Милен Фармер и Одинокая Лиза. История песен «Dessine-moi un mouton» (1999), «C’est une belle journee» (2001), «Appelle Mon Numero» (2008) и «Lonely Lisa» (2010)

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика:
«Зарубежные хиты»

Идея написать эту статью родилась, когда я обнаружил, что несколько моих любимых песен Милен Фармер прямо или косвенно связаны одним и тем же образом — образом маленькой девочки по имени «Одинокая Лиза». Французская певица не только придумала и нарисовала этот образ, но и воплотила его в стихах, клипах, книге и торговой марке. Но… обо всём по порядку.

Милен Фармер (из интервью «Hit West», 09.12.2010):
«Обычно я рисую в студии. Часы тянутся, идут… Я беру карандаш и начинаю рисовать Лизу, Одинокую Лизу. Я люблю рисовать, думаю, что это меня успокаивает…».

«Dessine-moi un mouton» (1999-2000)

Начнём с того, что имя и пол, этот персонаж обрёл не сразу. Да и на первом, явленном публике, рисунке Фармер мы видим не девочку, а вполне сформировавшуюся рыжеволосую девушку — явно некое «альтер эго» самой певицы. Девушка появилась в 2000 году на обложке сингла «Dessine-moi un mouton» («Нарисуй мне овечку»).

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что название — это прямая цитата из сказки Экзюпери «Маленький принц» (правда, в русском переводе Норы Галь «овечка» превратилась в «барашка»).

Антуант де Сент-Экзюпери «Маленький принц»:
«Вообразите же моё удивление, когда на рассвете меня разбудил чей-то тоненький голосок. Он сказал:
— Пожалуйста… нарисуй мне барашка!
— А?..
— Нарисуй мне барашка…
Я вскочил, точно надо мною грянул гром. Протёр глаза. Стал осматриваться. И увидел забавного маленького человечка, который серьёзно меня разглядывал».

На этом отсылки к «Маленькому принцу» не закончились. Думаю, вы без труда сможете найти их в других строчках — «Не замечать того, что глазами не увидишь…», «Чтобы приручить нелепость Мира…».
В остальном эта песня не требует каких-то особых пояснений. Из её текста ясно, что Милен поёт о горечи взросления и утрате незамутнённой детской мечтательности.

Автор перевода — atch-ramirez:
https://lyrsense.com/mylene_farmer/dessine_moi_un_mouton

…Взрослый мир,
Одинокий,
Грубый мир,
И в нём я полна мрачных мыслей.

Нарисуй мне барашка!
На небе пусто без воображения.
Вот так,
Нарисуй мне барашка,
Чтобы вновь стать ребёнком, которым был каждый из нас…

Милен Фармер (из интервью «Le Matin», 10.03.2000):
«Эта песня — абсолютное доказательство того, что я не хочу прощаться с детством. Я боюсь нашего мира, лишенного и лишающего гармонии».

Музыку для «Dessine-moi un mouton» сочинил постоянный соавтор певицы — Лоран Бутонна. Студийную версию песни можно услышать на альбоме 1999 года «Innamoramento». Однако для сингла и официального клипа была выбрана концертная версия, записанная для «Mylenium Tour».

«C’est une belle journee» (2001)

В 2001 году нарисованные девушка и овечка, наконец-то, ожили. Произошло это в клипе на новую песню Фармер и Бутонна «C’est une belle journee». Это был первый анимационный клип в карьере певицы — да ещё и полностью созданный на основе её рисунков. Оживил рисунки режиссёр Бенуа Ди Сабатино, с которым Милен будут связывать не только творческие отношения…

Милен Фармер и Бенуа Ди Сабатино.

Уже по клипу видно, что название песни — «Прекрасный денёк» — весьма обманчиво. Героиня фильма явно не наслаждается жизнью, а откровенно скучает. Причём растормошить её не могут ни весёлая овечка, ни паучок, которого девушка использует в качестве… йо-йо.

Апатию развеивает только невесть откуда взявшийся Ребёнок. Впрочем, само его появление выглядит странным и немного пугающим. Ведь он качается в дверном проёме вверх ногами – то ли, как осенний лист, то ли и, как «Повешенный» из колоды Таро.

