КИНО — «Камчатка» (В. Цой)

Входит в альбом «Начальник Камчатки» (1984)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***
«Камчатка» — легендарная ленинградская котельная на ул. Блохина (станция метро Горьковская), где проработало немало рок-музыкантов, чтобы не сесть по статье «тунеядство».

kamchatka_tsoyВиктор Цой на работе в «Камчатке».

Из интервью с С. Фирсовым, «Музыкальная газета» №31, 2000:

— Значит, вся история началась с того, что ты предложил питерским рок-музыкантам «Очень Выгодную Работу» — отапливать женское общежитие. Вроде бы делать там ничего не надо: два раза подкинул уголь в топку и пошел спать…

— Предложил не то что музыкантам — друзьям в основном… Так получилось, что они музыканты. Она не выгодная, она была спокойная по тем временам. При Советах надо было где-то работать. И желательно еще и деньги при этом получать.

— Какой это год был?

— Осень 86-го. Цой тогда работал все лето в бане на проспекте Ветеранов. Правда, всего час в день, но зато с 10 до 11 вечера. Что его ужасно ломало… Потому что когда все тусовки начинались, ему надо было срываться, ехать в баню и брандспойтом обдавать помещения. И когда я предложил ему эту котельную, он с радостью согласился. Мы пошли туда, устроились вместе. И месяц еще ходили на курсы кочегаров.

…- Начальник «Камчатки» <имеется в виду руководитель кочегарки А. Соколков — С.К.> говорил, что к нему как к кочегару претензий не было: «Кореец, одно слово!».

— Работать он умел. По нашей терминологии, он был «настоящим кочегаром». Есть просто кочегары, есть нормальные кочегары, а есть хорошие, настоящие кочегары, которые могут веселиться на работе, бухать и все такое, и в то же время — работая, работать. Это да, это он умел. Легко работал, хорошо, без всяких проблем.

— Когда у КИНО уже начались гастроли, Цой возвращался в Питер и снова шел в кочегарку, вставал к котлам.

— Почему?.. Надо было где-то числиться, чтобы отмазаться от властей?

— Слава у него тогда была такая… локальная, неофициальная. Для него музыка была не работа, а как бы увлечение. Все равно он работал на «Камчатке», по трудовой книжке. Как только в 89-м году он смог положить ее в какой-то музыкальный Центр — тут же уволился. То есть он работал на «Камчатке», пока это было необходимо.

— После гибели Цоя началась так называемая «некрофилия»?

— Да, дурдом был порядочный. В 90-м у нас был даже такой специальный журнал, в котором приезжие писали что хотели. Специально для гостей. Были, кстати, записи из Владивостока, Хабаровска… Из других городов вообще часто приезжают. Думаю, бывают разочарованы. Ведь они думают, что котельная — это двухэтажное здание с массой лабиринтов, а тут — три котла и каморка. Но все равно каждый отопительный сезон отсюда исчезают сотни килограммов угля — разбирают на сувениры.

— Что вам платили и что нужно было делать за эти деньги?

— Платили 90 рублей, а надо было кочегарить.

— Сутки через трое?

— Тогда нас было четыре кочегара и четыре зольщика. По два человека на смену. Работали мы теоретически как бы сутки через семь. Но поскольку постоянно кто-то был на гастролях, а Башлачев вообще числился только на бумаге, то практически мы всегда работали сутки через двое.
Была попытка устроить к нам Юру Шевчука. Но его мы не стали брать, потому что два лидера групп — это перебор. Это значит, что за них придется работать. Потому что особенно последнее время, когда Цой стал сниматься в фильме «Асса», мы за него работали постоянно.

…- Это ты назвал кочегарку «Камчаткой»?

— «Начальник «Камчатки» — это пошло, естественно, от самой «Камчатки», а кто назвал эту котельную «Камчаткой», так до сих пор и осталось в секрете — никто не знает, никто не помнит. У нас там, кстати, с одной стороны «Камчатка», а с другой — «Чукотка». В этот же подвал есть вход с противоположной стороны, там группа СП БАБАЙ оборудовала репетиционную точку, и лет пять-шесть она существует.

