«Возьми банджо, сыграй мне ЭЙ-СИ ДИ-СИ!», или Каверы в стиле кантри (часть 1)

Как известно, в музыке нет непреодолимых стилистических границ, и то, что один человек придумал, другой завсегда переиграть может. Кто-то записывает рок-хиты в симфонической обработке, кто-то берёт сладкую поп-песню и делает из неё грязный панк, а кто-то так любит стиль кантри, что переигрывает в нём всё, что под руку попадёт. Именно кантри-каверам и будет посвящена эта статья.
Здесь мы не будем копаться в стилистических тонкостях, поэтому просто имейте в виду, что такие термины, как «хиллбилли» или «блюграсс» — это, по сути, то же самое кантри. Ну, и, разумеется, каждый кавер будет сопровождаться оригиналом, чтобы вам было, с чем сравнить.
А теперь… поскакали по прериям!

_____________________________

HAYSEED DIXIE — «Highway to Hell» (2001),
«Bohemian Rhapsody» (2010),
«Ace Of Spades» (2004), «Stayin’ Alive» (2020)

Настоящим рекордсменом по количеству кантри-каверов на рок-песни является американская группа из Нэшвилла — HAYSEED DIXIE. Об этом намекает даже само её название, представляющее собой каламбур с названием рок-группы AC/DC. Собственно, с AC/DC всё и началось…

Информация с официального сайта группы:
https://hayseed-dixie.com/hype/

«HAYSEED DIXIE родилась летом 2000 года, когда Барли Скотч (он же Джон Уиллер) наткнулся на разбитую машину на изолированной горной дороге в холмах Дир Лик Холлер, Восточный Теннесси. Разбирая машину (как это обычно бывает в такой случаях), Брат Барли нашел коллекцию виниловых пластинок группы AC/DC, о которой никогда раньше не слышал. Он отвёз эти пластинки обратно в город и прокрутил их своим приятелям на единственном устройстве, которое у них было — 78-оборотной «Victrola». Никто не слышал таких звуков с тех пор, как нога дяди Вирджила попало в элеватор. И всем стало понятно, что «Шоссе в никуда» Хэнка Уильямса и «Шоссе в ад» AC/DC на самом деле — одна и та же чёртова дорога».

Как вы уже поняли, с чувством юмора у парней был полный порядок. На самом деле, сами-то они как раз считают себя рок-группой — просто играющей на традиционных кантри-инструментах, вроде скрипки, банджо или мандолине. А свой стиль именуют «рокграссом» (по аналогии с «блюграссом»).

Из интервью с Джоном Уиллером:
https://www.ox-fanzine.de/interview/hayseed-dixie-1588
«- Вы живете в Нэшвилле, но есть ли у вашей музыки шанс прозвучать на кантри-радио?
— Не на кантри-радио! То, что в США называют «кантри», — это поп-музыка с гнусавым оттенком. Целевой группой должны быть женщины среднего класса. Всё, что делают эти радиолюбители, предназначено для этих домохозяек. Это не мы! Нас крутят по классическому рок-радио».

Записав в 2001 году дебютный альбом «A Hillbilly Tribute To AC/DC» (по словам Уиллера, для того, «чтобы было, что дарить друзьям на вечеринках»), они неожиданно обнаружили, что ими интересуется звукозаписывающий лейбл. Поэтому AC/DC дело не ограничилось, и они начали переигрывать в стиле «рокграсс» песни KISS, BLACK SABBATH, SEX PISTOLS , LED ZEPPELIN, Элиса Купера и т.д. и т.п.

Из-за такого изобилия я не смог ограничиться одним кавером, поэтому вот ещё три. Начну, с уморительной версии знаменитой «Bohemian Rhapsody» (хотя бы потому, что именно с этого кавера и началось моё знакомство с HAYSEED DIXIE). Группа не только бодро переиграла «Богемскую Рапсодию» на банджо, но и сняла видео пародирующее оригинальный клип QUEEN.

Впрочем, QUEEN — это куда ещё ни шло. Куда сложнее переложить на кантри хит хардкор-группы MOTORHEAD «Ace Of Spades» 1980 года выпуска. Но и тут ребята, по-моему, справились.

Третий кавер — на диско-песню BEE GEES «Stayin’ Alive» — я выбрал, в первую очередь, из-за смешного видео. Если помните, в фильме «Лихорадка субботнего вечера» весь такой модный герой Джона Траволты дефилировал под эту музыку по городу.

Ну, а в клипе HAYSEED DIXIE то же самое делает незамутнённый приличиями рэднэк в порванных джинсах.

_____________________________

Johnny Cash — «Hurt» (2002)

Джонни Кэш тоже записал за свою жизнь немало каверов, но именно кавер на песню «Hurt» («Боль») группы NINE INCH NAILS многие критики признают лучшим во всём его творчестве. Вообще-то, история этой песни тянет на отдельную статью, поэтому постараюсь быть краток.

Начнём с того, что кавер вышел необычным со всех сторон. Во-первых, «Hurt» — это не та песня, которую стоило бы перепевать легендарной звезде кантри. Ведь оригинал представлял собой жутковатый поток сознания о саморазрушении, да ещё и исполненный под всякие шумы и гудение. Автор песни — Трент Резнор — рассказывал, что сочинял «Hurt», «чтобы не сойти с ума», сидя в том самом доме, где в 1969 году банда Мэнсона зарезала беременную жену Романа Полански — Шэрон Тейт.

Поначалу и Кэш решил, что это для него слишком. Однако в итоге доверился интуиции продюсера Рика Рубина, который сказал: «Просто прочти текст. Если он тебе понравится, мы найдём способ сделать песню такой, чтобы она нравилась тебе».
В итоге, Рубин не только аранжировал песню под стиль Кэша, но и гениально обратил недостатки певца в достоинства. Дело в том, что в 2002 году Джонни Кэш был старым и очень больным человеком. Тем не менее, его слабеющий и уже скрипучий голос превратил песню Резнора в очень реалистичную исповедь старика, стоящего на пороге смерти.

Из перевода Serendipity:
https://lyrsense.com/johnny_cash/hurt_jc?ysclid=m10k2fd67h916023583

Сегодня я поранил себя, чтобы
Убедиться, что я все еще чувствую.
Я фокусируюсь на боли,
На единственном, что реально.
Игла прокалывает кожу,
Старое хорошо знакомое жало.
Пытаюсь не чувствовать ничего,
Но я помню, всё.

Что со мной стало,
Мой дорогой друг?
Все, кого я знаю, покидают
Меня в конце.
И ты могла иметь все это,
Мою империю порока,
Я тебя подведу,
Я позволю тебе страдать…

Ну, а клип на «Hurt» стал последним штрихом, превратившим кавер в личную песню Кэша. Видео снималось в доме-музее самого певца и перемежалось архивными кадрами, благодаря чему молодой Кэш резко контрастировал с Кэшем дряхлым. Даже Трент Резнор, поначалу отнёсшийся к каверу со скепсисом, после выхода клипа своё мнение изменил.

Трент Резнор:
«Я не был готов к тому, что увидел. То, что я записал в своем «дневнике», теперь накладывалось на жизнь этой иконы и исполнялось так красиво и эмоционально. Это было напоминанием о том, насколько важным средством массовой информации является музыка. Мурашки по коже. Это действительно имело смысл. Я подумал: «Какое мощное произведение искусства». Это была уже не моя песня».

Видео «Hurt» было снято в феврале 2003 года, и на нём ещё можно увидеть Джун — жену Кэша, которая умрёт буквально через три месяца. А в сентябре уже и сам певец покинет этот мир.

_____________________________

Dolly Parton —
«Help!» (1979), «Stairway to Heaven» (2002)

Для стиля кантри Долли Партон — это почти то же самое, что и Джонни Кэш, только в женском обличье. К слову, знаменитую клонированную овечку прозвали «Долли» не случайно. Во-первых, у певицы был выдающийся бюст (а овечку клонировали из клеток вымени), во-вторых — характерный «блеющий» голосок. Я говорю «блеющий» без всякого уничижения — голос у Партон отличный и очень запоминающийся.

За свою карьеру эта певица не раз вторгалась на «чужую территорию» — например, таких стилей, как диско и рок. В 2022 году её даже ввели в Зал Славы Рок-н-ролла, хотя Долли долго отмахивалась, говоря, что этого не заслужила.
Певица явно скромничала. В её репертуаре каверы на рок-песни появлялись не один раз. Особено певица любила The BEATLES. В 1979 году она записала кавер на песню «Help!», а в 2023-м — на «Let It Be» (причём на запись последнего ей удалось заманить самих Пола Маккартни и Ринга Старра).

Встреча Долли Партон с семьёй Пола Маккартни в 1974 году.

Впрочем, если мы говорим о кантри, то кавер на «Help!» вышел более аутентичным.

Тяжёлый рок Долли тоже не обошла стороной. В 2002 году она замахнулась на классику группы LED ZEPPELIN — великую рок-балладу «Stairway to Heaven». Не последнюю роль в этом выборе сыграл муж певицы — Карл Дин.

Долли Партон и Карл Дин.

Долли Партон:
«Ему всегда нравилась «Stairway To Heaven». Он любил LED ZEPPELIN. А много лет назад я записала «Stairway To Heaven» в стиле блюграсс, в стиле госпел. Я сыграла ему эту песню, и Карл сказал: «По-моему, это больше похоже на «Stairwell To Hell», чем на «Stairway To Heaven». Он считал, что никто, кроме LED ZEPPELIN, не должен исполнять «Stairway To Heaven». «У кого хватит смелости сделать это?» И я подумала: «Что ж, у меня смелости хватит».

В итоге Партон аранжировала песню по-своему, добавила туда хор и даже осмелилась подкорректировать оригинальный текст, придав ему христианские аллюзии:

Лестница в небеса, лестница в небеса
Её нельзя купить, нельзя одолжить,
Тебе нужно пройти по ней — прямой и узкой.
Лестница в небеса, лестница в небеса…

О, великий всемогущий доллар!
Он оставляет тебя одиноким, потерянным и пустым.
Ты не сможешь вечно обманывать себя.
Тебе нужно потрудиться, чтобы попасть на небеса…

Долли Партон:
«Я знала, что ступаю по священной земле, потому что это классика. Я до смерти боялась отправлять ее Роберту Планту и Джимми Пейджу. Они ответили, что песня хороша, и им она очень понравилась. На самом деле Роберт Плант сказал, что всегда считал её госпел-песней, и он был в восторге от того, что мы использовали хор в ней, потому что он тоже думал об этом. Если им это нравится, это для меня самое важное. Но я надеюсь, что публика тоже её примет. Я даже надеюсь, что она им понравится».

_____________________________

Patti Smith — «Smells Like Teen Spirit» (2007)

Как правило, Патти Смит обычно относят к панк-рок-фолксингерам, но свой кавер на самую известную песню группы NIRVANA — «Пахнет, как душа подростка» — она записала именно в стиле кантри. Интересно, что под скрипку, банджо и завывание певицы хит Кобейна стал ещё мрачнее и безысходнее. Ну, и, как известная рок-поэтесса, Патти не смогла удержаться от того, чтобы не вставить в кавер собственное стихотворение (оно начинается с отметки 3.26).

…Детские бомбы взрываются синим цветом
Мусорщики роются в пепле
Дети мельниц, дети Свалки
Сонные, неграмотные, пушистые крысы,
Одержимые привидениями, нюхающие краску,
Обдолбанные до чертиков,
Забытые, ищущие пропитание, мистические дети,
Сквернословящие, со стеклянными глазами, галлюцинирующие…

Патти Смит:
«Когда появилась NIRVANA, я была очень взволнована. Не столько за себя — моё время, когда я вкладывал столько страсти в музыку, прошло…
У меня были The ROLLING STONES, и я была счастлива, что у детей есть NIRVANA. Я ничего не знала о мучениях Курта или его личной жизни. Я видела его работу и энергию, и меня это взволновало».

О других интересных каверах в стиле кантри читайте во 2-й части.

Автор: Сергей Курий
сентябрь 2024 г.