Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.
1. Буги-вуги Каждый День
(М. Науменко)
3. Сидя На Белой Полосе
(М. Науменко)
4. Песня Простого Человека
(М. Науменко)
5. Когда Я Знал Тебя Совсем Другой
(М. Науменко)
6. Отель Под Названием Брак
(М. Науменко)
8. Блюз Субботнего Вечера
(М. Науменко)
11. Вперед, Боддисатва!
(М. Науменко)
13. (С)трах В Твоих Глазах!
(М. Науменко)
14. Прощай, Детка!
(М. Науменко)
Михаил Науменко — вокал, гитара соло, бас
Александр Храбунов — лидер-гитара, бас
Михаил Васильев — бас-гитара
Евгений Губерман — ударные
Александр Титов («Аквариум») — бас
Алексей Мурашов («Секрет») — ударные, ф-но
Андрей Тропилло — блок-флейта
MC, 1984;
LP, Фирма Мелодия, 1988 (на пластинку не поместились две песни из оригинального альбома — «Бедность» и «Вперед, Боддисатва!» — С.К.);
CD, MC, Отделение Выход, 1994; ТАУ Продукт, 1994
Конверт виниловой пластинки «Белая полоса», изданной в 1988 году:
* * *
***
Альбом записан летом 1984-го года на студии у Андрея Тропилло.
Из классического состава группы, помимо Майка, в записи участвует лишь Алексей Храбунов. Барабанщик Андрей Данилов к тому времени окончил институт и уехал по распределению к себе на родину, в Петрозаводск, а басист Илья Куликов получил срок за анашу. Выручили Майка барабанщик «Секрета» Алексей Мурашов и музыканты «Аквариума» — Евгений Губерман, Александр Титов и Михаил Файнштейн.
На обложке альбома Майк сидит на разделительной линии на улице Миллионной у Эрмитажа.
***
Из интервью с Майком, «Мелодия» №3’1988:
— Михаил, ваш альбом «Белая полоса» записан еще в 1985 году звукорежиссером Андреем Тропиллой. Записан в студии районного Дома пионеров и школьников на ужасающей аппаратуре. И вот теперь отреставрирован, доведен «до кондиции», наконец-то будет услышан. Вы удовлетворены?
— Не могу сказать, что меня очень обрадовал Андрей Тропилло, когда сообщил эту новость. Если раньше «Мелодия», ТВ, радио рок-группы вниманием не жаловали, то теперь говорят, предлагают: давайте записи, вас будут показывать, транслировать, тиражировать! Вот берут и старый, некачественно записанный материал. Было бы куда полезнее помочь нам, дать возможность записаться с новыми песнями на профессиональной студии, а, может быть, и старые переписать.
…Мы с фирмой «Мелодия» знаем друг друга понаслышке. Я считаю, что все должно начинаться с записей. Пора соответствовать международным стандартам, которые не придуманы кем-то, а выработаны тысячами примеров. Новая программа должна быть сначала записана на пластинке, а в случае успеха — группа может начинать гастрольные турне, не гонясь за числом концертов. Больше того, нужно перестроить и систему оплаты. Исполнитель, чья пластинка расходится огромными тиражами, должен получать с этого приличный авторский гонорар. Мы все равно придем к этому, сама логика жизни приведет. Тогда у группы появятся свои собственные средства и уже, допустим, «Зоопарк» будет обращаться к студии фирмы «Мелодия» или к какой-то хозрасчетной студии с предложением — запишите наш материал, разумеется, не бесплатно. А так мы сидим и годами ждем звонка редактора. Многие из моих друзей так и не дождались…
***
Из интервью с Майком, «Сельская молодежь», октябрь 1989:
— Ваш альбом «Белая полоса» год назад фирма «Мелодия» перевела на винил. Не хотите следующий диск писать прямо на «Мелодии»?
— Нет. Хотя на «Мелодии» мы не записывались, мы записывались в Доме радио. Представляешь, приходит группа ЗООПАРК. Мы старые, грязные, рок-н-рольные. Нам дают девушку. Лет шестидесяти. Или пятидесяти. Может быть, ей даже 45 — мы не спрашивали. Короче, она, возможно, хорошо запишет симфонический оркестр, но, как записать барабаны, она не знает. Нам пришлось самим крутить ручки, которые она должна была крутить в студии, которую мы видели впервые. Она никогда раньше о нас не слышала. Ну разве это работа?! Просто никому ничего не нужно и неинтересно. Для начала нет материальной заинтересованности ни у кого ни в чем. Если бы человек знал, что он запишет альбом, который распродается миллионным тиражом и он получит за это миллион рублей, — ему было бы интересно работать. Он из себя бы вылез, а сделал бы как надо. А так все стремятся побыстрее свалить домой. Там муж со смены пришел, дочка некормленая. Совершенно очевидно заедает бытовуха.
***
Александр Кушнир «Майк Науменко. Бегство из зоопарка» («Выргород», 2020):
https://www.mikenaumenko.com/
Записывать новый альбом «Белая полоса» было решено в разгар летних каникул – в одной обойме с «Начальником Камчатки» группы «Кино» и «Днем Серебра» «Аквариума». Таким образом, музыканты трех рок-команд перемешались на записи нового опуса «Зоопарка». К примеру, в композициях «Гопники», «Хождения» и «Буги-вуги каждый день» отме- тился басист «Аквариума» и «Кино» Александр Титов.
«Все делалось очень быстро, – объяснял позднее Титов. – Майк предлагал материал, я работал с ним минут пятнадцать, и мы записывали. За один вечер мы сделали пять композиций. У Майка музыка такая – целый стандарт».
Выступая в то время на квартирниках, Науменко неоднократно заявлял, что пишет у Тропилло сразу два альбома. Но потом угомонился и сконцентрировался исключительно на 14 композициях, вошедших в «Белую полосу».
На нескольких треках сыграл барабанщик «Секрета» Алексей Мурашов, на нескольких – Женя Губерман, который впоследствии называл эту запись «своей худшей работой». Я множество раз встречался потом с Губерманом, но, увы, не догадался попросить комментарий по этому высказыванию на диктофон.
Студийный опыт с «Уездным городом N» раскрепостил музыкантов «Зоопарка», и они постепенно начали проявлять инициативу. К примеру, Саша Храбунов применил ряд технических новшеств – начиная от примочки собственного производства, дающей характерный «блюющий» звук и заканчивая остроумной фишкой с использованием двух «искаженных» гитар.
«Я наконец-то разобрался в тонкостях студийного саунда The Rolling Stones, в котором применялась техника сдвоенных гитарных риффов, – рассказывал мне позднее Храбунов. – В итоге на этой сессии мне удалось воспроизвести натуральный „роллинговский“ звук».
Похоже, во время «Белой полосы» сбылась мечта Майка о том, чтобы гитары в студии ревели, как идущий на посадку самолет. Что же касается его вокальных партий, то с их записью была связана одна курьезная деталь.
[…]
Андрей Тропилло:
«…„Белую полосу“, и „Уездный город N“ мы делали фактически вдвоем – наполовину это было мое, а наполовину – Миши Науменко. Поэтому Майк на этих альбомах собственноручно писал: „Аранжировано и продюсировано «Зоопарком» и А. Тропилло“. Любопытно, что в расширенном варианте „Белой полосы“, переизданном значительно позднее, Науменко на одном из дублей поет: „Я не люблю «Землян» / Я люблю только то, что пишет Андрей Тропилло“».
___________________________________
<<< Вернуться на страницу группы ЗООПАРК
<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ЗООПАРК»
<<< Вернуться на страницу «Песни группы ЗООПАРК по алфавиту»
Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий