Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Красота и мода»
Сегодня невозможно спутать шарф и галстук — настолько разошлись их пути. Хотя началось всё с одного и того же продолговатого куска материи, обернувшего, сиротливо выглядывающую, шею.
Главной чертой галстука является его чётко зафиксированное положение на шее, которое обычно характеризуется особым узлом. Поэтому и роль галстук играет, прежде всего, эстетическую. Шарф тоже иногда повязывают особым способом, но здесь преобладает прагматика. Проще говоря, галстуки призваны украшать шею, а шарфы — укрывать.
Посмотрим, хотя бы, на знаменитые терракотовые фигурки воинов из усыпальницы китайского императора Хуан-ди, где можно увидеть первые прообразы шарфов. Свои шеи воины прикрывали явно не для красоты, а для защиты от холода и ветра.
Терракотовые воины эпохи императора Хуан-ди.
Таким же образом стали защищать свои шеи и римские легионеры, которые двинулись из тёплой Италии на север — завоёвывать Германию, Галлию и Британию. Например, на колонне Траяна то тут, то там встречаются изображения солдат с повязанными на шее шарфами (впрочем, больше напоминающими шейные платки). Римляне называли эту деталь одежды говорящим словом «фокале» (от лат. «focus» — очаг) и носили не только во время военных походов, но и в миру — всё с той же прагматичной целью — защитить своё здоровье от сквозняков.
Римские «фокале» на колонне Траяна.
Однако уже в зрелое Средневековье и Возрождение «одежда для шеи» расширяет свои функции и широко используется в гардеробе прекрасных дам. Полоску из лёгкой ткани то накидывают на плечи, то цепляют к рукаву, а то сооружают из неё на голове некое подобие тюрбанов.
В эпоху Возрождения появляются и меховые шарфы, известные под названием «горжетка» (фр. «gorge» — «горло»). Их делали из шкурок пушистых зверьков, при этом обычно сохраняя голову зверька и лапки с коготками.
Горжетки были не только красивыми и тёплыми. Во времена безраздельного господства блох, которые буквально усеивали парики и платья благородных дам, эти меховые украшения играли ещё и роль «блохоловок».
Горжетки на картинах: «Антея» Пармиджанино, 1531-1534 (слева),
«Портрет мадемуазель Ривьер» Ж. Энгр, 1805 (справа).
В 1676 году появляется ещё одна меховая накидка под названием «палантин». Говорят, что её ввела в моду супруга немецкого курфюста Пфальца (палантином называли первого из семи курфюстов империи), когда предстала в свете с эффектным покрывалом из собольих шкурок, полностью закрывающем плечи.
Палантин и муфта из кротового меха. 1903.
Палантины и горжетки стали особенно популярны в начале XIX века — с приходом т.н. «голой моды». Дамы носили лёгкие полупрозрачные платья (порой — с открытыми плечами), поэтому зимой частенько страдали простудными заболеваниями — иногда с летальными последствиями. Приходилось дополнять туалет меховыми накидками и шалями — единственными «допустимыми» аксессуарами, греющим хрупкие девичьи тела.
В конце XIX — начале ХХ веков похожие аксессуары вновь становятся модным. Во Франции им дают новое наименование «боа» — от лат. boa — «водяная змея» (боа констриктором и сегодня зовут вид южноамериканского удава). При этом боа стали делать не только из меха, но и из лебяжьего пуха и птичьих перьев. Длинные боа обычно носили зрелые дамы, а молодые укрывают горло коротеньким пушистым шарфиком, завязанным спереди атласной лентой. Мода на перьевые боа закончилась с началом Первой мировой войны, и сегодня этот экстравагантный наряд можно встретить в основном на шоу — вроде бурлеска.
Джеймс Тиссо. Портрет Викотенссы де Монморан с боа.
Что касается меховых горжеток, то они сохранят популярность вплоть до «молодёжной революции» 1960-х, как символ шика и достатка. При посещении заведений — от ресторанов до театров — дамы снимали верхнюю одежду, но горжетки оставляли при себе, небрежно накинув на вечернее платье. Вспомним, хотя бы, пьяную даму-математика из к-ф «17 мгновений весны», которая выполняла со своей лисьей горжеткой весьма забавные манипуляции.
А что же с шарфом? — спросите вы. Для ответа на этот вопрос перенесёмся в конец XVIII века.
Дело в том, что первоначально шарфом в России называли не привычный утеплитель шеи, а пояс, который носили военные (собственно нем. Scharpe и польск. Szarfo и означали «воинская повязка). Обычай носить шарфы, как и многое другое, ввёл Пётр I. Тогда он представлял собой серебристую полосу ткани, которую носили через плечо до бедра, как знак офицерского звания. Отменить этот обычай пытался Павел I, но по иронии судьбы его шарфом и удавили.
Надо сказать, что длинный шарф становился орудием смерти ещё не раз. В 1927 году из-за него погибла балерина Айседора Дункан (конец её алого шарфа намотался на шину авто и удавил владелицу). Можно вспомнить и странное самоубийство беглого российского олигарха Бориса Березовского в 2013 году, который по результатам расследования повесился на шарфе…
Айседора Дункан и Сергей Есенин. 1922.
От хоррора вновь перейдём к моде. В XIX века шарфы и шейные платки страстно любили дамы. Они носили их и поверх оголённых плеч с декольте, и вместе со строгими кринолинами. Одной из поклонниц шарфа была, например, английская королева Виктория.
Если в 1920-е годы в моде были шарфы с дорогой вышивкой и бахромой на краях, то в 1840-е в дамскую моду вошли однотонные шарфы, которые не терялись на фоне клетчатых платьев с кринолином.
Шарфы первой половины XIX века.
Кстати, именно эта деталь туалета первоначально фигурировала в известном романсе «Шарф голубой». Впоследствии романс ушёл в народ и превратился в песенку «Крутится-вертится шарф голубой, крутится-вертится над головой…». Да вот незадача — из слова шарф постепенно исчез глухой звук «ф». И уже в к-ф «Юность Максима» мы слышим строчку песни, как: «Крутится-вертится шар голубой» (а я-то думал: Что это за шар вертится? Надувной что ли?).
В пристрастии к шарфам мужчины от дам не отставали. В 1830-1850-е годы особую популярность приобретает шарф «кашне» (фр. cashe nez — «тайник для носа»). Это были недлинные платки из тонкой шелковой ткани очень яркой расцветки. Так как происходили они из Франции, известной своими революциями, в России ношение кашне стало считаться признаком «вольнодумства» (плюс ко всему их очень полюбили члены российских банд).
К концу XIX российское понятие «кашне» расширилось — так стали называть и шерстяные клетчатые шарфы для «сугреву», которыми обычно закрывали нижнюю часть лица. Сейчас это слово употребляется в первоначальном значении — тонкий узорчатый шарфик.
Мода постоянно менялась. В 1860-е популярность обретают белоснежные шелковые шарфы, в 1870-е — длинные вязаные шарфы. Последние шарфы особенно полюбились художникам и авиаторам. Недаром знаменитый лётчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери наградил таким шарфом своего Маленького Принца…
Длинные шарфы, намотанные на шею, стали популярными и у работяг 1920-х годов. Они как раз стали носить рубашки без воротников (ибо те часто пачкались), и шарф служил хорошей заменой.
Популярность вязаных шарфов возродится в 1970-х годах, когда в моде рукодельные вещи (рубрика «Вяжем сами» была даже в таком журнале, как «Наука и жизнь»). В новом тысячелетии модным станет вязаный круговой шарф-снуд, не имеющий концов и напоминающий хомут, надетый на шею (впрочем, им можно обернуть и голову).
В завершение, нельзя не упомянуть ещё одну функцию шарфа — служить опознавательным знаком определённой организации или сообщества. О бандах XIX века, щеголявших кашне разной расцветки, я уже упоминал. Похожую роль играют и академические шарфы, по которым можно различать учащихся разных английских закрытых школ и университетов (вспомните хотя бы одеяние Гарри Поттера). Или шарфы фанатов разных футбольных команд.
Академические шарфы у Рона Уизли и Гарри Поттера.
Анекдот:
«- Я вчера жену попросил шарф связать: «Спартак — чемпион!».
— И что?
— Да она двух слов связать не может!»
Автор: Сергей Курий
февраль 2016 г.
Как одевали шею. Часть 2: Происхождение галстука