Входит в альбомы «Дубль Вэ (W)» (1986-87, 1999),
«Музыка для фильма» (1991)
КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:
***
Игорь Петровский, «Комментарии к комментариям…», Март, 1994.:
Текст очень близкий к «Point Blacnk» (Брюс Спрингстин, альбом «The River»). (перевод этой песни — здесь)
.
***
Интервью с В. Грачом, менеджером группы «Зоопарк», 17.04.2005:
— А почему, как вы думаете, Майк практически перестал писать в это время новые песни?
— Я недавно перечитывал книгу о Майке — там есть разные версии. А ведь я же с ним прожил бок о бок все это время. Тема Троицкий говорит, что люди разные. Из Гребенщикова песни выскакивают как естественные надобности. Или Юрка Шевчук: вот прошло два года, пора написать альбом. Он собирается специально, едет в деревню и там сидит и творит. Майк, если у него не писались песни, не вымучивал их из себя. Я считаю, что последний сильный номер, который он написал, — это «Выстрелы». Это такой реквием по самому себе, это 1987 год.
.
***
Незнакомцы приносят к тебе вино — Им лестно с тобой пить… — см.:
Борис Гребенщиков:
http://www.intermedia.ru/news/278840
Постепенно записи «Зоопарка» начала становиться известной по всей России. География концертов начала расширяться, но концерты были не очень легальны, поэтому их было не так много. И все это время Майк был так же адекватен, как и все мы. К этому времени (1978-1986) относятся все его известные альбомы, перевод «Иллюзий» Ричарда Баха, рассказы и статьи для фэнзина «Рокси».
Когда же стало возможно концертировать, не нарушая закона, слава Майка немедленно зашкалила. И — на беду — заманчиво приземленный лад его песен располагал к простоте общения. Адрес его не был засекречен, и каждый слушатель «Зоопарка» знал – на улице Боровой в Ленинграде живет человек, который его понимает.
Вот тут и начались проблемы: чуть не каждое утро в дверь звонили похмельные незнакомцы, которые с порога заявляли: «Я приехал из (Владивостока, Сахалина, Тамбова, Братска, Миасса) поклониться в ноги любимому автору, не выгоните же вы меня на улицу» — а какое же общение без портвейна? и доставали бутылку.
И Майк, вскоре реально взвывший волком от такой напасти (как он мне не раз).
.
***
«Зоопарк» культуры и отдыха, «Rolling Stone» 15.08.2006:
http://www.rollingstone.ru/music/article/348.html
Алексей Рыбин:
К Майку все время приходили люди, которые приносили с собой бутылку водки или портвейна, считали своим долгом выпить с ним почему-то. Майк многим отказывал, жестко фильтровал людей, и тем не менее споило его именно фанатское окружение. Люди ломились в гримерку, в дом, тащили к ларькам. Примерно в конце 1987-го Майк резко стал выглядеть лет на сорок — на десять лет старше, чем ему было на самом деле. В последний год жизни он смотрелся ужасно — почти на шестьдесят уже. Дозы увеличивались, из-за опухших рук Майк с трудом играл на гитаре, но держался молодцом и лица не терял.
Наталья Науменко:
У нас все время тусовалась куча народа. Было так: звонок в дверь, какой-то человек стоит, смутно знакомый. Мы с Майком у ребенка спрашиваем: «Женя, это кто?» Он говорит: «Это Рим». Мы уже забыли, как его зовут, а ребенок помнит. Потом еще кто-то придет. Выгнать было невозможно, потому что человек ехал издалека, из другого города, надо принять. А на следующий день — другой человек, уже из другого города.
.
***
ЗООПАРК. «Выстрелы». Памяти Майка Науменко
https://vk.com/wall-185916268_2715
Этот материал написан близким другом Майка, художником группы «Зоопарк» Игорем Петровским.
…
Песню «Выстрелы» давно уже стали называть реквиемом самому себе, созданным за 5-6 лет до смерти. Первый из записанных и сохранившихся вариантов исполнения относится к январю 1986 года.
Тогда впереди у «ЗООПАРКА» ещё были многочисленные концерты от Калининграда до Камчатки, официальное признание записанного в 1984 году альбома «Белая Полоса» лучшим в СССР альбомом 1988 года, хорошие заработки и прочие признаки успеха. А потом — песня «Час Быка» и ещё около года жизни.
«Выстрелы» – не первая песня Майка о «несовместимости с жизнью». Можно вспомнить «Старые Раны» (1980) и «Блюз Субботнего Вечера» (1981). Мишень, которая в «Выстрелах» появляется как татуировка на спине, в сходном контексте возникла ещё в «Песне Простого Человека» (1984).
Но именно «Выстрелы» воспринимаются как самый искренний рассказ Майка о самом себе, а не об ещё одном лирическом герое или узнаваемом типаже. Так и есть, хотя этот текст Майка поначалу очень напоминает песню Брюса Спрингстина «Point Blank» («В упор») 1980 года.
Но это лишь поначалу. У Спрингстина монолог автора обращён к его прежней любви и оттуда в песню Майка попали воспоминания «о ней». Но в «Выстрелах» автор, очевидно, говорит о самом себе.
У Спрингстина совершенно отсутствуют упоминания о «казённых людях», нет ничего о знакомцах , приносящих вино и о подробностях их визитов.
Все, знакомые с биографией Майка, понимают, что на этот раз он говорит об обстоятельствах собственной (хотя и не только) жизни. И, кстати, после написания и исполнения «Выстрелов» количество знакомцев (и незнакомцев) и приносимого в дар вина сколько-нибудь заметно не уменьшилось.
…
Вот что писал о «Выстрелах» Джордж Гуницкий (журналист, поэт, писатель, один из основателей группы «Аквариум», прим.) в 1992 году, через год после смерти Майка.
«…похоже, Майк и его ребята стали разворачиваться в сторону более глубокой, более проникновенной выразительности, это особенно заметно в таких песнях, как «6 утра» и «Выстрелы».
Да, это песни далеко не новые. Но в новой трактовке они как бы обрели второе дыхание, особенно «Выстрелы», с блестящим, чуть приджазованным гитарным соло Саши Храбунова. Теперь, после того как Майка не стало, очень остро чувствуется, как пульсируют в этой песне безмерная усталость, одиночество и предчувствие смерти…»
…
Джордж имеет в виду студийную запись «Выстрелов», включённую в вышедший после смерти Майка диск «Музыка для фильма» (1991). Кроме того, в исполнении ЗООПАРКА известны записи этой песни на концертах памяти Александра Башлачёва (1988) и Георгия Ордановского (1990). На концерте 1990 года «Выстрелы» звучат в другой, гораздо более жёсткой аранжировке.
Выступая на концерте памяти СашБаша, Майк сказал, что «Выстрелы» посвящаются Башлачёву. Поэтому иногда думают, что Майк при написании этой песни имел в виду Александра, с которым был в отношениях не то. чтобы дружеских, но хороших приятельских. Я не Александр Кушнир, чтобы всегда знать, о чём и когда думал Майк, но тут можно говорить скорее о посвящении исполнения песни, а не о том, что СашБаш послужил её прототипом.
От многих других песен Майка «Выстрелы» отличаются тем, что каверы на неё либо не создавались, либо просто не получили достаточной известности. Известно исполнение ОРКЕСТРА им. МАЙКА НАУМЕНКО, в котором участвовал и гитарист ЗООПАРКА Шура Храбунов. Версия ОРКЕСТРА запоминается, в частности, неожиданной красивой и романтической кодой.
В апреле 2020 года артисты Большого Театра Кукол, где некогда работал Майк и где потом записывался альбом «Сладкая N и Другие», провели онлайн репетицию со своим исполнением песен Михаила Науменко. Среди прочего, запомнилась версия «Выстрелов», прочитанных артисткой просто как стихи от имени неверной возлюбленной автора и лирического героя.
Оркестр имени Майка Науменко. Выстрелы
13-я линия — Выстрелы
Байконур 18.04.15 День рождения Майка Науменко
_______________________________________________________________________
Текст песни «Выстрелы»:
Am
Каждый день ты просыпаешься с мыслью:
G
«А не последний ли это день?»
Dm
Ты чувствуешь себя, как будто у тебя
E
На спине татуировка — мишень.Ты задаешь себе старый вопрос:
«Ну и как будем дальше жить?»
И ты сам себе отвечаешь:
«Все это глупости, их нужно забыть.»Am C G
Каждый день это — меткий выстрел,
F
Это выстрел в спину, это выстрел в упор.
G
За все эти годы можно было привыкнуть,
E
Но ты не привык до сих пор.
Am C G
Каждый день это — меткий выстрел
E
И выверен прицел и створ.Незнакомцы приносят к тебе вино —
Им лестно с тобой пить.
И ты думаешь, что все они — хорошие люди,
Ведь иначе и не может быть.И они приходят, и они уходят,
И их прощания безмерно пылки.
Но в конечном итоге тебе остаются
Лишь грязная посуда и пустые бутылки.И потом они говорят о тебе:
«Он мой лучший друг, я с ним пил!»
А ты не помнишь имена этих «лучших друзей»,
Они ушли, и ты их забыл.Они стреляют в тебя, и стреляют метко,
Стреляют из-за угла, стреляют в упор.
За все эти годы можно было привыкнуть,
Но ты не привык до сих пор.
Каждый день — это меткий выстрел
И выверен прицела створ.Помнишь ли ты, как вы с ней
Танцевали в последний раз ?
Ты знал, что этот раз последний
И ты не мог оторвать от нее своих глаз.И группа играла громко,
И в зале был притушен свет.
Ты пытался объяснить ей что-то,
Но она лишь улыбалась в ответ.Вы ушли, когда вечер подходил к концу
И ты помнишь, как сейчас,
Ты сказал ей: «Отдай мне свою любовь»,
Она ответила тебе: «Бог подаст».И это был самый меткий выстрел,
Выстрел в лицо, выстрел в упор.
Это было давно, прошло столько лет,
Но боль не прошла до сих пор.
Каждый день — это меткий выстрел
И выверен прицела створ.Вчера вечером на улице ты встретил ее,
Еще не взошла луна,
И в темноте ты не видел ее лицо,
Но ты же знал, что это была она.Она танцевала на пустой мостовой,
И, оглянувшись и увидев, что вокруг нет людей,
Она остановилась и, обняв,
Поцеловала того, кто был рядом с ней.Она стреляла, не целясь, но метко.
Это был выстрел в сердце, выстрел в упор.
Тебе было больно и как-то неловко,
И ты чувсвовал себя, словно вор.
Каждый день — это меткий выстрел
И выверен прицела створ.Ты боишься выходить из дома,
Ты начал боятся людей.
Ты боишься знакомых и незнакомых,
Учреждений и очередей.В тебя стреляют — значит не просто так,
В тебя стреляют — значит ты заслужил.
Наверное, ты слишком опасен, мой друг,
Не слишком ли долго ты жил ?Они стреляют стоя, лежа, с колена,
Из-за угла, но всегда в упор.
Сколько раз ты уже умирал,
Так почему же ты жив до сих пор?
Каждый день — это меткий выстрел
И выверен прицела створ.Но каждый раз приходит ночь
И, когда ты ложишься спать,
Ты задаешь себе старый вопрос:
«Ну а будет ли завтра новый день опять?».
___________________________________
<<< Вернуться на страницу группы ЗООПАРК
<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ЗООПАРК»
<<< Вернуться на страницу «Песни группы ЗООПАРК по алфавиту»
Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий