ЗООПАРК — «(С)трах В Твоих Глазах» (М. Науменко)

Входит в альбомы «Сладкая N и другие» (1980) и «Белая Полоса» (1984)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***
Майк, реплика из альбома «Жизнь в Зоопарке», Москва 1983:

Слегка пародийная песня. В 77-78 я раскрыл по привычке журнал «Melody Maker» и начал читать TOP и увидел там сорокопятку группы Sweet под названием «Lies in your Rise». Мне ужасно понравилось название, и я решил написать что-то в пику им. Была написана песня «Страх в твоих глазах» Она не имеет ничего общего по музыке и по тексту с группой Sweet, поскольку я не слышал ее к тому времени, как написал эту песню.

.

***
А. Кушнир «100 Магнитоальбомов Советского Рока»:

Майк никогда не маскировал ссылки своего вдохновения, называя Марка Болана и Лу Рида в числе любимых исполнителей. Не случайно также записанная во время сессии в театре кукол композиция «Страх в твоих глазах» напоминала одну из мелодий T.REX с пластинки 77-го года «Dandy In The Underworld»…

.

***
Рецензия на альбом «Белая Полоса», «РОКСИ» №8, 1985:

«Страх» — аранжировка Евгения Губермана. По рассказам, он явился в студию и стал стучать поперек, чем сначала всех испугал, потом удивил, а затем врубил, что так и надо. Так и сделали.

.

***
Игорь Петровский, «Комментарии к комментариям…», Март, 1994.:

В Хабаровске после концерта к Майку подошел трепетный юноша и задал вопрос, видимо, давно не дававший ему покоя: «Майкл, — спросил он, — а что было с Вами дальше вот в той песне, где Вы познакомились в Сайгоне?» «Дальше чего, простите?» — недоуменно отреагировал еще не пришедший в себя после концерта автор.
— «Я разучился думать и, представь…»
— Ну, как там поется, так, значит, и было.
— Понимаете, у меня дальше все стерлось.
— Жаль. Но теперь Вы можете услышать эту вещь на пластинке, выпущенной фирмой «Мелодия» и занявшей первое место, эх да number one with the bullet по продажам 85 года,» — высказался Майк на смеси языка комсомольской прессы с жаргоном «Melody Maker» и ему подобных изданий.
— Да, — грустно отвечал молодой человек, — но у нас она не продается.
— Какая страшная страна, — привычно произнес кто-то из членов коллектива.
Вкупе с тем, что торговля алкоголем в Хабаровске продолжалась лишь два часа в день и отпускалась по каким-то уж зверским лимитам, это сообщение грустного юноши рисовало очень неприглядную картину жизни города X.. Группа погрузилась в мрачную задумчивость.
— Майкл, — снова было начал юноша.
— Да, извините. Значит… Эх, да с самого начала…
Во время акустического исполнения песни по лицу юноши было видно, как он сочувствует любовной драме Майка, уволенного к тому же с работы (из вневедомственной охраны, надо полагать). Когда Майк закончил, молодой человек тихо произнес: «Спасибо, извините…». — «Да не за что, — вежливо оборвал его Майк. И, что-то неладное заподозрив, поспешил добавить. — Кстати, этого всего со мной не происходило. Это не про меня, а про лирического героя. А «Сайгон» — это не город, а место такое в Питере, угол Невского и Владимирского».
— Да…Спасибо…А я думал…
— Да пожалуйста. Чего тут думать-то… А есть ли у вас какие-либо прогрессивные места, где нет напряга с бухлом, допустим, по коммерческим ценам?..

.

***
Александр Кушнир «Майк Науменко. Бегство из зоопарка» («Выргород», 2020):
https://www.mikenaumenko.com/

Из новых композиций он больше других гордился стебным номером «Трах в твоих глазах», который позже превратился в «(С)трах в твоих глазах». Похожая метаморфоза случилась и с песней «Если ты хочешь», где дерзкая строчка «ты можешь переспать со мной» остыла до «ты можешь спать рядом со мной», сохраняя двусмысленность без лишнего напряжения. Погруженные в контекст свидетели утверждают, что эта композиция была написана под влиянием первой взрослой драмы. Юная особа по кличке Бэби, в которую Майк был безответно влюблен, не согласилась нарушить платонический характер их отношений. В ответ на настойчивые ухаживания она окончательно перестала с ним видеться и в последующие годы тщательно дистанцировалась от любых упоминаний про «ленинградского Марка Болана».
Науменко переживал этот внутренний кризис тяжело – пока не набросал черновой вариант текста новой песни. Как всегда в таких случаях – вдруг, почти случайно.
«Как-то раз я по привычке открываю Melody Maker и вижу название The Lies In Your Eyes, такое вот, на английском языке, у группы The Sweet, – рассказывал Науменко на одном из концертов. – Я подумал: „Черт, хорошее название, надо написать что-нибудь подобное… Я никогда не слышал эту вещь в оригинале. Ну, что может быть в глазах? Естественно, страх… Так все и получилось“».
Родившуюся параллельно со «Страхом…» новую композицию Науменко впервые исполнил на квартире у Тани Апраксиной.

Trah_v_moih_glazahФрагмент из поэтической тетрадки Майка, 1977.

***
«Сайгон» — кафе в С-Петербурге на углу Невского и Владимирского проспектов, место тусовки фарцовщиков, маргиналов и творческой интеллигенции в 1970-е-начале 80-х гг.

Из интервью с А. Романовым («Дюшей»), участником группы АКВАРИУМ:

— Вы можете объяснить, что такое «Сайгон» в прежнем его понимании для людей, знающих об этом только понаслышке? Не наблюдавших его воочию?

— Я могу рассказать… Человек соображающий и интересующийся более, чем написано в газете «Правда», и что показывается по двум каналом телевидения, мог туда прийти, даже просто постоять в очереди, поболтать. Люди собирались ради того, чтобы пообщаться и поделиться той информацией, которая им близка, и получить информацию, которая им интересна. Собирались люди из Эрмитажа, Русского музея, Института востоковедения, научные сотрудники, младшие научные сотрудники, просто бездельники, но бездельники типа Бродского, с хорошей творческой потенцией. Люди общались. Было только одно место в городе, еще совсем недавно. Это сейчас можно встречаться где угодно.

.

Майк Науменко и Борис Гребенщиков
Альбом: БГ и Майк-Флэтовик в Москве

_______________________________________________________________________

Текст песни «Страх В Твоих Глазах»:

  E
Мы познакомились с тобой в «Сайгоне» год назад.
Твои глаза сказали «да», поймав мой жаркий взгляд.
A
Покончив с кофе, сели мы на твой велосипед
E
И, обгоняя «Жигули», поехали на флэт на красный свет.
                 H7                                     A7
Я был невинен как младенец, скромен как монах,
                                F#                 H7                                            E
Пока в ту ночь я не увидел страх-трах-трах в твоих глазах.

С тех пор мы виделись с тобою каждый Божий день.
Мы прятались от солнца в ночь, мы так любили тень.
И я не знаю, кто прислал тебя ко мне, рай или ад.
Я разучился думать и, представь, тому был крайне рад. О, да!
Я был готов презреть служебный долг, забыть о всех друзьях,
И я спешил к тебе, чтоб вновь увидеть
страх-трах-трах в твоих глазах.

  C#m                         A    C#m      A
Я был уволен с работы, я похудел,
   F#m              G  F#m         H7 A7
Я так мало спал, я так редко ел.

И так прошло все лето, и осень так прошла,
Ушел декабрь, и вместе с ним ты от меня ушла.
О, этот Дед Мороз не так уж прост, он обскакал меня,
И я не знаю, что мне делать, где искать тебя. О, где?
И снег стучит в мое окно, и полночь на часах.
О, дай мне шанс в последний раз увидеть страх-трах-трах в твоих…

___________________________________

<<< Вернуться на страницу группы ЗООПАРК

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ЗООПАРК»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы ЗООПАРК по алфавиту»


Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий