Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Наши хиты»
Фильм «Путь к причалу», о котором я писал в предыдущей статье, не был последним опытом сотрудничества режиссёра Георгия Данелии, композитора Андрея Петрова и певца Эдуарда Хиля. Следующим фильмом, над которой трудилась это троица, стал «Я шагаю по Москве». Даже те, кто его не смотрел, наверняка, слышали одноимённую песню, полную юношеского задора и, присущего эпохе, оптимизма.
«Я шагаю по Москве» (1964)
Петров как-то говорил, что на мелодию этой песни его вдохновило бибиканье столичных таксистов.
Андрей Петров:
«Мне гораздо легче написать песню, чем рассказать о ней. Скажу только, что рождалась она довольно трудно. Я вспоминаю, что было сделано семь или восемь различных вариантов. А песня эта — о Москве, о юности и о хорошем настроении».
Что же касается текста, заказанного Георгию Шпаликову, то ждать его пришлось довольно долго. Получив аванс, поэт пропал из поля зрения на две недели. Появился он только в день выдачи зарплаты и очень удивился, что Данелия сотоварищи всё ещё на съёмках, а не в ресторане.
Георгий Данелия:
«– Рано еще! – крикнул я ему сверху. – Слова сочинил?
…– Сочинил! «Я шагаю по Москве, как шагают по доске…»
…– Не пойдет. Это твои старые стихи – они на музыку не ложатся. …Если не сочинишь, никуда не пойдем.
– Сочинил! – заорал снизу Гена: – «Я иду, шагаю по Москве, и я пройти еще смогу великий Тихий океан, и тундру, и тайгу…» Снимайте!
– Лучше «А я»!
– Что – а я?
– По мелодии лучше «А я иду, шагаю по Москве…»
– Хорошо! «А я иду, шагаю по Москве…» Снимайте! Мотор!
– Перед «А я» должно еще что-то быть! Еще куплет нужен.
Пока Юсов снимал, Гена придумал предыдущий куплет («Бывает все на свете хорошо. В чем дело, сразу не поймешь…») и последний («Над лодкой белый парус распущу. Пока не знаю где…»).
– Снято, – сказал Юсов.
Если бы съемки длились дольше, куплетов могло бы быть не три, а четыре или пять.
[…]
Песню приняли, но попросили заменить в последнем куплете слова «Над лодкой белый парус распущу. Пока не знаю где…».
– Что значит – «Пока не знаю где»? Что ваш герой – в Израиль собрался? или в США?
Заменили. Получилось «Пока не знаю с кем». «Совсем хорошо стало, – подумал я. – Не знает Колька, с кем он – с ЦРУ или с «Моссадом»…»».
Как и в случае с «Песней о друге», «Я шагаю по Москве» записал Эдуард Хиль, и в этом исполнении новая песня пошла в эфир ещё до выхода фильма, став своего рода рекламой.
В самом же фильме песню спел не Хиль, а исполнитель главной роли — юный Никита Михалков. Певцом актёр не был от слова «совсем», но зато в контексте фильма его голос звучал более естественно и уместно.
Спустя почти 20 лет, уже маститый Никита Сергеевич повторит этот опыт ещё раз, исполнив в фильме «Жестокий романс» другую песню Петрова — «Мохнатый шмель…».
Песня имела огромный успех и стала «визитной карточкой» и Москвы, и Хиля. Именно благодаря ей певец попал в 1965 году на Международный фестиваль в Сопоте, стал там лауреатом, после чего окончательно обрёл «звёздный» статус на советской эстраде.
Эдуард Хиль:
«В Сопоте я оказался с подачи Андрея Петрова. Когда выдвинули песню из фильма «Я шагаю по Москве», которую я пел еще до выхода фильма, он захотел, чтобы я поехал. Я поехал и получил там звание лауреата, за польскую песню Марка Сарта, которую сам выбрал, и за песню Аркадия Островского о любви».Георгий Данелия:
«…каково же было мое удивление, когда я увидел по телевизору, что под эту музыку, под которую у меня в фильме шагали Колька, Володя и Саша, по ковровой дорожке мимо почетного караула идут Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев и президент Соединенных Штатов Ричард Никсон!…».
«Как провожают пароходы» (1965)
На перспективного певца тут же обратили внимание другие композиторы — например, знаменитый Аркадий Островский. Одним из первых шлягеров Островского, написанных специально для Хиля, стала песня «Как провожают пароходы». В её ритмике мне всегда чувствовалось что-то латиноамериканское — то ли румба, то ли танго.
Стихи для песни были найдены композитором в сборнике своего друга — поэта Константина Ваншенкина. А вот припев Островскому и Хилю пришлось досочинить самим.
Эдуард Хиль:
«Мне часто звонил из Москвы Аркадий Островский и говорил: «Эдик, надо срочно записать песню. Приезжай завтра». И наигрывал мне песню, скажем, «Как провожают пароходы». А припева в ней нет, просто музыкальный проигрыш «Ты приедешь, мы что-нибудь придумаем», — сказал Островский. И мы уже вместе ввели припев: «Вода, вода, кругом вода…»».
Говорят, самому поэту нововведение не понравилось…
Михаил Островский (сын композитора):
«… в Центральном доме литераторов на творческом вечере Ваншенкину кто-то из коллег сказал: «Вы такой хороший поэт, но что это за строчки «Вода, вода, кругом вода»? Константин Ваншенкин встал и сказал: «Стихи мои, а «вода, вода» — Островского».Дмитрий Хиль (сын певца):
«…Ваншенкин, услышав такую вольность, сначала возмущался, но, когда получил первые гонорары и признание коллег — быстренько смирился».
А вот Владимиру Высоцкому бессмысленным казался не только припев, но и весь текст песни.
Владимир Высоцкий (реплика на концерте 30 апреля 1979 года):
«…Или там нечто глубокомысленное, вроде «Провожают пароходы совсем не так как поезда…». Я было сначала думал, что за этим что-то есть, нет, действительно, просто не так, пароходы не так как поезда, а самолёты не так как пароходы, а автомобили и автобусы не так как самолёты. Ну и что? Да разве в этом дело?».
Впрочем, обычные слушатели не копали так глубоко и сразу поняли — поэт имеет в виду, что проводы пароходов, уходящих в синюю морскую даль, выглядят романтичнее, чем проводы поездов. Не случайно со временем суда стали отправляться в плаванье под звуки именно этой песни.
В 1996 году «Как провожают пароходы» прозвучит в мюзикле «Старые песни о главном — 2» в новой аранжировке Валерия Сюткина.
Автор: Сергей Курий
май 2022 г.
История песен Эдуарда Хиля, ч.1:
«Песня о друге» (1962), «Голубые города» (1963)
История песен Эдуарда Хиля, ч.3:
«Ходит песенка по кругу» (1965), «Человек из дома вышел» (1966), «Счастливый день» (1972), «Шутка» (1979)
История песен Эдуарда Хиля, ч.4:
«Не плачь, девчонка» (1972), «Аты-баты (Старая песня)» (1979), «Как хорошо быть генералом» (1963-1964?)
История песен Эдуарда Хиля, ч.5:
«Зима» («Потолок ледяной…») (1970)
История песен Эдуарда Хиля, ч.6:
«Вокализ» («Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой») (1969)