Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Зарубежные хиты»
6) «Out the Window»
Следующий трек фильма «Назад в будущее» сопровождает одну из самых смешных сцен, которая просто насыщена остроумными отсылками. Она связана с безуспешными попытками Марти заставить своего будущего лузера-отца Джорджа пригласить на свидание свою будущую мать Лоррейн. В итоге, он решает папашу одновременно впечатлить и запугать.
Зная об увлечённости Джорджа научной фантастикой, Марти преображается в инопланетянина — напяливает на себя радиационный костюм и вооружается… феном и плеером!
В таком виде он забирается ночью в спальню недотёпы, втыкает в уши спящему наушники и врубает на полную мощность грохочущий «хеви-металл».
Когда Джордж в ужасе просыпается, то перед ним предстаёт странное существо, похожее на инопланетянина из журнала «Фантастическая история». Инопланетянин объявляет, что он «Дарт Вейдер с планеты Вулкан» и при этом делает характерный знак приветствия из сериала «Звёздный путь».
После чего угрожает «расплавить» Джорджу мозги, если тот не пригласит Лоррейн на свидание. Учитывая ту «ужасную» музыку, которой Марти «пытал» юношу 50-х, трудно было в эту угрозу не поверить.
Что касается автора доносящейся из наушников гитарной какофонии, то меломанам 80-х он был более, чем известен. Это был лидер группы VAN HALEN с «неожиданным» именем Эдди Ван Хален.
Интересно, что менеджмент группы по каким-то причинам запретил гитаристу использовать в фильме «Назад в будущее» своё имя и музыку. А вот сам Эдди был не против, поэтому втихую и по-быстрому наиграл (как выразился он сам) «кучу шума», получившую позже название «Out the Window». Именно с авторскими правами связан тот факт, что на кассете Марти к названию VAN HALEN спешно дописали имя «Edward» (ведь название группы было зарегистрированным брендом).
Только в 2012 году Эдди Ван Халлен официально раскрыл «секрет Полишинеля», подтвердив авторство композиции.
7) «The Wallflower (Dance with Me, Henry)»
Следующая композиция снова погружает нас в эпоху 50-х. Когда набравшийся храбрости Марти заходит в кафе и пытается пригласить Лоррейн на танцы, в музыкальном автомате играет песня с говорящим названием «The Wallflower (Dance with Me, Henry)». В данном случае «wallflower» — это не «цветок на стене», а идиома, означающая даму без кавалера, которая логично сочетается с подзаголовком песни «Потанцуй со мной, Генри».
Песню исполнила Этта Джеймс, когда ещё была 16-летней вокалисткой группы Джонни Отиса. В 1955 году «The Wallflower (Dance with Me, Henry)» действительно заняла 15-е место по частоте проигрывания в американских музыкальных автоматах.
Песня была построена в виде диалога между женщиной и мужчиной (мужской голос принадлежал Ричарду Берри) и поначалу называлась «Roll with Me, Henry» («Покрутись со мной, Генри»). Но так как словечко «Roll» несло в себе дополнительный сексуальный намёк, то название решили подправить.
8) «Night Train»
Как известно, хулиган Бифф помешал Джорджу довести задуманное до конца, а вступившийся за отца Марти только ещё больше «влюбил» в себя свою мать. В результате, вместо Джорджа Лоррейн приглашает на танцевальную вечеринку Марти.
Пришлось придумать новый план. Мол, Марти начнёт на свидании грубо приставать к девушке, а Джордж, как бы, за неё заступится. Ну, а где вечеринка — там и музыка. На экране её играет чернокожая группа под названием Marvin Berry and the STARLIGHTERS. Хотя эта группа вымышленная, музыканты в ней играли самые настоящие.
Начинается вечеринка с исполнения инструментального блюзового стандарта «Ночной поезд».
Впервые он был записан Джимми Форрестом в 1951 году. Базовый гитарный рифф для «Night Train» Форрест позаимствовал из другой композиции «Happy-Go-Lucky Local», которую играл, будучи в составе группы Дюка Эллингтона. Вот только он сделал музыку более простой и добавил туда своё саксофонное соло.
В 1952 году другой саксофонист Эрл Бостик запишет свою версию «Night Train», куда более быструю. Именно эту аранжировку мы и слышим в фильме «Назад в будущее».
9) «Pledging My Love»
В сцене, где Лоррейн пытается поцеловать Марти в машине, из радиоприёмника тихим фоном доносится блюзовая баллада «Pledging My Love» («Зарок моей любви»).
Для исполнителя Джонни Эйса эта песня стала посмертной. Ведь она была издана в 1954 году — после того, как певец по неосторожности нанёс сам себе смертельное огнестрельное ранение.
10) «Earth Angel (Will You Be Mine)»
Чтобы не пересказывать весь сюжет, сразу перейду к тому моменту, где гитарист STARLIGHTERS — Марвин — ранит руку, и вечеринка оказывается под угрозой срыва. Чтобы этого не допустить, Марти вызывается заменить Марвина на сцене. Тут надо сказать, что исполнитель главной роли Майкл Джей Фокс не был профессиональным музыкантом и игру на гитаре просто имитировал (надо сказать, очень убедительно). На самом же деле за него играл профессиональный гитарист Гарри Уотерс-младший — исполнитель роли Марвина. А вот пел на экране сам Фокс.
Первой композицией, которую Марти исполнил на сцене, стал «медляк» под названием «Earth Angel (Will You Be Mine)» («Ангел земной (Будешь ли ты моей?)»). Именно под него, наконец-то, происходит судьбоносный поцелуй Джорджа и Лоррейн.
Забавно, что эта песня была написана никому неизвестными чернокожими старшеклассниками, окрестившими себя группой The PENGUINS. А сама запись будущего хита проходила не в студии, а в обычном гараже южного Лос-Анджелеса. Запись проходила непросто — постоянно мешал лай соседской собаки, а барабаны приходилось приглушать подушками, чтобы они не перекрывали голоса. Собственно, кроме барабанов и фортепиано других инструментов в песне не было.
Неудивительно, что ПИНГВИНЫ считали запись простой «демкой», не предназначенной для официального выпуска. Однако случилось так, что группе надо было в срочном порядке заполнить чем-то вторую сторону сингла «Hey Senorita», куда и тиснули «гаражную» песню. Но диджеи отдали предпочтение не «Сеньорите», на которую возлагались основные надежды, а «Земному ангелу». «Ду-воп»-баллада просто покорила слушателей своей романтической невинностью (вообще-то, не свойственной для грубоватой и откровенной негритянской музыки).
Автор перевода — Natalia Ten:
Ангел земной, ангел земной,
Будешь ли ты моей?
Моя любимая, дорогая,
Люблю тебя все время,
Я – лишь дурак,
Дурак, влюбленный в тебя.
Популярность «Earth Angel» росла так быстро, что у маленького лейбла «Dootone» закончилась бумага для производства конвертов. Это был первый случай, когда сингл независимого лейбла сумел попасть в ТОП-10 Национального чарта США. «Земной ангел» стал символом «большой и чистой» подростковой любви и одним из самых любимых треков выпускных вечеров.
11) «Johnny B. Goode»
И вот мы подходим к треку, который стал самым ярким музыкальным моментом всего фильма. Речь, конечно, идёт об отвязном исполнении Марти «Johnny B. Goode» — по моему мнению, одного из лучших рок-н-роллов той эпохи. Правда в 1955-м рок-н-ролл ещё только входил в моду, и сценарист фильма этот факт очень остроумно обыграл. Мы видим, как Марвин, услышав «Johnny B. Goode», звонит по телефону своему кузену и кричит в трубку: «Чак! Ты искал новое звучание? Вот. послушай!».
Шутка заключалась в том, что Марвин звонил автору этого самого рок-н-ролла — Чаку Берри (во только кузенов у этого исполнителя на самом деле не было). И хотя на сингле «Johnny B. Goode» вышел только в 1958 году, пишут, что Чак сочинил его как раз в 1955-м, когда и происходит действие фильма.
Этот рок-н-ролл узнаётся уже по характерному вступлению, которое Чак позаимствовал из песни Луи Джордана «Ain’t that just like a woman» 1946 г. (точнее — это было соло гитариста Карла Хогана). Впоследствии музыку «Johnny B. Goode» скопирует Майк Науменко для своей песни «Вперед, Боддисатва!».
Чак Берри:
«Джонни в песне «Johnny B. Goode» — это более-менее я сам, хотя задумывал я ее для Джонни Джонсона (пианист Чака Берри — С.К.). Поначалу в тексте говорилось о «цветном парне по имени Джонни Би Гуд». Но я посчитал, что это покажется белым фэнам двусмысленным, и заменил «colored boy» («цветной парень») на «country boy» («сельский парень»)».Джонни Би Гуд
(перевод с сайта soundtrack.lyrsense.com)Вниз по Луизиане, ближе к Новому Орлеану,
По пути обратно через лес вечно зеленых растений
Стоял бревенчатый домик из глины и дерева,
Где жил деревенский паренек по имени Джонни Би Гуд…
Он никогда не учился даже читать или писать,
Но он умел играть на гитаре, как звенящий колокольчик.
Обычно он носил свою гитару в сумке из дерюги
И сидел перед деревьями у железной дороги.
О, машинисты привыкли видеть его, сидящего в тени,
Бренчащим в ритме, который создавали водители,
Проходящие мимо люди останавливались и говорили:
«О, бог мой, как этот маленький деревенский пацан может играть».
Когда его мамаша говорила ему: «Когда ты вырастешь,
Ты станешь солистом большого оркестра.
За мили в округе люди будут приходить
Послушать, как ты играешь аж до заката,
И может быть однажды твое имя будет на световых афишах
С надписью: Джонни Би Гуд сегодня!»Давай, Джонни, давай!
Давай, Джонни, давай!
Давай, давай! Джонни Би Гуд!
Рассказ о черном пареньке, пробившем дорогу к славе своей гитарой, действительно, был близок Чаку, но полностью автобиографичным его не назовешь. Во-первых, музыкант родился не в штате Луизиана, а в городе Сент Луис штата Миссури. Кстати, в фамилии Джонни он запечатлел и название улицы (Goode Avenue), на которой он жил. Во-вторых, он не просто умел писать и читать, но и имел в кармане дипломы парикмахера и косметолога.
Впоследствии Чак Берри напишет и продолжение истории удачливого паренька под названием «Bye, bye, Johnny, Go», где Джонни продолжит реализовывать американскую мечту в Голливуде.
Но вернёмся к фильму «Назад в будущее»…
Если поначалу музыкальная «новинка» вызывает у публики восторг, то потом Марти совсем «теряет берега» и превращает рок-н-ролл в настоящий хеви-металл. Он издаёт на гитаре атональные звуки (данное соло за кадром исполнил сессионный музыкант Тим Мэй) и вообще ведёт себя по тем меркам безобразно. А вот современный меломан с удовольствием найдёт в этом безобразии целый арсенал рок-«фишек», наработанных за последующие 30 лет:
Мы можем увидеть, как Марти
1) копирует т.н. «утиную походку» Чака Берри;
2) исполняет соло прямо на гитарном грифе, как Эдди Ван Халлен (да и не только);
3) играет на гитаре, закинув её за спину, как Джими Хендрикс;
4) играет на гитаре, лёжа на полу, как Агнус Янг из AC/DC;
5) опрокидывает в конце выступления колонки, как изобретатели «рок-вандализма» — группа The WHO.
После чего оглянувшись на оцепеневшую от происходящего публику, произносит: «Похоже, ребята, к такому вы ещё не готовы… Но вашим детям понравится!».
12) «Heaven Is One Step Away»
Пройдя ещё череду перипетий Марти, всё-таки, возвращается в 1985 год. Об этом нам сразу сообщает не только пролетающей над ратушей вертолёт, но и песня Эрика Клэптона «Heaven Is One Step Away», которая доносится из транзистора бомжа, спящего на скамейке.
Хотя это не самая известная песня Клэптона, её синтезаторные звуки и ритм регги прекрасно маркируют эпоху 80-х. Да и название «Heaven Is One Step Away» («За шаг от рая»), как нельзя лучше, передаёт всю радость Марти от его возвращения.
13) «Back in Time»
Финальную песню фильма, так же, как и вступительную («The Power Of Love»), сочинил и исполнил Хью Льюис. Однако в отличие от «Силы любви», которую легко можно вписать в какой-нибудь другой фильм, «Вернуться вовремя» была напрямую связана с сюжетом.
Автор перевода — Natalia Ten:
https://lyrsense.com/back_to_the_future/back_in_timeСкажи мне, док, куда мы в этот раз собираемся?
В 50-е или в 1999?
Все, что я хотел – играть на гитаре и петь.
Так что увези меня, я не против,
Но лучше пообещай мне, что я вернусь вовремя,Я должен вернуться вовремя…
Не ставь свое будущее на один бросок костей,
Лучше помни, молния не бьет дважды.
Пожалуйста, не езжай на восьмидесяти восьми,*
Не хочу снова опоздать………………………………………………………………………..
* — 88 миль в час — скорость, которую должна достичь машина «ДеЛориэн», чтобы переместиться во времени.
В фильме «Back in Time» звучит дважды. Сначала в виде небольшого фрагмента, играющего из радио-часов Марти, а потом (уже полностью) — на фоне финальных титров.
***
Вот, собственно, и весь саундтрек 1-го фильма. Несмотря на то, что следом выйдут ещё два продолжения, новой музыки там будет очень мало. По большей части, в последующих саундтреках будет либо повторение песен из первой части, либо инструментальная музыка Алана Сильвестри.
Разве только в третьей части, где Рик и Марти оказываются на Диком Западе, мы можем увидеть и услышать деревенский ансамбль, исполняющий новую песню «Doubleback». Присмотревшись, можно узнать в музыкантах… участников ZZ TOP — наверное, самой бородатой рок-группы в мире.
«Doubleback» на момент выхода фильма — 1990 год — была одной из самых свежих песен группы. В том же году она вышла на сингле и вошла в альбом «Recycler». Правда там она звучит сильно иначе, чем в фильме.
Автор: Сергей Курий
февраль 2018 г.
дополнена и расширена — январь 2024 г.
.