Кантри-хиты 1950-х. История песен про Дэви Крокетта и Камберлэндский перевал.

Bill_Hayes_Ballad_of_Davy_Crockett_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Зарубежные хиты»

Отношение к кантри в отечественной культуре всегда было двойственным. С одной стороны отзвуки этого американского стиля без труда можно найти во многих саундтреках советских фильмов 1970-80-х годов. Например, знаменитая песенка «Пора-пора-порадуемся» куда больше подходила какой-нибудь «великолепной семёрке» ковбоев, нежели четвёрке мушкетёров XVII века.

С другой стороны массового интереса к кантри в СССР никогда не наблюдалось (как, впрочем, и в нынешней России). Из более-менее известных проектов можно вспомнить, разве что, группы КУКУРУЗА (где принимал участие Григорий Гладков — автор «Пластилиновой вороны») и ЯБЛОКО с Мариной Капуро.

Впрочем, даже на родине стиля немалая часть населения относится к кантри с насмешкой или даже презрением (чернокожие считают его расово «белым», а белые горожане — музыкой необразованной «деревенщины»). Как и любую народную музыку кантри отличала простота, обилие схожих музыкальных гармоний и нередко о-о-очень длинные тексты.

Точного аналога в нашей музыке сыскать трудно — чем-то этот стиль напоминал бардовское творчество, чем-то «блатное», чем-то деревенский фольклор. И, если не понимать о чём поётся в кантри-песнях, то они могут показаться чересчур однообразными и затянутыми.
А ведь почти за каждой из них стоит какая-нибудь интересная история. В чём мы сейчас и убедимся…

Билл Хейс (Bill Hayes) — «The Ballad of Davy Crockett» (1955)

Забавно, что один из самых известных кантри-хитов 1950-х годов создавался не в народной гуще, а на студии Уолта Диснея. В конце 1954 года студия выпустила мини-сериал «Дэви Крокетт — король дикой окраины» — об отважном разведчике, метком стрелке (говорят, он попадал пулей в лезвие топора, отчего пуля раскалывалась на две части), защитнике прав индейцев — в общем, образцовом американском патриоте.

Bill_Hayes_Ballad_of_Davy_Crockett_4

Несмотря на то, что герой сериала — фигура сильно мифологизированная и идеализированная, за ней стояла вполне реальная личность. Дэвид Крокетт (1786 -1836) действительно был разведчиком, много воевал, два раза избирался в парламент штата Теннесси и выступал против Закона о переселении индейцев юго-востока на запад (впрочем, безуспешно). Жизнь Крокетт закончил, как настоящий «джигит», защищая крепость Аламо (это был один из самых трагических и героических эпизодов во время войны за независимость Техаса от Мексики)…

Bill_Hayes_Ballad_of_Davy_Crockett_5
Д. Чапмен. Портрет Деви Крокетта.

Песню для сериала Дисней попросил сочинить Джорджа Брунса и Томаса Блэкберна. И на свет родилась «Баллада о Дэви Крокетте», в полной версии которой насчитывалось 20 (!) куплетов о подвигах героя (впрочем, как правило, их количество сокращали до шести).

Родился на вершине горы в Теннесси —
Самом зеленом штате свободной страны.
Возрос в лесу, где знал каждое дерево
И убил его медведя, когда ему было всего три года.

Дэви, Дэви Крокетт
Король дикой окраины…

В промо-ролике, который предшествовал сериалу, песню спел Фесс Паркер – исполнитель главной роли (хотя герой, поющий о самом себе — это несколько странно).

Bill_Hayes_Ballad_of_Davy_Crockett_3
Фесс Паркер, Уолт Дисней и режиссер Норман Фостер.

Однако настоящая слава к балладе пришла в 1955 году, когда Дисней выпустил на основе сериала полнометражный фильм. После чего в США началась настоящая «крокеттомания». Подражая любимому герою, школьники начали поголовно носить енотовые шапки со свисающим полосатым хвостом. Её носил даже сенатор из Теннесси — Эстес Кефовер — во время президентской избирательной кампании.

Bill_Hayes_Ballad_of_Davy_Crockett_2

Что касается песни, то в начале года её друг за другом (!) выпустили на синглах аж три исполнителя — Билл Хейс, упомянутый выше Фесс Паркер и Теннеси Эрни Форд (глубокий баритон последнего многим хорошо знаком по песне «16 тонн»). И хотя самой успешной оказалась запись Хейса (№1 в США), остальные версии тоже не пасли задних и заняли соответственно 6-е и 5-е места.

Лонни Донеган (Lonnie Donegan) —
«Rock Island Line» (1956), «Cumberland Gap» (1957)

А теперь мы сделаем неожиданный поворот и перенесёмся из США в Великобританию, где в 1956 году взошла звезда Лонни Донегана. Донеган не только популяризовал многие американские народные песни, но и стал «королём скиффла» — весьма курьёзного музыкального стиля.

Lonnie_Donegan_1

Послевоенная Британия переживала далеко не лучшие времена, и большинство юных музыкантов не имели возможность приобрести дорогие инструменты. В результате, они стали играть на всём, что имелось под рукой — акустической гитаре, расчёске с бумагой, кувшине, картонной коробке и т.п. Собственно, так и родился стиль скиффл.
Слушая Лонни Доненана, лично мне трудно поверить, что столь незатейливые песенки снискали в Британии огромную популярность. Но факт остаётся фактом…

Lonnie_Donegan_2

В 1956 году Донеган записал свой первый большой хит — «Rock Island Line» («Линия Рок-Айленда»), взяв за основу американскую песню, которую в 1930-е годы записали такие певцы, как Кларенс Уилсон и Ледбелли.
Песня бытовала в самых разных вариациях. Донеган взял за основу ту версию, где рассказывалось о машинисте, который везёт контрабандой чугун, и обманывает таможенника, уверяя, что в вагонах находится только домашний скот (за который не надо платить пеню на пропускном пункте).

Перевод — отсюда:

Он сказал: «Все в порядке, парень, ты не должен платить мзду»,
Ты можешь проезжать». И он проехал через пост,
И когда он проезжал, он начал прибавлять немного скорости,
Прибавлять немного пару,
Он проехал, обернулся и крикнул вахтеру:
«Я обманул тебя!
Я обманул тебя!
У меня есть чугун,
У меня есть чугун,
У меня есть старый чугун»…

Нашему слушателю эта песня с длинным вступительным речитативом вряд ли покажется привлекательной. Однако сингл «Rock Island Line» имел большой успех не только в Британии (№1), но и в США (№8)

Гораздо забавнее получилась у Донегана другая американская народная песня — «Cumberland Gap», возглавившая британский топ в 1957 году. Певец исполняет её с таким остервенением, что либо рассмешит слушателя, либо вызовет сильнейшее раздражение.

Песня появилась ещё в конце XIX века и повествовала о Камберлендском перевале, находящемся в Апаллачских горах на границе штатов Теннесси, Вирджиния и Кентукки. В XVIII веке через этот перевал шли на Запад переселенцы, а во время Гражданской войны за контроль над ним шли ожесточённые бои.
Первая запись «Cumberland Gap» была сделана ещё в 1924 году Гидом Теннером, а впоследствии песню записывали такие американские фолк-певцы, как Вуди Гатри (1944) и Пит Сигер (1954).

В оригинальном тексте не было ничего особенного — просто описание нелёгкого похода через перевал и грозной красоты гор. Однако Донеган превратил «Cumberland Gap» в настоящий английский нонсенс.

У меня есть девушка ростом шесть футов.
Она спит на кухне, а её ноги в коридоре…

Две пожилые дамы сидят на песке,
И каждая из них желает, чтобы другая была мужчиной…

Ну, доллар — это доллар,
а десять центов — десять центов,
и я люблю тебя, детка, больше всего на свете…

Безумия добавляла и строчка «Пятнадцать миль от Мидлсборо» (подумайте, где Аппалачи, а где город Северного Йоркшира).

Какими бы незатейливыми не казались песенки Лонни Донегана, он оказал неоценимое влияние на будущее рок-музыки. Достаточно сказать, что именно скиффл заставил взяться за гитару таких будущих корифеев рока, как Джон Леннон, Брайан Мэй и Марк Нопфлер.

Автор: Сергей Курий
июль 2019 г.