Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»
Одной из самых болезненных проблем музыкального бизнеса всегда была проблема плагиата.
Очень уж трудно порой определить степень вины уличённого композитора. Попробуй-ка, выясни, что это — наглое присвоение? случайное совпадение? неосознанное заимствование? сознательное цитирование? талантливое переосмысление? или вообще шутка?
Во времена своей прыщавой юности я был твёрдо убеждён, что заимствование чужих мелодий — это «родимое пятно» советской эстрады. Однако, стоило мне углубиться в историю зарубежной поп-музыки, как оказалось, что на Западе «воруют» ничуть не меньше.
Тут надо отметить, что судебный процесс затевают, как правило, в том случае, если обидчики богаты и знамениты (тогда можно и деньжат срубить, и лишний раз пропиариться). Ещё чаще проблема решается полюбовно и тихо — безо всяких судебных разбирательств (виновные просто откупаются — к удовлетворению обеих сторон).
Но бывает и по-другому…
Наверное, самым громким и продолжительным судебным процессом подобного рода был процесс, посвящённый песне Джорджа Харрисона «My Sweet Lord». А ведь как хорошо всё начиналось…
Молчаливый Джордж всегда был в БИТЛЗ «тёмной лошадкой». И хотя такие песни, как «While My Guitar Gently Weeps» и «Something», уже свидетельствовали о недюжинном потенциале гитариста, по-настоящему он развернулся уже после распада четвёрки. Более того — среди экс-битлов именно Харрисону (а не Леннону или Маккартни) удалось первым подняться на вершину американского хит-парада.
Историю «везучей» и одновременно «роковой» песни следует начать издалека.
Как известно, в 1966 году Харрисон не на шутку увлёкся кришнаитской религией, заодно подсадив на неё огромную часть своих фанатов. Тогда же он приобрёл и пластинку с мантрами — эдакими песнопениями-заклинаниями — вроде знаменитой «Харе Кришна Харе Рама». Сначала Харрисон распевал их сам, а потом подумал, что неплохо бы (для пропаганды кришнаизма) вставить их в поп-песню.
Интересно, что будущий хит — «My Sweet Lord» («Мой милый Господь») — Джордж изначально написал не для себя, а для друга — певца Билли Престона.
Случилось это в декабре 1969 года в Копенгагене, куда Хариссон, Престон и Эрик Клэптон приехали на выступление дуэта DELANEY & BONNIE – в качестве «почётных гостей».
Свою песню Харрисон задумал, как некий «эклектический» религиозный гимн, в котором христианская хвала Господу — «Аллилуйя» — плавно перетекала в мантрические «Харе Кришна…» и «Гуру Брахма…».
Джордж Харрисон:
«»Аллилуйя» — это радостное восклицание у христиан, в отличие от него мантра «Харе Кришна» имеет ещё и скрытый смысл. Она — нечто большее, чем просто прославление Бога; это обращение к Богу с просьбой стать Его слугой. Мантра построена особым образом, а её звук обладает мистической духовной силой и этим она намного ближе к Богу, чем те слова, какими христиане сейчас описывают Его. …Я задумал взять их хитростью, поэтому «My Sweet Lord» звучит как обычная популярная песня. А идея была такая: слово «Аллилуйя» не вызывает у людей раздражения… этим мы и поймали их на удочку: к тому времени, когда должна зазвучать мантра «Харе Кришна», они уже притоптывают ногой и поют: «Аллилуйя», — это как бы усыпляет их бдительность. Внезапно начинает звучать Харе Кришна, а они всё будут продолжать подпевать, пока не поймут, что произошло, и не подумают: «Э, да я, кажется, не особенно любил это Харе Кришна»! … Это была просто маленькая хитрость. И это не было оскорблением».
Тем не менее, многие христиане оказались недовольны. Одни просто объявили песню сатанинской. Другие стали распевать её в усечённом виде — без кришнаитских мантр. Слышал я и растафарианскую версию, где вместо «Алилуйи» и «Харе Кришны» вовсе поётся «Растафа-а-ра».
В 1970 году «My Sweet Lord» вышла на сингле в исполнении Билли Престона, но успеха не имела. Вот тогда-то за неё взялся сам автор, позвав на подмогу Эрика Клэптона, Ринго Старра и группу BADFINGER. Авторская версия вошла в сольник Харрисона «All Things Must Pass», а в ноябре 1970-го вышла сингле в США, где быстро поднялась на вершину топа.
Вот тут-то и разразился скандал.
Оказалось, что мелодия Харрисона откровенно похожа на песню «He’s So Fine» американского женского квартета THE CHIFFONS. Более того — эта песня тоже была хитом №1 — в далёком 1963 году.
Так как автор «He’s So Fine» — Рональд Мэк — к тому времени уже умер, его авторские права перешли к компании «Bright Tunes». Она-то и решила поживиться за счёт успешного, но неосторожного, «экс-битла». Уже в марте 71-го доходы от «My Sweet Lord» были «заморожены».
Судебный процесс был громким и длился аж до 1976 года.
Квартет THE CHIFFONS в это время тоже не дремал. Пока суд да дело, девушки успели в 1975 году перепеть песню. Причём не свой оригинальную «He’s So Fine», а именно «My Sweet Lord» Харрисона. Тем самым доказав, что плагиат плагиатом, а песня у Харрисона поинтереснее и поизвестнее будет.
Но вернёмся к суду…
В связи со спецификой тяжбы на роль судьбы был избрран Ричард Оуэн — бывший музыкант и дирижёр. А Харрисону приходилось играть свой хит прямо на судебном заседании, куда тут же сбегались зеваки из других судебных залов — посмотреть бесплатное представление. Джордж до конца отрицал факт умышленного «воровства» и даже говорил, что, если уж искать источник вдохновения, то это, скорее, старый христианский гимн «Oh Happy Day» в исполнении группы EDWIN HAWKINS SINGER. Не помогло… Харрисона признали виновным в «неумышленном плагиате» и обязали выплатить компенсацию в размере 1,6 млн. долларов.
Замученный судом, певец в итоге написал обо всей этой тяжбе саркастичную композицию «This song» («Эта песня»), на которую снял не менее саркастичный клип.
Перевод — Саша Исаев:
В этой мелодии нет ничего яркого,
Эта мелодия ни плоха, ни хороша и она стала той,
О которой мой эксперт говорит мне, что всё в порядкеЭта песня пришла ко мне
Совершенно непонятно
Этой песней можешь быть ты…Этот риф не претендует на золотые медали,
Этот риф ни унылый, ни качающий,
Ни отличный, ни редкостный,
Может добавить лишнего к ношеНо эта песня может быть хорошей
причиной увидеть, что
Без тебя нет никакого смысла… этой песни.
Если вы думаете, что на этом инцидент был исчерпан, то глубоко ошибаетесь. Невероятно, но вскоре с «My Sweet Lord» решили срубить деньжат ещё раз!
Подлянку музыканту подкинул не кто-нибудь, а… его бывший менеджер Аллам Клейн. Сначала он просто купил компанию «Bright Tunes» вместе с правами на «He’s So Fine», а потом снова подал на Харрисона в суд! Однако на этот раз судьи посчитали поступок менеджера наглым и беззаконным. Они не только отказали Клейну, но и позволили Харрисону самому выкупить «Bright Tunes» и «He’s So Fine» заодно. Таким образом, в 1991 году Джордж наконец-то получил законные права и на свою, и на чужую песню.
А вот с композитором Григорием Гладковым никто судиться не стал. Хотя в песне к знаменитому мультику «Пластилиновая ворона» откровенно цитируется «My Sweet Lord» (в районе слов «А тут лиса бежала» — слушать, начиная с 1 мин. 19 сек).
Харрисон оказался не только первым, но и последним из «экс-битлов», записавших американский хит №1. Этим хитом стал уже прямая кавер-версия на песню «Go My Mind Set On You» («Мои мысли только о тебе»). Песню написал композитор Руди Кларк, а первым исполнил Джеймс Рэй — ещё в 1962 году.
Харрисон же издал свою версию в 1987 году и сопроводил забавным клипом.
В 2002 году Харрисона не стало. Тогда же в память о музыканте была переиздана «My Sweet Lord». Стоит ли говорить, что песня стала №1 в Британии, тем самым повторив рекорд «Богемской Рапсодии» (тоже переизданной после смерти Меркьюри). Имеется в виду факт восхождения на вершину британского топа одной и той же версии песни дважды.
Все доходы от переиздания «My Sweet Lord» пошли в благотворительный фонд Джорджа Харрисона.
Автор: Сергей Курий
август 2016 г.