
Рис. Андрея Кокорина.
Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Культовые Сказки»
Из всего обилия русских народных сказок можно выделить, как минимум три, которые каждый из нас уж точно помнит наизусть. Безусловно, это «Курочка Ряба», «Колобок» и «Репка».
Знают-то эти сказки все, а вот понимают ли? Этим вопросом я озадачился после того, как обнаружил в Интернете обилие статей с пугающими названиями вроде «Анализ русской сказки «Курочка ряба» в теории объектных отношений» или «»Колобок». Буквальная, архетипическая, натуральная, ритуальная и этимологическая интерпретации». И ладно бы это были шуточные или художественные интерпретации, так нет — пишут типа научно, на полном серьезе да еще зачастую на 50-100 тыс. знаков. Обилие сего заумного бреда заставляет задуматься над тем, как же странно устроены мозги отдельных представителей интеллигенции.
Ну что же, давайте посмотрим — какие загадки (настоящие и мнимые) скрывают эти три популярные сказки.
«Курочка Ряба», где твоя баба?» (П. Мамонов)

Каждый, кто всерьез заинтересуется нашими народными сказками никогда не пройдет мимо академического издания Александра Николаевича Афанасьева — русского последователя братьев Гримм. Именно он впервые собрал, систематизировал и опубликовал собрание нашего сказочного наследия. Первые сборники выходили еще в 1860-х годах, а полное собрание было напечатано в 1873-м.
Надо сразу отметить, что народное творчество в отличие от авторского не склонно иметь один вариант одной и той же истории. Обычно вариантов много, и они порой сильно отличаются от того, который позже признают каноническим и печатают в популярных изданиях. То же и с «Курочкой-Рябой».
У Афанасьева сказка называется просто «Курочка» и звучит совсем по-другому. Во-первых, ни о каком золотом яйце речи в ней нет. Курочка сносит простое яичко, которое тут же разбивает мышка. После чего начинается настоящий конец света. Дед и баба, как и положено, рыдают, а вот их внучка с горя… вешается. После чего весть о разбитом яйце по цепочке разносится по селу, просвирня ломает и бросает просвиры, дьячок «побежал на колокольню и перебил все колокола», а поп рвет книги.
Понятно, что здесь сказка повествует о глупых людях, которые из-за пустяка впадают в панику — такой народный «черный юмор».
Однако Афанасьевскими вариантами сказка не исчерпывалась, и в итоге классическим стал пересказ известного педагога К. Ушинского, напечатанный в его хрестоматии «Родное слово». Здесь уже наличествуют все составляющие — и золотое яйцо, которое не поддается деду с бабой, но разбивается мышкой, и обещание Курочки-Рябы снести простое яйцо взамен золотого.
Именно на этом варианте и обтачивают зубы современные «исследователи». Таинственность сказки они усматривают в якобы абсурдных действиях, и задаются следующими вопросами:
1) Зачем дед с бабой бьют золотое яйцо?
2) Почему разбить яйцо удается мышке?
3) Почему, когда мышка, по сути, исполняет их желание — они не радуются, а плачут?
4) Зачем Курочка обещает им снести простое яйцо, а не золотое взамен разбитого?

