Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Культурная зоология»
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
(Н. Гумилёв)
Кто такой верблюдопард?
Однажды старый еврей долго стоял напротив вольера с жирафом, потом отвернулся, тряхнул головой и уверенно произнёс: «Нет! Так не бывает!». Это, конечно, анекдот — зато он прекрасно передаёт всю гамму чувств, которую испытывает человек, впервые увидевший это животное.
Первыми нас поражают пропорции, где вертикаль господствует над горизонталью. За счёт высоких ног и аномально длинной шеи жираф гордо носит звание самого высокого животного современности (благо конкуренты вроде 12-метровых брахиозавров давно вымерли). Шутка ли — он способен надменно взирать на окружающих с высоты 5-6 метров.
Анекдот:
Жираф — это лошадь, выполненная по всем требованиям заказчика.
Долговязостью «дивность» этого зверя не ограничивается. Глядя на жирафа, поневоле возникает ощущение, что он — результат каких-то экспериментов доктора Франкенштейна и сшит из частей тел разных существ. Голова смахивает на верблюжью, на голове забавные рожки с утолщениями на концах, как у улитки, на шее небольшая стоячая грива, сзади — хвост-метёлка… Ну, и, наконец, как писал Николай Гумилёв,
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.
Эта, «дробящая» тело, маскирующая окраска так же уникальна у каждой особи, как отпечатки пальцев у человека. Особенно красивы сетчатые жирафы, шкура которых украшена тёмными многоугольниками.
Сетчатые жирафы.
Учёные пытались даже выделять разные виды, руководствуясь формой пятен, но этот критерий оказался ненадёжным. Во-первых, разноокрашенные жирафы без проблем скрещивались, во-вторых, в одном и том же стаде вариативность окраски могла быть очень большой.
Например, на картине Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» (1500-1510) изображён белый жираф.
Фрагмент картины И. Босха «Сад земных наслаждений» (1500-1510).
Конечно, средневековый голландский художник вряд ли видел хоть какого-нибудь живого жирафа – скорее всего он его откуда-то срисовал, а белый цвет вполне мог быть полётом фантазии. Тем не менее, белые жирафы в природе встречаются. Правда, альбиносами назвать их нельзя, потому что глаза у них чёрные, да и пятна обычно проступают, а значит, красящий пигмент меланин в организме присутствует.
Белый жираф.
Рожки у жирафов тоже особенные, для них даже существует специальное название — ossicones. В отличие от рогов тех же быков или оленей, они образованы не из костной ткани, а из застывшего хряща. Сверху жирафьи рожки покрыты кожей и шерстью, и это покрытие сохраняется всю жизнь (у оленей, например, подобное с возрастом отшелушивается).
Кроме того с рогами у жирафов полное равноправие — ими украшены, как головы новорождённых самцов, так и новорождённых самок. Обычно рожек — пара, но иногда на лбу вырастает третий, а бывают случаи, когда количество рогов доходит аж до пяти!
В общем, дивны твои дела, Господи! — думали люди, глядя на жирафа, и сочиняли по поводу его внешности самые разные легенды. Например, в африканских сказках рассказывалось, что он просто переел волшебных трав — вот шея и вытянулась. А вот римляне считали, что жираф — помесь верблюда и леопарда. Поэтому и называли его на латыни «camelopard» (т.е. «верблюдопард»). Почему переводчик Григорий Кружков решил, что детский стишок Хилэра Беллока «The Camelopard», смешнее перевести, как «жирафопард», лично мне непонятно.
Жирафопард — зверюга гордый.
Своей заносчивою мордой
Он достаёт до облаков.
В сраженье он быстрей гепарда,
Сильней слона и леопарда.
Охота на жирафопарда —
Занятие для смельчаков…
По поводу же того, что означает, привычное нам, название «жираф» (или «жирафа»), единого мнения, судя по всему, нет. Исследователи сходятся лишь на том, что происхождение у этого слова — арабское. А вот далее его трактуют, кто во что горазд — и как «милый», и как «нарядный», и как «тот, кто быстро ходит».
Й. Вагнер «Африка: рай и ад для животных»:
«По-арабски жираф — «зарафа», и арабисты полагают, что это название происходит от слова, обозначающего толпу, группу.
Арабский ученый Сибаваих писал около 790 года: «Бог создал жирафа, у которого передние ноги длиннее задних. Он получил название «зарафа», потому что по своей форме представляет совокупность всех животных»».
Изображения жирафов в «Бестиарии» XVII века.
Путешествие из Африки в Европу
Так как жирафы распространены только в Африке (к югу от Сахары), то древние европейцы встречались с ними нечасто. Считается, что первого живого жирафа в Европу привезли в 46 г. до н.э. при Юлии Цезаре. После падения Римской империи заиметь длинношеий экспонат в свой зоопарк смогли лишь китайский император династии Мин в 1414 году и флорентийский правитель Лоренцо Медичи в 1486 году.
Жираф, присланный в Китай во время династии Мин.
Следующего жирафа Европе пришлось ждать более трёх веков, пока в 1826 году египетский паша Мухаммед Али не послал одного зверя в дар французскому королю Карлу X. Путешествие длилось более полугода.
Сначала жирафа везли на корабле вместе с тремя коровами, снабжавшими ценного пассажира молоком. Затем высадили в Марселе — тайно, под покровом ночи, чтобы не создавать преждевременного ажиотажа. В Марселе жираф перезимовал, и лишь весной его повели в Париж – разумеется, пешком.
В июне 1827 года он, наконец, вступил в столицу, чем вызвал невиданный ажиотаж.
Говорят, в моде даже возникло целое направление «a la girafe», вдохновлённое этим животным. Его изображения появились на текстиле, поясах, лентах, сумках, булавках, галстуках и браслетах, крайне популярным стал «жирафовый» оттенок жёлтого цвета.
Экспонаты времён «жирафовой» моды.
Жан Жак Феучер высмеивает французскую моду на жирафа.
А вот романтик Николай Гумилёв предпочёл в 1907 году лично отправиться в Африку. После чего и написал своё знаменитое стихотворение о том, как герой безуспешно пытается растормошить меланхоличную даму (видимо, будущую жену поэта — Анну Ахматову) рассказом об экзотическом звере.
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Со временем это изысканное манерное стихотворения даже стало вызывать насмешки. Говорят, что в редакции «Всемирной литературы» Гумилёва за глаза прозвали «изысканным жирафом».
Не смог обойти стороной столь странное животное и сюрреалист Сальвадор Дали. В 1937 году он рисует картину «Пылающий жираф», которую то трактует в «фрейдистском» ключе (мол, жираф — это «мужской космический апокалиптический монстр»), то объявляет очередным «предчувствием гражданской войны» в Испании.
С. Дали «Пылающий жираф» (1937).
Жираф, который хорошо спрятался
Не успела Европа привыкнуть к каноническому жирафу, как в конце XIX века в учёном сообществе поползли слухи о новом дивном звере, скрывающемся в дебрях Центральной Африки.
Началось всё с того, что пигмеи, впервые увидев лошадей путешественника Г. Стенли, удивления почему-то не выявили и заявили, что в их лесах такие тоже водятся. Слухи о лесных лошадях особенно заинтересовали британского губернатора Уганды — Гарри Джонстона. В итоге ему удалось получить два куска шкуры невиданного существа и узнать его местное название — «окапи». Несмотря на то, что куски были полосатые, учёные Королевского зоологического общества убедились, что это не шкура хорошо знакомой зебры, а какой-то новый вид.
Вид называли «лошадью Джонстона», пока в 1901 году в руки лондонским учёным не попалась целая шкура и два черепа этого животного. Тут-то выяснилось, что к лошадям оно отношения не имеет, зато родственно жирафам.
Хотя на глазок подобное родство не определишь, некое внешнее сходство между окапи и жирафом узреть можно. У окапи такие же рожки-антеннки, такой же длинный сизый язык, стройные ноги и вытянутая шея. До жирафьей ей конечно далеко — рост окапи всего 1,7 метров, но большего в непроходимых джунглях и не нужно. Особенно примечательна окраска окапи — в целом она тёмно-каштановая, а вот ноги и задняя часть полосатые (что и наводило первых исследователей на мысль о зебре).
Окапи.
Удивляться тут нечему. В древности в семействе жирафовых встречались виды ещё более непохожие на привычный нам образец. Например, грузный (до 3-х метров в холке) сиватерий, напоминающий длинноногого буйвола с головой лося (он жил около миллиона лет тому назад).
Сиватерий (реконструкция — Heinrich Harder).
Что касается окапи, то жизнь их в природе настолько скрытна и таинственна, что учёные до сих пор не знают численности их популяции. Единственная возможность изучить этих животных — зоопарки. Там окапи стали появляться с 1919 года, но только в 1956 году их научились успешно разводить. Сегодня в зоопарках мира насчитывают уже около 160 этих мини-жирафов.
Окапи.
«Подъёмные краны» африканской саванны
«Мальчишка в зоопарке спрашивает у сторожа:
— Почему у жирафа такая длинная шея?
— Видишь ли, — отвечает тот, — голова жирафа находится столь
далеко от его тела, что такая шея ему просто необходима».
(анекдот)
Жираф умеет не только поражать воображение обывателей, но и озадачивать серьёзных учёных. Большинство вопросов вызывает всё та же длинная шея.
Зачем она нужна? — это, конечно, не вопрос. Любой школьник объяснит, что, благодаря шее, жираф способен добраться до верхних «этажей» деревьев, куда другим копытным путь заказан.
Лишние 45 см добавляет тёмно-фиолетовый язык, которым животные не только обрывают листья и подтягивают ветви, но и успешно чистят ноздри.
Как-то в Киевском зоопарке, я заметил, что стволы деревьев в вольере с жирафами опутаны металлической сеткой. Высоту сетки рассчитали точно, а вот про язык забыли. Поэтому жираф тут же аккуратно «слизал» всю кору в том месте, где сетка заканчивалась…
Жирафы в Киевском зоопарке.
Благодаря своим шеям, жирафы даже попали в хрестоматийные учебники по эволюции. Дело в том, что автор одной из первых эволюционных теорий — Жан-Батист Ламарк — полагал, что органы животных изменяются в результате постоянных «тренировок», а потом эти приобретённые изменения передают своим потомкам. Примитивно говоря, жирафы тянулись вверх, тянулись — вот шеи у них и вытянулись.
Ламарк ошибался — приобретённые в течение жизни признаки не наследуются (у собак с купированными хвостами щенки всё равно родятся хвостатыми). На самом деле отбор происходит, благодаря генетическим преимуществам, которые из поколения в поколение закрепляются. То есть, среди предков жирафов стали выживать всё более и более длинношеие особи.
Забавно, что, несмотря на эволюцию, количество позвонков в шее жирафа не изменилось. Их всего семь — столько же сколько у человека, мыши и всех прочих млекопитающих (за исключением ленивца — у него почему-то шейных позвонков аж девять). Зато длина шейного позвонка у жирафа солидная — до 28 см.
Скелет жирафа.
Анекдот:
— Мамочка, я пойду немного погуляю, — сказала молодая жирафа. — И не бойся, никто из чужих меня не поцелует!В. Маяковский:
Жирафке лучше:
жирафу-мать
есть
жирафёнку
за что обнимать.
Дополнительным достоинством высокого роста стало почти полное отсутствие у жирафов естественных врагов (вооружённый человек — не в счёт). Редкий хищник осмелится напасть на взрослую особь — известен случай, когда одному отчаянному льву жираф с одного удара проломил копытом грудную клетку.
Кроме того, жирафы играют в саванне роль неких «дозорных башен», поэтому вблизи них обычно кучкуются другие травоядные животные — вроде зебр и антилоп.
В. Высоцкий:
…Тут поднялся галдеж и лай,
И только старый попугай
Громко крикнул из ветвей:
— Жираф большой, ему видней.
Во время «разборок» в жирафьем стаде шеи играют роль основного оружия. Повздорившие самцы выясняют, кто из них доминант, ударяя шеей о шею (заметьте, травмоопасный удар копытом во время дуэлей не применяется). При этом, в отличие от других копытных, побеждённого самца из стада не выгоняют.
Как жираф пьёт, спит, рожает и при этом не падает в обморок
Однако длинная шея даёт не только эволюционные преимущества, но и создаёт ряд «бытовых» проблем. При этом вовсе не тех, про которые любят рассказывать в анекдотах — мол, до жирафа всё медленно доходит и т.п.
Анекдоты:
Обезьяна приходит к директору зоопарка.
— Отселите меня от зайца и жирафа.
— А в чем дело?
— Заяц весь день анекдоты травит, а жираф всю ночь смеётсяЖираф хвастается перед бегемотом:
— Тебе с такой пастью, наверно, надо ведро водки, чтобы напиться. То ли дело у меня — шея тонкая, длинная. Выпьешь рюмку коньяку и балдеешь, пока она по горлу струится.
— А если затошнит?
Белка вышла замуж за жирафа. Через неделю разговаривает с другой белкой:
— Ну и как тебе замужем?
— Отлично, только забегалась: то целоваться, то отдаваться.
В реальности тоже бывали прямо таки трагикомические случаи — например, когда жирафы гибли, запутываясь шеей в ветвях деревьев. Но главная проблема связана с тем, что, несмотря на свою длину, шея до земли всё-таки не дотягивается. Чтобы попить, жирафу приходится либо неловко раскорячиться, либо опустится на колени. Вернуться в нормальное положение животное быстро не может, поэтому на водопое становится особенно уязвимым для хищников (в том числе для крокодилов, всегда готовых вцепиться в морду). По этой причине пьют и едят траву жирафы редко — когда уж совсем припечёт.
Та же проблема со сном. Укладываясь спать, животное образует сложную фигуру — изгибает шею дугой, а голову кладёт на выставленную заднюю ногу. Спит он недолго и чутко – лежащий жираф просто находка для львов.
По той же причине самка жирафа во время родов вообще не ложиться. Поэтому новорождённому жирафёнку приходится буквально падать на землю с двухметровой высоты. Чтобы не свернуть шею, дитя появляется из материнского чрева ногами вперёд.
Самую же большую загадку для учёных представляла физиология длинной шеи. Посудите сами. Большому 8-10-килограммовому сердцу жирафа приходится ежеминутно пропускать сквозь себя 60 литров крови и быстро гнать её в мозг на трёхметровую высоту. В результате создаётся самое высокое давление в мире млекопитающих – 200-300 мм рт. ст. (напомним, что у нас оно всего 110 мм рт.ст.)!
Получается, что наклонившийся жираф тут же должен получить кровоизлияние в мозг, а выпрямившийся — упасть в обморок от резкого перепада давления. По той же логике, в ногах жирафа должно скапливаться много крови, от чего бы они сильно отекали.
Судя по тому, что всех этих ужасов не происходит, организм жирафа имеет механизмы, регулирующие давление.
Й. Вагнер «Африка: рай и ад для животных»:
«Профессор Гётц провел такой опыт. Он ввел одному жирафу в шейную артерию зонд, содержавший небольшое количество радиоактивного кобальта, чтобы с помощью счетчика Гейгера контролировать его местонахождение. Зонд удалось расположить в самом основании мозга. Там и проводилось измерение кровяного давления. При подъеме шеи оно составляло 200 мм. Когда животное наклоняло голову к земле, против ожиданий давление не повышалось, а, наоборот, падало до 175 мм. Эту загадку объясняют клапаны, расположенные в основной шейной артерии. Они могут перекрыть поток крови так, что в артерии будет высокое избыточное давление, хотя в аортах, которые к ней ведут и которые тоже могут быть закрыты клапанами, как раз пониженное давление. Так действует мощная шейная артерия, которая должна только отводить кровь назад, к сердцу, она — временный резервуар крови и выравнивает давление в мозге».
Эритроциты у жирафа втрое мельче, чем у нас, поэтому их больше, а кровь соответственно «гуще». Что касается ног, то кожа там очень толстая и плотная, что не позволяет излишкам крови скапливаться.
Оседлать жирафа?
Из других особенностей жирафа в популярной литературе часто упоминают немоту и полную невосприимчивость к дрессировке. Мол, даже умирая, жираф никогда не издаёт звуков. Эти животные действительно молчаливы, но уж точно не немы — при случае могут стонать, кашлять, храпеть и ворчать.
А вот дрессируются жирафы и вправду плохо (попробуй-ка до него докричись:)). Тем не менее, люди до сих пор не оставляют попыток воплотить мечту из одной советской детской песни:
До чего же, до чего же
Всем нам хочется, братцы,
На жирафе, на жирафе
На живом покататься.
Такая езда экстремальна не только из-за строптивости животного, но и потому, что взобраться на покатую спину жирафа и усидеть на ней — уже подвиг. Например, по правилам жирафьих бегов, проведённых в Зимбабве, нужно было проехать верхом дистанцию в 20 км. Из всех участников удержаться на жирафе до финиша смог только один.
Кстати, скакун из жирафа — довольно неплохой. Он способен развивать скорость до 50 км/ч и даже взять барьер высотой 1,85 м! Правда, чтобы оторвать передние ноги от земли, жирафу приходится подбрасывать переднюю часть тела, поэтому во время бега кажется, что он «кивает».
Автор: Сергей Курий
март 2017 г.