Об увлечении музыкой и музыкальных вкусах
***
Из интервью на радио «Эхо Москвы», 19.11.2001.:
http://newaz.kulichki.net/argentum.html
А. Плющев — Вот еще один вопрос от господина Станиславского. «Судя по Вашим текстам, Вы являетесь человеком, у которого иногда бывает, как и у всякого гения, минуты духовного гнетения. Какая сила заставляет вас работать, писать новые песни, петь их и сочинять музыку?»
Э. Шклярский — Может быть, та сила духовного гнетения и заставляет. Есть, наверно, какая-то потребность. У каждого человека есть потребность спать, читать, ходить, разговаривать. У детей вообще масса потребностей, они рисуют, пляшут, потом это забывается… Значит, какая-то из потребностей просто не забылась, а осталась до сих пор.
***
Из интервью с Эдмундом Шклярским, 26.09.2020:
http://badalova.ru/edmund-shklyarskij-ya-tak-ili-inache-otrabatyvayu-svoj-put/
– Глупо отрицать тот факт, что вы особенный человек, бог одарил вас талантом и определенным везением. Признайтесь, то, что вы другой, дает вам определенное чувство превосходства?
– Не превосходства. Есть чувства другие – заданности, запрограммированности (смеется), что ты находишься на рельсах. Не ты их построил, хочешь или нет, но катишься по этим рельсам, и тебе не дано с них сойти, потому что если ты сойдешь, то станешь лишним на этом празднике жизни. Но я не скажу, что такая запрограммированность – это очень хорошо. Так или иначе, ты отрабатываешь свой путь.
– Но ведь далеко не все выделяются из общей массы, как вы…
– Все дети начинают примерно одинаково. Если дать им пластилин, они будут лепить, дать краски – станут рисовать. Впоследствии по каким-то причинам многие прекращают. По какой-то причине я не прекратил. Это можно или развивать, или в определенный момент завершить. Потому что многое заканчивается, когда человек женится, как это ни странно. И всё! В семье сразу перекрывают кислород: что ты там ерундой занимаешься?
***
Из интервью, газета «Ульяновская правда»:
https://disqus.com/home/forums/ulpravda-newspaper/
— Вы занимаетесь музыкой только потому, что не можете ей не заниматься?
— Могу, очевидно. Просто это такое детское желание, реализовавшееся во взрослом состояние. Музыка воспринимается как продолжение детских фантазий. Это же чудо — вопреки многому создавать себе практически ежедневно свой собственный сказочный праздничный мир.
.
***
Из интервью в Кирове:
— Откуда к вам пришло увлечение музыкой?
— С молоком матери, наверное. Классическая музыка звучала в моем доме с раннего детства, поскольку моя мама была преподавателем в консерватории. Потом в моей жизни появились «Битлы», «Роллинги», позже сходил с ума под «Пинк Флойд» и «Лед Зеппелин».
.
***
Из интервью, 30.06.2014:
http://svpressa.ru/culture/article/91247/
— Эдмунд Шклярский как слушатель классики – кто он? Шнитке, Стравинский, может быть – Барток?
— Вы сами назвали: Шнитке, Стравинский, может быть – Барток…Но я предпочитаю Шопена, Рахманинова, может быть – Баха.
— Вы воспитывались на музыке шестидесятых. Считаете ли вы, что именно в период 1965 по 1970 годы мировая рок-музыка пережила наивысший свой подъем, предъявив миру такие фигуры как Моррисон, Джоплин, Фрипп, Плант, Лорд, Баррет, а все остальное является копированием и паразитированием на тех открытиях?
— Я бы только называл не фамилии лидеров, а названия групп: Doors, King Crimson, Led Zeppelin, Deep Purple, Pink Floyd. Мне кажется, именно такое музыкальное образование как группа, перевернуло сознание и заставило людей во всех уголках мира взять в руки гитару. А со второй частью вашего вопроса я полностью согласен.
***
Из интервью, «Rock Fuzz» №9’1993:
Корр.: Творчество каких групп оказало влияние на музыку ПИКНИКА?
Э. Ш.: Лично у меня все началось с БИТЛЗ, далее были РОЛЛИНГ СТОУНЗ, КРИМ, ПИНК ФЛОЙД. Некоторое влияние на нашу музыку оказали такие группы как ПОЛИС, ДЖЕНЕЗИС, ДЖЕТРО ТАЛЛ.
.
***
Из интервью, 08.08.2018:
https://www.sobaka.ru/entertainment/music/69517
— С «Битлз» все и началось?
— Да, с них. А еще с Джимми Хендрикса и «Лед Зеппелин». Первую группу мы организовали с моими двоюродными братьями, нас как раз было четверо, и родители очень переживали, что я не смогу нормально закончить школу. Знаю даже, что папа очень просил моего старшего брата не знакомить меня ни с какими музыкантами.
— А «Пинк Флойд» в вашем списке не было?
— Их я услышал гораздо позже и к тому же в недостаточно хорошем качестве, а для «Пинк Флойд» это критично. Я слушал их в монозаписи и вообще не понял, в чем там дело.
.
***
Из интервью, «FUZZ» 5’2005:
FUZZ Последний прослушанный диск?
Эдмунд: «Christmas Album» JETHRO TULL. И другие их альбомы переслушивал. Дело в том, что мне довелось недавно брать телефонное интервью у Яна Андерсона для журнала «Rockmusic.ru»… Конечно, у них там своих журналистов хватает, но для меня Андерсон — не просто литературный объект, а человек, который присутствовал музыкальным фоном с 1969 года. И, зная наше пристрастие к JETHRO TULL, журнал сделал предложение, которое мною с удовольствием было принято, и я с замиранием сердца пытался что-то такое у него спрашивать.
.
***
Из интервью, 06.04.2019:
https://www.dp.ru/a/2019/04/04/Piknik_na_obochine_ne?ysclid=lxzd8ov8hx646154008
— Что у вас играет в наушниках?
— Разное. У меня там есть, например, Вертинский. Это наследие папы, ему нравилось. Есть Утесов, Шопен, советская музыка. Никольский, например, «Воскресение». Польская музыка: так как владею языком, понимаю, о чем они поют. В моем плей–листе есть и венгерская, в частности группа Omega. Конечно, могу послушать Beatles, чтобы окунуться в эпоху.
***
Эдмунд Шклярский:
Для меня, если вернуться к детским годам, это была не столько музыка, сколько какое-то даже биологическое воздействие. Когда организму не хватает, например кальция, ребенок ест мел. То, что было услышано, было нечто подобное. Не то чтобы там красивая мелодия, а какой-то химический продукт, которого не хватало в природе. И вот он появился — и ты им насыщаешься. Это что-то такое, облеченное в музыкальную форму. Сейчас если это дает какое-то химическое воздействие, значит что-то есть. А просто мелодия как красивая мелодия — да грош цена всей музыке, если она не производит еще чего-то.
.
***
Из он-лайн конференции с Э. Шклярским:
Вопрос:
Как Вы считаете, песни, которые Вы пишите — это «откровение свыше» или скорее сознательное обличение чувств-взглядов-эмоций-точек зрения в слова? (простите, что-то слишком запутанно получилось, но, надеюсь понятно).
Ответ:
Всегда очень странно слушать, когда какой-то автор говорит, что он подключен куда-то там напрямую и выполняет волю каких-то сил, которые водят карандашом или играют на чем-то. Мне это неведомо, мне кажется это каким-то самообманом или завышенной самооценкой человека. У каждого есть своя способность. Один высоко прыгает. Научиться этому тоже очень нелегко. У одного длинные ноги, а у другого короткие. У меня с детства было то, что я продолжаю до сих пор. Все как правило в раннем возрасте пишут стихи, лепят, рисуют. Многие бросают это занятие. А те, кто не бросил, они до сих пор этим занимаются. В том числе и мы.
.
О Петербурге
***
Из интервью, «Комсомольская правда», 05.06.2014:
КП: Что значит для вас — быть петербуржцем?
Э.Ш.: Когда устраивает пасмурная погода, когда получаешь удовольствие от камней на набережных и хочешь творить только в этом городе
КП: Петербург называют столицей рока…
Э.Ш.: Город, наверное, влияет своей харизмой. Если сравнить Москву и Петербург, то они, как Англия и Америка. В Британии больше идей, а в США они удачно реализуются, да и больше механизмов для реализации. Так и здесь: Москва — город, где все движется быстрее. А генерация идей происходит в нашей, Северной столице. В Москве больше суеты, постоянно приходится кого-то или что-то догонять. Какую-то сокровенную идею реализовать сложно. А у петербуржцев жизнь более размеренная — опять камни, архитектура, погода. Ходи себе и сочиняй. В Москве даже сочинять негде.
О стилистике группы
***
Из интервью, 2003:
http://newaz.kulichki.net/arh/2003-9.htm
— А как бы вы определили музыкальный стиль «Пикника»?
— Музыка, которую мы играем, придумана, наверное, не нами, а там, на берегах не Невы, а других рек. Наш стиль — сумма той музыкальной информации, которую мы переварили и по-своему преподносим.
— Можно ли сказать, что это «новая волна» в сочетании с арт-роком?
— Все, что я слушал, не прошло даром. Желание взять гитару появилось после знакомства с The Beatles. Потом были «Роллинги», которых мы некоторое время тоже принимали за Beatles, Animals… Тот же арт-рок … Но к арт-року «Пикник» я не могу отнести, поскольку арт-рок все же подразумевает некую структурно-композиционную усложненность, а у нас практически все основано на простых песенных формах. Это раньше была мода растягивать песни на сторону пластинки, делать кучу вставок-переходов, нашпиговывать композиции импровизациями. У нас этого нет, мы придерживаемся традиционных куплетно-припевных структур, хотя длинные соло на концертах, конечно, бывают.
— А не было желания записать «песню на одну сторону»?
— Чтобы окончательно запугать слушателя? Да в общем, нет. Конечно, если б у нас в свое время был выбор и возможность записывать сегодня одну пластинку, а завтра — другую, мы бы себе и позволили такое. Но тогда, да и сейчас для нас важнее представить «панораму» песен.
***
Из он-лайн конференции с Э. Шклярским:
Вопрос:
Здравствуйте, Эдмунд. Скажите пожалуйста, как соотносится творчество Пикника и его стиль с традиционным рок-н-роллом? Считается, что первичным направлением всего рокового является рок-н-ролл. Считаете ли вы себя продолжателем этого направления, и вообще, как Вы позиционируете себя в плане музыкального стиля, философии и мировоззрения?
Ответ:
Стиль — это все, что нам удалось переварить в музыкальном плане и теперь мы это так или иначе выдаем. Музыка, которую мы играем, придумана не в Санкт-петербурге, не в Москве, она придумана в других странах и намного раньше, чем мы стали выступать. Поэтому мы интерпретируем их музыку на наш лад.
.
***
Из интервью, 30.06.2014:
http://svpressa.ru/culture/article/91247/
— Часть поклонников вашей музыки называет группу «Пикник» психоделической. Вы с этим согласны? Что такое вообще психоделия по-вашему?
— У Херлуфа Бидструпа есть такая карикатура: трое читают одну и ту же книгу, при этом один смеется, другой плачет, третий уснул… Я думаю, не стоит что-то определять и пробовать объяснять. Для меня психоделия — это музыка и черно-белые фотографии группы Cream, Джими Хендрикса …
***
Из интервью, 14.03.2019:
https://kluch.media/materials/o-gotike-repe-i-dzheksone-eksklyuzivnoe-intervyu-s-solistom-gruppy-piknik/?ysclid=lxzd05ulc9468358043
— Вы столько лет играете готику – как за несколько десятилетий удалось не перегореть?
— Мы же готику играем, а не невротику. Надел черный костюм, вдумчиво и неспешно сыграл. Музыка все равно должна примерно соответствовать стилю. Было бы странно метаться из крайности в крайность и играть что-нибудь народное или блатное-хороводное. А если не перескакивать, то ты находишься в русле выбранного пути. Другое дело, что на нем нужно найти какие-то жемчужины, не побоюсь этого слова, которые мы играем не первый год и без которых люди уже не могут.
.
***
Из интервью в Ялте, апрель 2019:
https://www.proza.ru/2019/05/15/570
— Ты чувствуешь какие-то изменения в себе с годами?
— Естественно, я меняюсь. Но музыкальные вкусы остались те же. Конечно, приходится вслушиваться в современные мотивы, ловить какие-то жемчужины в музыке, которые попадаются и которые берёшь, не стесняясь,(улыбается) для своего пользования.
.
***
Из интервью, 05.04.2020:
https://mesmika.com/articles/1171-edmund-shkljarskii-o-vdohnovenii-muzyki-80h-i-samoizoljacii.html
—Как Вам удавалось в 80-е делать музыку, настолько отличающиеся по звуку от других отечественных групп, и при этом самобытную?
— Никто не знает универсального рецепта, как придумать хорошую песню.Скорее всего, срабатывает интуиция, какой подобрать звук, чтобы отличаться от других групп. Но поскольку все придумывалось не на пустом месте, были ориентиры. Это первопроходцы мировой рок-музыки (не буду в сотый раз их повторять — их названия известны всем меломанам). Одна из отличительных черт Пикника (относительно записей) — мы применяли 12-струнную гитару…
.
***
Из интервью, 08.08.2018:
https://www.sobaka.ru/entertainment/music/69517
Еще когда мы начинали, поняли для себя одну важную вещь – можно играть одну ноту, но важно, чтобы всем было понятно, что ее играешь именно ты. Из этой установки и растет все наше творчество.
***
Из интервью Екатерины Ефимовой с Эдмундом Шклярским, 2020:
https://ourperson.spbstu.ru/shklyarskiy.html
— За много лет группа не изменяет своему стилю, что довольно нетипично и заслуживает уважение поклонников. Не было мысли измениться?
— Изменить стиль, чтобы потерять тех, кто слушает нашу музыку? Можно сделать и пластическую операцию, да такую, что родные не узнают (может, только собака признает).
.
О процессе сочинения песен и вдохновении
***
Эдмунд Шклярский:
Вдохновение — это громкое понятие. Вдохновения не надо ожидать, скорее его надо провоцировать. Музыку я могу сочинить, только если в руках есть инструмент, а если его нет, то я ничего не смогу. В голове моей не гудят иерихонские трубы.
.
***
Эдмунд Шклярский, 01.09.2019:
https://rrock.ru/news.rrock?id=61279
Сложно всегда говорить о песне — её лучше, наверное, слушать. Главное — не ждать вдохновения. Нужно брать гитару в руки и играть. Потому что, если ждать вдохновения и чуда, то можно простоять столпом всю жизнь.
.
***
Из интервью на «Радио-Стиль» (г. Владимир), 05.06.2002:
https://old.newlit.ru/int/int002.htm
Можно бездельничать целыми днями, и именно в безделье происходит рождение песен. У нас нет рабочего дня, когда человек садится перед чистым листом бумаги и начинает творить… Были такие порывы и они заканчивались ничем, потому что насильно, как показал опыт, песни не рождаются.
***
Из интервью, «МК» 12 октября 2017:
http://www.mk.ru/culture/2017/10/12/edmund-shklyarskiy-ne-ponimayu-bessiliya-kotoroe-vydaetsya-za-iskusstvo.html
— Говоря о пути художника: у вас бывают моменты, когда вы чувствуете необходимость взять тайм-аут, или процесс непрерывен?
— У меня же нет такого понятия, как «рабочий день». Когда что-то рождается, это часто происходит неожиданно, ты даже не замечаешь, как это происходит. Допустим, если говорить про текстовую составляющую, иногда ты можешь услышать какую-то фразу — в диалоге людей на улице или в каком-то фильме, — и она запоминается тебе. Я записываю ее, и уже потом она начинает обрастать другими словами, мелодиями, смыслами, мыслями… Как правило, песня всегда рождается либо от одного слова, либо от словосочетания.
.
***
Из интервью 2007 (?) года:
https://piknik.ucoz.ru/forum/4-79-1
Как правило, все песни ПИКНИКА существуют в состоянии первичного зачатия, то есть имеется какая-то фраза, или четверостишье, которые собственно и составляют внутреннюю жизнь песни. Из неосуществленного приведу пример «вот и я не иду до конца и обещанных слов не скажу, дорожу половиной лица, половиной лица дорожу…». Остается добавить несколько десятков слов, правильно расставить запятые — и песня готова. Пусть не покажется странным, но таких песен в режиме материализации сейчас в багаже группы как минимум на 7 альбомов — и только следуя Ленинско-Заратустровым заветам дискография группы остается такой, какая она есть на сегодняшний день.
***
Из интервью изданию «Я — Молодой» №23, декабрь 1993:
http://www.nneformat.ru/archive/?id=2962&ysclid=lza2rs03gf123267523
Песня пишется очень долго. Я не могу зафиксировать момент ее зачатия. Рождается слово, которое обрастает образами. Потом продукт созревает — и рождается песня… После окончания института мне нужно было отрабатывать на заводе, и я подумал, что времени будет достаточно, буду писать песни. Заставлял себя насильно садиться с гитарой и сочинять. В результате за этот год я ничего нормального не написал.
.
***
Из интервью для NEWSmusic.ru, 13.09.2007:
https://newsmuz.com/news_2_7127.htm?ysclid=lza2ogczfb825166602
— А что для Вас первично — сочиняется музыка, с тем, чтобы потом положить на нее текст, или, наоборот, чаще сперва появляются строки, который затем «одеваются» в мелодию?
— Это пошлый ответ будет, но есть золотая середина. Когда ни тому больше, ни другому. Другое дело, как этого добиться. Если это удается, значит, песня ложится и на слух, и ее не противно слушать в плане текста. Как правило, все равно притираются два слагаемых. Поэтому, скажем, написание на чужой текст маловероятно. По той причине, что некоторые слова — или их не хватает, или они лишние. А с чужими словами обращаться варварским методом невозможно — это свои можно заменить… Поэтому это, так скажем, притирка механизмов. Один механизм словесный, а второй — музыкальный.
.
***
Из интервью, декабрь, 2007:
https://proza.ru/2008/06/12/148?ysclid=lza2u0tgvy498352694
— Какие минимальные условия тебе необходимы в процессе работы над песней?
— Главное, чтобы никто не мешал, главное, чтобы закрыли дверь в комнату (улыбается). А дальше — гитара, пианино, магнитофон. Важно ухватить что-то существенное, какую-то опорную фразу типа «Мракобесие и джаз». А дальше идёт работа по оформлению. Книгу ведь можно писать на туалетной бумаге. Слова будут те же, но в руки её брать будет не интересно. Поэтому и для песни нужна аранжировка, какие-то подходящие звуки.
***
Из он-лайн конференции с Э. Шклярским:
Вопрос:
Эдмунд Мечиславович, скажите — в какое время суток лучше работается-пишется? Вы вообще сова или жаворонок?
Ответ:
Когда на гастролях, тебя об этом никто не спрашивает. Есть поезд или самолет, он ждать не будет. Поэтому в один день приходится быть совой, в другой день – жаворонком. А пишется тогда, когда есть под рукой бумага, если говорить о текстах. На манжетах, как писал Моцарт или еще кто-то из великих – так не получается. Нужна бумага. И инструмент, рояль.
***
Из интервью, «Аргументы и Факты» № 10, 07.03.2018:
https://spb.aif.ru/culture/person/glavnyy_vampir_strany_kak_edmund_shklyarskiy_otnositsya_k_sluham
— Как вы пишете песни? Долго сидите над каждым словом и нотой или ловите вдохновение — и сразу получается композиция?
— Если говорить о тексте, то сначала я нахожу словосочетание, которое несёт какое-то электричество. На эту фразу затем нанизываю текст. Музыку пишу отдельно. Но как Моцарт или Бетховен, которые писали ноты на бумаге, не умею. Беру гитару и сочиняю мелодию. Песня — это конструкция, где важны и текст, и музыка. Вот возьмите любой западный шлягер и попробуйте спеть его по-русски. Это будет катастрофа, потому что пропадёт органичность! Поэтому процесс создания песни — непростое дело, важно, чтобы стихи и мелодия ужились друг с другом.
— Бывает, что бракуете написанное, и оно в итоге не входит в альбом?
— На заре нашего творчества было такое дело. Например, не вошли две песни в первый альбом «Дым». Сейчас мы стараемся зря не тратить силы. Уже на начальном этапе становится понятно, имеет смысл «добивать» композицию или нет.
.
***
Из интервью, FUZZ №12/2002:
Эдмунд: Когда вышел «Дым», знакомые дискотечники нам из лучших побуждений говорили: «Ребята, на все, что вы написали, надо наплевать и забыть. Вам надо написать быструю песню, которую будут крутить в дискотеке». И стало понятно, что либо мы изменяем себе и всему свету и прекращаемся в скором времени, потому что если человек не нравится сам себе, он не может, как ни уговаривай, нести свой продукт кому-то другому, – либо не изменяем. И путь был, возможно, тогда уже выбран. Еще интересовал такой момент: можно ли будет слушать песни с таким наполнением лет через пять или десять? Я помню, стихи я тогда прочитал с таким примерно содержанием: «Я не один под звездами, и до меня были, и после меня будут миллионы таких как я». Нас интересовало, будет ли понятно хотя бы словесное содержание наших песен, если их перенести в будущее.
FUZZ: Публицистическая, в общем, установка. Ведь когда поэт пишет стихи, его в этот момент меньше всего волнует мнение потенциального читателя. А если он об этом думает, то он, скорее, публицист.
Эдмунд: Я бы не сказал! Сам момент написания – он редко определяем. Словосочетание в голове рождается, и этот момент не фиксируется обычно. Но меня, например, в чужих стихах всегда раздражала привязка к местности. Читаю какие-то нормальные стихи, и вдруг там написано «сакля» или «кумыс». Сразу территория обозначается. Или вот мат: у меня сразу на него фильтр ставится, как в Интернете. Есть слова, которые сразу могут испортить всю малину.
.
***
Из интервью, 30.06.2014:
http://svpressa.ru/culture/article/91247/
— Люди творчества обычно подразделяются на два лагеря: одни считают, что озарение приходит откуда-то свыше, другие полагают, что творчество – это лишь работа мозга. Что думаете вы об этом? Как рождаются ваши тексты?
— С написанием песен такая история: текст появляется из словосочетаний, которые я записываю, чтобы не забыть (словосочетания, кстати, и содержат в себе внутреннее электричество песни). А музыка появляется тогда, когда я сажусь за рояль или беру гитару. А потом эти две составляющие соединяются с помощью воображаемых напильников и других инструментов. Очень смешно слышать, когда кто-то говорит, что его осенило свыше и приводит в пример что-то из разряда частушек…
***
Из интервью, 02.09.2022:
https://smotrim.ru/audio/2651313
— Новые песни легко пишутся или с трудом даются?
— Писать песню, просто как песню, не очень сложно, как ни странно. Проблема в другом — не знаешь, какая выстрелит, а какая упадёт на дно и канет в Лету. Всегда хочется написать хит, понятно. А вот как это сделать, из каких продуктов музыкальных…
.
***
Ответы Э. Шклярского на вопросы посетителей его сайтаhttp://qazimodo.ru, 19.03.2010:
— Вы все-таки поэт или композитор?
— Поскольку все начиналось давным-давно (в 8-и летнем возрасте), то хотелось одного: играть песни как «у них», стричься под «них» и одеваться как «они», тем самым противопоставляя себя «семье и школе».А кем называться, и тогда и сейчас не имело значения. (кроме того у меня устойчивое ощущение, что верх наглости, когда сам себя человек называет поэтом). Сразу приходит ум фраза: я поэт, зовусь я Цветик…
.
***
Из интервью, 06.04.2019:
https://www.dp.ru/a/2019/04/04/Piknik_na_obochine_ne?ysclid=lxzd8ov8hx646154008
— Вы упомянули перестройку. Ваше поколение в итоге нашло себя или потерялось?
— За поколение не отвечаю, у каждого своя жизнь. Вспоминаю в связи с этим одну историю. Это, кажется, рассказ какого–то писателя. Долгое время все писали в стол. Когда пришло такое время, что можно было уже что–то издать, выяснилось, что издавать нечего. «Ой, у нас нет ничего законченного. Мы думали, что это время никогда не настанет, просто что–то писали в стол» — вот что услышали издатели. Так что, если чувствуешь в себе какие–то способности, если есть какой–то талант, надо не зарывать его в землю. Надо продолжать рисовать или вырезать, или что там у тебя хорошо получается. Продолжать, даже если ничего с этого не получаешь. А вдруг получишь.
.
О записи песен
***
Из интервью, 08.08.2018:
https://www.sobaka.ru/entertainment/music/69517
— Вы перфекционист?
— Нет. Ловлю блох я не приветствую ни в каком виде. Чем хороша кинопленка или студийный магнитофон – на записи остаются все шероховатости и не обязательно их переписывать. Есть квинтэссенция, которая уже заложена в песне, и немного лучше она сагрына, немного хуже – это неважно. Гораздо важнее сохранить энергетику. Если посмотреть на сегодняшнюю мировую музыку, так по мне было лучше, если бы она была записана хуже, но в ней было бы больше драйва и новизны. Часто очень многое теряется в погоне за качеством.
О концептуальности альбомов
***
Из интервью, «Rock Fuzz» №9’1993:
Корр.: То есть, концептуальность в работе над музыкой это ваше основное кредо?
Э. Ш.: На пластинках — да. Допустим, сама пластинка может быть шлягером, хотя не обязательно она должна состоять из каких-то конкретных — «хитовых» вещей. Она будет иметь преимущества у слушателя за счет своей целостности, как нечто единое, неделимое.
***
Из интервью, 08.08.2018:
https://www.sobaka.ru/entertainment/music/69517
Начинается все с какой-то фразы, которая дает «электричество». Фраза вырастает в песню. Самая сильная песня примагничивает к себе вещи схожие по драматургии, так появляется альбом. Я не люблю сборники. Я вообще привык к тому, что на альбоме одна песня следует за другой в определенном порядке. Я за драматургию, логику и ровное качество.
.
***
Из интервью, 2003 (?):
http://newaz.kulichki.net/arh/2003-9.htm
Для нас примерами служат, скажем, «Aqualung» Jethro Tullили «Dark Side Of The Moon» Pink Floyd — эти альбомы можно воспринимать только целиком, их невозможно представить по одной песне. И мы всегда старались мыслить альбомами, циклами. Иногда это удается, и тогда альбом получается единым, гармоничным целым, иногда не очень, начинает что-то перекашивать… Но задача такая стоит всегда — записать не сборник лучших из сочиненных за отчетный период песен, а именно альбом. Поэтому некоторые песни при самостоятельном прослушивании не «живут», они обретают смысл именно в контексте, как связующее звено или интерлюдия.
.
О пении
***
Онлайн-интервью с Э. Шклярским и М. Корчемным, Лента.Ру,08.08.2011:
— Учились ли Вы где-либо горловому пению или же это возможность Вашего (и так необычного) голоса?
Э. Ш.: Нет, я не учился, это подражание горловому пению. Настоящее горловое пение, как мне кто-то говорил, — это когда человек может одновременно исполнять три ноты: верхнюю, среднюю и нижнюю. У меня вряд ли это получается, но две какие-то ноты я иногда могу одновременно исполнять.
О шоу-бизнесе
***
Из интервью на радио «Эхо Москвы», 19.11.2001.:
http://newaz.kulichki.net/argentum.html
У каждого складывается так, как оно складывалось. У нас складывалось все изначально, ну, если есть такое слово «шоу-бизнес», то у нас все складывалось, если можно так сказать, вопреки. Т.е. изначально принципиально не было никаких денег. Т.е. звукорежиссер, он принципиально не брал денег, он брал портвейном, допустим, но денег он принципиально не брал. И поэтому, может быть, частично поэтому все шло так, что наша продукция не имела никакой, так скажем, пиар-поддержки, а тупо появлялись, допустим, пластинки, а сейчас компакт-диски. И единственная связь со слушателем – это была та самая натянутая нить. И каким-то образом мы решили для себя в общем-то денег никому не платить, по той простой причине, что просто мы не видим в этом смысл. Т.е. если кто-то хочет это крутить, то он это крутит. Т.е. в нашей ситуации мы считаем, что не должно быть никакого насилия, как с нашей стороны, так и над нами. Т.е. мы своей миссией видим создание продукта, а дальше его судьба уже зависит от многих факторов, и во многом не от нас.
.
О шоу на концертах и изобретённых механизмах
***
Из интервью с Эдмундом Шклярским, «Аргументы и Факты» № 10, 07.03.2018:
https://spb.aif.ru/culture/person/glavnyy_vampir_strany_kak_edmund_shklyarskiy_otnositsya_k_sluham
— Музыканты «Пикника» на сцене довольно статичны. Вы не прыгаете, не трясёте гитарами как большинство рок-музыкантов. Это давно продуманный стиль поведения или вам просто не нравится активно двигаться во время концертов?
— Каждый по-своему выражает эмоции на сцене. Недавно я был на концертах Пола Маккартни, Питера Гэбриела и «Роллинг Стоунз». Они абсолютно по-разному ведут себя во время шоу. Мик Джаггер, дай бог ему здоровья, до сих пор в прекрасной форме и задает жару. А Маккартни и Гэбриел гораздо спокойнее выражают эмоции. Мы повышаем градус песни не прыжками, а другими выразительными средствами: театрализованным представлением, декорациями. И надо признать, что активность на сцене зависит от склада характера артиста. Что для нас естественно, то мы и делаем.
***
Из интервью, 13.02.2009:
https://51.ru/text/entertainment/2009/02/13/53673811/
– Эдмунд, у вас настолько яркие, театрализованные шоу… При этом у вас и тексты насыщены образами, которые вызывают мощные визуальные ассоциации. Вы чего хотите добиться этим?
Э. Ш.: Ха-ха. Это упрёк? Добиться? Сколько есть органов чувств? Сколько органов мы можем осваивать, столько мы и осваиваем. Вот некоторые считают, что главное чувство – это осязание. Наверное, в этом есть определенная правда. Тем не менее, до осязания мы пока не дошли. Это осталось чистой страницей. А вот зрительные образы, слуховые – это да. Кстати, иногда зрителям кажется и то, чего на самом деле не было на сцене. Они пишут потом какие-то послесловия… Ну раз человеку показалось… Может, там дым сочетался с чем-то еще, и ему показалось, что кто-то вышел. Снежный человек, например.
– А эти спецэффекты – они как-то энергетически усиливают ваши тексты?
Э. Ш.: Ну если бы они ослабляли, я думаю, мы бы их не использовали, и никто бы их не использовал.
– А вы сами как себя ощущаете, когда всё сразу – зрители, дым, плюс образы вашего сознания?
Э. Ш.: Нам вполне нравится существовать в том пространстве, которое мы создаем. Когда нет дыма, лампочек, декораций, мы чувствуем себя… как на медосмотре при белом свете.
***
Из интервью, 08.08.2018:
https://www.sobaka.ru/entertainment/music/69517
Можно записать что угодно с помощью различных хитростей или, скажем, других музыкантов, но пока ты не вышел на сцену – совершенно непонятно, кто ты. Те же «Пинк Флойд» ведь неспроста на концертах свиней запускают. У них медитативная музыка, прекрасная, но все же требующая визуальной поддержки — и они это понимают. Даже Ван Гог очень много внимания уделял рамам для своих работ.
***
Из интервью, 2020:
https://ourperson.spbstu.ru/shklyarskiy.html
— Роботы и механизмы на сцене во время концертов — это ваши инженерные идеи и изобретения, так же как новые инструменты?
— Специфические инструменты — это мои изобретения (если можно так сказать). А роботы присутствовали в моей жизни практически с рождения: папа все время конструировал нечто похожее на робота. Эта конструкция ездила по комнате и поднимала одну руку. Так что я, можно сказать, продолжаю семейную традицию.
.
***
Из интервью, 06.04.2019:
https://www.dp.ru/a/2019/04/04/Piknik_na_obochine_ne?ysclid=lxzd8ov8hx646154008
— В свое время вы заканчивали Политехнический университет, получили специальность инженера. Как техническое образование помогает вам в вашем совершенно гуманитарном ремесле?
— По крайней мере, точно представляю, какие механизмы для концерта сделать реально, а какие нет. Если просто предаваться фантазиям, ничего не получится реализовать. Техническое образование добавляет в мозг какой–то кирпичик, из–за которого действительность воспринимается иначе. Не сказал бы, что у меня технический склад ума. Да, нравилось читать журналы «Юный техник», мастерить поделки, но параллельно с 8 лет в моей жизни присутствовала гитара, которая, конечно, в итоге вытеснила всю эту техническую историю. Некоторые элементарные поделки, кстати, перешли в итоге на сцену. Например, световой гиперболоид. Где–то на рынке еще в советские времена купил фотоэлемент, который потом пригодился для него. В детстве, правда, ничего из того, что мастерили и паяли, в итоге не работало. Но полезная информация, конечно, копится. Потом все это помогает, конечно. Расширяет кругозор.
Любимые поэты, художники, книги и фильмы
***
Из интервью, 26.04.2010:
https://www.solidarnost.org/thems/znamenitost/znamenitost_4559.html
Конечно, были и книги, которые так или иначе повлияли на творчество. Первой такой стала книга «Дао Дэ Цзин» Лао Цзы, которая в какое-то время стала для меня актуальной. И я пытался ее использовать, отражая то или иное явление с разных сторон, не называя его, чтобы каждый читающий или слушающий мог сам его определить по своему разумению.
.
***
Эдмунд Шклярский:
В школе попалась книга «Дао и дэ» Лао-цзы. Которая, значит, вот, как метод, она, значит, до сих пор применяется в написании слов. Ну вот, к музыке. Чем меньше слов, тем, это самое, легче слушать, да. Это первое, значит, вынесенное оттуда. Потом второе — это окружение чего-то, явления или события, с разных сторон, не называя его, в результате чего происходит какой-то внутренняя жизнь стихотворения, или вот что-то там, песни. И сам слушатель, он участвует в процессе, он дает имя, название вот, сообразно своим уже каким-то там… Ну, характеру, может… Вот. Поэтому какое-то приглашение, к совместному размышлению на какую-то тему. Ну, окончательную точку, вот, ставит сам уже слушатель.
***
Эдмунд Шклярский:
Все наши песни написаны похищенным у Лао-Цзы методом. По крайней мере желание заложить некоторую парадоксальность в слова и как можно короче все излагать уходит корнями именно туда. Главное — оставить место для додумывания. Личное ощущение тревоги ли, радости всегда больше характеризует реальность, чем слова.
.
***
Из интервью, 08.08.2018:
https://www.sobaka.ru/entertainment/music/69517
— Что в поэтическом, литературном плане оказало на вас самое большое влияние?
— «Дао дэ цзин» Лао-Цзы — книга, которая очень сильно повлияла на написание мною текстов и общую эстетику группы. В ней мне было все понятно. Понятно, как дышит мироздание, что из ничего может что-то произойти. Это были какие-то казалось бы эфемерные вещи, на которые я, тем не менее, смог опереться лучше, чем на что-то реальное. Читающий всегда сам ставит точку, в силу своего понимания. И я стараюсь свои тексты писать таким же образом – чтобы пригласить слушателя к совместному размышлению. Возможно, он уйдет в совершенно другом направлении. Я люблю парадокс.
.
***
Эдмунд Шклярский:
Больше всего повлияли на мироощущение две составляющие
1 — Живопись сюрралистов
2 — книга Дао и Дэ (все остальное было уже дополнением)
***
Ответы на вопросы посетителей сайта qazimodo.ru, 20.04.2009:
http://qazimodo.ru/blog/2009/04/otveti-20042009.html
— Когда Вы прочитали книгу «Дао Дэ» Лао Цзы?
— Прочитал Дао и Дэ в 9-ом или 10-ом классе.(но важен перевод-первый мне казался самым лучшим).А уж в 90-е — во времена «Харакири» — попалась книга про Заратустру.
.
***
Из интервью, «Я — Молодой» №23, декабрь, 1993:
Пластинка «Харакири» отразила мое знакомство с книгой Ницше «Так говорил Заратустра». Тогда это для меня было некоторым откровением. Я вынес из книги мысль о том, что все настоящее должно стоять на крови. Храмы, стихи — все на крови. Даже каждая строчка в песне должна быть пронизана кровью.
.
***
Из интервью, лето 2000 г.:
…попалась книга Ницше «Заратустра». Тогда был написан «Харакири», возможно, Ницше и повлиял… Очень сильные в «Заратустре» образы, мне даже было удивительно, как человек, один человек, мог всё это пережить. Если бы несколько, поколение — тогда понятно. Но когда один человек может выплеснуть себя сам… это очень сложно.
***
Э. Шклярский, billboard.ru.msn.com, 2011:
Я вообще неоригинален в своих поэтических пристрастиях — серебряный век, в основном, символисты. Они несли какой-то… ну свет, не свет, но сейчас такого не бывает.
.
***
Из интервью в Ялте, апрель 2019:
https://www.proza.ru/2019/05/15/570
— А если попрошу назвать тройку любимых поэтов, кого ты назовёшь?
— Хм… Ты знаешь, я не такой большой знаток поэзии…Мне очень нравятся Марина Цветаева, Маяковский, у Евтушенко многие стихи…
— «Хотят ли русские войны», например?
— В том числе.
.
***
Из интервью, «FUZZ» 5’2005:
Корр.: Есть ли у вас какие-то предпочтения в литературе? Откуда восток в ‘ПИКНИКЕ?
Э. Ш.: С Украины. Гоголя люблю. Но больше на меня влияла живопись, сюрреалисты
Корр.: Вы рисуете?
Э. Ш.: Да, но не считаю, что я рисую в сюрреалистической манере. Скорее, в символической.
***
Из интервью, «FUZZ» 5’2005:
FUZZ Последняя прочитанная книга?
Эдмунд: Сейчас перечитываю Гоголя, «Вечера на хуторе близ Диканьки». Как начинаю забывать, перечитываю, мне не надоедает. О. Генри могу так перечитывать, Зощенко и Гоголя.
.
***
Из интервью в Ялте, апрель 2019:
https://www.proza.ru/2019/05/15/570
Э. Ш.: Когда-то меня поразили сюрреалисты. От них пошло песенное начало. То есть, не от поэзии, а от сюрреалистического восприятия живописи. Мне очень нравится Магритт, потом Макс Эрнст и …
— Сальвадор Дали, наверное?
Э. Ш.: Ты знаешь, когда-то Дали заполнил собой всё пространство. Но по мере знакомства с другими репродукциями он постепенно отошёл на второй план. Например, есть очень хороший итальянский художник де Кирико, в манере которого мы даже пытались делать какие-то декорации.
***
Из интервью, «МК» 12 октября 2017:
http://www.mk.ru/culture/2017/10/12/edmund-shklyarskiy-ne-ponimayu-bessiliya-kotoroe-vydaetsya-za-iskusstvo.html
— Как формировался интерес к мистической, мрачной тематике?
— Я могу назвать не так много вещей, которые повлияли на то, каким является творчество «Пикника». Это была в первую очередь, как ни странно, сюрреалистическая живопись. Потом, конечно, музыка The Beatles, Rolling Stones, Led Zeppelin, Джимми Хендрикса и других культовых персонажей. Но все-таки текстовое содержание рождалось от впечатлений, которые вызывали у меня именно картины. Кроме того, для меня стала очень важным фильтром, сквозь который я смотрю на то, что делаю, китайская философия.
.
***
Из интервью, 30.06.2014:
http://svpressa.ru/culture/article/91247/
— Кто ваши любимые режиссеры?
— Нравятся некоторые фильмы Гайдая, Данелии, Феллини, Антониони.
.
О символике и содержании песнен
***
Эдмунд Шклярский:
Нам всегда хотелось писать музыку в нескольких слоях. Мне лично очень нравится смотреть фильм или читать книгу, где есть несколько слоев, по несколько раз. Ты с первого раза понял мало, но со второго раза еще что-нибудь добавляется, потом еще что-нибудь.
.
***
Эдмунд Шклярский:
Я просто стремился всегда в своих песнях создавать некие образы. Все равно ведь информация закодирована. Человек слушает, воспринимает тот или иной образ, он у него трансформируется и понимается по-своему. Такой набор образов — как вспышка в мозгу.
.
***
Из интервью на «Радио-Стиль» (г. Владимир), 05.06.2002:
https://old.newlit.ru/int/int002.htm
Э.Ш.: …что касается текстов, то было бы странно, если бы я сам ставил себе оценки. Другое дело, что всегда ставится задача пригласить слушателя подумать в определенном направлении. А куда заведет дорога в этих размышлениях конкретного человека — этого, к счастью, мы не знаем. Но никаких конкретных рецептов у нас нет, поэтому мы и приглашаем к совместному размышлению.
— К размышлению о том, что волнует лично Эдмунда Шклярского?
Э.Ш.: Ну, а лично меня волнует исключительно внутренний мир человека. Другое дело, что он постоянно трансформируется, но тема эта одна. Это не наполненные прилавки и не какие-то политические дела, которые мне совершенно по барабану. Мне кажется, что за время существования человека он не претерпел никаких цивилизационных изменений, а если они и были, то, может быть, он стал еще хуже, но ни в коем случае не лучше.
***
Из интервью, 23.03.2010.:
— Ваши тексты насыщены аллюзиями. Значит ли это, что вы ориентируетесь на публику, которая умеет “читать” такие тексты?
Шклярский: Нет. Хочется разговаривать простыми словами. На концерты к нам приходят люди разных “сословий”. На концерты в некоторых городах приезжают люди из деревень. Мы не знаем, что они обнаружили в наших песнях, но наверное, что-то такое нам удалось затронуть, раз человек не усидел на месте, а поехал в город на концерт. С помощью простых слов можно как раз говорить обо всем. Не языком формы, а языком, скорее, каких-то эмоциональных посылов.
— Но при этом у вас есть песни, вдохновленные, например, картинами…
Шклярский: Ну это меня она вдохновила, а у слушателя могут быть совершенно другие ассоциации. Если человек впервые попадает на наш концерт, он вряд ли видел то, от чего отталкивался я. Ему скорее всего видится что-то другое, но в этом нет никакого диссонанса, поскольку опять же главное настроение. Самое сложное – это передать не формулы, не слова, а настроение. Привожу пример из недалекого прошлого: перестроечная эйфория была у всех. Но передать словами то, что мы чувствовали, невозможно. А вот другие стимулы, например, запах, могут вернуть человека в то время, когда он этот запах услышал. И так же песня может в какой-то мере переносить слушателей во времени.
.
***
Ответы Э. Шклярского на вопросы посетителей его сайтаhttp://qazimodo.ru, 19.03.2010:
— Для Вас важно, чтобы слушатели по Вашим стихам понимали — ЧТО — Вы хотите сказать? Или важно, чтобы они испытывали созвучные Вашим эмоции и ощущения — от вращательной магии Ваших слов?
— Важнее создание ощущения и определенного состояния. (хочется общаться при помощи «универсальных символов» (при условии, что удается их создать).
.
***
Из интервью, «Rock Fuzz» №9’1993:
Корр.: Чем у тебя выражено пристрастие к восточной философии. Ты на востоке жил или просто где-то сталкивался с этой философией?
Э. Ш.: Однажды мне попалась книга китайского философа Лао Дзы, она оказалась созвучна с моими взглядами и запала мне очень глубоко… Там излагались мысли в очень короткой форме, и с тех пор я не люблю ничего длинного. Например, песни, где много куплетов, много слов. Я стараюсь все выражать в двух фразах, в двух словах. Два слова могут создать какой-то смысл, который будет понятен.
Корр.: То есть ты пытаешься в текстах песен стремишься к символизму?
Э. Ш.: В общем, да! То есть для себя ставлю главной задачей создание универсального символа, который будет понятен не только ограниченному числу людей. Чем больше народа его понимает, тем этот символ будет удачней.
Корр.: То есть символами ты пытаешься создавать впечатление или даже, образно говоря, рисовать картинки?
Э. Ш.: Символ не указывает каждому конкретному человеку дорогу, ну скажем, иди туда, возьми то. Он просто дает какое-то направление мысли, а образ слушатель себе рисует сам.
.
***
Ответы Э. Шклярского на вопросы посетителей его сайта qazimodo.ru, 30.03.2010:
— Ваши песни, тексты, музыка, картины, отображают Ваш внутренний мир?
— Даже если этого не хочется ,вряд ли автор может скрыть свой внутренний мир.
.
***
Из интервью:
— Вы не обидитесь, если я бы назвал многие ваши песни весьма депрессивными?
— Нет, обижаться здесь не на что. Мои песни о другом. Это песни про человека, преодолевающего свой путь. Не просто — идущего своим путем. А именно человека, который идет своим путем, несмотря ни на какие сложности. Этот путь связан с преодолением преград, трудностей, препон. Состояние человека, который преодолевает все это, вот что меня интересует. Но не смакование зла или препятствий к проявлению человека таким, какой он есть. Зацикливание на зле непродуктивно.
***
Из интервью, 05.03.2010:
https://vv-novikov.livejournal.com/217859.html?ysclid=lza3ulxgie14945045
— Песни «Пикника» наполнены опасными персонажами и темными силами, кругом вампиры и вурдалаки… А если конкретные люди, то это не Наташа Ростова и не Белла Ахмадулина, а Квазимодо и Мазох. Совсем не видно ангелов…
— Зато у нас нет смертей! Прошу учесть! И нет некрофилии! Везде хеппи-энд! Лирический герой всегда преодолевает все препятствия, нет ни одного мрачного конца. Герой всегда успешно добирается до берега. Хотелось бы не наводить никакой жути, а наоборот – несмотря ни на что, зарождать оптимистические чувства.
.
***
Из интервью, 10.03.2015:
http://vtambove.ru/news/freetime/99657/
– Была такая песня «Подставляйте ладони — я насыплю вам солнца…». А у вас все как-то больше «ночь шуршит над головой…». И в результате вас все время упрекают в мрачности ваших песен. Как относитесь к таким упрекам?
– Ой, знаешь, к этому мы привыкли еще с советских времен. Как-то Оззи Осборна спросили: «Почему ваши песни такие мрачные?». И он на это ответил: «У вас есть повод для веселья? Поделитесь — посмеемся вместе!». Наверное, впервые серьезно ответил. К этому трудно что-то добавить. Но мрачность тоже бывает разная. В советское время она была от какой-то ползучей безысходности. Сейчас она ушла больше в сторону мистической образности. Людям надо иногда задуматься, и это наверное лучше, чем безысходное веселье.
.
***
Из интервью, 26.09.2020:
http://badalova.ru/edmund-shklyarskij-ya-tak-ili-inache-otrabatyvayu-svoj-put/
– Тема дороги, вечных странствий и отчужденности в этом мире красной нитью проходит через ваше творчество. Что ваш лирический герой ищет в дороге, какие ответы хочет найти?
– Любой человек задает себе вопрос, на каком основании он вообще существует. Как минимум. Кто-то находит ответ, а кто-то нет. Мой герой не находит, он все еще пока задает вопросы. Все тот же вопрос, но, скажем, с разных сторон.
– Всему виной внутреннее неспокойствие, некий дискомфорт, который заставляет творить?
– Его необязательно искать в себе, устройство мира несправедливо. Почему хорошие молодые люди умирают, а плохие живут? Знаете, как говорят: почему блюз главенствует, когда хорошему человеку плохо? Я имею в виду вообще в мировом масштабе. Ты можешь задавать вопросы всевышнему, да кому угодно, и все равно не найдешь ответы. И мне кажется, это неправильно, чтобы так было. Но ты не можешь ничего сделать, ты просто видишь, что так происходит. Я нахожусь вокруг всего этого происходящего, и мое неспокойствие не только мое, оно и твое – наше общее.
.
***
Из интервью, «МК» 12 октября 2017:
http://www.mk.ru/culture/2017/10/12/edmund-shklyarskiy-ne-ponimayu-bessiliya-kotoroe-vydaetsya-za-iskusstvo.html
— Этот воображаемый мир как-то связан с реальностью, с вашей жизнью? Или вы полностью абстрагируетесь от происходящего?
— Начнем с того, что я на самом деле не люблю фантастику, поэтому, наверное, тот мир, который создаю, ближе к реальному, но так или иначе он вымышленный. Какие-то его элементы нарочито усилены, гипертрофированы для создания объема, выпуклости. У меня никогда не было песен про то, как человек, например, пошел в магазин, купил кусок колбасы и съел ее, — я утрирую, конечно. Мне интересны глубокие переживания. Один из наших героев, к примеру, — человек, который встречается на своем пути с теми или иными обстоятельствами. Он исследует мир «на ощупь», путем собственных уроков и ошибок.
О социальности и протесте в песнях
***
Ответы Э. Шклярского на вопросы посетителей его сайтаhttp://qazimodo.ru, 03.07.2011:
— Считаете ли вы свои песни социальными?
— …для призывов “в лоб” существуют другие жанры, например плакаты в изобразительном искусстве. Содержать в себе нерв времени
в закодированном виде в песне, рисунке и пр. желательно и наверное необходимо, но только в закодированном виде, иначе все превращается в доморощенную назидательную философию. Песни Пикника посему считаю остро социальными.
.
***
billboard.ru.msn.com, 2011:
У нас рок смешивают с социальным протестом, но изначально он был замешан на каких-то других силах. Рок-музыка начиналась на других берегах и доходила до нас мощным эхом. У Led Zeppelin, например, песни лирические. А у нас — эзотерические. Потому что мы не хотим говорить о чем-то в лоб, а пытаемся понять мир через сокровенную суть вещей.
.
***
Из интервью, 08.08.2018:
https://www.sobaka.ru/entertainment/music/69517
…что касается «музыки протеста»… Что считается классических protest songs (Пит Сигер и т.д.), то у нас в принципе никогда и не было. Вообще, и Led Zeppelin, и Том Джонс — это все поп-музыка. Но есть, конечно, протест другого плана: протест молодого человека по отношению к старшему поколению – и это совершенно естественный, здоровый процесс. Если его нет, но происходит то, что мы видим сейчас, когда все слушают одинаковую музыку. Хорошо было бы изобрести инструмент, услышав который, старики ужаснулись бы и схватились за голову. И в мое время эту роль выполняла электрогитара, а сейчас, увы, такого инструмента нет.
.
***
Из он-лайн конференции с Э. Шклярским:
Мы стараемся затрагивать общечеловеческие темы, как бы пафосно это ни звучало. Не писать о каких-то сиюминутных вещах – это скорее удел газет. Стараемся затронуть те струнки, которые близки человеку и в 10 лет, и в 60, как оказывается.
.
О любовной лирике в песнях
***
Из интервью, 13 марта 2024:
https://www.bookvoed.ru/news/nikto-ne-sprashivayet-ogon-pochemu-on-obzhigayet-7048421
– В «Белее белого» при этом нет «стихов о любви», разве что в очень иносказательной форме. Интересно, а почему в вашей поэзии почти отсутствует любовная лирика? Это сознательный выбор?
Эдмунд Шклярский: Всё, что делает мужчина, он делает ради женщины. Точно так же всё, что делает женщина, делается ради мужчины. Это может быть как реальный человек, так и воображаемый образ. А само чувство может быть глубоко-глубоко спрятано, но тем не менее… На этом, собственно, можно было бы и закончить ответ, но если немного расшифровать, то, как известно, красивые слова неверны, поэтому хочется разговаривать со слушателем с помощью универсальных словесных символов, которые были бы без всякой расшифровки понятны на уровне инстинктов. Ведь никто не спрашивает огонь, почему он обжигает. Обжигает – и всё тут. Другое дело, получается ли создать такой символ или нет. Мне кажется, что важнее не просто называть какое-то чувство или состояние, а окружить его со всех сторон, подбираясь все ближе и ближе. Но пусть финальную точку ставит сам слушатель, сообразно своему опыту, состоянию и настроению. К лирически-любовным песням я бы отнёс из ранних песни «Великан» и «А учили меня летать», а из поздних, например, «Лиловый корсет», «Разноцветные ленты».
.
***
Из интервью, «Благодать», 29.04.2001:
— Многие песни ПИКНИКА посвящены любви. Так что же для вас означает любовь к женщине?
— Женщина воспринимается как абстрактный источник. И подразумевается только в таком контексте. Это не какая-то конкретная женщина, просто фантазия».
.
***
Из интервью, 26.09.2020:
http://badalova.ru/edmund-shklyarskij-ya-tak-ili-inache-otrabatyvayu-svoj-put/
К счастью, [любовь] мне не помогала и не мешала. Все равно этот воображаемый мир, который записан на бумаге, это вовсе не то же самое, когда художник рисует свою жену, вторую, третью, четвертую. Это воображаемый сюрреалистический мир, где нет очертаний. И по полунамекам, которые, может быть, спрятаны там глубоко, ты можешь что-то такое откопать. А так для меня это в принципе параллельная история.
.
О религии и мистике
***
Из интервью на «Радио-Стиль» (г. Владимир), 05.06.2002:
https://old.newlit.ru/int/int002.htm
— Хотелось бы узнать насчет Вашей религиозности…
Э.Ш.: Что касается религиозности, то это вопрос, который я не очень люблю. На мой взгляд, это не стоит выносить на суд публики. По рождению каждого ребенка записывают в какую-то веру. Моя семья ритуально до сих пор отмечает католические праздники. Другое дело, что мое мироощущение смешанное. И восточного, может быть, даже больше, чем другого.
***
Из интервью, 26.09.2020:
http://badalova.ru/edmund-shklyarskij-ya-tak-ili-inache-otrabatyvayu-svoj-put/
– Если я попрошу вас назвать что-то в вашем понимании прекрасное, что радует душу, когда вам плохо?
– Нирвана.
– В вашем понимании нирвана – это что?
– Это как огонек спиртовки. Ты просто находишься в состоянии этого огня, где ничего не происходит. Это определение идеального состояния. Наверное, его не зря ищут.
– Вы его нашли или ищете еще?
– Нет. Я и не ищу, потому что это большой путь.
.
***
Из интервью, газета «Сорока» (СПб), ноябрь 1995:
Шаман (псевдо): Вы по вероисповеданию католик, как в «Иероглифе» появились буддистские мотивы? Не есть ли это какое-то ваше внутреннее противоречие?
Э. Ш.: Нет. Меня крестили в младенческом возрасте, а религию человек, наверное, должен выбирать сознательно. Для меня мир — мистический продукт без конкретных храмов. Храм — это внутри, как ты его сам строишь. Если я нахожу в каком-то учении что-то близкое для себя, это и беру. Мне многое близко у китайцев. Это не буддизм, а скорее, даосизм.
.
***
Из интервью, 26.09.2020:
http://badalova.ru/edmund-shklyarskij-ya-tak-ili-inache-otrabatyvayu-svoj-put/
– Одно из постоянных украшений, которое с вами почти всюду, мальтийский крест. Это дань чему?
– Мы когда-то ходили в паломничество, оттуда я его и привез. Собственно говоря, мне нравится эстетика этих крестов, без углубления в историю происхождения. У меня еще был и другой крест, даже на крест по форме не совсем похожий… Они своеобразные и по-своему очень красивые. И на гитарном ремне он смотрится хорошо.
.
***
Эдмунд Шклярский:
Ну, так мистика, она вообще вот, по-моему, присутствует и в нашей жизни, и в любой, так скажем, жизни, по крайней мере мне кажется от этого никуда не деться, поэтому один из любимых писателей – это Гоголь, у которого вроде все написано таким, ну, может, иногда бытовым языком, но все пронизано вот этим мистическим, значит, ощущением. Ну, может, даже не фатализм, но какое-то ощущение постоянной там сказки, не обязательно там доброй, но по крайней мере вот каких-то там.
***
Из интервью:
— …сами Вы в мистику не ходили?
— Я просто боюсь. Потому что любая связь — она подразумевает… То есть, я считаю, что надо всегда отвечать за свои поступки — и если ты ввязался, то обратного пути нет.
— А как музыкант?
— Да, интересно. Но — если идти по этому пути, то обратно уже нельзя; и я не считаю, что смогу сопротивляться тому, что окажется познанным. Поэтому я — по касательной. Есть какие-то ощущения, которые я и пытаюсь в песнях отразить. Есть какие-то предчувствия. Всё — на уровне предчувствий. песне не главное — конкретика, а главное — создать мир. Важнее — не объяснения-пояснения, а ощущения, которые невозможно ничем описать, как запах… Когда, скажем, он способен мгновенно перенести человека в то время, когда он это ощущал. То есть, достаточно одного какого-то запаха. Иногда музыка также способна перенести. Поэтому важнее для нас создать свои ощущения — такая задача… Погрузить человека в какое-то особое пространство».
***
Эдмунд Шклярский («Интервью по средам», декабрь 2008):
https://silver-slider.livejournal.com/323253.html?ysclid=lyutlb0lyi55430847
— В вашем шоу снова много мистики. А с вами случались какие-то мистические истории?
— Не дай бог, и вам не советую. Мы не заигрываем с такими вещами.
— Значит, вы в них верите?
— Верите, не верите… Ясновидение, к примеру, это, как мне кажется, вполне реальная вещь. Но видеть вперед мне не хотелось бы. Идеально — видеть сегодняшний день. Максимум — на пару часов вперед, чтобы не забыть, во сколько ужин.
.
***
Из интервью, 05.04.2020:
https://mesmika.com/articles/1171-edmund-shkljarskii-o-vdohnovenii-muzyki-80h-i-samoizoljacii.html
— Лет 10 назад, на волне успеха книги Лукьяненко «Ночной дозор», вас начали называть главным вампиром России. Признайтесь, это правда?
— Да, кто прочитал эту книгу, всерьез думали, что мы «тёмные». Ведь Лукьяненко не только дал мне ранг «Главного вампира страны», но и процитировал в романе фразы из наших песен.
— Вас такие утверждения раздражают, злят или искренне веселят?
— Да я просто принимаю их, спокойно к ним отношусь. Про нас, да и про всех публичных людей, так или иначе, появляется много слухов. В одной жёлтой газете, например, опубликовали статью, где было сказано, что садомазохисты слушают исключительно «Пикник» и Милен Фармер. Это же смешно, правда? Как можно на такую ерунду злиться?
***
Из интервью, 08.08.2018:
https://www.sobaka.ru/entertainment/music/69517
— Вы также получили почетный знак святой Татьяны от митрополита Ладожского и Петербургского. Скажете за что?
— Это удивительно, но я не знаю, за что. Мне его передали. Я не стал отказываться, принял с удовольствием, значит есть какой-то шанс на искупление.
___________________________________
<<< Вернуться на страницу группы ПИКНИК
<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ПИКНИК»
<<< Вернуться на страницу «Песни группы ПИКНИК по алфавиту»