Инструментальные хиты 1960-х. История композиции «Calcutta».

Lawrence_Welk_Calcutta_68

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Зарубежные хиты»

История американского хита «Калькутта» началась в Германии весной 1958 года, когда композитор Хейно Газе выпустил инструментальную композицию под оригинальным названием «Tivoli-Melodie», которую исполнил оркестр Вернера Мюллера. В чарты она тогда не попала, но с успехом наверстала упущенное спустя два года.

В 1960-м немецкий сонграйтер Ханс Брадтке сочинил на мелодию Хейно слова, и «Tivoli-Melodie» превратилась в песню «Kalkutta liegt am Ganges» («Калькутта лежит на Ганге»). Текст был доверху наполнен географическими фактами в духе чеховского «резонёра» («Париж расположен на Сене, Каир — на Ниле, Базель — на Рейне» и т.д.). Вот только с Калькуттой поэт ошибся — на самом деле этот индийский город расположен на другой реке — Хугли (хотя она и впадает в дельту Ганга).
Впрочем, героя песни эта неточность волновала мало, ибо он полностью поглощён мыслями о прекрасной Мадлен, вокруг которой и вращается мир со всеми его топонимами. Песню исполнил швейцарский певец Вико Торриани, после чего она попала в немецкий ТОП-50.

В 1961 году появились версии «Калькутты» на других языках. Например, Ли Покрисс сочинил английский текст, где герой рассказывал, что целовал многих девушек — итальянок, француженок, испанок, но поцелуи дам из Калькутты оказались слаще всего. Этот вариант записала группа The FOUR PREPS.

Тогда же английская певица Петула Кларк выпустила франкоязычную версию под названием «Ma Fete A Moi». О Калькутте здесь уже не упоминалось, героиня песни сладостно предвкушала вечеринку по поводу своего дня рождения.

Тем не менее, самый большой успех снискала бессловесная версия «Калькутты», записанная в 1960 году американским музыкантом Лоренсом Уэлком.

Родители Уэлка были эмигрантами из Германии, да и родился он в городке Страсбурге, заселённом преимущественно немцами. Речь, как понимаете, идёт об американском Страсбурге (в США вообще хватает знакомых топонимов — есть там и Санкт-Петербург, и Одесса, и даже Назарет). В результате, Лоренс, как и Шварцнеггер, так и не смог избавиться от акцента, и, возможно, поэтому предпочитал исполнять чисто инструментальные композиции.

Lawrence_Welk_Calcutta_2

Свой стиль Уэлк называл «музыкой шампанского». Во-первых, потому что его аранжировки были лёгкими, по-праздничному «игристыми». Во-вторых, потому что с 1951 года музыкант вёл на ТВ собственное шоу, которое открывалось звуком откупоривающейся бутылки с шампанским.
Уэлк выпустил немало записей — причём его альбомы всегда продавались лучше, чем отдельные синглы.

Записать самый успешный сингл — «Calcutta» — Уэлку посоветовал его друг и музыкальный директор — Джордж Кейтс. Музыкант не сильно хотел эту композицию записывать, но под давлением Кейтса сдался. Получилась светлая жизнерадостная запись, где такие инструменты, как аккордеон и клавесин, сочетались с энергичным рок-н-ролльным темпом.

Lawrence_Welk_Calcutta_1

В итоге сингл одинаково понравился и молодым людям, и их родителям. В феврале 1961 года «Calcutta» добирается до первого места поп-чарта США, а 57-летний Лоренс Уэлк становится самым «возрастным» исполнителем, имеющим американский хит №1 (правда, рекорд продержался недолго — в 1964 году свой хит №1 — «Hello, Dolly!» — выпустит 63-летний Луи Армстронг).

В марте 1961 года выходит одноименный альбом «Calcutta!» и тоже занимает 1-е место. Кроме того на «The Lawrence Welk Show» был поставлен специальный танцевальный номер, исполняемый под хитовый инструментал.

Автор: Сергей Курий
август 2019 г.