Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Зарубежные хиты»
Личность перуанской певицы Иму Сумак была постоянно окутана множеством слухов и легенд. Например, её называли последним потомком самого Атауальпы — последнего правителя империи инков. На это, как бы, намекало и настоящее имя певицы — Соила Аугуста Императрис (т.е. императрица — С.К.) Чаварри дель Кастильо.
Имечко, конечно, роскошное, но для музыкального бизнеса длинноватое. Поэтому «Императрица» позаимствовала сценический псевдоним у своей матери. «Има Сумак» и звучало покороче, и переводилось не менее эффектно – на языке индейцев кечуа оно означало «Как красиво!».
Действительно, природа наградила девушку не только броской внешностью, но и голосом потрясающей силы и неземной красоты. Поговаривали, что от пения певицы трескались стеклянные бокалы и лопались струны. Насчёт струн не знаю, но эпитет «неземной» здесь вполне уместен. Недаром в советском фантастическом фильме «Планета бурь» (1962) голос Имы Сумак успешно заменял… синтезатор.
Если даже у талантливых певцов вокальный диапазон обычно не превышает три октавы, то у нашей героини он достигал четырёх с половиной (а кто говорит, что и пяти). Проще говоря, голос Имы мог плавно взлетать из нижнего регистра до почти ультразвуковых высот. Певица без труда делала то, чего композитор Эрик Серра смог добиться только с помощью компьютерных ухищрений (речь идёт об арии инопланетянки Дивы Плавалагуны из к-ф «Пятый элемент»).
При этом Има Сумак совершенно не знала нотной грамоты, и, согласно её словам, училась петь, подражая голосам зверей и птиц. Правда одними зверями и птицами дело не обошлось. Большой вклад в обучение и продвижение талантливой девушки внёс профессиональный композитор Мойзес Виванко — будущий муж певицы и её личный сонграйтер.
Покорив всю Южную Америку, пара решила попытать счастья в Северной. В 1946 году Има и Мойзес перебрались в США, но заметили их там далеко не сразу. Лёд тронулся лишь в 1949-м, когда в один из ночных клубов нагрянул представитель «Capitol records». Вообще-то, он пришёл послушать другую исполнительницу, но ушёл, покорённый пением Имы.
В 1950 году был издан альбом «Voice of the Xtabay», с которого и началась мировая слава перуанской «императрицы». Она стала гастролировать по всему глобусу, а в 1961 году даже провела полгода в Советском Союзе. Говорят, тогдашний глава СССР — Никита Хрущёв — так любил пение Имы, что платил ей за выступления в конвертированной валюте — единственной из зарубежных певиц.
Надо сказать, что американский шоу-бизнес заметно повлиял, как на имидж певицы, так и на её песни. Вместо девчонки в крестьянском платье, исполняющей перуанский фольклор, на сцене предстала шикарная дама в экзотических нарядах и более модным репертуаром (хотя и о национальных песнях Сумак никогда не забывала). А так, как в 1950-х годах на Западе стал безумно популярен стиль мамбо, то была записана целая долгоиграющая пластинка, так и названная «Mambo» (1954).
Именно здесь впервые была записана знаменитая композиция «Gopher Mambo», которую сегодня не слышал только глухой. Как и большинство треков альбома, её сочинил Мойзес Виванко. Правда тогда она называлась просто «Gopher» (т.е. «Суслик»).
По сути, это был вокализ без единого внятного слова — одновременно забавный, экспрессивный и очаровывающий. Трудно поверить, что и глубокое низкое «Чип-чип-чипаува», и тонкий писк, действительно напоминающий встревоженного суслика, производятся одними и теми же голосовыми связками.
Сусликом дело не ограничилось. На том же альбоме можно встретить другую известную песню «Chicken Talk» («Разговор цыплёнка»).
Шло время. Пик славы певицы прошёл и её постепенно стали забывать. Новую жизнь в творчество Имы Сумак вдохнул кинематограф. В 1998 году её песня «Ataypura» вошла в саундтрек культового фильма братьев Коэнов «Большой Лебовски».
Но особенно полюбилось режиссёрам именно «Мамбо суслика». Его можно было услышать в к-ф «Мёртвые мужья» (1998), «Город счастья, штат Техас» (1999), «Обыкновенный преступник» (2000), «Признания опасного человека» (2002), «Убить Смучи» (2002) и сериале «Безумцы» (2007).
Что касается массового российского зрителя, то он заново открыл для себя Иму Сумак в 2012 году, когда на экраны вышел сериал «Кухня». Кроме «Gopher Mambo» там регулярно проигрывалась ещё одна композиция с того же альбома под названием «Taki Rari».
Впрочем, украинцам «Мамбо суслика» въелось в голову на три года раньше россиян, когда по всем национальным каналам непрерывно крутилась реклама водки «Горілочка».
Однако, ни рекламу, ни сериал «Кухня» Има Сумак видеть уже не могла — великая певица скончалась от рака 1 ноября 2008 года в возрасте 86 лет.
Автор: Сергей Курий
апрель 2020 г.