Автор статьи: Сергей Курий
Статья из рубрики «Культурная зоология»
Рождение единорога
«Единорог, по латыни unicornus, по-французски licorne, животное, которое
часто описывается, но никто его до сих пор еще в Европе не видел.
…поэтому мы можем верить только путешественникам в далекие страны…
Упомянутое животное наверняка живет на свете, иначе бы
никто не мог рога увидеть. Поэтому мы будем полагать, что
этот зверь в Индии, Аравии и Мавритании живет».
(«Зоология Геснера», 1551 г.)
Когда что-либо из реальной жизни попадает в «волшебный котелок» человеческой фантазии, последствия могут быть самые непредсказуемые. Так один из рядовых кельтских вождей по имени Артур, успешно рубивший враждебных англосаксов, в итоге превратился в мудрого владыку чуть ли не всей христианской цивилизации. Легенды развиваются своими прихотливыми путями, создавая чуть ли не альтернативную реальность.
Так произошло и с единорогом — наверное, одним из популярнейших (наряду с драконом) животных средневековых сказаний и бестиариев. И если дракон воплощал в себе все темное, демоническое и злобное, то единорог, напротив, стал символом чистоты, благородства и изящества. Впрочем, таким он стал далеко не сразу.
Конечно, образ этого мифического существа испытал во время своей эволюции множество разнообразных влияний, но так или иначе за ним всегда маячила темная тень вполне реального носорога.
«Прадедушками» единорога можно считать тех дивных тварей, о которых упоминали античные историки Ктесий и Плиний Старший. Грек Ктесий, живший в V в. до н. э., какое-то время служил придворным медиком у персидского царя Артаксеркса. И именно оттуда он принес в Европу байку об удивительном диком осле, живущем в дебрях Индостана. Осел этот отличался неуловимостью, полуметровым рогом на лбу и «веселенькой» расцветкой: туловище — белое, голова — темно-красная, глаза — синие, рог — белый у основания, черный посередине и малиновый у кончика. Сам Ктесий зверя, понятное дело, не видел, да и по утверждениям римских историков был «плохим натуралистом и хорошим лгуном». Тем не менее, отметим для себя и Индостан, и то, что, по словам Ктесия, рог обладал целительной силой.
У Плиния Старшего единорог выглядит гораздо нелицеприятнее и не в пример опаснее. Римский историк отмечает, что это «животное исключительно буйного нрава с телом коня, головой оленя, ногами слона, хвостом дикого кабана. Оно утробно мычит, и в середине лба у него — один черный рог в два локтя (около метра) длиной; говорят, что этого дикого зверя невозможно поймать живьем». В общем, носорог еще вполне узнаваем.
Упоминается слово «единорог» и в Библии:
«Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него…»
«Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих? Можешь ли веревкой привязать единорога к борозде и станет ли он боронить за тобой поле?»
«А мой рог Ты возносишь как рог единорога».
«Спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня».
Но тут есть маленькое «но»…Еврейское слово «re’em» дословно обозначает «дикий (лютый) зверь». А на роль рогатого буйного зверя, как считают ученые, здесь лучше подходит дикий бык тур, обладавший вздорным нравом, и впоследствии поголовно истребленный. Но первые переводчики Ветхого Завета в подобные тонкости не вдавались, и перевели «re’em» как «monoceros» (однорогий), введя таким образом единорога в библейскую историю.
Однако настоящая трансформация образа нашего героя произошла в Средние века. Чудовище становилось все симпатичнее и изящнее, пока не превратилось в белоснежного гордого красавца с телом и головой коня, пушистой гривой, козлиной бородкой, винтообразным рогом во лбу, львиным хвостом и мохнатыми ногами с раздвоенными копытами. Но даже здесь осталось многое от «предка»-носорога.
Во-первых, целебный рог, обладающий способностью возвращать мужскую силу и молодость, лечить эпилепсию, лихорадку и очищать воду и напитки от яда.
Вот как об этом пишет раннехристианская книга «Physiologus Graecus» («греческий физиолог»):
«…выполз змей и впрыснул в воду яд. Но звери, однако, знали, что в воде есть яд, поэтому не пили. Они ждали единорога. Придя, оный сразу вошел в озеро и выбил своим рогом крест на воде. Это изничтожило действие яда. Только после того, как сам единорог напился, пили и другие звери».
Разнообразные единороги на фрагменте картины И. Босха «Сад земных наслаждений».
Неудивительно, что монаршие особы обязательно стремились обладать этой универсальной панацеей. И обладали! Чудесный рог имел в своей коллекции даже Иван Грозный. А Карл Смелый трапезничал с помощью вырезанной из такого рога ложки. Единорожье достоинство в те времена было буквально на вес золота. Правда, судя по описаниям, эти «рога» до боли напоминают спиралевидные бивни китов-нарвалов или клыки моржей.
Нарвал.
Вторая черта, доставшаяся единорогу в наследство — его свирепость и нелюдимость. В «Physiologus» так и сказано:
«Единорог — быстроногий зверь, носящий один рог и питающий злую волю в отношении людей».
Поймать его традиционными методами было практически невозможно.
Б. Гребенщиков:
«Выстрел! Я проснулся в начале шестого.
Я наблюдал охоту на единорогов.
Но я оставался при этом спокойным —
Я много читал о повадках этих животных.
Никто не сможет поставить их в упряжь,
Никто не сможет смирить их пулей,
Их копыта не оставляют следа,
Они глядят вслед движущейся звезде…»
Но и у единорогов нашли слабое место…
Охота на единорога
«Как его ловят. Ставят перед ним девицу, и он прыгает на лоно
девицы, и девица любовно его обнимает и уносит в королевский дворец».
(«Physiologus Graecus»)
«Чтобы поймать единорога, нужно чистое сердце, а не золотая уздечка».
(П. Бигль «Последний единорог»)
Неприкрытая фаллическая и очистительная символика рога выявила в единороге большого любителя непорочных дев. К греховному и нечистому он не приблизится ни за какие коврижки. Зато уловив «аромат» девственницы, он полностью теряет волю и разум. Подойдя к своей «приманке», он кладет голову на ее лоно и впадает в оцепенение. Тут его, как говорится, можно взять тепленького.
Доменикино. Дева с единорогом.
Недаром в христианстве единорог стал символизировать чистоту и непорочность. А процесс приманки единорога и его последующей ловли был аллегорией непорочного зачатия Христа девой Марией. Гонорий Отенский в «Зерцале Таинств Церкви» писал:
«Это животное представляет Христа, рог же — его непобедимую силу. Он, возлегший на лоно Девы, был пойман охотниками, — то есть обретен в человеческом образе возлюбившими его».
Рафаэль. Дама с Единорогом.
В средневековых бестиариях часто писали:
«Господь наш Иисус Христос, единорог духовный, снизошел в утробу Девы».
Похожую аллегорию изображают и замечательные средневековые гобелены из Парижского музея Клюни (датируются 1495–1500 гг.). Здесь мы видим весь процесс охоты: деву, охотников, убивающих зверя, и его последующее воскрешение.
Сюжет ловли единорога на девственниц подвергался и скабрезным интерпретациям. Так, знаменитый пошляк Рабле изобразил единорогов с обвисшими и мягкими рогами, принимающими форму только при виде девушки.
Т.Х. Уайт «Король былого и грядущего»:
«В книге была картинка, на которой не весьма достоверного вида девственница, держа одной рукой бедного зверя за рог, другой подзывала каких-то копейщиков. Написанная на ее физиономии неискренность, уравновешивалась глупой уверенностью, с какой единорог взирал на девицу».Шутка:
«Сегодня нужен единорог, чтобы поймать девственницу, а не наоборот».
Возвращение в легенду
«Молитв, разбившихся о созерцанье:
К нему шел вырвавшийся из преданья
Белесый зверь с глазами, как у лани
Украденной, и полными тоски.
В непринужденном равновесье ног
Мерцала белизна слоновой кости
И белый блеск, скользя по шерсти тек,
А на зверином лбу, как на помосте,
Сиял, как башня в лунном свете, рог
И с каждым шагом выпрямлялся в росте.
Пасть с серовато-розовым пушком
Слегка подсвечивалась белизной
Зубов, обозначавшихся все резче,
И ноздри жадно впитывали зной.
Но взгляда не задерживали вещи:
Он образы метал кругом,
Замкнув весь цикл преданий голубой».
(Р. М. Рильке)
Особую популярность единорог приобретает в XV веке. Его образ часто используют в геральдике. Так, английская королева-девственница Елизавета I выбрала его в качестве красноречивой эмблемы. А сменивший ее в 1603 г. Яков VI, первый английский король из шотландской династии Стюартов, поместил единорога на королевский герб, вытеснив валлийского дракона. Отныне борьба между шотландскими и английскими династиями часто изображалась как символическая битва единорога и льва (символа Англии). Англия победила, и на гербе Великобритании мы можем сейчас видеть этих двух соперников в качестве держателей щита (вот только шотландский единорог изображен прикованным цепью).
Герб Великобритании.
Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»:
«— Они опять взялись за свое!
…— Кто взялся за свое?
— Как — кто? Единорог и Лев, конечно, — отвечал Король.
— Смертный бой за корону? — спросила Алиса.
— Ну, конечно, — сказал Король. — Смешнее всего то, что они бьются за мою корону! Побежим, посмотрим?
И они побежали. На бегу Алиса твердила про себя слова старой песенки:Вел за корону смертный бой со Львом Единорог.
Гонял Единорога Лев вдоль городских дорог,
Кто подавал им черный хлеб, а кто давал пирог,
А после их под барабан прогнали за порог».
Единорог и Лев в сказке «Алиса в Зазеркалье».
Российская геральдика также не чуждалась единорога. Мало того, на печати Ивана Грозного этот зверь соседствовал с двухглавым орлом. Орлу впоследствии повезло больше… Было изображение единорога и на гербе графа Шувалова. А так как Шувалов был генералом-фельдцейхмейхстером артиллерии, то на введенных им в 1757 году орудиях (некотором подобии гаубиц) был выбит сей гербовый зверь. Так «единороги» появились в русской армии.
Вера в единорога продержалась довольно долго. Правда, уже в XIII веке венецианский купец Марко Поло утверждал, что видел единорогов на Суматре, но они на самом деле не белые и пушистые, а черные, любят валяться в грязи и девственницу к себе вряд ли подпустят. Но разрушить «светлый образ» ему не удалось. И до конца XVII века в аптеках Европы можно было приобрести порошок из рога чудесного существа. Точку в споре о реальности единорога поставил в 1827 году известный натуралист Жорж Кювье. Он убедительно доказал общественности, что у парнокопытных лобные кости разделены, поэтому меньше двух рогов у них просто не может быть.
Единорог окончательно вернулся в легенду. Тем не менее его популярность в ХХ веке вновь начала расти, во многом благодаря литературному жанру — фэнтези — таким своеобразным сказкам для взрослых. В них единорог окончательно превратился в невыразимо прекрасное таинственное существо, неизменно выступающее на стороне светлых, добрых, созидательных сил. И вспоминать о носороге здесь, я думаю, уже излишне.
Т.Х. Уайт «Король былого и грядущего»:
«Единорог был бел, с серебряными копытцами и жемчужным рогом. Он изящно ступал по вереску, казалось, почти не приминая его, столь легка была поступь, и ветер волнами бежал по его долгой гриве… Самым чудесным в нем оказались глаза. По сторонам носа чуть синеватые складки взбегали к глазницам, погружая их в меланхоличную тень. Глаза, окруженные этой прекрасной и грустной тьмой, были столь печальны, нежны, одиноки и благородно трагичны, что при виде их всякое чувство, кроме любви, умирало».Р. Желязны «Хроники Амбера»:
«— …Какой красавец… Хвост длинный, шелковистый, копыта сияют…
— Да. Недаром отец всегда считал появление Единорога доброй приметой.
— Может, есть какой-нибудь обычай? Он же наш покровитель и все такое… вероятно, мы должны что-то сделать?
— Отец об этом ничего не говорил. Может, и есть, — промолвил я и похлопал по скале, на которой стояло животное. — Если ты предвещаешь изменение наших судеб, если ты благосклонен к нам, то спасибо тебе, Единорог. И даже если нет — спасибо тебе за свет, который ты внес нам в темные времена».Д. Ролинг «Гарри Поттер и философский камень»:
«— …убивать единорогов — чудовищное преступление, — сказал Фиренце. — На подобное злодейство способен пойти только тот, кому нечего терять, но кто хочет обрести все. Кровь единорога поможет остаться в живых, даже если ты окажешься на волосок от неминуемой гибели, но… очень дорогой ценой. Чтобы спасти себя, тебе придется погубить создание столь невинное и беззащитное, что с того момента, как его кровь коснется твоих губ, жизнь твоя будет жизнью лишь наполовину, это будет жизнь проклятого существа».У. Эко «Имя розы»:
«Разве единорог — клевета? Это очаровательное животное, исполненное высочайшей символики…»
«Так принято считать, Адсон. Однако существует мнение, что это — язычниками выдуманная сказка».
«Очень жалко, — сказал я. — Мне бы, признаться, хотелось повстречать единорога, пробираясь через густой лес. Иначе какое удовольствие пробираться через густой лес?»
«Нигде не сказано, что он вовсе не существует. Но, может быть, он не такой, как описывается в книгах. Один венецианский путешественник ходил в очень, очень далекие земли, почти что к самому источнику рая, который показан на всех картах, и встречал там единорогов. Он нашел их толстыми, свирепыми, уродливыми и черными…».
«Как бы то ни было, я очень огорчен, что единорогов в том виде, в каком здесь описано, на свете не существует, и никогда не существовало, и никогда не будет существовать…»
«Нам не дано определять границы божественного могущества, и если Богом будет суждено, значит, появятся и единороги. Но ты не расстраивайся. Они ведь описаны только в тех книгах, которые повествуют не о жизни существующей, а о жизни вероятной. …Остается надежда, что вероятное существует. И любовь к тому, кто благоговейно верил, что вероятное должно существовать. …Возможно, в один прекрасный день ты встретишь на жизненном пути единорога — самого черного и самого свирепого».
Автор: Сергей Курий
Впервые опубликовано в журнале «Время Z» №2/2006 (июнь)