Происхождение разных видов обуви, часть 4: сапоги — от воинов до фетишистов

obuv_8_11

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Красота и мода»

Сапогами принято называть любую обувь, которая поднимается выше щиколотки и, как правило, имеет подошву. Во всём остальном модели сапог могут довольно сильно отличаться друг от друга. Например, не каждый наш современник узнает сапоги в такой обуви, как древнеримские…

Калиги и кальцеи

Дело в том, что калиги сильно походили на сандалии. В них также обильно использовались ремешки (только здесь они опоясывали ногу до голени), а носок часто оставался открытым.
Именно благодаря этой солдатской обуви, император Гай Юлий Цезарь Август Германик получил своё прозвище «Калигула». Дело в том, что отец частенько брал будущего императора в военные походы на германцев, для чего мальчику пошили некий детский вариант калиг. Вот солдаты, любя, и прозвали мальчонку Гая «сапожком», хотя тому это крайне не нравилось.

obuv_7_01
Римская калига.

Воины любили украшать калиги гвоздями (у высших чинов они были из золота или серебра), которыми также подбивали подошву. При этом у каждого легиона гвозди на подошве образовывали уникальный узор, позволяющий коллегам определять по следам, кто здесь проходил. Эту практику широко использовали ещё греческие гетеры. Правда, узоры на земле они оставляли более фривольные — вроде надписи «Иди за мной» (такая себе первая эротическая реклама).

Калиги продержались в истории довольно дольно долго и стали любимой обувью пилигримов (помните «каликов перехожих» из русских былин?).

На калиги была похожа другая римская обувь — кальцеи — кожаные сапоги высотой до лодыжек. Право их носить имели только римские граждане. Статусность определял цвет — обычные граждане носили чёрные кальцеи, аристократы — красные с серебряными пряжками, а император — пурпурные (выражение «надеть пурпурные башмаки» означало «воссесть на трон»).

obuv_7_02
Римские кальцеи.

Сафьяновые сапожки

Что касается Древней Руси, то там из всех видов сапог наиболее ценились сафьяновые – сделанные из продублённой козлиной кожи и часто окрашенные в красный цвет (недаром слово «красный» в те времена означало «красивый»). Сафьяновые сапожки долго были самым модным обувным трендом у знатных женщин и вышли из обихода лишь после того, как Пётр I решил переодеть российскую аристократию на западный манер.

obuv_7_03
Сафьяновые сапоги у древнерусского воина и его жены.

Ботфорты

Главными популяризаторами высоких сапог, как на Востоке, так и на Западе были конные воины. В XVII веке любимой обувью французских кавалеристов стали т.н. ботфорты (от фр. bottes fortes — «высокие сапоги»). Голенища ботфорт достигали колена, а сама область колена прикрывалась клапанами — т.н. раструбами. Сапоги были очень жёсткими и практически не гнулись, поэтому придавали всаднику устойчивость в седле и вдобавок хорошо защищали ноги от сабельных ударов. Кроме того, широкие раструбы можно было использовать и в качестве тайника для разных вещей.

obuv_7_04
Слева — королевский мушкетёр в ботфортах. Справа — смена караула эскадрона Лейб-Гвардии.

Первыми популяризаторами ботфорт, как придворной одежды, стали два короля — французский Генрих IV и английский Карл I. У последнего на это были личные причины. Из-за рахита у Карла болели суставы ног, поэтому он с детства оценил «несгибаемость» ботфорт и носил их постоянно.
Как только ботфорты вошли в придворную мужскую моду, их тот час стали богато декорировать. Края раструбов украшали кружевом и эффектно отгибали вниз, демонстрируя красную шёлковую подкладку.
Среди российских монархов первым поклонником ботфорт стал, конечно же, Пётр I. Говорят, что их в шутку носила под платьем даже императрица Екатерина II. Но настоящая история женских ботфорт начнётся намного позже.

«Веллингтоны» и резиновые сапоги

«Когда у Веллингтона спросили, что он считает важнейшей
частью солдатского обмундирования, он ответил: «Во-первых,
это пара хороших башмаков; во-вторых — вторая пара хороших
башмаков; а в-третьих — запасная пара подметок».
(Сесил Вебб-Джонсон)

Однажды полководец герцог Веллингтон — решил сменить свои старые ботфорты на сапоги более красивые и удобные. Лондонский сапожник Хоуби учёл пожелания герцога. Он выбрал для новых сапог более мягкую и облегающую кожу, а также уменьшил высоту каблука и голенищ. В таких сапогах — и в бою удобно, и на приёме — не стыдно.

obuv_7_05
Статуя герцога Веллингтона.

Имя героя битвы при Ватерлоо стало для сапог лучшей рекламой. В первой половине XIX века их носили не только солдаты, но и даже такие модники, как денди. Более того — некоторые дамы 1840-х годов не стеснялись надевать «веллингтоны» под платье и даже посещать в таком виде оперу.
Похожий «патриотизм» проявят и русские женщины во время Первой Мировой войны.

Генерал А. А. Брусилов:
«К 1917 г. чуть ли не все население России ходило в солдатских сапогах…».

«Веллингтонам» будет суждена долгая жизнь. И хотя их материал вскоре станет совсем другим — кожу сменит резина — название (Wellington boot) и общий фасон останутся прежними. Ведущим производителем «веллингтонов» в Англии станет фирма «Hunter».

Водонепроницаемость и достаточно высокое голенище резиновых сапог быстро сделало их популярными в среде фермеров, охотников и рыбаков. А с началом Первой Мировой войны и в среде солдат, которые проводили большую часть времени в затопленных окопах.

В 1920-30-х годах массовое производство резиновых сапог начинается и в СССР. Учитывая состояние дорог в стране — это было правильное решение.

obuv_7_06

В 1950-е годы Хрущёв даже настаивает, что резиновые сапоги — скромные, практичные — и есть тот самый «стиль социализма». И, хотя они остаются в советской моде вплоть до 1970-х годов, люди начнут отдавать предпочтение кожаной обуви. Ну, а сапоги из резины вернутся к той точке, откуда начали и останутся, прежде всего, спецодеждой.

Кирзовые сапоги

Кирзовые сапоги (вместе с портянками), хорошо знакомы солдатам, как советской, так и российской армии.

obuv_7_07

Столь завидной живучестью кирза обязана своей дешевизне в сочетании с замечательными физическими качествами. Первые попытки создать материал, заменяющий дорогую кожу, относятся ещё к началу ХХ века. Именно тогда Михаил Померанцев начал работу над особым раствором, которым можно было бы пропитать многослойную ткань, сделав её одновременно непроницаемой для воды и проницаемой для воздуха. Однако идея Померанцева встретила сопротивление со стороны буржуев, производящих кожу (как говорится, ничего личного).

К разработкам подобного материала вернулись лишь в 1930-е годы. Не всё получилось сразу — первая кирза, созданная на основе пропитки из искусственного каучука, часто трескалась. Лишь в критическом для страны 1941 году учёный Иван Плотников добился поставленной цели, и кирзовые сапоги стали производиться в массовом масштабе. Заслуги Плотникова были высоко оценены государством, и уже в 1942-м году учёный получил Сталинскую премию.

Русские сапоги

Если раньше сапоги носили в основном мужчины, а потом — представители обоих полов, то сегодня они ассоциируют, прежде всего, с женской модой. Как же произошла эта трансформация?

В 1913 году супруга модельера Поля Пуаре — Дениз — вызвала сенсацию, появившись на публике в эффектных сапогах из морщинистой кожи на низком каблуке и с квадратным носом.
Такие сапоги назовут «русскими» (говорят, идея посетила Пуаре после посещения Москвы и Петербурга), начнут богато декорировать и даже оторачивать мехом. Их популярность была так велика, что вызывала раздражение. Находились те, кто убеждал, что «русские» сапоги травмоопасны и способствуют… росту простудных заболеваний. Правда, это не помешало таким сапогам оставаться модными вплоть до 1930-х.

obuv_8_01
«Русские» сапоги на явно нерусской женщине. 1922 г.

Высокие женские сапоги

Очередной расцвет женские сапоги переживут в 1960-70-е годы.
Надо сказать, что к этому времени женская обувь с высокими голенищами ассоциировались в основном со всякими фетиш-садо-мазо-клубами, где играла роль эротического аксессуара властной «госпожи». Поэтому, когда в 1962 году модель Джин Шримптон появилась на людях в чёрных кожаных сапогах со шнуровкой — это смотрелось крайне вызывающе.

obuv_8_02

Однако довольно быстро такую «порочную» обувь, прозванную «kinky boots» (с голенищем до колена и 5-сантиметровым каблуком) начнут носить все молодые девушки. И пошло-поехало…

obuv_8_10
Афиша мюзикла «Kinky Boots».

В 1964 году дизайнер Андре Курреж представляет на своём показе «Лунная девушка» новую модель сапожек. Она была менее вызывающей, но не менее эффектной. Сапожки были белого цвета, имели плоские подошвы и доходили до середины голени. Их прозвали «сапогами гоу-гоу» — то ли от искажённого французского восклицания «огого», то ли потому что они полюбились девушкам-танцовщицам, работающим «зажигалками» в сети дискотечных клубов «Wiskey A Go-Go». Отдельную рекламу женским сапогам сделала певица Нэнси Синатра, которая в 1966 году записала дерзкий эмансипированный хит «These boots are made for walking»:

obuv_8_03
Гоу-гоу сапоги Андре Куррежа.

Эти сапожки созданы для ходьбы.
И они этим и займутся на днях.
Однажды эти сапожки пройдутся по тебе…

А тут ещё Мэри Квант изобретает мини-юбку, с которой высокая обувь смотрелись особенно выигрышно. Классическая белизна «гоу-гоу» сменяется разноцветием. Кроме того, высота сапог снова начинает расти.
В 1967 году Пьер Карден представляет публике более радикальную модель — из чёрной лакированной кожи, которая плотно облегала ногу и поднималась выше колена. В то же время Ив Сен-Лоран вводит в женскую моду ботфорты, раструбы которых доходят аж до середины бедра. К концу десятилетия высота некоторых моделей сапог становится такой, что их приходится носить на подтяжках.

obuv_8_04
Джейн Фонда в к-ф «Барбарелла» (1968).

В 1970-е сапоги носят уже женщины всех возрастов. В 1977-м году продажа сапог составила 70% от продажи всей женской обуви.

obuv_8_05

Например, в СССР особой популярностью пользовалась модель с гладкой блестящей ступнёй и «пожатыми» голенищами, которую метко прозовут «сапогами-чулками». Надеть и застегнуть такие сапоги было нелегко. Помните, сцену застёгивания сапог из к-ф «Ирония судьбы», в которой явно сквозил эротический подтекст?

obuv_8_06
Кадр из к-ф «Ирония судьбы».

Не меньшей популярностью с середины 1970-х годов пользовались т.н. «казаки».
На самом деле эта модель к нашим казакам никакого отношения не имеет. Свою родословную она ведёт от ковбойских сапог Дикого Запада. Недаром её внешний вид сохранил многие особенности обуви всадника. Скошенный каблук и заострённый носок помогали ковбою легко фиксировать ступню в стремени, а гладкая подошва — легко её из стремени извлекать. Ну, а толстая кожа с высокими голенищами защищала ноги от колючек и укусов гремучих змей.

obuv_8_07
Классические ковбойские сапоги.

Классические ковбойские сапоги не имели украшений и шились из воловьей кожи. Позже стали использовать более экзотичный, но не менее прочный материал — например, крокодилью и змеиную шкуру.
Ну, а, «казаки», в которых никто скакать не собирался, и вовсе декорировались узорами, заклепками, цепочками и ремешками.

В 1980-е годы высоченные голенища вновь станут считаться безвкусными и уйдут в область секс-индустрии (взять, хотя бы, знаменитые ботфорты героини Джулии Робертс — проститутки из фильма «Красотка»).
Но пришли «нулевые», и высокие сапоги вновь застучали по тротуарам – теперь их стали носить даже поверх джинсов. К сожалению, далеко не все понимают, что ношение тех же ботфортов требует от женщин длинных и идеально ровных ног (которые высокие сапоги зрительно укорачивают и искривляют).

obuv_8_08
Слева — Джулия Робертс в к-ф «Красотка» (1990). Справа — Певица Кайли Миноуг в 2008 году.

Что касается фетишистских сапог, то они достигли предела причудливости – у некоторых моделей каблук стал настолько высок, что передвигаться приходится буквально на кончиках пальцев, как балерине.

obuv_8_09
Фетишистские сапоги.

Автор: Сергей Курий
сентябрь 2016 г.

Происхождение разных видов обуви, часть 1: лёгкая обувь
(сандалии, балетки, «вьетнамки» и др.)

Происхождение разных видов обуви, часть 2: туфли и ботинки

Происхождение разных видов обуви, часть 3: обувь на каблуке и платформе

Происхождение разных видов обуви, часть 5: спортивная и зимняя обувь