После чего начинаются рассуждения о космогонических мифах, где мир рождается из Мирового яйца, о мыши, которая является «духом предков» и волшебной помощницей. Пишут и покруче.
И. Флерова «Славянские корни русского духа»:
«…Оно упало не из-за мышкиного хвостика, а от пренебрежения к сокровищу. Потеряли благоговение, оно и разбилось. Не так ли и в нашей жизни? Все разрушается при небрежении: любовь, здоровье, знания, Родина, язык, воздух, реки, растения, животные. Все гибнет».М. Черненко «»Курочка Ряба» и «Репка»»:
«Мышка – это не просто аллегория в виде животного. Это символ мысли, той божественной мысли, которая приходит внезапно, придаёт толчок в застоявшихся делах, вдохновляет на подвиги. Это провидческий или божественный импульс, который Всевышний посылает нашим людям в трудную минуту».М. Вигдорчик «Анализ русской сказки «Курочка ряба» в теории объектных отношений»:
«Золотое яйцо снесенное курицей — это символ ребенка, имеющего особую значимость для его родителей. …дед и баба бьют яйцо. Бьют — воспитывают, пытаются привести яйцо в соответствие со своими представлениями и горечь разочарования наступает, когда в один момент некая «мышка» достигает того, чего они не могли достигнуть сами в отношении яйца. Кто же она, эта мышка? И ее символическое значение и ее действия (вильнуть хвостом) указывают на то, что это женщина (сноха), которая воспринимается родителями сына как соперница, легкомысленно себя ведущая. Утешение же могут родители найти только в оставшейся у них «Курочке Рябе» и ее детородной функции».Психолог Е. Веременко:
«Если именно «Курочка Ряба» запала в душу, во взрослой жизни у человека могут появиться такие черты как жадность, накопительство, склочность, он может противиться определенным нормам и правилам. Или наоборот, становится педантом, стремится выстраивать жизнь по придуманным самим собою нормам и правилам».

Думаю, достаточно. После прочтения подобных опусов, я подумал, что, либо у авторов не все дома, либо они живут по принципу — «Не хочу, чтоб было просто, а хочу, чтоб было сложно». Я провел свой небольшой опрос среди самых обычных знакомых, не отягощенных столь глубокой «эрудицией». И почти все они прекрасно понимали, в чем суть сказки о золотом яичке. Ясно же, что дед и баба хотели кушать и о ценности золота не подозревали. Разбить золотую скорлупку нелегко. Мышка — это, конечно же, сказочное забавное допущение — эвон, какая маленькая и слабая, а яичко разбила (кстати, мышь в сказках часто решает проблемы). Понятно, что мышь разбила яичко совсем не так, как было надо — с пола содержимое яйца никто есть не будет. И понятно, что, видя, что дед и баба ничего в золоте не смыслят, Курочка обещает больше не экспериментировать и снести полноценную калорийную пищу.
Объясните, что тут сложного? Нет тут никакого «экзистенциального абсурда», а есть шуточный рассказ о разном восприятии разных ценностей. Помните, как Робинзон, найдя сундук с золотом, горестно восклицал: «И зачем ты мне на необитаемом острове?».
Конечно, напиши народ сказку, как это в ироничной форме предложил сделать Е. Клюев, никаких бы вопросов не возникло.
Е. Клюев «Между двух стульев»:
«А вот представим себе:
«Жили себе дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко — яичко не простое, а золотое. Обрадовался дед. Обрадовалась баба. Взяли они яичко и понесли на рынок. И там за это золотое яичко продали им десять тысяч простых. Сто яичек они съели, а остальные протухли».
…Чудная сказка! Я дарю ее моему знакомому: пусть рассказывает своим внукам и правнукам про оборотистых деда и бабу».

Кстати, в 1920-е годы, когда вокруг жанра сказки еще шел спор — вреден он советскому ребенку, или полезен — на почве «Курочки-Рябы» даже сцепились две организации — Деткомиссия при ГУСе и Комиссия при Главсоцвосе. Первая была против включения сказки в круг детского чтения — мол, ребенку надо давать правильные представления о мире. Вторая резонно отвечала: «Сказка «Курочка Ряба» помещена в ряде книг для чтения, предназначенных для первых классов сельских школ. Дело педагогов объяснить детям, что золотых яиц куры не несут, и деревенские дети сами это прекрасно знают».
Как оказалось, объяснять смысл простейших сказок надо не только детям.
ПРИЛОЖЕНИЕ: Анекдоты про курочку-рябу:Снесла курочка Ряба яичко, не простое, не золотое, а в крапинку. Баба посмотрела — ничего не сказала, дед глянул — головой покачал. Петух посмотрел и пошел индюку морду бить.
Снесла курочка Ряба яичко, да не простое, а «золотое». Дед бил-бил, баба била-била — так и не смогли заставить Рябу снизить цены.
Снесла курочка Ряба яйцо и не простое, а страусиное. Мышка бежала,
хвостиком махнула, а хвостик возьми, да сломайся.— Снесла курочка яичко…
— …Дедушке. Начисто.См. также забавнаю пародию Юрия Рудени на псевдоглубокие исследования — «Курочка Ряба, Древняя Русь и дзен»‘.
«…По главной дороге и малой тропинке / Раскатится крик Колобка…»
(А. Башлачев)

Рис. Андрея Кокорина
В отличие от «Курочки-Рябы» все известные варианты сказки «Колобок» имеют один и тот же устойчивый сюжет. Оголодавшие дед и баба делают из последних запасов хлебное изделие, которое однако оживает и, не желая быть съеденным, сбегает прямо со стола. По пути Колобку удается удрать от зайца, волка и медведя, но он попадается на уловку лисы и таки съедается ею.
Спор возник уже вокруг имени персонажа. Особенно сильно он разгорелся, когда россияне решили приватизировать сказочных героев и создали «Сказочную карту России», привязав персонажей к определенному месту. Ясно, что в 99% случаев точная привязка персонажей сказочного фольклора невозможна. И тут, конечно же, возмутились украинцы — с какого рожна Колобок получил четкую национальность и точную прописку? В пылу они даже написали, что, мол, в русском языке нет слова «Коло» (Круг), а в украинском есть. В ответ руководитель проекта «Сказочная карта России» Алексей Козловский, не желая делиться Колобком, заявил, что его название — производное от слова «колебятка». Мол, так называли последний хлеб из квашни, остатки теста, из которых собственно и испекли Колобка.

Начнем с того, что слово «Коло» — общеславянское, и, хотя в чистом виде в современном русском языке не употребляется, входит во множество других слов (около, колокол, кольцо, колобродить и т.д.).
Второе. В словаре Даля «Колобок» — это уменьшительное от слова «Колоб» (скатанный ком, шар, небольшой, круглый хлебец). Возможно, распространенное мнение, что «Колобок» — это «Круглый бок» отчасти и неверно, но корень «коло-круг» в нем явно присутствует.
Точный рецепт изготовления колобка не известен. Но в общих чертах, это изделие представляло собой шарик из пресного теста, изготовлявшийся обычно из остатков разнообразной муки и поскребышей квашни. То есть, пекли его, как и написано в сказке, когда заканчивались запасы хлебного сырья. В той же сказке Колобок сообщает и другие особенности его изготовления — «В сметане мешон, да в масле пряжен (т.е. жарен)».

Максим Сырников нашел одно из самых ранних упоминаний Колобка аж в «Житии протопопа Аввакума»:
«…Фекла Симеоновна: оне нам от смерти голодной тайно давали отраду, без ведома ево, — иногда пришлют кусок мясца, иногда колобок, иногда мучки и овсеца».
Сама же сказка появилась в печати еще до сборников А. Афанасьева. Впервые она была опубликована в 1844 г. в книге Екатерины Алексеевны Авдеевой: «Русские сказки для детей, рассказанные нянюшкою Авдотьею Степановною Черепьевой».
В этом плане мы опередили западных коллег, у которых тоже были похожие сказки, где сбегали пироги, блины, коржики, Джонни-Пончики… Самым известным из подобных персонажей, безусловно является, хорошо знакомый по м/ф «Шрэк», Пряничный Человечек (Gingerbread man).

Смысл сказки «Колобок» еще яснее и проще, чем смысл «Курочки-Рябы», но шибко умным исследователям и он не давал покоя. Ему не позволяли быть простым хлебобулочным изделием и делали то символом лунного цикла, то солярным символом, связывая с мифами о пожирании зверем Солнца.
Конечно, объект может иметь символику, но имеет он ее в зависимости от контекста. Безусловно, изготовление блинов на Масленицу было связано их схожестью с Солнцем. Но банан бывает и просто бананом, и Колобок в этой сказке — просто Колобок, пусть и оживший. И основной смысл этой сказки прост, хотя и может быть выражен по-разному. Например, «Если тебе повезло четыре раза, не факт, что повезет в пятый», «Не будь излишне самонадеянным», «Не ведись на лесть», «От судьбы не убежишь», «Коль ты еда — тебя съедят» и т.д.
Я читал, что в одном из изданий даже умудрились отредактировать сказку, дописав счастливый конец, где Колобок сбегает и от лисицы. Не желая огорчать детишек, редакторы просто убили всю суть сказки.

Безусловно, в художественном плане образ Колобка может подвергаться каким угодно трансформациям и наделяться разной символикой. Допустим, в м/ф «Страсти-мордасти» Колобок не только не оказывается съеденным, но и сам пожирает дистрофичных зайца, волка и лису, а в итоге и весь земной шар. А в песне Черного Лукича иронично символизирует эмигранта, сбежавшего на Запад в поисках лучшей жизни:
«Заведенный колобок
Вниз по горочке спустился
Без тропинок без дорог.
В заграничный теремок
Напросился-пригласился,
А потом уйти не смог…».

Автор статьи и Колобок в Донецком парке кованых фигур.
Бренд «Колобок» вообще довольно популярен в нашей стране и связан обычно с детскими садами, кафе, театрами, журналами и т.п. В свое время прозвищем «Колобок» нарекали и полненьких людей (например, в моей школе так прозвали румянощекого и кругленького учителя физкультуры). Читал, что есть даже остров Колобок (естественно, круглой формы) в составе архипелага Северная Земля.
Хорошо известны и мультипликационные детективы «Следствие ведут Колобки», где от сказочного персонажа остается разве, что внешность. Ну и, конечно же, первый графический смайлик подозрительно похож на… Но об этой «тайне» пусть напишет кто-то другой.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1: Моё видение Колобка в современном кино.




ПРИЛОЖЕНИЕ №2: Анекдоты про Колобка
Слышали новость? — колобок повесился!!!

Катится Колобок по тропинке и плачет.
— Чего плачешь? — спрашивают его.
— В лыжную секцию не принимают. А в футбольную сам не хочу!Колобка в детстве пугали БОУЛИНГОМ.

Дети радостно кричали:
— Бублик, бублик!!!
Они не знали, что колобок смертельно ранен на вылет.— Вы слышали, Колобок сделал харакири и теперь называет себя Гамбургером!
Испекла бабка колобка и говорит:
— Только в Макдональдс не ходи, а то сосиску в попу засунут!Останавливает как-то Колобка Лиса за превышение скорости:
— Так, значит, от Зайца ушел — 100$, от Волка ушел — еще 100$.

SMS: Не волнуйтесь, я даже волка уделал! Подробности по возвращении. Колобок.
Колобок часто просил деда с бабой испечь ему сестренку.
— Да силы уж в сусеках не те, — отнекивался дед.Выходит колобок из бани и говорит: — Черт, опять забыл голову помыть.
Чем отличается колобок-девочка от колобка-мальчика?
Колобок-девочка катится… катится…
Колобок-мальчик катится и подпрыгивает… катится и подпрыгивает…«Блин…» — сказал слон, наступив на колобка..
После пьянки, утром, колобку очень плохо… он весь болит.
Однажды колобок уехал в командировку, а его булочка изменила ему с коржиком, и теперь он не колобок, а рогалик.
Свернулся Колобок калачиком и уснул…
Именно Колобком управлялся первый советский спутник.

Любимая поговорка Колобков:
«Главное — не ударить в грязь лицом»Колобок не любил спорт.
Сильно не любил футбол, волейбол, гандбол, баскетбол.
Особую ненависть питал к боулингу и бильярду.Колобок по Гоголю. Сцена последняя:
Катится Колобок по лесу, навстречу Лиса.
Лиса: Колобок, Колобок, я тебя съем.
Колобок: Поднимите мне веки…И говорит бабка деду: «Дед, я вчера тесто на беременность сдавала, колобок у нас будет».

… и катятся по пустыням перекати-поле — скелеты, когда-то живших колобков…
Сидит Колобок, доедает Лису и думает: «Чё-то какая-то неправильная сказка…»
ПРИЛОЖЕНИЕ №3: Пародии на «Колобка»Мюзикл «Колобок»
Автор: АбнераАкт 1
Дед: — Баба, где еда?!
Баба: — Сейчас – сейчас!
Дед: — Неси есть!
Баба: — Сейчас – сейчас!
По сусекам поскребу, поскребу!
И муки я наберу, наберу!
Будет деду колобок,
Золотистый сдобный бок!
Дед: — Ну, скоро будет готова еда?!
Баба: — Вот остынет, будем есть его тогда.
Колобок: — О, нет! Они меня съедят!
Я чувствую, они глядят!
Я слышу их шаги! Они идут!
Я хочу жить!! Я убегу!Акт 2
Заяц: — Я – заяц. Я голодный,
Я серый и косой.
Колобок: — Смотри, какой я модный!
Заяц: — Покушаю тобой!
Колобок: — Нет! Стой! Остановись!
Заяц: — Чего тебе?!
Колобок: — Сначала я спою!
Свет озарил мою большую тушу.
Дед хотел меня за это скушать.
Нет! Не дам себя на стол нарезанным подать!
Теперь я обречён скитаться и страдать…
Заяц: — Иди! Живи! Мне жаль тебя!Акт 3
Колобок: — Приветствую!
Лиса: — Здорово.
Я слышала, как вешал зайцу ты лапшу.
Меня не проведёшь! Тебя не от пущу!
Колобок: — О чём ты говоришь?!
Лиса: — Я наблюдаю за тобой давно.
Я видела, как вылез ты в окно,
Я видела, как пёкся ты в печи!
Я так тебя хочу…
Колобок: — Молчи!
Лиса: — Не затыкай мне пасть! Я голодна!
Я столько лет в лесу совсем одна…
Ты не поймёшь мою печаль…
Колобок: — Мне… Мне тебя жаль!
Лиса: — Нет! Не жалей меня, но ненавидь!
Ведь я давно хочу тебя убить!
Колобок: — Убей меня! Мне свет не мил, ведь я из теста!
Возьми и съешь! Мне в этом мире нету места…Конец.
Пародии Н. ЛипкинаНЕИЗВЕСТНАЯ БАЛЛАДА Р.КИПЛИНГА
Недавно исследованиями сотрудников нашего архива было обнаружено, что популярный английский писатель Р.Киплинг проявлял незаурядный интерес к русскому фольклору и даже написал «Балладу о Колобке» по мотивам известной сказки. Разумеется, образы сказки трактованы Киплингом сугубо тенденциозно,. рассказ о колобке под его пером превратился в очередной апофеоз сильной личности, обаятельная сказочная бабушка представлена злобной фигурой, этакой леди Макбет, а дедушка и вовсе выпал из повествования. Кипение атавистических инстинктов — вот что такое киплинговский «Колобок».БAЛЛАДA О КОЛОБКЕ
О, день — это день, а ночь – это ночь, и ночью темней, чем днем.
И страх в груди нелегко превозмочь, слыша волчий вой за окном.
Дома — мир, а за окнами — хруст и вздохи исподтишка:
Это зайцы где-то грызут кору зубами в четыре вершка.
И барабанит по листьям дождь, и где-то рычит Медведь,
Но выбирает холод и дождь тот, кого могут съестьКолобок взглянул на ночь из окна, и не струсил он перед ней.
И там, где должна была быть луна, было еще темней,
Но Колобок не искал ее, он выпрыгнул прямо в сад.
И, как племя масаи хватает копье, Бабка схватила ухват.
И, как племя масаи швыряет копье, Бабка швырнула ухват.
И трижды за это время ее настигал жестокий инфаркт —
И трижды Бабка пила валидол и вкалывала камфару.
Пока четвертый ее не свел к праотцам поутру.Вперед, от волчьих зубов — бегом, бегом — от заячьих лап!
Пусть ты один против ста врагов, не струсит тот, кто не слаб.
Медведь могуч, но он же и глуп, ты ж разумом не обойден:
Коготь на коготь и зуб на зуб встретишься с Медведём,
Лиса хитра — окажись хитрей, и она у тебя в руках!
Спой ей, как некогда плыл в Мандолей, и канет ей в душу Страх.
Если ж он в душу твою вошел, имя тебе – прах!Славься уменье бегать, славься уменье плыть ,
Их не заменит уменье затейливо говорить.
Да будет в веках прославлен победный звериный скок —
Средь тысяч славных нет тебе равных, бегущий вперед колобок!
ИЗ ЧЕРНОВИКОВ ГЕТЕ
Внештатный литературовед «Клуба ДС» Н.Липкин обнаружил недавно черновик неизвестного отрывка из трагедии Гете «Фауст» Наряду со встречавшимися и ранее персонажами трагедии — Фаустом и Meфистофелем в найденном отрывке действует доселе неизвестный герой КолобокАКТ ЧЕТВЕРТЫЙ
Харчевня. Фауст, Мефистофель и Колобок сидят за столом.Колобок:
Извечная загадка бытия —
Сей дуализм материи и духа.
Скажи мне, черт существовал ли я,
Пока я не был испечен старухой?
Конечно, дух был мертв, но плоть моя
Существовала ж где-то по сусекам…Фауст (простодушно вмешиваясь):
Пока ты не был, не было тебя.Колобок (ядовито):
Ответ, вполне достойный человека.
Посредственности плоской торжество,
По-человечьи куцая мыслишка.Мефистофель (тихо Фаусту)
Послушай, Фayот, надо съесть его,
А то он что-то умничает слишком.Колобок:
Вот заяц тоже собирался съесть,
Но, совестью ни капли не терзаясь, —
Я обманул его. И вот я здесь.Мефистофель (назидательно):
Ну, черт, мой друг, он все-таки не заяц.
(Намазывает Колобка маслом)Колобок (из-под слоя масла):
Пусть заяц слаб, но встретился мне волк
С его зубами и с его когтями,
Казалось бы, любого съесть он мог…Мефистофель:
Ну, против черта даже волк не тянет.
(Съедает Колобка)
Да, Фауст. Черт — совсем особый зверь.
Он не чета собаке или кошке.Фауст (задумчиво):
Скажи мне, черт, а где же он теперь,
С тех самых пор, как съеден он до крошки.Мефистофель (устало):
И ты туда же …
«Ну, дед ты и репу отрастил!» (анекдот)

Казалось бы, зачем сказку про огромную репу назвали «Репка». А вот так ласково относилось русское население к этому продукту до того, как Петр I научил его кушать заморский картофель. До этого именно репа была основным питательным продуктом после хлеба.
Достоинств у нее было не перечесть.
Во-первых, неприхотливая, что важно при нашем холодном климате.
Во-вторых, репа питательна, богата витаминами, но при этом малокалорийна.
В-третьих, она содержала сахар, а сладкого в Древней Руси было не так уж много.
Ну, и в-четвертых ее легко готовить — недаром говорили «Это проще пареной репы».
Репу не только парили, но и жарили, и варили, и квасили. Из нее готовили самые разнообразные блюда — супы, каши, похлебки (говорят, даже квас). Кстати, репу сильно любили и древние римляне. Полководец Курий Дентат (иой тезка, однако:)) даже отказался принять послов раньше, чем дожарит свою любимую репку.

В общем, в сказке этот овощ появился неслучайно. Но вот беда — корни у репы длинные. Да еще она у деда такой здоровенной выросла, что сил старческих, чтоб ее вытащить уже не хватало. Ну вот он и позвал — сперва бабку, потом внучку, а потом… Нет, совсем не Жучку, а… сучку! Именно так сказка и была записана у Афанасьева. Что, в общем-то, логично — у людей и кошки имени нет, а собака какой-то аристократкой получается. Но, по понятным причинам, в дальнейшем для детей богатое смыслами слово «сучка» решили не афишировать.
Проблему, как и в «Курочке-Рябе» разрешила могучая мышка. И суть сказки яснее некуда — она о взаимопомощи, о том, что гуртом и репку тянуть легче, о том, что даже самая малая подмога способна решить дело.
Образы из сказки стали весьма популярны в культуре.
С. Н. Сергеев-Ценский о карикатуре времен Первой мировой войны:
«Алексеев недоуменно взял журнал дрожащей рукой и не сразу смог отыскать глазами рисунок, развеселивший царя бойкостью, потому что рисунков на странице было три и изображали они известную с давних времен историю о репке, но применительно к современному положению в Европе. «Дед», Франц-Иосиф, будто бы посадив «репку» — войну, — поливает ее из лейки, это был первый рисунок; «репка»-война выросла «большая-пребольшая», и «дедка», Франц-Иосиф, пятится от нее в испуге на карачках; а третий рисунок — репку тянут Франц-Иосиф, Вильгельм, султан Магомет V и Фердинанд болгарский, ухватясь один за другого, но «тянут-потянут, вытянуть не могут», а «репка» подмигивает им и скалит зубы».
А вот А. Чехов написал про Репку «сатирическую сказочку»:
«Жили-были себе дед да баба. Жили-были и породили Сержа. У Сержа уши длинные и вместо головы репка. Вырос Серж большой-пребольшой… Потянул дед за уши; тянет-потянет, вытянуть в люди не может. Кликнул дед бабку.
Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут и вытянуть не могут. Кликнула бабка тетку-княгиню.
Тетка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть в люди не могут. Кликнула княгиня кума-генерала.
Кум за тетку, тетка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Не вытерпел дед. Выдал он дочку за богатого купца. Кликнул он купца с сторублевками.
Купец за кума, кум за тетку, тетка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут и вытянули голову-репку в люди.
И Серж стал статским советником».
В. Маяковский в своем стиле придал сказке политическую аллегорию:
«За дедкой репка…
Даже несколько репок:
Австрия,
Норвегия,
Англия,
Италия.
Значит —
Союз советский крепок.
Как говорится в раешниках —
и так далее…»
Ну а в «Новой сказочке про репку…» С. Маршака деду мешает вытащить репку бюрократическая волокита.
«Посадил дедка репку,
Стал дожидаться урожая,
Выросла репка большая-пребольшая!
Дедка — за репку,
Тянет-потянет,
Вытянуть не может.Поклонился дед райисполкому.
Поклонился агроному
Областному.
Помощи ждет от них старый,
А они ему — циркуляры:Вся ль у вас отчетность в порядке?
Учтены ли за последний год осадки?
Из какого расчета с гектара
Есть на месте у вас «репкотара»?..Начинает дед писать ответы
На запросы, циркуляры и анкеты.
Пишет-пишет, дописать не может,
Вычитает, складывает, множит.Помогают дедке бабка, внучка,
Помогают кошка, мышка, Жучка:
Бабка с дедкой роются в отчетах,
Жучка с внучкой щелкают на счетах,Кошка с мышкой извлекают корни,
Ну а репка с каждым днем упорней,
Не сдается, держится крепко…
Уж такая уродилась репка!Цифры-то у деда в порядке,
Только репка до сих пор на грядке!»
Ну, а я бы мог предложить целый микс из трех русских сказок под названием «Яйца, репка, колобок (о том, как дед с бабой покушать пытались)».
Или, как в анекдоте:
«Посадил дед в землю колобок.
— Да ты совсем ополоумел, старик! — набросилась на него бабка и хрясь его яйцом по лбу…»
ПРИЛОЖЕНИЕ: Анекдоты про Репку

Посадил дед репку. Дедку за репку. Бабку за дедку. Внучку за бабку. Жучку за внучку. Кошку за жучку. Мышку за кошку… И вот мышку недавно реабилитировали…

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Но чернобыльских дачников это уже не удивляло!

Посадил дед Репку. Репка вышел из тюрьмы и зарезал деда.

Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянули-тянули, тянули-тянули и ПОРВАЛИ Жучку к такой-то матери!!!

Автор: Сергей Курий
декабрь 2011 г.
