Фото сделана 20 декабря 2013 года, фотограф Анастасия Подситкова.
Рубрика: «Песни Сергея Курия и его друзей»
В декабре прошлого года я опубликовал на своём сайте альбом «Песни из гримёрки наблюдаемой Вселенной» своего давнего Интернет-знакомого — Андрея Новиченко (Ларина). Об истории самого альбома и его песнях Андрей обстоятельно рассказал в комментариях. Однако у меня остался ряд дополнительных вопросов, которые хотелось бы прояснить. Из них и сложилось это (по-моему, интересное) интервью.
— Сразу хотелось бы прояснить ситуацию с группой ИЛЛЮЗИИ. Что она представляет собой сегодня? Это Ваш сольный проект? Или в нём участвуют (участвовали) другие люди? Ведь, насколько я знаю, ИЛЛЮЗИИ не раз выступали на сцене. Кто ещё помогал в создании альбома «Песни из гримёрки…»?
— Ох… 🙂 В 2012-2013 годах у ИЛЛЮЗИЙ был полноценный состав: ударник, басист, гитарист, клавишник, вокалистка и я — вокалист/гитарист/автор песен. Из-за ужасающей нехватки времени, денег и каких-либо внятных перспектив группа в таком виде, как и положено, быстро перестала существовать 🙂 Мы разошлись очень мирно, без каких-либо ссор, обид… Понятно, что у всех свои дела — учёба/работа/семья/какие-то свои увлечения… — а участие в таком проекте отнимает много сил и времени. Я не хотел никого удерживать, уговаривать, тяготить… И к началу 2014 года остался только я — наедине со своими песнями.
Я собирался зафиксировать материал, в том виде, в котором мог его исполнить один — просто под гитару с несколькими наложениями… Даже кое-что записал… Но пришло понимание, что опыт работы в группе не прошёл даром — оказалось, что я многому научился, многое понял… И мне стало интересно поэкспериментировать с аранжировками и звукозаписью. Я осознал, что могу сделать что-то «в полном звуке» самостоятельно. И с огромным удовольствием начал работать в этой области! 🙂 Поэтому распад состава, с одной стороны, стал для меня в какой-то степени катастрофой, но в нём был и огромный подарок, который нужно было суметь распаковать 🙂 Сейчас я до сих пор играю с этим подарком — скоро, наверное, наиграюсь — пойду дальше… позову кого-нибудь в группу 🙂 Но торопиться мне не очень хочется. Человеку иногда нужно побыть одному — и «творческое одиночество», в котором я сейчас нахожусь — что-то из этого разряда. Это было необходимо, но это не навсегда. «Песни из гримёрки…» — работа «на пике» этого одиночества. В создании записи участвовал не только я — те, кто непосредственно приняли участие, указаны в комментариях к альбому — но были, конечно, и родственники, друзья, знакомые, которые слушали, советовали, поддерживали… Их вклад тоже очень важен.
Выступление группы ИЛЛЮЗИИ 27 июня 2013 года, фотограф Леся Ларина.
— Расскажите немного о себе. И прежде всего, о том, как Вы пришли к музицированию и сочинению песен?
— Я родился 14 февраля 1991 года в городе Курске. Умные люди говорят, что человек наиболее близок к своему предназначению в 12-13 лет. Я точно помню, что как раз в том возрасте я решил стать рок-музыкантом — даже помню дату — 5 ноября 2003 года.
Вообще, в разные периоды жизни меня интересовали совершенно разные вещи. В детстве казалось, что интересно вообще всё! Когда я учился в классе 4-м, то, например, перед уроками обязательно заходил в школьную библиотеку, брал какие-то энциклопедии, учебники… Я учился во вторую смену, и поэтому несколько часов просто сидел, что-то читал, выписывал… Заигрывал со старшеклассницами 🙂 Дома одной из самых любимых книг был Советский Энциклопедический Словарь — я мог просто открыть его на случайном месте и читать — всегда находилось что-то интересное. В выходные я бежал к другу в соседний двор, где мы на полном серьёзе строили самолёт 🙂 Как-то так… А в 12 лет я сделал для себя два открытия: мне ОЧЕНЬ нравится выступать на сцене и мне ОЧЕНЬ нравится петь. Сначала в написании чего-то своего я не видел особого смысла — ведь столько замечательных произведений существует! — но потом попробовал — и очень понравилось! Так я и решил, что хочу быть рок-музыкантом. Никакого музыкального образования я, разумеется, получать не стал — это же не по-рокерски! — поэтому выучился на архитектора 🙂 Кстати, считаю, что именно в университете в ходе освоения учебной программы я каким-то образом понял, как надо писать песни 🙂
— Я знаю, что Вы слушаете много разной музыки — как отечественной, так и зарубежной. Поэтому спрошу более конкретно — кто из исполнителей особенно сильно повлиял на Ваше творчество?
— Хочется, конечно, блеснуть познаниями и назвать кого-нибудь, кто никому не известен, но это будет не совсем честно 🙂 Ведь, как правило, больше всего влияет то, с чем сталкиваешься раньше. А остальные — просто дополняют уже существующее. Поэтому если сократить список до трёх основных позиций, то из русскоязычной музыки это НАУТИЛУС, Майк Науменко и Егор Летов, а из западной — DOORS, BEATLES и NIRVANA. Но вообще, специально для таких случаев я когда-то изобрёл легендарный калифорнийский коллектив DREAM BLUFF. Его главное достоинство состоит в том, что он выдуман 🙂 Ведь кого из Великих ни назови — все могут быть обесценены — кроме несуществующих 🙂 И мало находится смельчаков, готовых признать, что они не слышали такую гениальную группу. Так что отдельной строчкой, конечно, нужно указать DREAM BLUFF! DREAM BLUFF — вне конкуренции! 🙂
— Кого Вы можете назвать для себя образцом в плане сочинения текстов среди классических поэтов или сонграйтеров?
— Не уверен, что «образец» — подходящее здесь слово. Всё-таки, у каждого свой путь, свои цели и свои приёмы… И если принимаешь кого-то за образец, то сразу теряешь себя. Есть авторы, чьи произведения нравятся, но это не значит, что ты на 100% идёшь их дорогой. Иногда бывает и так, что работа нравится, но этот путь — полная противоположность твоему. Поэтому сложно ответить на этот вопрос… Но вот о тех, чьи тексты нравятся, сказать могу без проблем 🙂 Из русских поэтов, наверное, нужно упомянуть, прежде всего, Блока. На его стихи я написал несколько песен… И, думаю, ещё не раз вернусь к его творчеству 🙂 Если говорить о рок-поэтах, то из русских это Кормильцев. Из западных… нет, не Моррисон, не Леннон и не Кобейн. Их тексты мне трудновато воспринимать в полном отрыве от музыки… Так что, наверное, пришло время вспомнить ещё одно имя, которое и без меня все знают — Боб Дилан 🙂 Не могу сказать, что я большой фанат всех его песен, но многие тексты меня действительно впечатляют!
— Начинающим авторам и музыкантам, наверняка, будет интересно узнать — каково это — записывать песни в одиночку и в домашних условиях. Какими инструментами, примочками и программами Вы пользуетесь? Какие этапы проходит композиция прежде, чем обрести законченный вид?
— Когда я записывал «Песни из гримёрки…», то принципиально использовал разные схемы записи. Не считая первую и последнюю композиции — шумовые — в альбоме нет двух песен, записанных одинаковым способом. Мне было интересно посмотреть, какой способ окажется самым интересным и продуктивным.
Соответственно, программы я использовал самые разные. Для того, чтобы сделать «живой набросок», я обычно пользовался очень простой и удобной программой «Audacity». Или просто диктофоном на телефоне 🙂 Для того, чтобы зафиксировать что-то «в нотах» — чаще всего использовал «Guitar Pro». Для непосредственно записи и сведения, как мне кажется, самый оптимальный вариант для новичка — «FL Studio». Я использовал ещё очень много чего, но уже, так сказать, «для удовольствия» 🙂
В принципе, запись такого уровня (и даже более высокого качества звука) можно получить, работая только в «FL Studio». Хотя подойдёт и любая аналогичная программа-секвенсор. Также для записи нужна звуковая карта. Я использовал две — одну от Line 6, другую — от M-Audio.
Ещё нужен микрофон — и на этом я бы не советовал экономить — это очень важная составляющая записи. Не так важно, какая именно модель и какой именно фирмы — главное, чтобы это было что-то качественное.
Я бы не советовал делать на 100% электронные или на 100% живые треки. Многие так поступают, но лично мне нравится, когда найдено удачное сочетание между тем и другим. Поэтому, обычно для записи требуются какие-то живые инструменты. Я использовал электрогитару с комбиком, акустическую гитару, синтезатор (если его можно назвать «живым инструментом»), электронные ударные (если их тоже можно назвать «живыми») и различные шейкеры-гремелки — у меня их целая коллекция 🙂 Но на самом деле, думаю, можно обойтись и гораздо более скромным инструментарием. На мой взгляд, необходимый минимум для рок-альбома — микрофон, электрогитара, звуковая карта и программа-секвенсор.
Если говорить о записи в каком-то наиболее общем варианте, то этапы моей работы над треком обычно следующие: я делаю много черновиков и наработок, потом кручу их так и сяк, пока они не начнут взаимодействовать. Когда они «оживают», я стараюсь отбросить всё лишнее и подчеркнуть главное. Когда общая картина становится ясна, что-то я вообще не трогаю, что-то дорабатываю (например, можно повозиться с эффектами для гитары), а что-то (обычно вокал) перезаписываю полностью. Вот и всё.
— Сколько в среднем уходит времени на запись и сведение одной песни?
— Сложно сказать, так как это, во-первых, зависит от задумки, от сложности композиции, во-вторых, от того насколько продуманы аранжировки к началу записи, в-третьих, насколько хорошо песня отрепетирована, в-четвёртых, от вдохновения, в-пятых, от удачи, и, в-шестых, от того, насколько автор требователен к результату 🙂 Можно возиться бесконечно долго, но так ничего и не записать, а можно сделать всё легко, быстро и на довольно высоком уровне. Бывает по-разному. На написание и запись песни «Никогда» — от буквального «ничего» по тексту и музыке — до готового трека ушло порядка 8 часов. Но это большая удача. Обычно получается намного дольше. Кроме того, иногда приходится делать перерывы. Допустим, какую-то песню можно записать за 20 часов работы, но между первым и последним часами может случайно оказаться несколько лет 🙂 У меня такое случается регулярно. Разумеется, можно поставить творчество «на конвейер», выдавая по треку или более в день — но оправдан ли такой подход, не берусь судить. В каких-то ситуациях, может быть, оправдан.
— Большая доля электроники в записи — это вынужденный приём? Или Вы предпочли бы «живые» инструменты?
— Я стараюсь исходить из тех обстоятельств, которые складываются. Если есть возможность и желание записаться с группой — я рад поработать с живыми людьми! 🙂 Если группы нет, но есть инструменты и возможность на них сыграть — ура! 🙂 Если есть только компьютер — я рад компьютеру! Нет компьютера — значит, в этот раз поработаем с акустической гитарой и диктофоном. И этого нет? Значит, пришло время поэзии! 🙂 Примерно так. В любом из перечисленных вариантов есть, что называется, свой кайф — главное увидеть его. Кто-то может сказать, что это неправильно. Дескать, подстраиваться под ситуацию нельзя. Но я ведь в любом случае занимаюсь творчеством и получаю от этого удовольствие! 🙂
— Есть ли акустические или концертные записи Ваших песен?
— Есть довольно много всяких бессистемных акустических записей — возможно, когда-нибудь я объединю их в рамках какого-то сборника… А может быть, нет. Посмотрим. Есть несколько живых записей — ещё с составом 2012 года — но они мне не нравятся. И по исполнению, и по качеству самой записи. Надо сказать, что тогда с попытками записать на видео наши музицирования вообще творилась какая-то мистика 🙂 Камеры ломались, аккумуляторы разряжались, зарядки забывались, память заканчивалась, компьютеры выдавали ошибки при открытии файлов… В общем, на данный момент есть всего несколько записей, но они очень слабо отражают то, что мы тогда делали. Возможно, как-нибудь я запишу серию видео с акустическими исполнениями «Песен из гримёрки…», а может, и с другими вещами… Но, в любом случае, пока это только планы 🙂
Выступление группы ИЛЛЮЗИИ 27 июня 2013 года, фотограф Леся Ларина.
— Было ли у Вас желание снять видео на собственные песни?
— Конечно! Есть и идеи для клипов! Но возможностей их реализации пока нет. Надеюсь, что когда-нибудь ситуация изменится… Пока единственное видео ИЛЛЮЗИЙ, которое мне нравится — это рисованный ролик на кавер песни КИНО «Стань птицей».
ИЛЛЮЗИИ — Стань птицей (кавер песни гр.КИНО)
Вокал: Ольга Стрелкова и Андрей Ларин
Аранжировки: Андрей Ларин, Кирилл Голосовский, Олег Озеров
Рисунки: Яна Филонова
Работа со звуком и видео: Андрей Ларин
— Не считаете ли Вы, что формат альбома, как единого целого со своей концепцией и структурой, устарел в эпоху Интернета?
— Думаю, что он перестал быть актуальным для многих слушателей и некоторых авторов, но это не значит, что потребность в альбомах пропала. Считаю, если это когда-нибудь и произойдёт, то это будет не очень скоро. Любой автор, как и любой действительно увлечённый ценитель творчества, всегда будет стараться упорядочить имеющийся материал. Альбом — самый простой, естественный и интересный способ сделать это.
— Как оценили альбом «Песни из гримёрки…» те, кто его услышал? С какой критикой Вы согласны?
— Ну, кто-то хвалил, кто-то — не очень 🙂 Один человек, например, упрекал в том, что «это, конечно, не то, что было в 80-х…» Ну, с этим я согласен 🙂 Другой жаловался, что «очень сильно чувствуется влияние 80-х…» Ну, и с этим трудно спорить 🙂 В целом, положительных отзывов намного больше — и это приятно. Было даже несколько неожиданностей. Например, я думал, от звучания песни «Иммунитет» все будут плеваться — из-за низкого качества и неоригинальности. Но всем почему-то трек понравился! 🙂 Думал, «Дверь в Лето» — занудная и по-детски наивная вещь, но и её хорошо приняли! Так что далеко не всегда можно предсказать реакцию аудитории.
— Каково будущее группы ИЛЛЮЗИИ? Планируете ли Вы выступления? Есть ли материал для следующего альбома?
— Материала очень много — песни пишутся намного быстрее, чем записываются… Планирую сделать новый альбом, пригласить музыкантов для совместного творчества, подготовить концертную программу… возможно, добавить ещё одно слово в название группы 🙂 А дальше — посмотрим! Постараюсь всё-таки отыскать дверь в Лето! 🙂
Фото сделана 5 января 2019 года, фотограф Владимир Прокопов.
Интервью брал Сергей Курий,
февраль 2019 г.