Хиты Евгения Крылатова, часть 1: история песен «Колыбельная медведицы» (1969) и «Кабы не было зимы…» (1984)

krilatov_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Наши хиты»

Если меня спросят, что сформировало мой музыкальный вкус, то в числе прочего я обязательно назову песни из советских мультфильмов и кинофильмов. Правда, в бытность ребёнком меня мало интересовали имена их создателей. Зато сегодня я могу с уверенностью сказать, что среди  композиторов, писавших детские кинохиты в 1970-80-е годы, лидирующее место (наряду с Шаинским, Рыбниковым и Гладковым) занимает Евгений Крылатов.

Евгений Павлович всегда утверждал, что по натуре он — не воин, а человек ведомый — т.е. следующий за замыслом режиссёра и поэта. Несмотря на это, его работа с соавторами далеко не всегда протекала гладко. Некоторые песни шли в народ, только благодаря сжатым срокам кинопроизводства. Зато народная любовь почти всегда оказывалась на стороне таланта композитора.

krilatov_06

Несмотря на свою мегапопулярность в советские времена, Крылатов утверждал, что его композиторская самооценка возросла не так уж давно. И произошло это после того, как он обнаружил в Интернете, что его песни не забыты, что даже молодёжь продолжает их помнить и перепевать.

Из интервью с Е. Крылатовым:
«- Что самое сложное в профессии композитора?
— Сочинить мелодию. Всем технологическим вещам можно научиться. Но мелодия — это тайна. Слушаешь Вольфганга Амадея Моцарта и думаешь: «Это же Космос!» Каждый раз, начиная работу, я переживаю и думаю, что все уже написано до меня».


«Колыбельная медведицы» (из м-ф «Умка», 1969)

Как это часто случалось в СССР, всенародно любимый композитор вышел из самой толщи народа. Он родился 23 февраля 1934 года в Пермской области в простой рабочей семье, поэтому музыку мог слышать только из репродуктора. Тем не менее, его мать вспоминала, как, будучи ещё совсем малышом, Женя восторженно размахивал ручонками под звуки льющейся классики. В итоге мальчик окончил местную музыкальную школу, затем — училище, а в 1953 году поступил в Московскую консерваторию.

После её окончания он 10 лет работал при драмтеатре, где писал в основном инструментальную музыку. Евгений Павлович рано осознал, что он, прежде всего, «прикладной» композитор, что ему легче озвучивать какую-то идею или сюжет, нежели писать что-то отвлечённое.

Е. Крылатов:
«…отдельно от кино я писать не люблю. Когда работаешь над фильмом, песни всегда получаются образные, а иначе будет просто песенка, не больше.
…Ни разу музыка у меня не родилась просто так, из ничего. Я пишу песни только на готовые стихи. Некоторые композиторы могут сочинить «болванку», «рыбу», а поэт это оттекстовывает. Я так не могу. А на стихи пишу очень быстро. На хорошие — хорошо, на посредственные — посредственно».

Наверное, именно поэтому его всегда тянуло в области искусства, связанные с видеорядом. Поначалу попытки предложить свои услуги в кино и на ТВ были безрезультатными. Особенно удивлялись, когда Крылатова представляли «молодым композитором» — «Ему же уже под сорок. Какой же он молодой?».

Решающую роль в судьбе Евгения сыграл его хороший знакомый — композитор Александр Зацепин. К тому времени Зацепин был уже широко известен в мире кино (вспомнить хотя бы песни из фильмов Гайдая о Шурике). Именно он привёл Крылатова на студию «Союзмультфильм», где работал над музыкой к м-ф «Умка», и заявил, что тот будет его соавтором. Нельзя сказать, что режиссёры Владимир Попов и Владимир Пекарь сильно обрадовались — мультик длится всего 10 минут, что там делать двум композиторам? Однако отказать именитому Зацепину не смогли.

krilatov_04

Далее Александр Сергеевич делает благородный «ход конём» — и просто исчезает со студии, отдав создание музыки к мультфильму полностью в руки своего протеже. В результате на свет появляется знаменитая «Колыбельная Медведицы» на слова Ю. Яковлева («Ложкой снег, мешая, Ночь идет большая…»), замечательно исполненная Аидой Ведищевой.

krilatov_12

Поначалу Крылатов не придаёт песне большого значения («Когда написал её, думал, что это пустячок»). Но после выхода на экраны мультфильма про забавного полярного медвежонка «Колыбельная» становится мегахитом — и что особенно интересно, не столько для детей, сколько для взрослых.
Сегодня Крылатов также признаёт эту песню «любимицей» из всего им написанного. Ну, а для меня её звучание навсегда осталось неким символом духа советской музыки 1960-х.


«Кабы не было зимы…» (из м-ф «Зима в Простоквашино», 1984)

Благодаря «Колыбельной» Крылатов заработал свой первый музыкальный авторитет. И хотя впоследствии он будет больше знаменит, как кинокомпозитор, в анимации у него будет ещё несколько ярких работ — «Что это такое наше лето» (из м-ф «Дед Мороз и лето», 1969), «Я весёлый Огуречик» (из м-ф «Приключения Огуречика», 1971) и, конечно же, «Кабы не было зимы» (из м-ф «Зима в Простоквашино», 1984).

krilatov_03

Е. Крылатов:
«Если музыка пишется для мультипликационного кино, это накладывает на неё определенные свойства: музыка должна быть «более сказочная», то есть, более условная. И непременно так. В большом кино у музыки драматургическая роль. А в мультипликации музыка как бы чуть-чуть «игрушечная». Здесь даже в её исполнении состав оркестров, как правило, иной — меньше. Но, тем не менее, принцип сочинения тот же самый. Всё расписывается по кадрам до съемок – буквально по секундам».

krilatov_05

Кстати, трилогию про Простоквашино снимал один из режиссёров «Умки» — Владимир Попов. Первоначальный текст «Кабы не было зимы», написанный Юрием Энтиным, содержал на 2 куплета больше, но во имя большей динамики их пришлось сократить.

Забавно, что версия песни, изданная на пластинке, довольно разительно отличалась от той, что звучала в мультфильме — её темп стал медленнее, а в звучании отчётливо стали слышны звуки… цыганочки!
Далеко не все знают, что и песню в мультике озвучивала певица Валентина Толкунова. С тех пор она не раз исполняла «Кабы не было зимы» на юбилейных концертах Крылатова, а с его семьёй дружила вплоть до самой смерти в 2010 году.

Хиты Евгения Крылатова, часть 2: история песни «Лесной Олень» (1971) и «Песенки о шпаге» (1971)

Хиты Евгения Крылатова, часть 3: история песни «Крылатые качели» (1979)

Хиты Евгения Крылатова, часть 4: история песен «Три белых коня» и «Песня о Снежинке» (1982)

Хиты Евгения Крылатова, часть 5: история песен Прекрасное далёко» (1984) и «Не покидай» (1989)