Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Прочие статьи»
В предыдущей части статьи, посвящённой истории съёмок культового фильма Винченцо Натали «Куб» (1997), я старательно избегал спойлеров. Теперь пришло время подробно разобраться в хитроумной «начинке» этого необычного кинопроизведения, и здесь без спойлеров уже никак не обойтись.
«Куб — это мы» (персонажи и психология)
Начну с того, что при первом просмотре «Куб» произвёл на меня довольно сильное впечатление. Фантастическая история о группе людей, пытающихся найти выход из загадочного лабиринта кубических комнат и обойти спрятанные там ловушки, прочно удерживала моё внимание, несмотря на однообразие декораций. Однако при каждом последующем просмотре фильма я ловил себя на мысли, что нахожу в нём всё больше недостатков (и это отнюдь не дешевизна съёмок). А так, как многие недостатки напрямую проистекали из его достоинств, то сначала разберём последние.
Главными достоинствами фильма, безусловно, является сама идея Куба и клаустрофобическая гнетущая атмосфера, ибо пленники не имеют ни малейшего представления о том, как они в Куб попали и есть ли из него выход. К счастью, режиссёр не стал превращать фильм в занудную экзистенциальную драму. Его герои не сидят на месте, непрерывно изливая друг другу душу, а напряжённо ищут путь из ужасной ловушки. Недаром слоган фильма звучал, как «Не ищи причину. Ищи выход».
Персонажей в фильме всего семь, причём первый — Алдерсон — гибнет сразу и в одиночку. Остальные шесть встречаются и действуют сообща. Это — юная студентка Ливен, изучающая высшую математику и живущая, по её признанию, «скучной жизнью»; инженер Уорт — одинокий, разочарованный в жизни, циник; врач Холлоуэй — женщина в возрасте — сторонница либеральных взглядов и конспирологических теорий; полицейский Квентин — отец троих детей, находящийся с женой в разводе; преступник Ренн по кличке Крапивник, сумевший сбежать из семи тюрем, и, наконец, Казан — умственно отсталый аутист.
Холлоуэй (Никки Гуаданьи), Квентин (Морис Дин Уинт), Уорт (Дэвид Хьюлетт) и Ливен (Николь де Бур).
Как оказалось, режиссёр не случайно наградил персонажей такими именами. Все имена являются отсылками к реальным тюрьмам и частично характеризуют образы героев. Имя Алдерсон отсылает к одноименной тюрьме в Западной Вирджинии, где основным наказанием является изоляция; Ливен и Уорт — к тюрьме в городе Ливенворт (Канзас), которая славится, продуманным до мелочей, набором правил; Холлоуэй — к лондонской женской тюрьме; Квентин — к тюрьме в Сан-Квентино (Калифорния), славящейся своей жестокостью; Ренн — к тюрьме в одноименном французском городе (Бретань); Казан — к плохо организованной тюрьме в Казани (хотя есть мнение, что подразумевалась Казанская психиатрическая клиника).
Повторюсь — с одной стороны хорошо, что персонажи не предаются слишком долгим разговорам. С другой — самих разговоров в фильме хватает. И пока они касаются поиска выхода, следить за ними крайне интересно. Но вот другие, касающиеся раскрытия образов и характеров персонажей, как по мне, могли быть прописаны куда лучше. При этом к актёрам никаких претензий нет — заданные роли они отыграли хорошо, просто их персонажам не хватило большей психологической глубины.
То же касается и конфликтов. Да, они неизбежно возникают в замкнутом социуме, но в фильме конфликты возникают слишком быстро, и какое-то время кажутся притянутыми за уши. Например, Уорт и Холлоуэй сразу проявляют неприязнь к Квентину, хотя тот поначалу старается всех подбодрить и говорит вполне здравые вещи. Уорт постоянно издевается над лидерскими замашками Квентина («Начальник сказал», «Яволь, коммандант!», «Не у всех хватает зазнайства играть в героев»). Холлоуэй, услышав от Квентина версию про инопланетян, презрительно бросает: «Ясно! Полицейский… Мозгов с гулькин нос», а, узнав, что у жены Квентина трое детей, бестактно восклицает: «Бедная женщина! Я бы не выдержала». Ну, как тут, скажите, не озвереть?:) Даже меня, как зрителя, Уорт и Холлоуэй поначалу изрядно раздражали.
Впрочем, при первом просмотре эти недостатки практически незаметны. Ведь режиссёр регулярно ошарашивает внимание зрителя неожиданными сюжетными поворотами. Вот лишь некоторые из них.
1) Первый персонаж, которого мы видим на экране, тут же гибнет, разрезанный на кубики смертельной решёткой (похожую смерть практически скопировали в фильме «Обитель Зла»!).
Дэвид Хьюлетт (исполнитель роли Уорта):
«Натали знал, что, если ему удастся заинтересовать людей в первые пять минут этого фильма, это удержит их внимание и дальше. Если у вас есть хорошее начало и хороший конец, почти не имеет значения, что происходит в середине. Я говорю это только потому, что мы не могли развернуться с цифровыми эффектами. Во всём фильме их всего парочка, но они были хорошо выбраны и хорошо исполнены».
Смерть Алдерсона. Слева — режиссёрская раскадровка (vincenzo-natali.com), справа — кадр из фильма.
2) Нечто похожее происходит и с Ренном Крапивником. «Мастер побега», на которого остальные персонажи и зрители возлагают большие надежды, гибнет вторым.
3) Квентин, который поначалу выглядит, чуть ли, не самым здравомыслящим персонажем, к финалу полностью звереет и становится убийцей. В то время, как апатичный циник Уорт неожиданно проявляет лучшие человеческие качества.
4) Хотя группа проделывает долгий и опасный путь, в итоге оказывается, что к выходу они могли добраться, не покидая той комнаты, где встретились.
5) Иронично и то, что, казалось бы, самый безнадёжный и бесполезный член группы — Казан — оказывается незаменимым помощником.
6) Самая же жуткая ирония проявляется в финале, где единственным выжившим остаётся тот же Казан. И только ему (человеку, который ничего и рассказать-то толком не способен!) удаётся выйти за пределы Куба.
Кадр из фильма «Куб» (1997).
Устройство Куба
Ну, вот мы и добрались до самой интересной и оригинальной «фишки» фильма — самого Куба. Как выяснят герои, этот загадочный объект представляет собой некое подобие Кубика Рубика. Правда, в отличие от последнего, Куб полностью заполнен кубическими ячейками-комнатами. Вдоль каждой стороны большого Куба тянется 26 комнат, а, значит, всего их — 26 x 26 x 26 — 17 576 штук.
Схема Куба. Рисунок из книги Баркарда Польстера и Марти Роса «Math Goes to the Movies» (2012).
В смежные комнаты (размером 4,7 х 4,7 х 4,7 метров) можно попасть через двери, расположенные на каждой из шести граней. Сам же Куб заключён внутри внешней оболочки — саркофага — с зазором в те же 4,7 метров, поэтому так просто до саркофага не допрыгнуть.
Внутренний Куб снаружи. Кадр из фильма «Куб» (1997).
К счастью для героев, в загадочном и, с виду, непредсказуемом мире Куба, всё-таки находится своя «нить Ариадны» — номера комнат, состоящие из трёх трёхзначных чисел. Кроме того, узникам чрезвычайно повезло, что в их рядах оказалась девушка-математик. Людям, далёким от этой науки, объяснения Ливен могут показаться сложными и надуманными, но мы попытаемся в них разобраться. Во многом нам поможет замечательная книга Баркарда Польстера и Марти Роса «Математика идёт в кино» («Math Goes to the Movies») (2012), где авторы подробно объясняют научную подоплёку художественных фильмов, так или иначе, связанных с математикой.
Надо сказать, что и сам Винченцо Натали не шибко разбирался в математике, поэтому призвал на помощь консультанта — профессора Дэвида Правика. В ранней версии сценария 1994 года даже можно найти лакуны с примечанием: «Объяснение вставить позже — после консультации с Дэвидом». Именно Правик помог зашифровать в одних и тех же номерах комнат сразу разную и важную информацию.
Один из постеров к фильму «Куб».
Но вернёмся к сюжету фильма…
Первым делом Ливен догадывается, что комнаты с ловушками помечены простыми числами, а безопасные — непростыми. Напомню, что простым в математике называется число, которое делится только на единицу и само себя (например, 2, 3, 5, 7). К этому определению обязательно надо добавить другое: непростые числа всегда можно выразить в виде множителей из чисел простых. Например, 4 = 2 х 2; 8 = 2 х 2 х 2; 14 = 2 х 7. Это дополнение важно, ибо оно исключает из категории простых чисел единицу, которая вообще стоит особняком. Да, единица делится на себя и на единицу (что в принципе одно и то же), но простым числом не считается. В противном случае, второе правило перестаёт работать, ведь с единицей простые числа тоже можно выразить несколькими множителями (например, 2 = 2 х 1 х 1). Поэтому первым простым числом математики считают не единицу, а двойку.
Интересно, что авторы книги «Математика идёт в кино» немного иронизируют над Ливен, когда та пытается определить — является ли число простым?
«Забавно, что Ливен колеблется, прежде чем объявить, что 645 и 372 не являются простыми числами: поскольку последние цифры 5 и 2, не требуется сложных вычислений (сразу становится ясно, что такие числа делятся на 5 и на 2, а значит не являются простыми — С.К.). Затем, поборовшись с простыми задачами, Ливен почти сразу выясняет, что 649 = 11 x 59».
Кадр из фильма «Куб» (1997).
Вскоре Ливен понимает, что в номерах зашифрованы ещё и декартовы координаты (x, y, z), определяющие положение комнаты в трёхмерной структуре Куба. Чтобы получить эти координаты, следует сложить цифры каждого числа. Например, если номер комнаты 517 478 565, то её координаты — 13, 19, 16. Благодаря этому герои могут понять, насколько далеко находится комната от краёв Куба.
Вроде бы, всё ясно — обходи ловушки да двигайся к краю. Ан, нет! Спустя время, эти, казалось бы, стройные системы расчёта начинают давать сбои. Вместо того, чтобы выйти к краю Куба, герои попадают в комнату, где уже были несколько часов назад. Данный факт и странные шумы, периодически слышимые в Кубе, наводят на мысль, что комнаты не стоят на месте, а перемещаются. А, значит, просто идя налево, до края вряд ли доберёшься.
Но как же — спросите вы — Куб движется, если он сплошь забит комнатами? Тут-то Ливен и вспоминает, что одна из комнат имела странную координату — 27, хотя по логике ни одна координата не должна превышать 26. Отсюда был сделан единственный вывод, что эта комната периодически выдвигается за пределы Куба, освобождая место для передвижения других комнат (т.е. мы видим нечто похожее на двумерную игру в «15» или «Пятнашки», где благодаря одному пустому месту в коробочке можно последовательно передвигать костяшки). Проблема лишь в том, что координаты показывают только начальное положение комнат — до того, как Куб стал двигаться. К счастью, вычислить систему их перемещений тоже оказалось возможным — посредством циклического вычитания цифр друг от друга и последовательного прибавления полученных чисел к исходным. Понять это не столь просто, поэтому любознательных отсылаю к вышеупомянутой книге.
Для нас же важнее то, что в определённое время Куб возвращается в исходное положение, и комната с координатой «27» становится своеобразным мостом между Кубом и саркофагом, располагаясь напротив единственного выхода наружу.
ЛИВЕН: «Это как гигантский замок с секретом. Когда комнаты в изначальном положении, замок открывается. Но когда комбинация нарушается, замок закрывается».
То есть, чтобы добраться до выхода, надо либо находится в мостовой комнате, либо в той, которая будет в нужный момент к ней примыкать.
Мостовая комната на рисунке Винченцо Натали. (vincenzo-natali.com)
Казалось бы, вот оно — решение! Но тут даёт сбой вторая система расчётов. Неожиданно в одной из комнат с непростыми числами всё равно оказывается ловушка. Это наводит Ливен на мысль, что опасные комнаты идентифицируются не простыми числами, а степенями простых чисел. Вот только вычислить эти степени без помощи компьютера невозможно. Ситуацию спасает аутист Казан, который оказывается способен совершать такие «астрономические» вычисления в мозгу. Правда, авторы книги «Математика идёт в кино», хотя и не называют такие расчёты простыми, уверяют, что с ними вполне может справится любой толковый математик и без помощи компьютера.
Так или иначе, четверо персонажей всё-таки добираются до мостовой комнаты. Однако выйти наружу суждено только Казану, который растворяется в бьющем извне ослепительном белом свете. Всё. Титры.
Кадр из фильма «Куб» (1997).
Уверен, что многие зрители на этом месте уподобились попугаю Кеше и возмущённо завопили: «Вот как всегда! На самом интересном месте!». Конечно, человеческая природа инстинктивно желает, чтобы у каждой загадки существовал ответ. Но мне кажется, что именно открытый финал превратил фильм из фантастического триллера в своеобразную философскую притчу.
«КВЕНТИН: Я увидел его за письменным столом, за разработкой этой махины. Он не даст тебе разгадать эту загадку. Потому что мы — цель этого куба. Ты поняла Ливен? Куб — это мы».
Что находится за пределами Куба?
Однако, несмотря на всё вышесказанное, в фильме всё-таки присутствует несколько намёков, дающих пищу для размышлений. Самые очевидные гипотезы выдвигают сами узники Куба. Одни из них считают, что Куб создало правительство или военные, другие — что это развлечение богатого психопата, третьи — что тут не обошлось без инопланетян.
«ХОЛЛОУЭЙ: Это как в Чили. Они всегда приходят за тобой ночью. Только власти могли соорудить такую мерзкую штуку».
Кадр из фильма «Куб» (1997).
Так или иначе, большинство сходится во мнении, что это некий жестокий эксперимент, за которым его организаторы постоянно наблюдают. И надо сказать, что в пользу эксперимента свидетельствует много косвенных данных.
Во-первых, комнаты Куба имеют номера, которые в итоге окажутся теми подсказками, что приведут узников к выходу.
Во-вторых, среди узников оказывается два математика (Ливен и Казан), способные расшифровать эти номера.
В-третьих, в то время, как у остальных узников были отобраны все личные вещи, Ливен оставлили очки, чтобы она могла делать расчёты.
Кадр из фильма «Куб» (1997).
«УОРТ: Иди ты к черту, Квентин! Я не хочу умирать. Но я — реалист. Стали б они строить такую машину, если б из неё был выход?
КВЕНТИН: А стали бы они оставлять нам подсказки, если б не было выхода?».
Главным противником вполне логичной версии об эксперименте становится инженер Уорт. Именно в его уста режиссёр вкладывает главный философский посыл фильма и именно его мнение выглядит, как самое авторитетное. Ведь Уорт — единственный узник, имевший прямое отношение к созданию Куба. Правда, его участие заключалась лишь в разработке внешнего каркаса — саркофага, поэтому ни о цели устройства, ни о его заказчиках он не знает практически ничего.
«УОРТ: Говорил по телефону с какими-то людьми, с ребятами типа меня. Которые работали над мелкими деталями. Никто не знал, в чем суть. Всем было плевать. Так они шифруются. Разделяют участников, чтобы правая рука не знала, что делает левая. Ты делаешь свое маленькое дело, мастеришь какую-нибудь фиговину в Саскатуне, а она оказывается важнейшим компонентом душегубки».
До этого момента рассуждения Уорта не лишены смысла. Но вот дальше он начинает убеждать других, что Куб никем не контролируется.
«УОРТ: Тебе трудно это понять, но никакого заговора нет. Никто не виноват. Безмозглая грубая ошибка проникла в генеральный план. Большой Брат не следит за тобой. Я проанализировал данные. И понял, что никто не стоит за этой адской машиной.
КВЕНТИН: Кто-то должен был одобрить этот план.
УОРТ: Какой план? Только мы знаем, в чём он состоит.
КВЕНТИН: Мы понятия не имеем.
УОРТ: Мы осведомлены лучше других. Кто-нибудь, может, и знал в чём суть машины. Но его уволили, вычеркнули из списка, а душегубку продали. Даже если у неё и была цель, её исказили, затусовали».
Ещё более странно звучит ответ Уорта на вопрос — зачем в Куб кидают людей?
«УОРТ: Машина имеется? Нужно либо её использовать, либо признать её бестолковость.
КВЕНТИН: Меня от тебя тошнит, Ворт.
УОРТ: Меня от себя тоже. Мы оба — части одной системы. Я рисовал ящик, а ты бегал. Помнишь, что ты сказал — будьте проще, сконцентрируйтесь на себе. Анализируйте, что у вас под носом. Никто не хочет видеть общей картины. Жизнь слишком сложна. Мы попали сюда, потому что эту штука действует бесконтрольно».
Объяснение, надо сказать, так себе. Нет, я догадываюсь, что хотел сказать режиссёр. Сама идея о том, что никто не видит «общей картины», занимается только деталями и тем самым делает мир опасно непредсказуемым, не лишена философской глубины (поневоле вспоминается строчка из песни НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА: «Такое ощущенье, будто мы собираем / Машину, которая всех нас раздавит»). Об этом свидетельствует и последняя фраза Уорта, когда выход открывается.
«ЛИВЕН: Ты не должен выходить из игры, ты ни в чём не виноват!
УОРТ: Мне там не к чему стремиться…
ЛИВЕН: А что там?
УОРТ: Бескрайняя человеческая глупость…».
Всё бы хорошо, вот только представить в контексте (!) фильма, что кто-то просто кидает людей в Куб без всякой цели — просто так — лично мне сложно. Ну, а если Куб действует совершенно бесконтрольно, то каким мистическим образом туда попадают узники? И уж совсем непонятен следующий диалог:
«ХОЛЛОУЭЙ: Давно ты знаешь, что это душегубка?
УОРТ: Пару месяцев».
Откуда он это знает, понять решительно невозможно. Эти реплики Уорта — наверное, самый слабый момент в сценарии (всё-таки режиссёр снимал фантастику, а не мутный арт-хаус, где подобные непонятные вводные — норма). Поэтому зрителю трудно отказаться от мысли, что он всё-таки наблюдает какой-то эксперимент — например, призванный прояснить владельцам Куба его суть (пускай даже и утраченную). И, если убрать отдельные неубедительные фразы Уорта, то открытый финал выглядит правильным решением, позволяющим каждому зрителю делать собственные выводы.
Винченцо Натали:
«Происхождение Кубы окутано тайной. Об этом говорится в сюжете, а по факту мы видим, что один из персонажей был причастен к созданию Кубы. Но даже он не имел полного представления о том, что это за сооружение. Его сущность никогда не раскрывается полностью. Это всегда остается загадкой. И мне, и людям, с которыми я писал сценарий, было интереснее уйти от двусмысленности и таким образом дать простор для интерпретаций».
Один из постеров к фильму «Куб».
Важно сказать, что к идее такого финала Винченцо Натали пришёл далеко не сразу. Благо — на официальном сайте режиссёра — vincenzo-natali.com — мы можем найти несколько ранних версий сценария фильма и проследить, как менялся и складывался авторский замысел.
Самый старый из доступных сценариев датируется 4 июня 1994 года. Несмотря на то, что в нём немало знакомых сцен, он довольно сильно отличается от окончательной версии. В первую очередь, это касается персонажей.
Например, среди них нет ни одной женщины. Также в группе имеется аж два (в целом положительных) лидера — Брукс и Райкер, а роль главного злодея отведена не полицейскому, а наёмному убийце — Дрейку. «Мастера побега» здесь зовут не Ренн, а Кокс. Причём в отличие от Ренна, он маленький, трусоватый и довольно болтливый. В пофигисте и пессимисте Блайте без труда узнаётся прообраз Уорта (как и Уорт, он к концу фильма преображается и становится настоящим героем)
Один из набросков Винченцо Натали к «Кубу», октябрь 1994 г. (vincenzo-natali.com)
Принципы отбора узников здесь тоже вполне понятны. В числе пленников Куба оказываются бывшие преступники, редактор подпольной антиправительственной газеты, криптограф, способный расшифровать номера, аутист с феноменальными арифметическими способностями и инженер, частично проектировавший Куб (причём это не Блайт, а совершенно другой персонаж — Эллис). Причём Эллис в курсе основной цели проекта и без обиняков рассказывает остальным, что Куб создан для проведения поведенческого эксперимента.
Со сценой финала всё обстоит сложнее, потому что в опубликованном файле сценария, как назло, отсутствует предпоследняя страница. Мы можем прочесть только последний абзац, из которого понятно лишь то, что аутист (тут его зовут Иган) уже находится за пределами Куба. Он стоит над трупом Блайта, смотрит в небо и плачет.
Говорят, что существовала и такая версия финала, где Казан оказывался в инопланетном пейзаже, а небо усеивали множеством экзопланет. Да и внутри Куба герои находили еду явно неземного происхождения.
Как бы то ни было, уже в конце июля 1994 года Винченцо Натали кардинально переписывает финал на хорошо нам знакомый — тот, где Казан уходит в сияющую неизвестность.
Работа же над остальным сценарием продолжалась.
В ноябрьской версии 1994 года среди узников Куба появляется женщина со знакомым именем Холлоуэй. Несмотря на то, что по профессии она тоже врач, в остальном её образ мало напоминает будущую нервную старую деву. Здесь это довольно боевая барышня, имеющая сына и попавшая в Куб за участие в радикальной повстанческой организации.
Персонажи «Куба» на старых рисунках Винченцо Натали, ноябрь 1994 года. (vincenzo-natali.com)
«Мастера побега» уже зовут Ренн, но он всё ещё болтливый, немного комичный, персонаж, сыплющий цитатами из… Сократа, Кьеркегора и Ницше!
«РЕНН: Я должен был стать профессором философии, но воровство оказалось прибыльнее… Я должен читать лекции о тщетности жизни, а не быть её живым примером…».
Появляются в этом сценарии и персонажи Ливен, Квентина и Уорта. Теперь о Кубе рассказывает Уорт, и его рассказ здесь куда более конкретен, чем в окончательной версии.
«УОРТ: Я не шпион. Здесь не нужны шпионы. Это место записывает всё, что мы делаем.
ЛИВЕН: Откуда ты это знаешь?
УОРТ: Потому что я помог построить эту чёртову штуковину, понятно?! Это не мои ловушки. Я всего лишь спроектировал двери…
КВЕНТИН: Что ты знаешь об этом месте?
УОРТ: Немного. Я никогда не видел общей картины. Всё, что я знаю, это то, что мы находимся в большом кубе — двадцать комнат в высоту, двадцать комнат в ширину… (в окончательной версии комнат станет двадцать шесть — С.К.)
ХОЛЛОУЭЙ: Что на другой стороне?
УОРТ: Маленький остров.
КВЕНТИН: Охрана есть?
УОРТ: Я так не думаю. Зачем беспокоиться? Бежать-то некуда.
ХОЛЛОУЭЙ: Почему мы здесь? Что это за место?
УОРТ: Я действительно не знаю. Это своего рода эксперимент. «DP Systems Project 2069» (номер проекта, возможно, намекает на то, что события происходят в будущем — в 2069 году — С.К.). Они — оборонные подрядчики… Это всё, что я знаю».
Следующие два года сценарий переписывался ещё несколько раз, становясь более загадочным и интригующим. В итоге о создателях Куба не осталось практически никакой информации.
Кроме того, изменился вид многих ловушек и исчезли многие экшн-сцены (например, в сценарии 1994 года между узниками периодически вспыхивали потасовки в духе голливудских боевиков). Думаю, в данном случае сказалась не столько воля автора, сколько недостаток бюджета.
Ловушки на старых рисунках Винченцо Натали. (vincenzo-natali.com)
А вот финальная сцена оставалась под вопросом вплоть до завершения съёмок. Как вспоминал Натали, продюсеров она сильно не устраивала (и их можно понять).
Винченцо Натали:
«Они хотели контекста. Они хотели знать, где это происходит, откуда эти люди. Многие хотели, чтобы мы изобразили, что снаружи Куба, посмотреть, кто стоит за Кубом, кто нажимает на кнопки. Продюсерам было страшно подумать о создании фильма, который не отвечает на эти вопросы. Я думаю, что многие люди, смотрящие фильм, разочарованы им, потому что он не предлагает этих ответов».
Поначалу режиссёр поддался давлению и всё-таки снял дополнительный финал. Частично о нём можно судить по отрывку сценария, датируемом 7 ноября 1996 года. Правда, в этой сцене не было ответа на вопрос о происхождении Куба. Мы просто видели Казана (уже в другой одежде), стоящим посреди оживлённой улицы мегаполиса. После чего следовала нарезка кадров, изображавших ряд одинаковых стеклянных башен, которые тянутся до горизонта, бесконечную сеть улиц с людьми, запертыми в автомобильных пробках, и работников, корпящих над своими проектами в офисе. При этом, если сцена выхода Казана из Куба, утопала в белом свете, то городская сцена постепенно погружалась в чёрный фон.
Аналогии, думаю, объяснять не нужно.
Впрочем, как именно выглядели отснятые кадры, мы так и не узнаем. В последнюю минуту Натали всё-таки рискнул и решил остаться верным своему авторскому видению. На вопрос, сохранился ли где-то альтернативный финал, режиссёр ответил в Твиттере так: «Я его сжёг и растоптал, его никто не увидит».
Винченцо Натали:
«Как только вы вышли из Куба, там может оказаться всё, что угодно. Вероятно, это вообще не Куб. Вероятно, это что-то более причудливое и абстрактное. Но, честно говоря, я никогда не задумывался об этом всерьёз».
Кадр из фильма «Куб» (1997).
Ну, а о приквеле, сиквеле и ремейке фильма «Куб» я расскажу в третьей части.
Автор: Сергей Курий
февраль 2022 г.
Статьи о франшизе «Куб»: