Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Зарубежные хиты»
Если бы в 10 классе меня попросили составить рейтинг любимых рок-исполнителей, то в первой десятке однозначно была бы американская группа MANOWAR. Ну, что тут сказать? Я был подростком, а хеви-металл в СССР второй половины 1980-х как раз достиг пика популярности. И MANOWAR были среди тех, кто выдавал нагора чистейший образец этого стиля.
Помню, как перед сдачей первого институтского экзамена мы с друзьями целую ночь пили «чифир» и зубрили учебники. А наутро, чтобы взбодриться перед «решающей битвой», на полную громкость врубили песню «Fighting the World» («Сражаясь с миром»)…
Ставь-ка, детка, самовар —
Будем слушать МАНОВАР!:)*
(* — Вообще-то правильно произносить «Мэнэво»,
но так нам было привычней и, что ли, родней).
Сегодня мне трудно относится к группе MANOWAR без изрядной доли иронии. Столько в её творчестве наивного позёрства и незамутнённого пафоса. А уж тексты… Даже человек, не знающий английского языка, заметит набор одних и тех же слов кочующих из песни в песню. «Сталь», «Металл», «Борьба», «Ветер», «Огонь», «Небеса», «Сердце», «Убей», «Смерть», «Кровь»… Помню, что из-за воплей «Дай! Дай!» (то бишь «Умри») я шутливо называл композицию «Kill With Power» «Песней попрошайки».
Тематика тоже не отличались особым разнообразием и вполне соответствовала «словарному запасу». Группа целиком оправдывала своё название — ВОИН — и изрядную долю творчества посвятила воспеванию воинственного духа. Неиссякаемым источником в этом плане стала европейская мифология — будь то скандинавские боги с их Вальхаллой (раем для воинов), битва Ахилла с Гектором или поиск Святого Грааля.
Эрик Адамс:
«В рамках творчества MANOWAR никогда не было и не будет ни религии, ни политики — это наше правило. При этом огромный мифологический, символический багаж, фантастические истории и легенды — настоящий кладезь ярких образов, простых и в то же время слишком многозначительных, чтобы быть истолкованными однозначно».
…У каждого из нас найдется свое поле боя, разве нет? С самого детства: битвы с родителями, битвы с учителями в школе, затем — с преподавателями в институте, начальством — по окончании учебных заведений. И это только малая часть! По сути, вся жизнь — борьба, борьба за самого себя и — параллельно — с самим собой. Все мы в своем роде воины…».
По сути, музыка MANOWAR — это готовый саундтрек к любому фэнтези-фильму вроде «Конана-варвара». Недаром на обложке альбома «Into Glory Ride» музыканты предстали в образах брутальных дикарей в меховых одеждах и были не прочь при удобном случае похвастаться своими крепкими телами.
Парни вообще не отличались скромностью. Они не раз обвиняли своих хеви-коллег в «измене» стилю и украшали конверты альбомов надписью «Смерть фальшивому металлу». Дошло до того, что контракт с лейблом «Music for Nations» музыканты подписали своей… кровью (как объяснял басист и основной автор группы — Джоуи Де Майо, они хотели «показать этим людям нашу готовность отдать кровь за «хеви-металл»»). Этой незатейливой теме тоже посвящено немало песен. Например, в «Holy War» под «Священной войной» понимается именно отстаивание ценностей «true metal».
Я увидел огонь —
Тысячи мимолетных солнц,
Пока богохульники наполняют воздух
Неся фальшивое свидетельство.
Теперь, мы восстаем.
Вы все — дети дикого племени……Метал – наша религия
Мы забираем ее в могилу.
Хватало и других хвастливых заявлений. Например, что сила лупов барабанщика Скотта Коламбуса была такой, что пришлось заказать стальную ударную установку. Джоуи Де Майо уверял, что он — самый быстрый басист в мире, а Эрик Адамс говорил, что поёт в диапазоне пяти октав. Не знаю, сколько там октав, но глотка у Эрика действительно лужённая. В конце песни «Black Wind, Fire and Steel» он умудрился издать непрерывный вопль протяжённостью в полминуты!
Из других «спортивных рекордов» MANOWAR можно назвать наибольшую продолжительность рок-концерта, зафиксированную 5 июля 2008 года в болгарском городе Каварна (5 часов 20 минут), а также звание самой громкой рок-группы. Последний рекорд она устанавливала три раза — в 1984-м, 1987-м и 2008-м году, достигнув отметки громкости в 139 децибелл (слушателям предварительно раздавали затычки для ушей).
Д. Адамс «Ресторан «У Конца Света»»:
«Путеводитель «Автостопом по Галактике» отмечает, что «Зона загибона», плутониевая рок-группа из мысленных регионов Гагракаки, считается не только самой громкой рок-группой Галактики, но и вообще самым громким шумом из всех издаваемых. Те, кто регулярно посещает их концерты, выяснили, что наилучший акустический эффект достигается в бетонных бункерах, установленных в тридцати семи милях от сцены. Музыканты играют на своих инструментах с помощью дистанционного управления, находясь при этом на космическом корабле с супермощной звукоизоляцией, а сам корабль находится на орбите планеты — причем, как правило, другой планеты».
И пускай весь этот мачизм с надуванием щёк и мышц сегодня вызывает улыбку, трудно не признать, что музыка MANOWAR действительно способна возбуждать не хуже «чифира»…
Успех пришёл к группе далеко не сразу. Первый альбом — «Battle Hymns» («Боевые гимны») — был ближе к традиционному хард-року. Будущий «фирменный» стиль явно просматривался лишь в последней — одноименной — композиции.
Следующий альбом «Into Glory Ride» (1983) вышел, как по мне, слишком тягучим и хмурым. Зато следующий — «Hail to England» (1984) — я до сих пор считаю «эталонным». Здесь есть все фирменные «фишки» MANOWAR — мощные рифы, зашкаливающая эпичность, театральные монологи и один обязательный чистый инструментал. Единственное, чего мне всегда не хватало в музыке группы, так это ярких и мелодичных гитарных соло, вроде тех, что были у тех же IRON MAIDEN. Вместо них МАНОВАРЫ предпочитали обычные скоростные «запилы».
Название альбома и одноименной песни — «Приветствие Англии» — не случайно. Группу всегда лучше привечали в Великобритании и континентальной Европе, нежели на американской родине.
Из других композиций альбома следует выделить вступительную «Blood of My Enemies» («Кровь моих врагов»), где Эрик снова демонстрирует мощь голосовых связок.
В том же 1984-м MANOWAR издают ещё один неплохой альбом «Sign of the Hammer», а вот следующего релиза фанатам пришлось ждать почти три года.
Сегодня пластинка «Fighting the World» (1987) заслуженно считается «классикой» группы, но тогда она вызвала смешанную реакцию. Некоторые критики ехидно отметили, что такие песни, как «Blow Your Speakers» и «Carry On», больше подошли бы глэм-роковой группе типа QUEEN, чем проповедникам «истинного металла». Впрочем, «Carry On» фанаты приняли благосклонно — ведь её текст был обращён именно к ним (да и подпевать удобно).
Мы не станем убегать и прятаться,
Теперь, мы все вместе,
Давайте споем военную песню.
Одна тысяча всадников —
Мы все не можем ошибаться…
Впрочем, на альбоме хватало и более жёстких песен, многие из которых («Fighting the World», «Holy War», «Black Wind, Fire and Steel») я уже упомянул выше. К ним можно добавить агрессивную «Violence and Bloodshed» («Насилие и кровопролитие»), посвящённую то ли войне во Вьетнаме то ли уличным беспорядкам, то ли и тому и другому.
Но подлинным украшением пластинки 1987 года стала баллада «Defender» («Защитник»). Кроме прочего она примечательна тем, что на ней звучит монолог, записанный низким утробным голосом Орсона Уэллса.
Орсон Уэллс — американский актёр, режиссёр, сценарист — фигура поистине культовая. Достаточно сказать, что именно он снял «Гражданина Кейна» и сделал знаменитую радиопостановку «Войны миров» в стиле репортажей (что сильно напугало многих неподготовленных зрителей, принявших высадку злобных марсиан за чистую монету).
Это был не первый пример сотрудничества Уэллса с MANOWAR. Их встреча произошла ещё в 1982 году во время записи первого альбома группы.
Джоуи Де Майо:
«Когда мы записывали «Dark Avenger», мы попробовали вокал Эрика, но результат нас не устроил. Не было нужного эффекта. Тогда мы подумали, почему бы не обратиться к Орсону Уэллсу. Орсон посмотрел на лирику и согласился спеть в этой песне, что очень нас удивило. Когда он записал «Dark Avenger», он также сделал для нас вступление для концертов».
MANOWAR с Орсоном Уэллсом.
Именно во время тех сессий была сделана и демо-запись «Defender», где отец (Орсон Уэллс) как бы перекликался с сыном (Эриком Адамсом), благословляя того быть «защитником беспомощных». Удивительно, что эта драматичная и красивая песня так долго лежала в закромах группы. Впервые она вышла в 1983 году — в виде сингла, и лишь в 1987 году (уже после смерти Уэллса) нашла место на альбоме.
Фэны MANOWAR. наверное, уже заметили, что я уделяю внимание в основном песням из альбомов «Hail to England» и «Fighting the World». Но, что поделаешь, если они до сих пор остаются для меня самыми любимыми из всей дискографии. Уже альбом 1988 года — «Kings of Metal» — запомнился лишь двумя песнями — байкерской «Wheels of Fire» и балладой «The Crown and the Ring», записанной с хором в Бирмингемском Соборе св. Павла. Нет, он не был плох, но никаких новых свежих ощущений у меня уже не вызывал. Как и все последующие альбомы…
Впрочем, это не мешает MANOWAR по сей день блюсти «клятву на крови» и играть всё такой же боевой «металл», собирая стадионы поклонников. В том числе и на постсоветском пространстве. Впервые группа посетила Россию в 1999 году. По такому случаю, наш бэнд АРИЯ записала русскоязычную версию песни «Return of the Warlord» под названием «Пробил час». А спустя 10 лет МАНОВАРЫ уже сами записали версию своей новой песни «Father» на русском языке (правда, без смеха её слушать невозможно — акцент есть акцент).
Ну, и в завершение, напомню, что 21 марта 2019 года группа собирается впервые выступить в Киеве. Возможно, что вскоре мы услышим от неё песню под названием «Батько».:)
Автор: Сергей Курий
февраль 2019 г.