Леопард, ягуар, барс пантера… Есть ли разница?

leopard_1_01

Автор статьи: Сергей Курий
Статья из рубрики «Культурная зоология»

Ни у одного из диких кошачьих нет такого обширного ареала, как у леопарда. Этот хищник успешно «освоил» огромную территорию, включающую всю Африку (без Сахары) и практически всю Южную Азию. При этом он прекрасно чувствует себя в лесу и в горах, одинаково хорошо переносит, как жару, так и холод. На севере леопард доходил до Закавказья и Приморья. Правда на Кавказе он уже не встречается, а вот на дальневосточного леопарда видели совсем недавно. 24 июля 2016 года, редчайший зверь смело перебежал шоссе в Хасанском районе Приморья, а чуть позже оказался всё-таки сбит автомобилем.

Кроме того, с другой стороны земного шара обитает ближайший родственник леопарда — ягуар. Они настолько похожи, что неопытный глаз не сразу определит, кто перед ним — житель Старого Света или Нового? Тем не менее, отличить их вполне можно. Говоря простым языком, леопард изящней и «стройней» более коренастого и плотно сложенного «американца».

leopard_1_09
Леопард.

Ноги у ягуара короче и мощнее, пятна-розетки более крупные и оформленные, а голова более массивная и крупная (бразильцы так его и кличут «кангу» — т.е. «большая голова»).

leopard_1_10
Ягуар.

Красивая шкура этих хищников была желанным объектом модниц 1930-70-х годов (в «леопардовых» нарядах любили щеголять Жаклин Кеннеди и Джина Лоллобриджида). Но и без этого причин убивать леопардов у людей хватало.

Опаснее тигра и льва

Охотники в один голос утверждали, что леопард опаснее льва или тигра, а выследить и застрелить его гораздо труднее. Дело в том, что он мельче и легче своих «коллег» (длина тела леопарда – 91-180 м, а вес — от 30 до 90 кг). Следовательно, он более ловок и незаметен в траве, кустарнике или ветвях деревьев (пятна на желтоватом фоне в этих условиях — прекрасная маскировка).
Пишут, что этот хищник может подкрасться к, ничего не подозревающей, жертве на расстояние до 2-х метров прежде, чем совершит летальный прыжок.

leopard_1_03

Р. Киплинг «Как леопард получил свои пятна»:
«- Сделайся пятнистым наподобие жирафа.
— Зачем?
— Ты подумай только, до чего это выгодно. А может быть, ты предпочитаешь полосы, как у зебры? И зебра и жираф очень довольны своими новыми узорами.
— Гм! — сказал леопард. — Я вовсе не хочу быть похожим на зебру.
— Решайся скорее, — настаивал эфиоп. — Мне не хотелось бы идти на охоту без тебя, но волей-неволей придется, если ты будешь выглядеть, как подсолнечник у темного забора.
— Ну так я выбираю пятна, — сказал леопард. — Только не делай их слишком большими. Я не хочу быть похожим на жирафа».

leopard_1_04

А. Брем «Жизнь животных»:
«По наружности леопард, без сомнения, самая совершенная из всех кошек на земном шаре. Из всей семьи последних лев, конечно, внушает нам уважение своим величием, и мы охотно признаём в нем царя зверей; тигр является самым ужасным представителем свирепого общества кошек; мех оцелота, конечно, цветистее и пестрее, чем меха прочих парделей; но относительно стройности сложения, красоты и рисунка меха, относительно грации и красоты в движениях эти кошки, как и все остальные, далеко уступают леопарду».

Леопард не только ловок и острожен, но и молчалив. Конечно, он может глухо и раскатисто рокотать и даже реветь (в период спаривания), но только не на охоте. Говорят, леопард молчит, как партизан, даже попав в ловушку или будучи раненым.
Интересно, что подобная осторожность леопарда и его нежелание вступать в «открытый бой» позволили Аристотелю зачислить этого хищника в топ самых трусливых зверей — наряду с мышью, кроликом, гиеной и ослом.
Впрочем, жители Африки и Азии, знакомые с леопардом не понаслышке, никогда не разделяли оценки древнегреческого философа. Для них леопард — зверь уважаемый, символ воинской доблести и королевской власти (в Дагомее местные короли так и называли себя «детьми леопарда»).

А. Брем «Жизнь животных»:
«При такой свирепости и ловкости леопарда понятно, почему у кафров победитель опасного животного пользуется таким почётом. Одетый в «каррос» из шкуры леопарда, с ожерельем из зубов зверя на шее и хвостом его на поясе, храбрец свысока посматривает на своих товарищей, на поясе которых печально болтаются одни скромные хвосты обезьян».

leopard_1_07

Впрочем, и в Европе мнение Аристотеля не прижилось. Да, леопард мог быть символом злобы и свирепости, но ни в коем случае не трусости. Именно с барсом (леопардом) сравнивают страшного «Зверя, выходящего из моря» в «Апокалипсисе» (13:1-2). Именно барс, волк и лев преследуют героя «Божественной комедии» Данте на пути в Ад. Да и немецкий танк «леопардом» просто так не назовут.

Как я уже писал, леопард хорошо умеет приспосабливаться к разной среде обитания, что помогло ему избегнуть того массового истребления, которому подверглись львы и тигры. Однако любимая вотчина этого хищника — это, конечно, лес.
Леопард превосходно лазает и прыгает по деревьям, чем приводит в неимоверный ужас обезьян. Нередко он прячет на деревьях и остатки своей добычи.

leopard_1_05

То же самое можно сказать и о ягуаре. На языке индейцев гуарани название «yaguara» имеет весьма красноречивое значение: «зверь, убивающий одним прыжком». В прыжке этот хищник действительно стремителен, но, как и большинство кошек на дальних дистанциях быстро выдыхается (знают ли об этом создатели спортивного авто «Jaguar»?).

А. Милн «Винни Пух и Все-Все-Все»:
«— А что Ягуляры делают? — спросил Пятачок, в глубине души надеясь, что сейчас они этого делать не будут.
— Они прячутся на ветвях деревьев и оттуда бросаются на вас, когда вы стоите под деревом, — сказал Пух…
— Тогда мы лучше не будем подходить к этому дереву, Пух, а то он еще бросится оттуда и ушибется.
— Они не ушибаются, — сказал Пух, — они здорово умеют бросаться».

leopard_1_08

Майн Рид «Всадник без головы»:
«Взбираться на дерево было бесполезно: ягуар лазает по деревьям, как кошка. Мустангер знал это.
…Чисто инстинктивно он бросился прямо в ручей и остановился, только когда вода дошла ему до пояса.
Если бы Морис мог рассуждать, он понял бы, что это бесполезно, – ведь ягуар не только лазает по деревьям, как кошка, но и плавает, как выдра. Он так же опасен в воде, как и на суше».

leopard_1_02

Действительно, ягуар — отличный пловец, который умудряется успешно охотиться даже на кайманов. Однако любимая пища этого хищника — южноамериканские свиньи пекари (ударение на второй слог) и крупнейшие в мире грызуны — капибары, напоминающие морскую свинку длиной в полтора метра.
В Новом Свете ягуар, безусловно, самый крупный и опасный хищник, которого пришлые испанцы тут же прозвали «эль тигро». Разумеется, почитали ягуара и индейцы. Среди памятников перуанской культуры Чавин сохранились каменные фигуры богов в виде полулюдей-полуягуаров.

leopard_1_06
Слева — статуэтка ягуара из Монте-Альбан (200 г. до н.э.); справа — изображение воина-ацтека в ягуаровой шкуре.

Правда в южноамериканских сказках ягуар нередко играет ту же роль, что и волк в сказках русских — предстаёт в образе грозного, но простодушного хищника, которого водят за нос опоссум или обезьяна. Можно также вспомнить сказку Киплинга «Откуда взялись броненосцы», где ягуарёнка «разводят» ёж и черепаха. Кстати, совет его мамы-ягуарши — выцарапать черепаху из панциря – не такой уж сказочный – этим приёмом хищники частенько пользуются в реальной жизни.

Ранее ареал обитания ягуаров не ограничивался южноамериканскими джунглями и доходил до таких штатов, как Техас, Аризона, Нью-Мексико и Калифорния (именно в Техасе происходит действие романа «Всадник без головы»). Однако с 1940-х годов этого хищника в США не видели, хотя в Мексике он кое-где ещё встречается.

Как пахнет пантера?

«Еще люблю я черную пантеру,
Когда она глядит перед собой
В какую-то в нежизненную сферу,
Как страшный сфинкс в пустыне голубой».
(Ф.Гарсиа Лорка)

Стоило мне заинтересоваться происхождением названия «леопард», как в голове быстро возникла сумятица. Возможно, более знающие специалисты меня поправят — слишком уж много противоречивых гипотез я встретил, исследуя этот вопрос.

leopard_2_01

Не нужно обладать глубокими лингвистическими познаниями, чтобы узреть в названии леопарда слово «лео» — т.е. «лев». Но как переводится вторая часть — «пард» — точнее, «пардус»?
В англоязычной Википедии написано, что это древнегреческое слово означает «самец пантеры» и почерпнуто из восточных — индо-иранских — языков. Тогда кто же такая «пантера»?

leopard_2_02
Пантера Багира в советском м-ф «Маугли».

Русскоязычным читателям покажется, что ответить на этот вопрос легко. Многие тот час вспомнят незабвенную Багиру из «Маугли», а начитанные пояснят, что пантера — это не отдельный вид, а просто генетическая разновидность леопардов чёрного цвета. Чёрные особи (в науке называют меланистами) встречаются и у ягуаров, а вот у львов и тигров таких пока не обнаружили.

leopard_2_08
Кстати, в оригинале Киплинга Багира — это не самка, а самец. Дисней в экранизации «Книги джунглей» позволил себе множество вольностей, но пол пантеры у него правильный.

В чрезмерно тёмной окраске повинен красящий пигмент меланин — тот самый, что отвечает за цвет наших волос, цвет радужной оболочки глаза и др. Именно его усиленное образование под действием УФ-лучей проявляется на коже человека в виде загара и веснушек.

leopard_2_07

Первым из средневековых европейцев, описавших чёрного леопарда, так сказать, «с натуры», был Марко Поло. Этому путешественнику XIII века удалось добраться аж до Китая. Правда, в своих описаниях Поло называет пантеру «львом».

«Разных зверей тут много; на зверей других стран они непохожи. Водятся тут совсем черные львы без всяких отметок».

Однако посмотрите, что пишет Овидий в «Метаморфозах»:

…Бог (имеется в виду Вакх — С.К.) между тем, увенчав чело себе лозами в гроздьях,
Сам потрясает копьем, виноградной увитым листвою.
Тигры — вокруг божества: мерещатся призраки рысей,
Дикие тут же легли с пятнистою шкурой пантеры…

leopard_2_04
Римский бог вина — Дионис — верхом на леопарде.

А вот, что говорит в «Фаусте» Гете Мефистофель, обращаясь к веснушчатой блондинке:

«Душа моя! При белизне такой
Полгода быть пятнистой, как пантера,
Испортить может женщине карьеру».

Действительно, даже на самой чёрной пантере всегда проступают пятна. Э. Джи в «Диких животных Индии» писал, что встречаются даже особенные «недопантеры», у которых черные пятна хорошо видны на светлом шоколадном фоне. Недаром в английском языке аналог нашей пословицы «Горбатого только могила исправит» звучит, как «Can leopard change its spots?» («Может ли леопард изменить свои пятна?»).

«Книга пророка Иеремии» (13:23):
«Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои? так и вы можете ли
делать доброе, привыкнув делать злое?».

leopard_2_09a    leopard_2_09b
Женщины в леопардовых платьях.
Слева — картина Ч. Э. Перуджини. Справа — итальянская актриса Мари-Анжелла Мелато.

Р. Киплинг «Маугли»:
«Черная тень легла посреди круга. Это была Багира, черная пантера, черная вся сплошь, как чернила, но с отметинами, которые, как у всех пантер, видны на свету, точно легкий узор на муаре».

leopard_2_03

Если же, кто невнимательно читал книгу, то уж в советском мультике «Маугли» грамотные создатели совершенно четко указали на видовую принадлежность Багиры, когда в брачный сезон изобразили ее бегущей с пятнистым леопардом.
Детеныши в такой семье могут быть самые разные — и пятнистые и черные. Но последнее реже, потому что ген черного цвета рецессивный и часто подавляется геном пятнистости. Чтобы получить стопроцентно черное потомство нужно две черных пантеры, но «негритята» могут родиться и у пятнистых родителей, если в их предках значились черные. Кроме цвета пятнистые леопарды и пантеры ничем между собой не отличаются.

Тем не менее, эффектный имидж пантеры (черная кошка с горящими глазами) сделал пантеру настоящим символом грозной, красивой, ловкой, коварной (а когда и вероломной) женщины (на ум сразу приходит песня «Агаты Кристи» и фильм про девушку-оборотня «Люди-кошки» с Настасьей Кински).

leopard_2_11
Настасья Кински со своей «альтер эго».

Правда, фашисты умудрились назвать этим именем довольно квадратный (но все равно грозный) танк. На гербе африканской страны Габон две пантеры держат щит и олицетворяют (цитирую) «бдительность и храбрость главы габонского государства».

leopard_2_10

Под именем «Черных пантер» широко известна радикальная националистическая негритянская группировка.

Как видите, на Западе «пантерой» могут назвать и обычного леопарда, а к меланистам обязательно добавят эпитет «чёрная» — «чёрная пантера».

Тем не менее, всё это не проясняет, приведённое выше, утверждение из Википедии о том, что «пардус» означает «самец пантеры». В таком случае выходит бред — «леопардус» получается гибридом «льва» и… того же «леопарда»!
Однако есть и более логичные трактовки. Например, предположение о том, что слова «пантера» и «пардус» — это производные от санскритского «pundarikas» (тигр), которое, в свою очередь, происходит от pandarah – «светло-жёлтый». А в статье «тигр» из словаря Даля мы можем встретить такую фразу: «ученое названье зверя Pardus».
То есть, «леопард» в древности воспринимался, как некая помесь льва и тигра…

С третьим названием леопарда — «барс» — дела обстоят не так запутанно. Считают, что оно происходит от слова «prassum» из языка хетти (предполагаемого предка абхазского и адыгейского языков). У нас оно прижилось в XVI веке и означало, прежде всего, кавказских леопардов. Хотя применяли его и в отношении других крупных и пятнистых — вроде гепарда или ирбиса (последнего в итоге назовут «снежным барсом»).

Но вернёмся к слову «пантера», происхождение которого также не однозначно. В древности его трактовали более просто, не углубляясь в санскрит. Мол, «pan» — это по-гречески «всё, всеобщий», а «терос» — «зверь». То есть, «пантера» — это некий «всезверь» — зверь над всеми зверьми.

Исидор Севильский:
«Пантера называется этим именем либо потому, что она друг всем животным, кроме дракона, или потому что ей нравится общность своего рода, и то, что она получает, с равной одинаковостью возвращает».

leopard_2_12

Столь странная трактовка станет понятной, если вспомнить одно древнее (и не менее странное) представление об этом животном. Ещё в античном мире полагали, что пантера (тогда её звали «пардом») способна источать благоуханный и чарующий аромат, перед которым не способно устоять ни одно животное. Недаром словом «pardalis» древние греки называли не только леопардов, но и гетер — профессиональных «жриц любви», обильно умащающих себя благовониями.

Аристотель «История животных»:
«Рассказывают также, что пард, зная, что запах его приятен зверям, охотится, скрывая себя: он подходит близко и схватывает таким образом даже оленей».

Если в этом описании присутствовала хоть какая-то прагматичная логика, то в христианскую эпоху исчезла и она. В богословском изложении хищница уже источает аромат просто так, не преследуя никакой коварной выгоды.

«Физиолог» (II-III в.):
«Во сне источает она благоухание, и на этот запах собираются вкруг нее все прочие звери, и радуются аромату, а нарадовавшись, расходятся в веселии и довольстве по чащобам и полям».

leopard_2_05
Пантера привлекает всех животных, но пугает дракона, который скрывается в норе. Рисунок из «Бестиария» (XII век).

Поначалу этот запах сравнивали со Словом Христовым, привлекающим души людей к вере. В куртуазной же культуре с благоухающей пантерой стали сравнивать Прекрасную Даму.

«Бестиарий любви в рифмах», неизвестный поэт XIII в.:

Хожу за ней, как ходят звери,

Сопутствующие пантере.
Ходил за нею и хожу,
Сопровождаю госпожу.
Влечет возлюбленная, манит,
Дыханьем сладостным дурманит.
Раскрашенная всех пестрей,
Пантера краше всех зверей.
Чарует обликом прекрасным.
Проснувшись, кличем громогласным
Звериный услаждает слух,
И несказанно сладкий дух
Лесные наполняет чащи,
И нет благоуханий слаще.
Зверям приятен запах сей.
Его боится только змей,
Спасается, как от погони,
От этих райских благовоний.
Но каждый, кроме змея, рад
Вдохнуть чудесный аромат,
И потому другие звери
Всегда сопутствуют пантере…

leopard_2_06
Й. Босхиус, «Украшение создаётся пятнами». 1702 г.

А вот в мистическом романе Густава Майринка «Ангел западного окна» с пантерой уже ассоциируется коварная обольстительница.

«Нагая княгиня с самым естественным видом вышла из своей перламутровой раковины. Её чудесное, безукоризненно пропорциональное тело светло-бронзового оттенка, сохранившее свою целомудренную упругость, даже рядом с каменной Исаис выглядело настоящим шедевром. Брошенное на полу платье источало хищный аромат, по крайней мере мне так казалось; этот хорошо мне знакомый, щекочущий нервы запах пантеры в моём и без того уже перевозбужденном состоянии действовал просто оглушающе».

Если в средневековой Европе представления о леопардах были весьма отвлечёнными (ведь они там не водились), то во времена Майринка уже прекрасно знали, насколько опасен этот хищник.

Но людоедам в кошачьем семействе я посвящу отдельную статью.

Автор статьи: Сергей Курий
август 2016 г.