Я специально пишу «Ребёнок», ибо в тот момент было непонятно, какого он пола. Лично мне казалось, что это мальчик (некое подобие Маленького принца). Откуда мне было знать, что он и есть будущая Одинокая Лиза…

Содержание песни ещё мрачнее, несмотря на лёгкую танцевальную мелодию. Здесь надо сказать, что хороших ПОЭТИЧЕСКИХ переводов песен Фармер очень мало. И переводчиков можно понять. Певица очень любит наполнять свои тексты метафорами, отсылками и (самое страшное) каламбурами, которые практически не поддаются переводу.
Взять, хотя бы первые строчки «C’est une belle journee»:

Лежащее тело мертво
Но для тысяч людей
Это спящий человек…
                  (пер. Александра Черткова)

Поклонники Фармер уверены, что это – отсылка к чужому стихотворению, но до сих пор спорят — к какому именно. То ли к «Cahier de Douai» Артура Рэмбо, где, казалось бы, спящий в долине человек оказывается убитым солдатом. То ли к «Recueil Poemes en prose» любимого поэта певицы Пьере Реверди, где также проводятся параллели между сном и смертью.

Гюстав Курбе «Раненый».
Картина по мотивам стихотворения А. Рэмбо «Спящий в долине».

Следующие строчки песни отсылают нас к известному афоризму, о том, что «для оптимиста стакан всегда наполовину полон, а для пессимиста — наполовину пуст». Вот только Милен меняет банальный стакан на экзотическую амфору. Ну, и выбор делает вполне ожидаемый. Недаром певица говорила, что иронизирует в этой песне над своей «неодолимой потребностью видеть тёмную сторону вещей — в отличие от большинства людей». Ну, и совсем уж чёрная ирония звучит в припеве:

Прекрасный денек
Я пойду спать
Такой прекрасный денек
Заканчивается
Он пробуждает желание любить
Но я пойду спать
Буду наслаждать вечностью*
На всю катушку
…………………………………………………
* — Здесь певица переиначивает французскую идиому «mordre la vie a pleines dents», которая дословно означает что-то вроде «кусать зубами жизнь», но по смыслу сродни нашему выражению «Жить на полную катушку». Только в своём тексте Фармер кусает не «жизнь», а «вечность».

На самом деле первоначально куплет был ещё мрачнее, в чём признавалась сама Милен.

Милен Фармер (из интервью «Ouest France», 08.05.2009):
«Я думаю, что всегда присутствует некая самоцензура. Что касается меня, это проявляется больше в моих текстах. Например, в песне «C’est une belle journee» я пою: «Прекрасный день. Я иду спать». Но изначально эта строчка была более циничной и насмешливой: «Прекрасный день / Я убью себя». Но я сказала себе, что, возможно, зашла слишком далеко, и что это может оказать влияние на некоторые ранимые души. Поэтому я изменила текст».

Из интервью Милен Фармер («TV HEBDO», 1991):
«— В Ваших песнях, где присутствует тема исчезновения, смерти, мелькала также тень самоубийства, хотя оно прямо не упоминается…
— Потому что я запрещаю себе это делать. Это было бы неприлично, потому что я защищена своим окружением, успехом, который дает мне силу. Те, кто слушает мои песни, не всегда обладают такой защитой».

Как бы то ни было, эта построенная на контрастах песня стала для меня, чуть ли, не самой любимой во всём творчестве Фармер. Земляки певицы тоже отнеслись к «C’est une belle journee» благосклонно, поместив её на 5-е место хит-парада.

Интересно, что во время турне 2013 года «Timeless» Милен пела эту песню в сопровождении… двух роботов, двигавшихся в такт с певицей. К чему здесь роботы я не понял, но смотрится прикольно. Любопытные также могут посмотреть другие публичные исполнения «C’est une belle journee» — 2002 и 2006 годов.

Сказка о Лизе

О том, что загадочный Ребёнок из клипа не мальчик, а девочка, мир узнал в 2003 году, когда Милен Фармер решила побаловаться прозой и издала сказку под названием «Lisa Loup et le storyteller» («Лиза, Лу и Сказочник»). Сам я её не читал, но, судя по отзывам, сказка не сильно отличалась по настроению от песен и явно была рассчитана на «детей постарше».

Милен Фармер «Лиза, Лу и Сказочник»:
«Как, по-твоему, я могу найти мораль, если меня тоже настигло это страшное зло? Мне тоже скучно, мне скучно, мне скучно, именно поэтому ты живешь! Именно поэтому я пишу!»

Героиней сказки является маленькая девочка Лиза, которая после смерти бабушки чувствует себя тоскливо и одиноко. Видимо, эта тоска и вызывает к жизни её воображаемого друга — мальчика из картона по имени Лу, а затем и героев детской книги — Паука, Кролика и Червяка. Вместе с ними Лиза отправляется в путешествие, но посещает далеко не самые «сказочные» места — кладбище, больницу, тюрьму, церковь…

Как нетрудно догадаться, по своему стилю сказка более близка «Маленькому принцу» и повествует о таких серьёзных вещах, как прощание с детством, одиночество, утрата… Хотя, главное правило традиционной детской сказки, Милен всё-таки не нарушила и закончила её на обнадёживающей ноте. Подробнее о содержании книги вы можете узнать из блога Марии Сергиной.

Считается, что прообразом Лу стал старший брат певицы Жан-Лу, погибший в 1996 году в автокатастрофе. Ну, а имя «Лиза» героиня «позаимствовала» у дочери младшего брата Фармер — Лизы Готье. Интересно, что в 2008 году Фармер вместе с Лораном Бутонна продюсировала 11-летнюю племянницу, которая исполнила песню «Drole de Creepie» для мультсериала «Странная Кристи».

Что касается нарисованной девочки, то Милен так прикипела к ней душой, что в 2007 году зарегистрировала товарный знак «Одинокая Лиза». А в 2008-м запустила целый сайт — lonelylisa.com — где посетители могли публиковать фото или рисунки, связанные с образом Лизы. Однако переходить по ссылке не стоит, потому что сайт давно уже не функционирует.

«Appelle Mon Numero» (2008)

В том же 2008 году Одинокая Лиза появилась в клипе на песню «Appelle Mon Numero» («Набери мой номер»). Правда, появилась она там мельком — в виде картонной гирлянды. Забавно, что один из участников съёмки смекнул, что гирлянда может представлять ценность и в 2014-м продал её на ebay кому-то из поклонников Фармер…

Хотя в остальном ни песня, ни клип не имели никакого отношения к Одинокой Лизе, они достаточно хороши, чтобы заслужить отдельного рассказа.
Начнём с того, что, хотя «Appelle Mon Numero» тоже содержит меланхоличные нотки, это, скорее, игривая и романтичная песня.

Общая канва песни довольно проста: женщине одиноко, настроение у неё «на нуле», ей хочется любви и ласки, поэтому она ждёт звонка от мужчины. Но вот в деталях певица никак не могла обойтись без каламбуров и сексуальных намёков.
Например, она постоянно упоминает любимую подушку, которую каждый раз награждает разными странными эпитетами: «звёздная», «в форме Луны», «в форме дюны», «подушка без волос». Одни считают, что последний эпитет намекает на гладко выбритые женские гениталии. Другие, что певица имеет в виду специальные подушки для занятия сексом. А в франкоязычной Википедии вообще написано, что термином «подушка» иногда называют… эскортниц, работающих в отелях.

В тупик может поставить и фраза «Позвони на мой номер / Крикни мне «халали»», если не знать, что «Halali» — профессиональный клич охотников, загнавших жертву.
Ну, а строчка: «Набери мой номер! Дай мне ноту «ля»…» — это отсылка к телефонному гудку, который обычно настроен на ноту «ля» первой октавы.

Эстетика клипа (его опять снял упомянутый бойфренд певицы — Бенуа Ди Сабатино) тоже в общих чертах ясна. Героиня нежится в постели, а обстановка вокруг неё меняется подобно временам года — то падает снег, то осыпаются листья, то опускаются лепестки роз…

А вот прочие детали загадочны и, видимо, не несут какого-то чёткого смысла. По крайней мере, мне даже на ассоциативном уровне трудно понять почему-то женщина в постели занимается… сапожным ремеслом.

Впрочем, клип работает и без пояснений, потому что в нём прекрасно всё – и картинка, и мелодия, и сама Милен. Кстати, на видео можно даже увидеть сестру певицы — Бриджит. Точнее — её ногу в носке, высунутую из-под одеяла.

Дело в том, что Бриджит пряталась под одеялом и помогала создавать забавную иллюзию того, что Милен растянулась на всю гигантскую кровать.

Сингл «Appelle Mon Numero» оказался весьма успешным и стал в дискографии певицы шестым французским хитом №1.

«Lonely Lisa» (2010)

В 2010 году, наконец-то, появилась песня, напрямую связанная с нарисованной девочкой. Она так и называлась «Lonely Lisa» («Одинокая Лиза»). Кстати, обратите внимание, что в песне Милен, как бы, объединяет эти два слова в одно — «Лонелиза!».

На этот раз автором музыки выступил не Бутонна, а RedOne (настоящее имя — Надир Хаят) — марокканский продюсер, работавший с такими модными «звёздами», как Леди Гага, Шакира, Энрике Иглесиас. Не удивительно, что песня получилась откровенно танцевальной — с современным электронным звуком. Помню, многие написали тогда, что Фармер совсем «опопсела» (как будто до этого она была суровой рокершей или панком). А вот мне кажется, что «Lonely Lisa» звучала в устах Фармер вполне органично. Ведь даже в этот задорный мотив певица умудрилась привнести свою «фирменную» тоску и тревогу.

Перевод Александра Черткова:
http://www.mfarmer.ru/index.php?pageid=lonely-lisa-lyrics

Она свободна.
У неё две жизни, но ей не везёт.
Ей не хватает равновесия,
Но она старается изо всех сил,
Она выбирает

Любить
И плавить золото,
Превращать смерть
В бессмертие,

Мечтать
До самого рассвета,
Ещё любить,
Любить небо.

Одинокая Лиза!
Немного безрассудства —
Это хорошо.
Одинокая Лиза!
Не в своём уме!
А теперь все вместе!

[…]

Нам нужна революция,
Чтобы пробудить желание —
Такова душа.
Нет ни одного великого ума без при…
Без примеси безумия!*
…………………………………………………………
* — Отсылка к известной цитате Аристотеля: «Не было еще ни одного великого ума без примеси безумия». (прим. переводчика)

Ещё более тревожным получилось сюрреалистическое видео с балеринами, детьми, стариками и… верблюдом в блёстках.

Из интервью с Эльдаром Гройсманом – хореографом клипа «Lonely Lisa» («Farmer Addict», 2011):
«— Где проходили съемки клипа? В Израиле? В какой области страны были сняты сцены на природе и где прошли съемки остальных сцен?
— Да, мы снимали клип в Израиле. Вообще, эта страна может предложить большое разнообразие ландшафтов: пустыни, сельские пейзажи, горы всех видов и, конечно, современные города. Для работы мы выбрали побережье Мертвого моря и котловину Рамон. Это жаркие и сухие области, практически пустыня. Им противопоставлены сцены, снятые в студии в центре страны. Там были использованы специальные фоны и впечатляющая система освещения сцены.
— Милен или режиссер Рой Раз давали вам указания относительно хореографии?
— В нашу первую встречу с Ройем, когда мы только начали обсуждать видео, мы решили, что не хотим сделать очередной стандартный клип, каких много снято для поп-исполнителей. Мы хотели включить в наш клип сцены танца, которые не были бы излишне резкими или статичными. После многократных прослушиваний песни, я остановился на выборе такой хореографии, которая передавала бы посыл самой песни «Lonely Lisa»: два мира, две вселенных, что сталкиваются, соединяясь воедино. Поэтому я решил черпать вдохновение из классического танца, добавив несколько современных элементов.
— Планировалось ли участие в танцевальных сценах самой Милен, или с самого начала было определено, что хореография в клипе будет без нее?
— С самого начала предполагалось, что Милен танцевать не будет. По нашему замыслу, она не принимает участия в действии клипа, являясь его «рассказчицей», в то время, как танцоры являются «отражением» маленькой девочки. Каждое движение тела, рук или головы в этом клипе имеет свое значение, поэтому они были тщательно подготовлены заранее.
— Сколько вариантов хореографии вы создали для этого клипа? Кажется, есть отдельные танцы для взрослых танцовщиц и для детей…
— Первоначально я создал два варианта хореографии для маленьких девочек, и в окончательный монтаж клипа вошли фрагменты из обоих вариантов. Что же касается взрослых танцовщиц, для них мы подготовили двухминутный танец, который также попал в клип лишь частично. Мы хотели, чтобы при монтаже нам было из чего выбирать. Однако, я очень желал бы, чтоб вы когда-нибудь увидели мою работу полностью!»

Не берусь расшифровывать загадочные образы из клипа, но по ощущениям ясно, что режиссёр Рой Раз хотел противопоставить фантазию и реальность, детство и старость. Поэтому чёрное облако, надвигающееся на солнечную пустыню в конце клипа – это, видимо, реальная взрослая жизнь, разрушающая сказочный мир детства. А, возможно, и вовсе сама смерть…

Из интервью Милен Фармер («TF1», 2006):
«— Вы себя сейчас считаете взрослой?
— Нет. Всё ещё ребёнком. Я не хочу расти, в этом нет интереса. Я принимаю старение потому, что это неизбежная фатальность. Но не взросление. Не интересно. Я принимаю то, что стану старой, у меня нет другого выбора».

Что касается персонажа Одинокой Лизы, то, насколько я знаю, последний раз он появился в соцсетях певицы в 2015 году, после того, как террористы расстреляли работников юмористического журнала «Charlie Hebdo». На рисунке Лиза присоединяется к своеобразному флэшмобу в защиту свободы слова и держит плакат с надписью; «Я — Шарли».

Автор: Сергей Курий
сентябрь 2023 г.

См. также:

Милен Фармер (Mylene Farmer) — история песен
«Libertine» (1986), «Sans contrefacon» (1987),
«Pourvu qu’elles soient douces» (1988), «Ainsi soit je…» (1988),
«Desenchantee» (1991), «California» (1995), «XXL» (1995)

Белоснежка и революция
(«Tristana» — самый «русский» клип Милен Фармер)

Стриптиз от Милен Фармер
(история песни «L’Amour n’est rien»)