как собственно и переводится с французского слово «liberte»). В какой-то степени я был прав. Одно из значений прилагательного «libertine» — вольнодумец. Однако, чаще всего, его употребляют в отношении человека, свободного от моральных норм — проще говоря, распутника в духе маркиза де Сада. А в случае с Милен Фармер — «распутницу».
Столь щекотливая тема появилась в песне случайно. Вообще-то, изначально композиция носила более легкомысленное название «L’Amour Tutti Frutti». Её сочинил композитор Жан-Клод Декеан ещё в 1984 году, но эта версия прошла незамеченной. Спустя два года песню решил довести до ума Лоран Буттона — один из самых важных людей в творческой (да и личной) жизни Милен Фармер. Именно он написал мелодии почти всех хитов певицы и был режиссёром её самых известных клипов.
Что касается текстов песен, то в будущем их станет писать сама Милен. А пока она только подкинула идею. Случилось так, что во время отстройки звука Буттона включил мелодию Декеана и попросил Фармер что-нибудь напеть.
Милен Фармер:
«Там не было никакого текста, а в моей голове было лишь несколько набросков. Я начала петь, т.н. «йогурт», то есть, любые слова попадающие в ритм музыки. И вдруг у меня выскочило — «я, я, я шлюха!»».
«О! Это то, что нужно!» — воскликнул Буттона и дописал текст о женщине, которая с головой погружена в мир чувственных наслаждений.
Тема песни определила и идею клипа. Его сюжет развивается в декорациях XVIII века — эпохи париков, шпаг и сладострастия.
Милен Фармер:
«Отблески свечей, белый грим… В клипе представлены распутные нравы XVIII века, а так как мне очень нравится фильм Ридли Скотта «Дуэлянты», я хотела включить в этот клип сцену дуэли».
У клипа был солидный бюджет — около 500 тысяч франков, и они не были потрачены впустую. Вместо привычного трёхминутного видеоролика зрителям был представлен настоящий музыкальный мини-фильм общей продолжительностью более 10 минут. Не стоит забывать, что до того, как стать певицей, Милен мечтала о карьере актрисы. А до этого всерьёз увлекалась верховой ездой и даже планировала работать конным инструктором. Видео к «Libertine» позволило девушке показать публике оба свои таланта.
Милен Фармер:
«Я люблю это, люблю образы, глубоко люблю кино. Мне повезло, я начала играть почти 12 лет назад, когда клип только начинал быть чем-то важным для песни».
Видео начинается со сцены дуэли. Героиня Милен Фармер — сорвиголова в мужском камзоле и с короткими огненными волосами — убивает своего противника на глазах его возлюбленной — т.н. «Женщины в красном». После чего лихо скачет на коне в какой-то злачный салон, где ведёт себя как заправский мужик — пьёт и играет в карты.
Впрочем, режиссёр не забывает о женских прелестях певицы — сцену, где героиня купается в ванной с другими распутницами, многие считают первым прецедентом в истории видеоклипов, где певица полностью обнажена.
Далее следует не менее откровенная постельная сцена, после которой Либертина возвращается в салон. Там её узнаёт Женщина в красном, и между ними завязывается ожесточённая драка. В конце видео Женщине в красном всё-таки удаётся отомстить — она расстреливает скачущих Либертину с любовником из засады.
По моему мнению, столь мрачноватый сюжет плохо вязался с задорной мажорной мелодией, напоминающей детскую песенку. Певица даже рассказывала, что видела толпу школьников беззаботно распевающих «Je je, suis libertine».
Разумеется, для ТВ-трансляции клип изрядно сократили, убрав кровавые пролог (сцену дуэли) и эпилог (гибель героев). Вырезали и рискованные ню-сцены. Поначалу Фармер даже заявила, что это была её первая и последняя обнажёнка на видео, однако своего слова так и не сдержала.
Сингл «Libertine» вкупе с пикантным клипом практически спас карьеру певицы (рекорд-лейбл мог не продлить контракт). Песня стала №10 во Франции, а Фармер — новой поп-звездой. Надо сказать, что, несмотря на рискованные клипы и более чем скользкие темы песен, вне сцены певица избегала эпатажа и вообще была скрытной во всём, что касалось личной жизни.
Милен Фармер:
«Выйти на сцену в маске — это не обман. Это чаще всего единственный способ сказать всё, не оскорбив стыдливость и не выдав секретов, которые нужно уважать».
«Sans contrefacon» (1987)
«Libertine», конечно, милая песенка, но, по моему мнению, весьма посредственная. По-настоящему творческий почерк Фармер сформировался на втором альбоме «Ainsi soit je…» — более тёмном и меланхоличном. Впрочем, провокационности в нём меньше не стало. Чего стоит только одна из самых известных композиций певицы — «Sans contrefacon» («Без подделки» или «Без обмана»).
Песня шокирует самого начала, когда детский голосок невинно произносит — «Мама, почему я не мальчик?», после чего следуют драматический клавишный рефрен и исповедь девушки, ощущающей себя мальчиком.
Мне наплевать на то, что обо мне говорят.
Я — хамелеон.
Берегитесь моих оловянных солдатиков, они вас убьют.
Так как нужно выбирать, мягко говоря,
я утверждаю, что без подделки я — мальчик.
И ни за какие коврижки я не хочу раздеваться,
так как без подделки я — мальчик…
Удивительно, но певицу, которую многие считают воплощением женственности, в детстве нередко принимали за мальчика. Сама Милен, судя по всему, была не против — носила короткие стрижки, а иногда, в виде шутки, даже подкладывала себе в трусики… платок (об этом факте упоминается и в песне).
Милен Фармер:
«Кто-то говорил мне в детстве, что я была симпатичной, как мальчик. На самом деле у меня был грубый голос (кто бы мог подумать! — С.К.).
…Я была, как бы, наполовину мужчина, наполовину женщина. Я никогда не любила играть с куклами в уголке, а предпочитала игры для мальчиков. Я не была сорванцом, но и типичной девочкой не была».
Упоминается в тексте песни и шевалье д’Эон — французский шпион, жизнь которого окутана множеством легенд. Дело в том, что Д’Эон любил втираться в доверие, переодеваясь в женщину и представляясь Мадмуазелью де Бомон. Кое-кто считает, что именно ему удалось проникнуть в близкий круг императрицы Елизаветы Петровны и вывезти во Францию истинное «Завещания Петра Великого».
Шевалье д’Эон.
Разумеется, геи быстро объявили «Sans Contrefacon» своим гимном (появлялись даже странные слухи, что певица на самом деле – транссексуал). Хотя сама Милен говорила, что песня к гомосексуализму никакого отношения не имеет.
Как бы то ни было, Фармер давно хотелось написать песню со словами «Je suis un garcon» («Я — мальчик»), что она с успехом и сделала, вооружившись «Словарём синонимов». После чего, вечером того же дня предъявила текст Буттону, и тот за каких-то полчаса сочинил ту самую запоминающуюся мелодию.
Песня оформилась довольно быстро, а вот над клипом пришлось попотеть. Фармер и Буттон продолжили добрую традицию, заложенную «Libertine», и сняли очередную короткометражку с полноценным сюжетом. Это была история безработного кукольника, который бродит по стране с единственным спутником — куклой (внешне похожей на Фармер).
По пути он встречает бродячих артистов, и одна из циркачек оживляет куклу. Кукольник тут же в неё влюбляется, однако ненадолго. После того, как артисты уезжают, возлюбленная снова превращается в игрушку.
Фармер и Буттон не скрывали, что при разработке сюжета вдохновлялись историей ожившей марионетки Пиноккио из сказки К. Колодди и стихотворением Г. Аполлинера «Бродячие акробаты». Кстати, специально для клипа и концертных выступлений певице пошили мальчишеские костюмчики и кепчонки.
Сингл вышел ноябре 1987 года и произвёл фурор, достигнув второй строчки французского хит-парада. В итоге, «Sans Contrefacon» стала для Фармер своего рода визитной карточкой — единственной песней, которую Милен исполняет на каждом своём концерте (порою в окружении танцоров в дивных «трансгендерных» одеяниях). Хотя, по признанию певицы, она уже давно не мечтает стать мальчиком…
«Pourvu qu’elles soient douces» (1988)
Если мне не изменяет память, именно эта песня привлекла моё внимание к творчеству французской певицы. Правда, о чём в ней поётся, я тогда не знал, а, когда узнал, немного опешил.
Оказалось, что в названии песни — «Только бы они были нежными (мягкими)» — слово «они» относилось к женским ягодицам. Остальной текст не только воспевал эту часть тела, но и содержал завуалированные предложения героини заняться… анальным сексом.
Пер. — Алёна Сергеева:
Твоей «Камасутре»
Уже сто лет.
Мой Бог, это давно вышло из моды,
Есть способы поэкстремальнее…
Эти намёки можно увидеть и в клипе с его сценами порки и оголения «крупа» певицы.
Слова к песне, как обычно, написала сама Фармер, а музыку — её постоянный напарник Лоран Буттона. Он же снял и клип, вполне в духе предыдущих — только ещё длиннее и кинематографичнее.
Бюджет видео составил 3 млн. франков, съёмки продолжались больше недели, а полный его вариант клипа вышел продолжительностью около 18 минут! Что касается сюжета очередного «мини-фильма», то его решили начать с того места, где закончился клип «Libertine» (недаром клип носит подзаголовок «Libertine II»). Открывается видео следующим текстом: «18 августа 1757 года. Подразделение армии его величества Георга II под командованием капитана Алека Паркера…».
Милен Фармер:
«Мы в XVIII веке. Действие происходит во время Семилетней войны. Это история, которая происходит на территории Франции, между английской и французской армиями, где в главных ролях: Либертина, английский капитан и соперница Либертины, которая будет заниматься проституцией… Это было в лесу Рамбуйе, в самой его гуще. В общей сложности было где-то 500-600 персонажей».
Итак, солдаты английской армии обнаруживают тела Либертины и его любовника. Внезапно, выясняется, что девушка жива, и её отвозят в английский лагерь. Там начинаются шашни Либертины и капитана Паркера в стиле «От ненависти до любви — один шаг». В это время проститутки «расслабляют» английских вояк, а одна из них (извечная противница Либертины) подаёт французским войскам сигнал и стреляет в капитана. Французы громят лагерь, Либертина дерётся со своей вражиной, убивает её и спасает молодого английского барабанщика.
Подробнее рассказывать не имеет смысла — клип длинный и лучше его посмотреть.
Сингл «Pourvu qu’elles soient douces» вышел ровно к 27-летию Милен Фармер — 12 сентября 1988 года — и стал своеобразным подарком — первым хитом №1 в её карьере.
«Ainsi soit je…» (1988)
Первой же балладой в творчестве певицы стала заглавная композиция альбома 1988 года. Название песни — «Ainsi soit je» («Да буду я», которое обычно переводят, как «Такова Я») обыгрывает фразу «Ainsi soit Il» («Да будет так») — аналог слова «Аминь», которым заканчивают молитву.
Видео к песне, в отличие от предыдущих, не имеет чёткого сюжета и выполнено в чёрно-белом «готическом» антураже. В нём присутствует полная Луна, сова и оленёнок (дань диснеевскому м-ф «Бемби»), а также сцена падения героини в воду, которая далась певице с трудом (она панически боялась воды). Текст полон, характерной для Фармер, меланхолии — она поёт о сомнениях, разочарованиях и одиночестве.
Милен Фармер:
«Я очень люблю состояние грусти, даже если иногда оно мучительно. Можно позволить себе немного расслабиться, порой до слез. В конечном счете, грусть такое же богатое чувство, как и радость. И именно чувство грусти объединяет артистов, писателей, художников».
«Desenchantee» (1991)
В 1991 году полку тоскливых песен прибыло. Например, суицидальную «Je t’aime melancolie» («Я люблю тебя, меланхолия») вполне могли бы взять на вооружение современные «эмо».
Невесёлое название носил и главный хит Фармер в 1991 году — «Desenchantee» («Разочарованная»). Милен говорила, что на тему неизбежного краха любых иллюзий и идеалов, её вдохновила книга «На вершинах отчаяния» (1934) румынского мыслителя Эмиля Мишеля Чорана, содержащая крайне пессимистический взгляд на человечество.
В начале 1990-х данная тема нашла благодатную почву. Многие видели в тексте политическую подоплеку — будь то война в Персидском заливе, или разочарование французов в своём президенте Миттеране, который на выборах 1988 года заигрывал с молодёжью и шёл под лозунгом «Поколение Миттерана». Ведь недаром же Фармер поёт:
Все, что меня окружает — это хаос.
Все мои идеалы — лишь испорченные слова.
Я ищу душу, которая сможет мне помочь.
Я принадлежу к поколению разочарованных …
Однако сама певица не раз заявляла, что текст песни навеян личными сомнениями и разочарованиями. Недаром третий альбом — «L’Autre…» — записывался почти три года.
Милен Фармер:
«Это лишь мой личный взгляд на жизнь, на положение вещей. Разочарована Милен Фармер. Мои задачи целиком нарцисстичны, эгоистичны. Констатируя негативизм, я не собираюсь его провозглашать. Пессимизма нет в том, чтобы думать, что в 91-м мы стали более трезво смотреть на вещи, отдавая себе отчёт в своих разочарованиях, чем раньше. …У меня сложные отношения с жизнью, но я живу, следовательно, всё не так уж плохо, как можно подумать.
…Мы больше не хотим изменить мир, а только придать ему смысл. Придать смысл своим сомнениям, своей ненасытной жажде свободы… Мы потеряли свои иллюзии, но мы выиграли на курсе. Важное осознание!».
На песню был снят очередной клип-фильм, вдохновлённый на этот раз «Оливером Твистом» Чарлза Диккенса. Здесь певица вновь предстаёт в излюбленном мальчишеском образе. Под видом босяка-беспризорника она проникает на некую фабрику, где такие же подростки находятся на положении рабов и трудятся в ужасных условиях под прицелом вооружённой охраны.
Героиня Фармер поднимает бунт и убегает с мальчишками по снежному полю. Однако в конце клипа путь бегущим преграждает река, и они останавливаются… Прямо как в песне Высоцкого: «Мне вчера дали свободу. Что я с ней делать буду?».
«California» (1995)
В 1994 году Милен ждало ещё одно сильное разочарование. Художественный фильм «Джорджино», где певица, наконец-то, проявила себя в качестве полноценной актрисы, с грохотом провалился в прокате.
Возможно, именно этот провал подтолкнул Фармер к переменам в своей музыкальной карьере. Это хорошо заметно по материалу очередного альбома певицы — «Anamorphosee» (1995). Грусти поубавилось, тексты стали более простыми, а музыка более американской — в песнях много рок-гитары и элементов R’n’B. Эти изменения неслучайны — песни писались и записывались певицей в Лос-Анджелесе.
Свою признательность солнечной Калифорнии Фармер в полной мере выразила в одноименной композиции. В одном из интервью она даже заявила, что, если бы могла начать жизнь заново, то сделала бы это именно в США.
Хотя песня «California» звучит преимущественно на французском, в тексте встречается много английских словечек: Free-way (автострада), L.A. (сокращение от «Лос-Анджелес»), Ice (лёд), Trip (поездка на авто), Road movie (жанр кино об автомобильных путешествиях) и другие. Не забыла певица и о французской культуре, процитировав строчку из знаменитого стихотворения Аполлинера «Мост Мирабо» («Наступает ночь, и пробил час…»).
Хотя музыку к песням писал всё тот же Лоран Буттона, от съёмок клипов он был на время освобождён. Режиссёром видео к «California» стал Абель Феррара. На этот раз певица выступила в двух ролях — гламурной леди из высшего общества и проститутки. Тем самым ненавязчиво провела параллель между зависимостью от богатого мужа и зависимостью от сутенёра. Партнёр Фармер по клипу — Джанкарло Эспозито — также выступил в двух обличьях — богача и сутенёра.
По сюжету Милен-леди замечает из окна дорогого авто свою «двойницу», «торгующую» на обочине. Когда же сутенёр убивает подопечную, леди переодевается в проститутку и мстит негодяю той же монетой. Чтобы более естественно сыграть роль, певица долго наблюдала за работой и манерами настоящих «жриц любви» (они, кстати, тоже появляются в клипе).
Милен Фармер:
«Свобода для меня — сука, которая занимается проституцией на бульваре Голливуда. В каждом из нас есть пошлая сторона, которую мы подавляем. Секс — неотъемлемая часть нашей жизни».
«XXL» (1995)
В отличие от неторопливой «California» и пронзительной баллады «Rever», третий хит альбома — «XXL» — звучал значительно энергичнее. В клипе режиссёра Маркуса Ниспеля мы можем увидеть Милен, которая под бодрые гитарные риффы несётся впереди паровоза, аки статуя на носу корабля.
Милен Фармер:
«Меня действительно привязали к носу паровоза, и… о, Боже, это длилось 4 или 5 часов, я не могу сказать точно… Я даже не могла сойти с поезда, а он и в самом деле двигался, иногда с огромной скоростью. Это было удивительно!».
Певица окрестила эту песню «феминистской» — в данном случае, обращённой исключительно к женщинам.
Пер. — Александр Черткова:
Будь она девушкой с вечеринок, красоткой,
Будь она девушкой с помойки —
Мы все одни и те же.
Будь она под знаком полумесяца, (символ мусульман — прим. пер.)
Будь она под холмом Сатурна, (согласно хиромантии люди с развитым холмом Сатурна независимы и любят одиночество — прим. пер.)
Сторонницы абортов и беременные,
Все нуждаемся в любви размера XXL
Все мы хотим любви размера XXL…
В 2005 году Фармер исполнит уже по-настоящему феминистскую песню «F**k Them All» (вроде «Пошли они все на…»), где, как я понял, предъявила мужчинам счёт за извечные страдания женщин.
К счастью все эти модные заявления, как и прошлые эротические провокации, присутствуют лишь в рамках творчества певицы. Декларируемый «феминизм» не сделал Фармер менее женственной, а её жизнь до сих пор не даёт пищи для скандальной «жёлтой» хроники.
Автор: Сергей Курий
ноябрь 2015 г.
См. также:
Белоснежка и революция
(«Tristana» — самый «русский» клип Милен Фармер)
Стриптиз от Милен Фармер
(история песни «L’Amour n’est rien»)
Милен Фармер и Одинокая Лиза.
История песен «Dessine-moi un mouton» (1999),
«C’est une belle journee» (2001), «Appelle Mon Numero» (2008) и
«Lonely Lisa» (2010)