Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Красота и мода»
У Одри Хепбёрн было два мужа, два сына, но только один любимый модельер. Она называла его «лучшим другом», а он её не иначе, как «сестрой».
Знакомство Хепбёрн с Юбером Живанши состоялось, когда она отправилась в Париж в поисках костюмов для фильма «Сабрина» (1954).
Сначала актриса зашла к заслуженному мэтру моды — Кристобалю Баленсиаге. Но тот был занят подготовкой очередной коллекции и направил Одри к своему бывшему ученику — Юберу Живанши, который, несмотря на молодость, уже имел собственный Дом моды.
Когда Живанши доложили, что с ним желает встретиться «мадемуазель Хепбёрн», он поначалу подумал о Кетрин Хепбёрн — кинозвезде 1930-40-х годов. Впрочем, однофамилица его не разочаровала. Кутюрье сразу был восхищён её тонкой девичьей красотой.
Хёпберн и Живанши.
Юбер Живанши:
«Моим первым впечатлением было ощущение, что она похожа на хрупкую зверушку – с такими огромными глазами и совсем без косметики. Она была очаровательна».
Восхищение было взаимным.
Одри Хепберн:
«Это единственная одежда, в которой я чувствую себя самой собой. Он гораздо больше, чем кутюрье, он — творец личности».
Актриса тут же решила, что именно платья Живанши идеально подойдут для «Сабрины». Работу модельера оценили и зрители. Наибольшие похвалы вызвали два платья: одно – белое с цветочным узором и открытыми плечами, второе – чёрное с высоким трапециевидным воротником, который тут же прозвали «декольте-Сабрина» (актриса хотела, чтобы платье прикрывало её ключицы).
Сближению актрисы и модельера в чём-то поспособствовал и скандал, разразившийся после выхода фильма. Началось с того, что в титрах «Сабрины» вообще «забыли» упомянуть Живанши. На его месте стояло имя Эдит Хэд, которая лишь контролировала процесс подготовки костюмов. Дальше — больше. Когда фильм получил «Оскар» за лучшие костюмы, статуэтку вручили всё той же Эдит Хэд, а та в своей речи не сказала об истинном авторе одежды ни слова.
Хепбёрн пришла в ярость и даже выдвинула ультиматум — отныне Живанши становится её постоянным модельером. И, действительно, он создавал костюмы для таких фильмов, как «Забавная мордашка», «Любовь после полудня», «Шарада», «Париж, когда там жара», «Как украсть миллион»…
Одри Хёпберн в плптье от Живанши на церемонии вручения «Оскара» за фильм «Римские каникулы» (1954).
Однако самой культовой работой Живанши для Хепбёрн стало платье из к-ф «Завтрак у Тиффани» (1961), которое называют «лучшим маленьким чёрным платьем всех времён». Получается, что он обошёл саму Коко Шанель, которая это «маленькое чёрное платье» (МЧП), собственно, и изобрела.
По легенде, модельерша создала МЧП в память о своём любовнике — Артуре Кейпеле, который в 1919 году погиб в автокатастрофе. Злые языки язвили, что Шанель не могла официально носить траур, поэтому заставила это сделать всех женщин Франции.
То, что до Коко де Шанель чёрный цвет не являлся модным шиком и использовался в основном в траурной одежде — правда. Что же касается Артура Кейпела — то между его смертью и появлением первой модели знаменитого платья прошло целых семь лет.
Коко Шанель.
Более достоверной выглядит история о том, что на эту идею Шанель натолкнула черная униформа французских продавщиц. Чрезмерную яркость, пышность, крикливость платьев Коко всегда недолюбливала. Она заявляла: «Чем дороже выглядит платье, тем беднее оно становится. Я всех облачу в чёрный, чтобы развить у них вкус».
Шанель видела в чёрном цвете не мрачность, а таинственность (а «вернуть женщине таинственность – значит, вернуть ей молодость»). Кроме цвета МЧП отличали простота формы и отсутствие декоративных элементов (разнообразить его предлагалось с помощью аксессуаров). Такое платье было уместно в любое время суток и доступно даже для женщин скромного достатка. «Даже дурной вкус не способен испортить это платье» – говорила Коко, а журнал «Vogue» в 1926 г. назвал его таким же универсальным, как автомобиль «Форд».
МЧП героини «Завтрака у Тиффани» также стало одним из переломных моментов в истории моды. Господствовавший до этого «New Look» с его пышными бальными платьями постепенно уступал место более простым и молодёжным формам.
Возможно, всё было бы по-другому, если бы на роль Холли Голайтли — провинциалки, пытающейся всеми силами пробиться в светское общество — согласилась Мэрилин Монро (как того настойчиво хотел автора романа «Завтрак у Тиффани» — Труман Капоте). Однако окружение актрисы посчитало, что роль «девушки по вызову» повредит её имиджу. Так вместо роскошной Монро на экране появилась трогательная, забавная и непосредственная девчушка в исполнении Хепбёрн. А там, где Хепбёрн, там и Живаши…
Одри Хепберн:
«Я должна быть стильной Холли Голайтли. Даже если это единственное, что я могу привнести в роль».
Знаменитое «МЧП всех времён» представляло собой длинное облегающее платье из атласа, слегка собранное на талии, и без рукавов. Одной из «фишек» платья были специфические вырезы сзади, оголяющие лопатки. Следуя заветам Шанель, Живанши большое внимание уделил аксессуарам, в число которых вошли:
— классические нити жемчуга на шее,
— хрустальная тиара на голове, украшающая причёску «а-ля пчелиный улей»,
— длинные чёрные перчатки,
— огромные солнцезащитные очки-вайфареры,
— длинный мундштук.
Именно этот образ Хепбёрн был растиражирован на постерах и рекламных фото. Хотя в самом платье героиня предстаёт лишь в самом начале фильма, когда ранним утром выходит на безлюдную 5-ю авеню, чтобы съесть свой завтрак у витрины ювелирного магазина «Tiffany» и помечтать о красивой жизни…
Хотя имя Живанши на этот раз упомянуть не забыли, в дизайн платья снова вмешались голливудские продюсеры и Эдит Хэд. Дело в том, что изначально платье было несколько короче и имело разрез вдоль левой ноги. Странно, но разрез показался слишком фривольным даже для девушки по вызову, и Эдит Хэд заставили полностью переделать низ платья.
В результате она убрала разрез, сильно удлинила подол и при этом затянула его снизу. Неудивительно, что Хепбёрн в этом платье не ходила, а, скорее, семенила мелкими шажками, подобно гейше. Кроме того, чтобы платье держало форму, его начинили конским волосом и развесили в нужных местах свинцовые грузики.
А вот художник постера к фильму — Роберт Макгиннис — разрез на платье оставил и ногу героини продемонстрировал, заявив, что так афиша выглядит привлекательнее.
Тем не менее, ни одна из трёх копий оригинального платья Живанши так в фильме и не засветилась. Зато они остались для истории (считается, что по просьбе Хепбёрн «фальшивые» платья от Эдит Хэд после съёмок были уничтожены).
В ноябре 2006 года на обложке журнала «Harper’s Bazaar» в оригинальном МЧП от Живанши появилась актриса Натали Портман. Как оказалось, снимок предварял аукцион, на котором одна из копий была продана за 923 тыс. долларов.
А в 2010 году компания «Lovefilm» присудила платью из «Завтрака у Тиффани» титул самого лучшего женского наряда в кино. Интересно, что 6-е место занял ещё один наряд Одри Хепбёрн — из к-ф «Моя прекрасная леди» (1964). Но на это раз его создавал не Живанши…
Дело в том, что фильм был киноадаптацией успешного бродвейского мюзикла 1956 года. А мюзикл, в свою очередь, был поставлен по знаменитой пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион» — той самой, где профессор-лингвист побился об заклад, что превратит вульгарную цветочницу Элизу Дулитл в истинную леди.
Разработкой декораций и костюмов для мюзикла занимался Сесил Битон. Поэтому режиссёр, недолго думая, решил привлечь Битона и к работе над фильмом — всё в том же амплуа дизайнера и декоратора.
Самым ярким нарядом в фильме стал тот, в котором «преображённая» Элиза впервые выходит в свет, а именно — посещает аристократические скачки в Эскоте.
В этой сцене Сесил Битон уделил особое внимание не одной Элизе, а всем посетительницам скачек. Он умудрился одеть аж 400 женщин, при этом так, что ни один из нарядов не повторялся.
Прежде, чем приступить к работе, Битон опросил очевидцев той эпохи — в частности, свою мать, а также мать актрисы Дайаны Купер — герцогиню Ратленд.
Ещё одним источником вдохновения для Битона стал т.н. «Чёрный Эскот» 1910 года — первые скачки, состоявшиеся после смерти короля Эдуарда VII. Тогда все наряды были решены в чёрной траурной гамме. Битон тоже решил использовать только монохромные цвета, но основной упор сделал на белый цвет.
Самым шикарным, безусловно, был наряд Элизы Дулитл. Бывшая цветочница предстала в платье из кремового шёлка, покрытом кружевами ручной работы и перевязанном полосатыми чёрно-белыми лентами (одна из которых была завязана в бант на «сердечной» стороне груди). Под стать этому белоснежному великолепию были лёгкие перчатки, кружевная муфта, зонтик и огромная шляпа с теми же лентами и двумя страусовыми перьями.
Стоит ли удивляться, что бывшая цветочница тут же покорила сердца окружающих джентльменов. Правда, она чуть было не «прокололась», когда вошла в раж и заговорила на привычном кокни-сленге: «А вот где её шляпа соломенная, новая, которая мне должна была достаться? Спёрли! Вот и я говорю, кто шляпу спёр, тот и тетку укокошил».
Фильм «Моя прекрасная леди» получит аж восемь «Оскаров», два из которых достанутся Сесилу Битону («лучшие костюмы» и «лучший художник»). А в 2011 году роскошное «Эскот-платье» продадут на аукционе за 3,7 млн. долларов.
Автор: Сергей Курий
март 2014 г.
Знаменитые кинонаряды, часть 1: Белоснежка и Дороти
Знаменитые кинонаряды, часть 2. «Унесённые ветром».
Платье из занавески Скарлетт О’Хара
Знаменитые кинонаряды, часть 3. От Джильды до Джессики Рэббит
Знаменитые кинонаряды, часть 4. История оголения от Мэрилин Монро и Шэрон Стоун
Знаменитые кинонаряды, часть 5. Сколько раз и почему переодевалась Грейс Келли в к-ф «Окно во двор»?
Знаменитые кинонаряды, часть 7. Две стороны Мирей Дарк
Знаменитые кинонаряды, часть 8. От проститутки до леди
Знаменитые кинонаряды, часть 9. Барбарелла – секс-символ в кольчуге и пластике
Знаменитые кинонаряды, часть 10. «Звездные войны». Что носят космические принцессы?
Знаменитые кинонаряды, часть 11. «Пятый элемент»
Знаменитые кинонаряды, часть 12. Как одевали Мистик и Персефону?