Женская красота во времени и пространстве, часть 1: Идеал женской красоты в первобытном мире

back_01
Веласкес «Венера перед зеркалом».

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Красота и мода»

Вступление

Женская красота на протяжении всей человеческой истории была чуть ли не одним из самых сильных источников вдохновения для людей искусства. Однако, даже общепризнанные и растиражированные эталоны красоты при непредвзятом подходе вряд ли восхитят многих наших современников. Знаменитая Нефертити кому-то может показаться сутулой и нескладной, рубенсовские красавицы — чересчур полными, а кто-то сочтет непривлекательными высокий лоб и выбритые брови Джоконды.

Все попытки найти каноны красоты (начиная c древнегреческого «золотого сечения» и заканчивая современными расчетами) никогда не приводили, и вряд ли приведут, к какому-то общепризнанному, математически выверенному, идеалу.
Даже такие, казалось бы, «естественные» требования к красоте, как симметричность или здоровье, не всегда принимались в определенные эпохи. Древние инки ценили, например, женское косоглазие (для чего девочкам с детства вешали у виска на уровне глаз специальные шарики). А в Средние Века (да и позже) в среде дворянства считались «модными» бледность и изможденность.
Если даже не принимать во внимание человеческую субъективность, ясно, что эпоха и национальный менталитет всегда вносят в понятие идеала красоты свои собственные поправки. Женской красоты это касается в первую очередь, ведь ее восприятие во многом основывается на эротике. А ведь в этом плане нет ничего хуже однообразия, даже если оно совершенно.

Данная серия статей не претендует на подробнейшее освещение всех нюансов, которыми так богата история. Поэтому не стоит думать, что представления о женской красоте менялись последовательно, подобно временам года. Мы остановимся лишь на нескольких самых ярких и характерных моментах, особенно тех, которые нашли богатое воплощение в искусстве. Но даже их достаточно, чтобы показать всю относительность идеала.

Дикари и их «Венеры»

Самолюбие наших читательниц наверняка будет польщено, когда они узнают, что первыми произведениями искусства были именно женские фигурки. Археологи прозвали их «палеолитическим Венерами». Разумеется, с изрядной долей шутки, ибо выглядят эти «Венеры» по нашим меркам крайне непривлекательно. Лицо, руки и ноги, как правило, даже не намечались, зато первобытный художник богато наделил фигурки гипертрофированными женскими признаками — обвисшими грудями, резко выделенным, свисающим до колен животом и большими бедрами.

woman_krasota_1_05a        woman_krasota_1_05b
Палеотические «Венеры».

Однако, это не значит, что все женщины палеолита представляли собой подобные «туши». Да и вряд ли эти фигурки были канонами красоты. При изготовлении «Венер» художником двигали не столько эротические, сколько культовые мотивы: здесь проявлялось уважительное отношение к зрелой женщине, этакому «сосуду» для беременности. Учитывая, что жизнь людей эпохи палеолита была тяжела и опасна, такие «плодородные» женщины, дожившие до зрелости, были в большой цене (тем более, если учесть господствующий в то время матриархат). По описаниям путешественников, в некоторых африканских племенах до сих пор ценятся невесты (!) на девятом месяце беременности, как доказавшие свою «плодоносность».

Изучение разнообразных племен, ведущих и поныне первобытный образ жизни, наиболее ярко подтверждает то, насколько разнообразными и экстравагантными могут быть представления о женской красоте. Приведем лишь несколько примеров:

— Женщины из Мьянауна (Бирма) гордятся в первую очередь своими шеями. И гордиться есть чем — шеи красавиц порой достигают 50 см! Вытягивают их при помощи медных колец, одеваемых на шею с детства, число которых постоянно растет.

woman_krasota_1_02a    woman_krasota_1_02b

— Девушки из эфиопских племен сурма и музи аналогичным образом «раскатывают» себе губу: вживляют в нее глиняный диск, постепенно увеличивая его размер. Это ужасное, с точки зрения европейца, украшение носит и «экономическую» подоплеку: чем больше девушка «раскатает» губу, тем больше скота дадут ее семье, когда придет время выходить замуж. Некоторые исследователи считают, что «губатая» традиция зародилась как способ избежать увода женщин племени захватчиками.

woman_krasota_1_04

— Жительницы же острова Борнео считают верхом красоты оттянутые до плеч уши, чего добиваются, подвешивая к мочкам бронзовые гирьки. Со временем вес таких «сережек» может достигнуть 3 кг!

woman_krasota_1_03
Нечто похожее делают женщины африканского пемени масаи.

— Для племени карамоджонгов (на границе Судана и Уганды) украшением женщины считаются особые фигурные наросты на теле. Ради этих «прелестей» женщинам приходится вытерпеть мучительную процедуру: кожа лица и тела надрезается железными крючьями и затем в течение месяца посыпается пеплом, чтобы рана не заживала слишком быстро.

— Жительницы Соломоновых островов, вступая в брак, лишаются верхних резцов. Их торжественно выбивает дядя невесты по материнской линии с помощью камня и заостренной палки.

— Матери из племени индейцев типо (Бразилия) сдавливают лица своих дочерей деревянными палками. И это не наказание за плохое поведение — просто, не дай Бог, вырастет дочка с круглым лицом и будет посмешищем! Лицо должно быть вытянутое и очень узкое.

— А в племени туарегов из пустыни Сахара позором для женщин считалась… худоба! Красавица должна иметь множество складок на боках, большой живот и лоснящееся лицо. Достичь этого «идеала» ненамного легче, нежели сбросить лишний вес. Для «увеличения красоты» девочек с малолетства помещают в палатки, где они мало двигаются и в обилии поглощают верблюжье молоко.

Древний Египет и Крит >>>

Автор: Сергей Курий
Впервые опубликовано в журнале «Твоё Время» №2-3 (ноябрь), №4 (декабрь) 2003 г. 

См. также:

Косы, локоны и пряди… (история женских причёсок)

Обличья милые черты… (женское лицо и макияж)

Женская грудь: культурная эволюция

Целую Ваши ручки и прочие штучки! (красота женских рук в разные эпохи)

Вокруг талии и ниже

Женские ножки: история освобождения