***
Общение К. Кинчева с публикой на акустическом концерте в клубе «Фонограф», Ленинград, ЛДМ, 16.10.1985:
Ведущий: Ваши песни — это самовыражение, наблюдение, призыв, рассуждение? На что они рассчитаны?
К. Кинчев: Да нет, просто пою самовыражаюсь. Не знаю, я пою… Мне нравиться петь.
Ведущий: То есть, ты хочешь сказать, что анализом своего творчества ты никогда не занимался?
К. Кинчев: Да это пусть другие занимаются, что ж я буду этим заниматься!
.
***
Из интервью с К. Кинчевым, журнал «Сдвиг» (Москва), 199??:
– На какой уровень рассчитаны твои песни? Ты поешь для кого?
– Прежде всего – для себя, как это ни странно, и песни мои получаются потому, что МНЕ этого хочется. Она меня так „затаскивает», очередная, что я от этого просто кайфую, не знаю как… А на кого рассчитаны – я об этом просто не думаю. Об этом думает попса.
.
***
Из интервью с К. Кинчевым, «РОКСИ» №9, лето 1985г.:
Сидишь дома, перебираешь струны… Появляется какой-то ритмический ход и приходят слова. Примерно такое же удовольствие, как и сценическая работа, но только тоньше, как будто со щемящим комком в горле.
.
***
Из интервью с К. Кинчевым, «Авторадио», 2006:
– А как они рождаются, ваши песни?
– Сначала тебя что-то начинает захватывать, и ты в это начинаешь погружаться, уходить от реальности. И в тот момент, когда тебя захватывает полностью, ты становишься просто невыносим для окружающих. Это может длиться у меня достаточно долго – есть песни, которые поглощали и мучили меня на протяжении нескольких лет. А есть и такие, которые писались за один день. Просто чувствуешь как бы огненную нитку, за которую тебе нужно ухватиться. А когда ты ее схватил, потом эту нитку надо облечь словами.
.
***
Из интервью К. Кинчева Владивостокскому радио, осень 1987 г.:
Корр.: — После концерта мы все стояли за кулисами и я видела, и меня это даже поразило, — тот контакт, который установился между вами и залом, и, к сожалению, я не поняла того единодушия, которое установилось между вами и залом. На чем оно основано?
Кинчев: — На внутренней энергии. Если в вас сохраняется энергия… То есть, мне 28 лет, и у меня она сохраняется до сих пор, видимо, так же, как и у молодых. У молодых она бьет через край, им необходимо ее выплескивать. Я занимаюсь тем же самым. На сцене. И когда я даю импульс, мне идет отдача, и по возрастающей… Этот импульс — как снежный ком. И когда в конце концов происходит общий праздник, это и есть настоящий концерт.
… Корр.: — Но вот вы сказали «слово хочется донести». Может быть, немного расшифруете это?
Кинчев: — …Христос Слово понес, так вот его несут и несут все после него…
Корр.: — А в чем оно заключается?
Кинчев: — Мне об этом трудно говорить, в чем заключается мое Слово… Я не знаю, в чем оно заключается, потому что пою то, что чувствую..
Корр.: — Ну, а что вы чувствуете?
Кинчев: — Боль больше чувствую…
Корр.: — Боль?! За что?
Кинчев: — Вообще. Ибо боль — самое созидательное чувство человеческое, как мне кажется, потому что человек, не чувствующий боли, находится в полном покое, у него все в порядке. А когда у человека все в порядке, сразу кажется, что что-то здесь не так…
.
***
Из интервью с К. Кинчевым, газета «Советская молодежь», 05.05.1988:
Кинчев: — … «Алиса» — не просто состав музыкантов, а союз единомышленников. Те, кто с нами, — те и есть «Алиса».
— Кто же «вместе с вами»?
Кинчев: — Люди, неудовлетворенные собой, чувствующие в себе борьбу «между небом и зверем…»
— Если «Аквариум», образно говоря, идет к конечной цели через радость, то можно ли утверждать, что «Алиса» идет к ней через боль?
Кинчев: — Трудно сказать… Мне «созвучнее» боль, поскольку мы не на столько, наверно, «светлы», как Гребенщиков. У «Алисы» не пишутся такие «светлые» песни. Это оттого, что нас не покидает острое ощущение несправедливости в этой жизни. Об этом мы и поем. Поем о том, что «зверь» иногда начинает брать верх «внутри» тебя, в душе. Но, с другой стороны, эта борьба никогда не завершится, так как добро и зло — две стороны одной медали.
.
***
Из интервью с К. Кинчевым, «Московский Комсомолец» 21.10.1990:
— Ты считаешь, что российское понимание рока — это прежде всего не столько форма, сколько содержание?
— У нас вообще страна поэтов. И рок — это прежде всего слово в сочетании с музыкой. Конечно, идеально было бы достичь гармонии, но у нас, как правило, текст доминирует над музыкой.
.
***
Из бесед «рок-дилетанта» А. Житинского с К. Кинчевым, 1990:
РД: А что тебе нравилось в его песнях <имеются в виду песни рок-барда и друга Кинчева — Александра Башлачева — С.К.>?
КК: Наверное, тоже самое, что и в нём, когда мы познакомились. Он меня научил, прежде всего, относиться к слову не так, как я относился. Мне казалось: слово и слово — черт с ним. Можно обломаться, запихнуть в строку. Для него слово было куском жизни.
РД: Ты это по его стихам видел или вы разговаривали об этом?
КК: И говорили, конечно. Я видел, как он со словом работает, меня даже ломало от этого. Потому что он писал с долей математики, что ли: строил вот так строчки, здесь выводил слова, которые должны были рифмоваться, тут закруглялось стрелочками… Это с этим, то с тем — цепочка получалась огромная! А я писал так: сел и готово…
.
***
Из интервью с К. Кинчевым, Журнал «Фома» , 2005:
— Кто оказал влияние на Ваше творчество?
— Многому я учился у Александра Николаевича Башлачева, с которым мне выпало счастье познакомиться и тесно пообщаться. Он учил меня прежде всего работе над текстом, бережному отношению к слову. Тому, как обдумать спонтанный импульс, обработать и превратить в песню. То есть песня сначала начинает тебя мучить, потом поглощает, потом появляется импульс, который ты записываешь — и в конечном итоге появляется песня.
Кроме того, для меня очень важны были люди не музыкальной культуры, а культуры так таковой и истории. Еще в школе у меня возник интерес к истории древней Руси, особенно к временам татарского ига. Я специально не изучал, но читал древнерусские былины, сказы. Наверное, все это отозвалось в моем творчестве, но специально я для этого ничего не делал. Видно, просто душа тянулась к истокам.
.
***
Из интервью с К. Кинчевым, журнал «Молоток», 2003:
— Например, за последнее время вы не написали ни одной песни о любви к женщине…
— А у меня, песен на подобную тематику, и не было никогда!
… — В таком случае, почему вы никогда не писали таких песен?
— Мне не интересна эта тема. О любви не нужно говорить — ее нужно держать в сердце, тем более — когда речь идет о любви к женщине. Это очень хрупкая вещь. И потом, я не сажусь за письменный стол с мыслью: «какую бы песню мне сегодня написать?». Пишется так, как пишется. Вот у Б.Г. получаются пронзительные песни о любви — само изящество. Ну, честь ему и хвала! Не подумайте, что я иронизирую — я эти песни очень люблю. Но лично меня тревожат несколько другие темы. Любовь к своей Земле, например. Такая ведь тоже существует.
.
***
К. Кинчев, ж.»Встреча» (г.Сергиев Посад) август 2000:
Музыка для меня как для профессионала — это то, что я люблю, то, что как бы занимает мое сердце. Я очень люблю играть концерты, я не могу от этого отказаться. Видимо, я так «заточен», что на сцене под рев гитар я очень хорошо себя ощущаю — тут я на месте, как рыба в воде. Когда я выпадаю из этой концертной чреды, я чувствую себя неплохо, но мне чего-то не хватает. Вместе с тем, я еще умудряюсь за это получать деньги. Это позволяет моей семье существовать. Ничем другим я не занимаюсь. Но здесь есть отличие от попсы. Моя главная задача — поделиться тем, что у меня в сердце, на душе. Поэтому не знаю, коммерческая мы группа или не коммерческая — с какой стороны посмотреть. Если она профессиональная, значит коммерческая, но, с другой стороны, это то, что идет от сердца, что приносит радость, в отличие от попсы, где главное — это слава, деньги, успех… Вот и все.
.
***
Интервью с К. Кинчевым, ж. «Ровесник» № 5 (455) 2000 г.:
…как самые «знаковые» для «Алисы» <альбомы — С.К.> я воспринимаю три: «Шабаш», «Черную Метку» и «Солнцеворот». «Шабаш» — это наша разухабистая удаль, такой свистопляс. «Черная Метка» — трагедия, поскольку диск записывался в память о нашем погибшем гитаристе и друге Игоре Чумычкине. «Солнцеворот» — наиболее ясное прочтение того пути, которым идет сейчас по жизни «Алиса» и я сам, Константин Кинчев. В этом альбоме есть выход.
.
***
Интервью с К. Кинчевым, «Независимая газета» 29.06.2000г.
— Но так ли легко отречься от языческого прошлого?
— Да в общем-то этого и не происходит. Просто я находился в поиске, это были этапы моего становления. Начальный этап — буйство, поклонение всем стихиям. Впрочем, нечто подобное, думаю, было у любого. Потом перерос. От язычества пришлось отказаться. Видимо, в определенный момент я просто открыл нужную дверь. Человек всегда остается свободным в собственном выборе.
.
***
Чат с К. Кинчевым, 18.10.2005:
— Насколько рок сочетается с православием и вообще с религией?
— Рок сочетается с религией так же, как любая другая профессия. Профессия (тем более творческая) — это форма, которую наполняет смыслом сама личность. Соответственно, если говорить о рок-музыке, то нельзя говорить о христианском роке или о роке антихристианском. Таких не существует. Существуют люди, пытающиеся строить свою жизнь ради Бога или же вопреки.
— Если вы борец в душе, стоило ли принимать смиренную веру?
— Убеждение в том, что христианство пассивно, является ошибочным. Смирение воспитывает волю и дает силу противостоять злу.
.
***
К. Кинчев:
…я никогда не считал рок музыкой протеста. Рок — наиболее доступная форма самовыражения в ХХ веке. В прошлом столетии такой формой была чистая поэзия, литература в общем. А теперь, по причине как бы индустриализации всей страны: появления электричества и всяческой подобной дьявольщины — самовыражаться проще всего с помощью электромузыкальных инструментов. На самом деле рок — это движение. Рок-музыка в России — своеобразный пласт культуры, потому что во главе пирамиды в российском роке стоит слово, а все остальное — лишь форма. «Сначала было Слово, Слово было у Бога, Слово было Бог» — это самое главное. Тут я считаю себя учеником, и не перестаю учиться, чтобы мое слово было ясней и проще. Без цветастых метафор, которые чаще всего скрывают бессловие. Поэтому, вот так: к Пушкину, к Пушкину!
.
***
Из интервью с К. Кинчевым, Журнал «Фома» , 2006:
– Как Вы оцениваете российскую рок-музыку?
– Те, кто занимаются рок-музыкой у нас, больше обращают внимания на текст, в отличие от западных музыкантов. И это, кстати, согласуется с православной традицией: Евангелие от Иоанна начинается с того, что «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Трепет, который облекается в форму неких пульсаций, – вот это и есть русский рок. Хорош он или плох – я не знаю. Уступаем ли мы западным группам в чем-то или нет – тоже не могу сказать. На мой взгляд, мы ничем не хуже, а может быть, в чем-то и превосходим западных музыкантов.
– То есть Вы согласны с теми, кто говорит об особой поэзии русского рока?
– Для меня это аксиома. То, что принято называть у нас русским роком, будет лет через сто изучаться, как сейчас исследуется поэзия Серебряного века.
.
***
Из интервью с К. Кинчевым, ж.»Иванов» март 1998 г.:
Корр.: А как обстоит дело с поэтом Константином Кинчевым? Я знаю, выходили сборники ваших стихотворений…
Кинчев: Я их стихами не считаю — это тексты песен. Хотя мне было бы приятно, если бы в «Антологии поэзии ХХ века» была бы от меня строчка или две. А что касается изданных текстов, то на бумаге мне это не нравится читать: в песнях все значительно лучше.
.
***
Из интервью с К. Кинчевым, журнал «Ступени» август 1991 г.:
— Собственные стихи не хочешь выпустить отдельной книгой?
— Нет пока… Я их и стихами-то не считаю. Пишу тексты для песен. А если кто-то находит в них поэзию —
весьма ему признателен.
.
***
Интервью К. Кинчева «Аргументы Недели », № 43 (534) от 2 ноября 2016:
http://argumenti.ru/society/n563/472283
— Высоцкого часто спрашивали, хотел ли он сказать своей песней то или это, и он всегда отвечал «да», даже если хотел сказать в песне совсем другое. Он считал так: если человек отыскал нечто в его песне, значит, это в ней тоже есть. А вы как относитесь к неверному толкованию ваших произведений?
— Полностью согласен с великими. Когда я пишу песню, я не всегда знаю, о чём она вообще. Заканчивая писать, понимаю, о чём написал. А первый импульс мне иногда вообще не понятен. Фигня в том, что, когда так говоришь, это выглядит так, словно ты кокетничаешь. Мол, это ко мне откуда-то пришло, тра-ля-ля… Но не могу ничего поделать, именно так всё и происходит. Мы дудки Божьи, как говорил Есенин. Вот и всё.
_______________________________________________________________________
<<< Вернуться на главную страницу группы АЛИСА
<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АЛИСА«
<<< Вернуться на страницу «Песни группы АЛИСА по алфавиту»
Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий