ЕГОР и ОПИЗДЕНЕВШИЕ — «Евангелие (от Егора)» (муз. и сл. — Е. Летов)

Входит в альбом «Сто Лет Одиночества» (1993)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***

Е. Летов, авторские комментарии из буклета переиздания альбома «Сто Лет Одиночества», 15.04.2005:

Так же, как и «Свобода», с опозданием написана для «Прыг-Скока». Тогда же появились и первые акустические версии этих песен. Записана во время самых ранних сессий «Сто лет одиночества».

.

***
Интервью с Е. Летовым, 1990г., журнал «Периферийная нервная система» №2, г. Барнаул:

— В «Урлайте» ты говоришь, что рок — явление антигуманное, античеловечное. Как это сопоставить с христовыми заповедями?
-Я считаю, что Христос — это и есть нечто нечеловеческое. То, что он внес на Землю имеет очень малое отношение к человеческому. Это нечеловеческие истины, по сути. Это доказано историей. Человек, он не может… Т. е. Христос нес любовь… по сути, с точки зрения современного христианства, Христос был Сатаной, потому что был в первую очередь — антихрист, т. е. человек, который нес полную свободу выбора, т. е. то, что религия никогда не давала и сейчас не дает. А он внес именно свободу выбора: либо ты ждешь, либо нет. Каждый — свое «Я». Сам постулат — «Возлюби ближнего своего, как самого себя» говорит о том, что нужно сначала возлюбить себя. По настоящему возлюбить, т, е. не самого себя, не личность, а Бога в себе самом. Мне кажется, что он нес такие истины, которые просто несопоставимы с человеческим образом сознания. Вообще с «Я». Т. е. если человек — личность, он мыслит через какую-то призму своей личности, он не может ни в каком виде следовать за Христом. Именно в том виде, как он говорил. Поэтому Христа распяли, и он ушел. В этом смысле он действительно был не человек.

.

***
Е. Летов, 1994г.:

Это знание у меня появилось в 16 лет, когда я получил первое озарение. До этого моя жизнь представляла собой мучительный водоворот ложных представлений и идеалов. И вдруг я услышал слова: «Когда тебя бьют по одной щеке — подставь другую». В этот момент я пережил видение горизонта моей потенциальной духовной реализации — состояние Бога, состояние Христа. Именно в таком смысле я религиозный человек, и слова Христа я понимаю в том смысле, что, только действуя, как он, только будучи им, можно прийти к полноте духовной реализации. Можно достичь духовного горизонта.

.

***
Ответы Е. Летова на вопросы посетителей официального сайта ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ gr-oborona.ru, 05.04.2005:

— Правда ли, что Вы крестились (или крестили сами себя) в Иерусалиме? Если да, то зачем?
— Да, захотелось покреститься. Но тут вышла закавыка: это стоит 200 долларов. На этот факт я ужасно осерчал и сердит до сих пор. Денег не жалко, сам факт противен, это кощунство. Нельзя брать деньги за крещение, это убивает всю красоту сего момента! Тогда мы взяли и поехали на Территории, добрались до Иордана, и там я окунулся и считаю себя с тех пор «официальным» христианином, причем всех религий скопом, и потому и ношу именно вселенский крест. Хотя если бы я это и не совершал, все равно таковым бы и являлся.

.

***
Егор Летов. Интервью для Авторадио, Ижевск, 18 декабря 1999 года:

— Почему Вы в песне «Евангелие» хотите задушить Христа своими руками?

Егор Летов: Почему это я? То ли у Вас копия плохая… Там сказано «Задуши послушными руками…», а не «задушу». Понимаете разницу вообще?

— А как Вы видите свою песню?

Егор Летов: Любовь.

— К чему?

Егор Летов: К кому.

— К кому?

Егор Летов: А вот не скажу.

.

***
Из интервью с Н. Чумаковой — женой Е. Летова, журнал «Сеанс», 10.09.2011:
http://seance.ru/blog/letov-chumakova-interview

— А с православием, как, что он?

— С православием… с православием. Он был, конечно, не то чтобы антиклерикал, но регулярно в церковь не ходил. Чувствовал такие тонкие вещи: где хорошо, а где нет, намоленное — не намоленное, где пусто и вообще нечего делать. У него к Христу было очень личное отношение. Он его именно человеком воспринимал, считал, что Христос «работал» и дошёл до такого уровня, когда всё мог. Для Егора это было самое важное — если работать, биться головой о стену, то даже если кажется, что ничего не происходит, что-то произойдёт. Что ты и вправду можешь пробить любые стены сверхусилием. Я, знаешь, не стала бы углубляться в религиозные вопросы. Но, наверное, понятно и так.
Но он хотел покреститься, действительно. Когда мы приехали в Израиль (это такая известная история), то была идея-фикс — креститься именно там. Мы знали, что в некоторых случаях провести обряд может любой уже крещёный человек, поэтому специально поехали, и он покрестился в Иордане. Но постоянно ходить в церковь не стал. Я даже не очень себе представляю, как бы он пошёл на исповедь, потому что всё-таки с людьми ему было тяжело, и он искал личного спасения не в церкви. Его и хоронили не по православному обряду, но я знаю, что его отпели очень многие священники в других местах.
Он считал себя православным только по одной простой логике: я здесь родился, среди символов этой религии воспитан. Но он всегда весело относился к Неумоеву, например, который стал довольно ортодоксальным, к таким же другим своим товарищам. Много было всяких метаний: Лукич в некий момент был вообще католиком. Тоже вызвал большое веселье в компании. Как в стихе: «В Сибири наблюдался католический бум».

— …а почему на могиле крест?

— Мы носили такие кресты с тех пор, как в первый раз съездили в Иерусалим. На фотографиях концертов, на оформлениях альбомов он тоже с этим иерусалимским крестом. Он его воспринимал как Вселенский крест, объединяющий все христианские церкви. Как и себя он считал просто христианином.

.

***
Круглое небо… / Кто накажет круглое небо? / Задуши послушными руками / Своего непослушного Христа… —  ср.:

Ф. Достоевский «Бесы», ч.3, гл.6, II:

«-…Слушай, — остановился Кириллов, неподвижным исступлённым взглядом смотря перед собой. — Слушай большую идею: был на земле один день и в середине земли стояли три креста. Один на кресте до того веровал, что сказал другому: «Будешь сего дня со мною в раю». Кончился день, оба померли, пошли и не нашли ни рая, ни воскресения. Не оправдалось сказанное. Слушай: этот человек был высший на всей земле, составлял то, для чего ей жить. Вся планета со всем, что на ней, без этого человека — одно сумасшествие. Не было ни прежде, ни после Ему такого же, и никогда, даже до чуда. В том и чудо, что не было и не будет такого же никогда. А если так, если законы природы не пожалели и этого, даже чудо своё не пожалели, а заставили и Его жить среди лжи и умереть за ложь, то, стало быть, вся планета есть ложь и стоит на лжи и глупой насмешке. Стало быть, самые законы планеты ложь и диаволов водевиль. Для чего же жить, отвечай, если ты человек?»

_______________________________________________________________________

Текст песни «Евангелие»:

mirozdanie_08_hristosПроигрыш:Hm(2 раза вниз)
Hm,D,Em,F#.(2 раза).

Hm      D    Em
Зоркие окна.
F#              Hm      D       Em    F#
Кто согреет зоркие окна?..
C      Hm       F#             Hm
Пожалей беззвучными словами
C      Hm       F#        Hm
Своего оловянного Христа.

Проигрыш.

Жадные пальцы.
Кто накормит жадные пальцы?..
Обними голодными руками
Своего неспасенного Христа.

Проигрыш.

Беглые тени.
Кто поймает беглые тени?..
Спеленай надежными цепями
Своего безнадежного Христа.

Проигрыш.

Скользкие вены.
Скользкие тревожные вены…
Поцелуй холодными губами
Своего зазеркального Христа.

Проигрыш.(8 раз).

Круглое небо.
Кто накажет круглое небо?..
Задуши послушными руками
Своего непослушного Христа.

1990

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА«

<<< Вернуться на страницу «Песни группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий