Автор статьи: Сергей Курий
Статья из рубрики «Культурная зоология»
Наверное, наибольшее почтение к баранам и козлам проявили древние греки, которые поместили их прямиком на небо — в виде созвездий, разумеется. К тому же, Овен и Козерог — созвездия не простые, а зодиакальные — те самые через которые свершает свой путь солнце и которые так любят астрологи.
Правда, звёздное небо над нашей головой не стоит на месте. Положение созвездий постоянно меняется, в результате чего в чудесной астрологической схеме возникают всяческие неувязочки. Допустим, символ Овна до сих пор используется, как знак весеннего равноденствия, хотя за две тысячи лет точка весеннего равноденствия давно сместилась в знак Рыб.
То же и с астрологической датировкой. До сих пор все, родившиеся в период с 21 марта по 21 апреля, числятся под знаком Овна, а, родившиеся с 22 декабря по 20 января — под знаком Козерога. На самом деле сегодня солнце проходит через эти созвездия совсем в другое время: через Овна — с 19 апреля по 13 мая, а через Козерога — с 18 января по 15 февраля. Поэтому настоятельно рекомендуется астрологические зодиакальные знаки с реальными созвездиями не путать…
Созвездие Овна в «Атласе» Яна Гевелия.
Но вернёмся на две с лишним тысячи лет назад, когда трава была зеленей, а звёзды висели «там, где надо».
Как известно, свои названия для созвездий греки обильно черпали из сокровищницы своих мифов. Одним из самых популярных древнегреческих мифов поныне остаётся история о походе аргонавтов во главе с Ясоном к берегам Колхиды (нынешней Западной Грузии). Ехали они не за шашлыком, а за ценным артефактом под названием «Золотое Руно». Некоторые предполагают, что истоком мифа о Золотом Руне мог быть обычай вымывать золото из рек с помощью бараньей шкуры.
Греческая версия о происхождении этого руна гораздо поэтичнее. Злая мачеха царя Афаманта захотела извести его детей — Фрикса и Геллу. На помощь боги послали летучего златорунного барана Крия, который понёс детей к берегам Колхиды. Вот только девушка во время полёта сорвалась и утонула в море, которое нарекли по её имени — Геллеспонтом (ныне — пролив Дарданеллы).
Крий, Гелла и Фрикс (фреска из Помпей).
Прибыв в Колхиду, Фрикс принёс барана в жертву богам, а золотую шкуру подарил местному царю. Ну, а далее, наверное, знаете — дерево, дракон-страж, колдунья Медея… Пересказывать всю историю похищения аргонавтами Золотого Руна — дело неблагодарное.
Ясон возвращается с золотым руном.
Впоследствии, герцог Бургундии Филипп Добрый даже учредит в 1430 году целый Орден Золотого Руна, который станет сначала наградой для рыцарства, а со временем почётным знаком монаршей милости. Почему орден был назван так — из-за любви герцога к античным мифам, или к золотоволосой даме — толком не известно до сих пор…
Что касается греческих богов, то за особые заслуги они поместили Крия на небо в виде созвездия Овна. К слову, звезда Альдебаран из созвездия Тельца отношения к баранам не имеет (по-арабски «al-dabaran» означает «последователь»).
Зато самая главная звезда созвездия Возничий — Капелла — имеет отношение к козам (так и переводится «козочка»). Казалось бы, с какого бодуна возничему таскать за собой козу да ещё двух козлят, как это рисуют на звёздных атласах?
Созвездие Возничего в «Атласе» Яна Гевелия.
Дело в том, что раньше часть Возничего была отдельным созвездием, которое так и называли — Коза с козлятами. По поводу того, кем была эта знаменитая коза до вознесения, сомнений нет. Это легендарная Амальтея (Амалфея), которая вскормила не только двух своих детёнышей, но и младенца Зевса, пока тот укрывался в пещере от злобного папаши Кроноса. Козье молоко пошло ему на пользу — Зевс вырос крепким, сделал из шкуры козы щит и победил папку-детоубийцу и его братанов-титанов. Остался от козы и ещё один ценный артефакт — тот самый Рог Изобилия — источник достатка и богатств.
Скульптура Джанлоренцо Бернини «Коза Амалфея, воспитывающая младенца Зевса, и сатир» (1615 г.).
Позже Амальтеей учёные логично назовут один из спутников планеты Юпитер (римский аналог Зевса), а заодно и один из астероидов.
Есть версия, что эта коза также представлена на небе созвездием Козерога. Однако, если судить по звёздным атласам, Козерог напоминает некую дивную помесь козла с рыбой.
Созвездие Козерога в «Атласе» Яна Гевелия.
Многие считают, что свой облик созвездие почерпнуло из другого греческого мифа — о боге Пане. Бог пастухов и скотоводства получил своё имя не зря, ибо родился (по одной из версий — от Гермеса и дочери Дриопа) с козлиными ногами и рожками. Мать от такого сына отказалось, зато его оценили на Олимпе. Так как своими смешными ужимками и весёлым нравом он доставил радость всем богам без исключения, его нарекли Паном (от греч. «пан» — «всё»). Со временем оказалось, что Пан способен не только веселить, но и страшно кричать, наводя на людей ужас (который назвали «паническим»).
Так вот… Однажды на Пана напало ещё более страшное чудище — стоглавый Тифон, и богу пришлось искать укрытие на дне реки. Там-то его козлиные ноги и превратились в тот самый рыбий хвост, который мы наблюдаем у созвездия Козерога.
Позже Пан трансформируется в бога Фавна. Кроме Пана и Фавна античные мифотворцы наградили козлиными чертами и сатиров — постоянных спутников бога виноделия Диониса.
«Нимфы и сатир», картина художника Адольфа Вильяма Бугро (1873).
И тут мы подходим к одному парадоксальному вопросу: почему такой грустный жанр, как «трагедия» переводится с греческого так фривольно «песнь козлов» («трагос» — козел и «оде» — песня)?
Началось всё с того, что греки начали устраивать в честь Диониса ритуальные театральные постановки. Дифирамбы богу по традиции пели «козлы»-сатиры. Кроме пения дифирамбов на сцене стали рассказывать и истории из жизни богов.
Благодаря великим трагикам — Эсхилу и Софоклу — роль хора постепенно стала сокращаться, количество актёров расти, а на первый план вышли диалоги. Оказалось, что индивидуальные судьбы персонажей — с их горестями и противостоянием (пусть и безнадёжным) неумолимому Року — чрезвычайно востребованы зрителями.
Трагическая маска на фасаде драматического театра в Стокгольме.
Так «песнь козлов» превратилась в грустный, но величественный, жанр, который, несмотря на печальный финал, в итоге приносит зрителю желанное чувство катарсиса (очищения через страдание, сопереживание).
Автор: Сергей Курий
январь 2015 г.
Козлы и бараны в зоологии, мифологии и культуре, ч.1 — Как отличить козу от овцы?
Козлы и бараны в зоологии, мифологии и культуре, ч.2 — Как овцы съели людей, а козы — Грецию?
Козлы и бараны в зоологии, мифологии и культуре, ч.3 — Почему надо «отвечать за козла»?