…- Говорят, что «Камчатка» доживает чуть ли не последний отопительный сезон. Якобы ее купили и скоро закроют.

— Это говорится каждый год. Нет, все вернулось на круги своя. Никто ничего не хочет. Я думаю, она еще сто лет простоит. Просто в этом году вдруг выяснилось, что она вообще неофициальная, неразрешенная. Не знаю, кто ее строил, но она даже не числится среди котельных города. Ее просто не должно было быть.

— Ты чувствуешь этот глубокий символ: котельная-мираж, котельная-призрак?..

— Естественно…

.

***
В. Цой, «РОКСИ» №10, 1985:

Вместе с тем существуют разные тексты в смысле отношения к ним слушателей и в смысле моего подхода к ним. Например, вопрос: что означает для меня слово «Камчатка»? Ничего конкретного, я там никогда не был, оно лишь подчеркивает некую абсурдность текста, его фантастичность. «Камчатка!» и «Алюминиевые огурцы» — это чистая фонетика и. может быть. какие-то ключевые моменты, не связанные между собой и имеющие задачу вызвать ассоциативные связи. Можно назвать это второй фантастикой. Можно в какой-то мере сравнить этот подход с театром абсурда Ионеско. Только у нас не мрачное разрешение действительности, а более веселое.

.

***
Третий глаз —  по индуистской легенде, когда жена бога Шивы закрыла ему ладонями два глаза, на лбу его появился третий. Понятие «третий глаз» стало употребляться, как способность человека к особенному «мистическому» видению мира.


Кино — Камчатка (из альбома «46»):

Кино — Камчатка (Live, презентация фильма «АССА», г.Москва, ДК МЭЛЗ, 17.04.88 + общение с залом; из архива Джоанны Стингрей):

Концерт группы Кино в Алма-Ате (ДС 50 лет Октября, 2-5 февраля 1989 года):

Москва, СКК «Олимпийский», 5 мая 1990 год:

Кино Камчатка А.Титов бас

Chikiss — Камчатка

КАВЕРЫ:

Рикошет — Камчатка (кавер)

https://youtu.be/xO4mONfggns

***
9 ноября 2020 года Борис Гребенщиков представил свою кавер-версию на песню «Камчатка», которая войдёт в альбом каверов «Дань».

Б. Гребенщиков:
«Честно говоря, когда я играл на детской клавише Casio синтетический рифф в песне “Камчатка” группы “Кино”, у меня еще тогда было ощущение, что этим дело не кончится. И я рад, что все пришло к этому. Витя бы сильно удивился».

_______________________________________________________________________

Текст песни «Камчатка»:

/E C#m/

    E              C#m                         A       H
О-o, это странное место Камчатка,
E              C#m                         A       H
О-o, это сладкое слово «Камчатка».
           A                           H
Но на этой земле я не вижу тебя,
           E                           C#m
Я не вижу твоих кораблей,
           A                           H
Я не вижу реки, я не вижу моста,
            E
Ну и пусть… *

О-o, это странное место Камчатка,
О-o, это сладкое слово «Камчатка».
Я нашел здесь руду, я нашел здесь любовь,
Я пытаюсь забыть, забываю и вновь
Вспоминаю собаку, она, как звезда,
Ну и пусть… **

О-o, это странное место Камчатка,
О-o, это сладкое слово «Камчатка».
Я не вижу здесь их, я не вижу здесь нас,
Я искал здесь вино, а нашел третий глаз,
Мои руки из дуба, голова из свинца,
Ну и пусть… ***

……………………………………………..
На «черновом» альбоме «46» (1983) текст этот песни несколько отличается. В конце каждого куплета вместо «Ну и пусть…» стояли другие строчки:

* — «Я пытаюсь найти лошадей…»
** — «Я наверно сюда не вернусь никогда…»
*** — «Я не знаю смогу ли допеть до конца…»

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на страницу В. Цоя и группы «КИНО»

<<< Вернуться на страницу «Дискография»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы КИНО по алфавиту»


Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий