Рубрика «Избранные письма Льюиса Кэрролла детям»
Мэри Макдональд
Mary MacDonald
Одна из дочерей знаменитого английского писателя Джорджа Макдональда (1824-1905). Его считают пионером в жанре фэнтези (см, например, сказку «Принцесса и гоблин»).
Макдональд был для Льюиса Кэрролла наставником. После того, как рукопись «Алисы в Стране чудес» привела его сыновей и дочерей в восторг, он убедил Кэрролла издать свою сказку книгой. Кроме того он посоветовал удлинить текст рукописи, который был вдвое меньше окончательного варианта.
Дружба Кэрролла с семьёй Макдональда началась в 1862 году, когда Мэри и её брата — Гревилла — в мастерской известного скульптора Александра Манро. Манро попросил мальчика стать его моделью для статуи, которая должна была стать частью водного фонтана в углу Гайд-парка в Лондоне.
Вот, как вспроминал об этом сам Кэрролл:
«Это были девочка и мальчик, около семи и шести лет… Я завёл с ними знакомство и сразу начал доказывать мальчику, Гревиллу, что ему лучше воспользоваться возможностью поменять голову на мраморную (потому что мраморную голову не надо будет расчёсывать — С.К.). В результате примерно через две минуты они совершенно забыли, что я полностью незнакомец, и искренне спорили по этому вопросу, как будто мы были старыми знакомыми».
Впоследствии Кэрролл создал несколько фотопортретов детей Макдональда. Наибольшей его любимицей, видимо, была Мэри, которой он написал множество писем. А белый котёнок девочки по прозвищу Snowdrop — Подснежник — стал героем «Алисы в Зазеркалье» (в переводе Демуровой его зовут Снежинка).
___________________________________________
Анни (Энни) Роджерс
Annie Rogers (1856-1937)
Дочь друга Кэрролла — оксфордского профессора-экономиста Джеймса Эдвина Торольда Роджерса. Кэрролл был крестным отцом двух братьев Энни (Бертрама и Климента). Между 1861 и 1863 годами Энни и её старший брат Генри были одними из фотомоделей Кэрролла.
В 1873 году Энни успешно сдала экзамены в Баллиол-колледж и Вустер, но зачислен был мальчик, который показал более низкий результат, а Энни Роджерс получила четыре тома Гомера в качестве подарка от Баллиол-колледжа. В связи с этой историей, получившей широкую огласку, были созданы отдельные курсы для женщин. Роджерс закончила их с лучшим результатом и с отличием в латинском и древнегреческом языках. Позже она стала секретарём Ассоциации по образованию женщин.
___________________________________________
Джорджина (Ина) Уотсон
Georgina Watson
Дочь преподобного Дж. У. Уотсона.
Из книги С. Д. Коллингвуда «Жизнь и письма Льюиса Кэрролла»:
Долгая воскресная прогулка всегда была характерной чертой жизни мистера Доджсона на каникулах. В прежние годы покойный мистер Уотсон был его обычным компаньоном в Гилфорде. Эти два человека были в некоторых отношениях очень похожи; своеобразная мягкость характера, обаятельные манеры отличали их обоих.
___________________________________________
Агнес (Агнеса) Хьюз
Agnes Hughes
Дочь Артура Хьюза (1830-1915) — друга Кэрролла и известного художника-прерафаэлита. Артур Хьюз иллюстрировал работы Кристины Россетти и Джорджа Макдональда, которые также были также дружны с Кэрроллом. Кэрролл же не раз фотографировал детей Хьюза, а в 1863 году купил у художника картину «Дама с сиренью».
___________________________________________
Мэри Крофтс
Mary Crofts
Дочь Джона Дэвида МакБрайда Крофтса.
Из дневника Льюиса Кэрролла:
8 июля 1865 г. Отъезд в Оксфорд. Я путешествовал с мистером Крофтом, женой и двумя маленькими девочками. Случайно узнав, что он был старым другом Генри Кингсли, я вскоре подружился с семьёй, и, прежде чем мы расстались в Рединге, решил, что если они приедут в Оксфорд, я сфотографирую Мэри, старшего ребенка.
___________________________________________
Александра «Экси» Китчин
Alexandra «Xie» Kitchin (1864–1925)
Дочь преподобного Джорджа Уильяма Китчина, который был коллегой Кэрролла в Соборе Христа в Оксфорде, впоследствии — деканом собора в Уинчестере, а позже — в Дареме. Девочку назвали Александрой в честь её крестной — Александры Датской — принцессы Уэльской, впоследствии супруги короля Эдварда VII. Но так как имя было слишком длинным, в семье девочку звали «Экси» («Xie»).
Она стала музой и любимой фотомоделью писателя. Кэрролл фотографировал Экси с четырёх до шестнадцати лет и за 12 лет (с 1868 года) сделал около пятидесяти её фотографий.
Отвечая на вопрос «Как достичь совершенства в фотографии?», Кэрролл говорил: «Просто поставьте Экси перед объективом»
Фотографировал он и других детей Джорджа Китчина — Джорджа Герберта, Хью Бриджеса, Брука Тейлора и Дороти Мод Мэри.
В отличие от Алисы Лидделл, Изы Боумен и других подруг Кэрролла, «Xie» никогда не публиковала воспоминаний о нём.
___________________________________________
Гейнор Симпсон
Gaynor Simpson
Одна из подруг Льюиса Кэрролла в Гилдфорде.
___________________________________________
Иза Боумен
Isa Bowman (1874-1958)
Британская актриса. Она познакомилась с Кэрроллом в 1886 году. В 1888-м сыграла роль Алисы в театральной постановке на его произведение — «Алиса в стране чудес».
Она общалась с ним с четырнадцати до девятнадцати лет. Кэрролл познакомил Изу с Эллен Терри, которая дала ей уроки ораторского искусства. Также Кэрролл посвятил ей свой последний роман 1889 года «Сильви и Бруно»; её имя упоминается в акростихе во вступлении.
Впоследствии Иза написала мемуары «История Льюиса Кэррола. Об этом для молодых людей сообщает реальная Алиса из страны чудес» («The Story of Lewis Carroll, Told for Young People by the Real Alice in Wonderland»).
___________________________________________
Гертруда Чатауэй (Чатэвей)
Gertrude Chataway (1866-1951)
Вторая маленькая муза Кэрролла после Алисы Лидделл. Именно Гертруде посвящена абсурдная поэма Кэрролла «Охота на Снарка», которая начинается с двойного акростиха, где зашифровано имя его подруги.
Когда Кэрролл завершил свой акростих-посвящение Гертруде спустя примерно месяц после первой встречи с ней, он отправил копию миссис Четуэй с просьбой разрешить когда-нибудь напечатать его. Она явно не обратила внимания на зашифрованное в стихотворении имя, поскольку, получив ее ответ, Кэрролл написал ей вторично. Соблюдая крайнюю щепетильность, он вновь привлекает ее внимание к акростиху и спрашивает, не изменилось ли ее решение. Разрешение миссис Четуэй было получено. В ответ Кэрролл еще раз предупреждает мать Гертруды: «Если я его напечатаю, я не буду сообщать кому бы то ни было о том, что это акростих, но кто-нибудь всё равно обнаружит».
Впервые Кэрролл подружился с Гертрудой в 1875 году, когда он отдыхал на английском морском курорте Сандаун.
Вот как сама Гертруда вспоминала об этой встрече:
«Первый раз я встретила мистера Кэрролла летом 1875 года на морском побережье в Сандауне на острове Уайт, когда я была совсем ребенком.
Мы отправились туда, чтобы сменить климат. Соседнее помещение занимал старый джентльмен, — во всяком случае, он мне таковым показался, — который заинтересовал меня чрезвычайно. Он имел обыкновение выходить на балкон, который соединялся с нашим, дышал морским воздухом, запрокидывая голову назад, или направлялся к берегу, упиваясь свежим бризом так, как будто не может им насытиться. Я не помню, что вызвало такое острое любопытство с моей стороны, но я отчетливо припоминаю, что каждый раз, когда я слышала его шаги, я вылетала взглянуть на него. Когда же он однажды обратился ко мне, моей радости не было предела.
Так мы стали друзьями, а спустя совсем немного времени я чувствовала себя в его комнатах, как дома.Как и все дети, я любила волшебные истории и всякие удивительные рассказы, а его потрясающий талант рассказчика не мог не пленить меня. Мы обычно часами сидели на деревянных ступеньках лестницы, ведущей от нашего сада к берегу, пока он рассказывал самые восхитительные истории, какие только можно себе вообразить, часто иллюстрируя захватывающие сюжеты карандашом по ходу повествования. Одна особенность делала его рассказы еще более увлекательными для ребенка. Заключалась она в том, что он умел так вести диалог со своими слушателями, что каждый их вопрос или замечание могли придать совершенно новое направление его рассказу, и у слушателя создавалось впечатление, что он тоже принимает участие в сочинении рассказываемой истории.
Наиболее восхитительным образом такая его манера проявлялась, когда он рассказывал свои небылицы, и я, разумеется, получала от этого огромное удовольствие. Его живое воображение могло перелетать от одного сюжета к другому и никогда не связывало себя требованием какой бы то ни было правдоподобности. По мне, всё это было замечательно, но удивительно, что он так же, как и я, никогда не терял интереса и никогда не желал, казалось, другого общества.Когда я выросла, я как-то сказала ему об этом. Он ответил, что долгие беседы с ребенком доставляют ему величайшее наслаждение и позволяют постичь всю глубину детского ума. Он стал писать мне, а я — ему, и дружба, начавшаяся тем летом, продолжилась. Его письма были одним из величайших источников радости в моем детстве. Мне кажется, что он не всегда отчетливо осознавал, что все, кого он знал детьми, не могут остаться такими навсегда.
Я нанесла ему визит только некоторое время спустя. Это было в Истборне, и я снова на какое-то время почувствовала себя ребенком. Он так и не позволил признаться себе, что я выросла. И только однажды, когда я сама сказала ему об этом, он произнес: «Это неважно. Ты для меня навсегда останешься ребенком, даже когда твои волосы поседеют»»
Гертруда и Кэрролл оставались друзьями вплоть до его смерти. Она оставалась с ним в Истборне 19-23 сентября 1893 года, когда ей было 27 лет; и осталась бы подольше, но ей пришлось вернуться к своему недавно овдовевшему отцу.
___________________________________________
Берти Кут
Bertie Coote
Ребёнок-актёр, игравший во множестве театральных постановок.
Из дневника Льюиса Кэрролла, 13 января 1877 года:
Я отправился в город на целый день и взял Э. со мной в театр «Adelphi» на вечернюю пантомиму «Little Goody Two-Shoes», в которой играли исключительно дети. Это было действительно очаровательное представление. 10-летний Берти Кут был клоуном — удивительно умным маленьким парнем; а Кэрри Кут (около 8 лет) была Коломбиной, очень милой изящной крошкой.
___________________________________________
Джесси Синклер
Jessie Sinclair
Благодаря своей дружбе с Кутам, Кэрролл познакомился с семьей Синклер. Детьми Синклера были — Сара (Салли), Джесси, Кейт и Гарри.
___________________________________________
Агнес и Джесси Халл
Agnes and Jessie Hull
В августе 1878 года Льюис Кэрролл посетил семью Халл, которые жили в Истборне. Он подружился с дочерьми, Алисой, Агнес, Эвелин и Джесси, сопровождая их на прогулках, прогулках и гребных походах.
Несколько недель спустя у него возникла идея создать небольшой, напечатанный в частном порядке буклет, содержащий личные загадки и головоломки для сестер Халл. Он озаглавил книгу «Remarks on the Victims», и к следующему лету выпустил рукописную версию, которую он передал Агнес 23 августа 1879 года.
___________________________________________
Менелла Уилкокс
Menella Wilcox
Кузина Льюиса Кэрролла.
___________________________________________
Эдит Блейкмор
Edith Blakemore
В 1877 году Кэрролл впервые проводил лето в Истборне (Сассекс), где и познакомился с пятилетней Эдит Блейкмор. После их первой встречи Кэрролл записал в дневнике:
«Этим вечером на пирсе я подружился с самым ярким ребенком и, чуть ли, не самым красивым среди всех, кого я здесь видел».
Портрет Эдит Блейкмор, который Кэрролл сделал тушью 14 сентября 1880 года. На нём девочка одета в пляжный костюм, держит ведро и лопату и прислоняется к колесу викторианской кабинки для купания
Переписка Кэрролла с Эдит продолжалась почти 20 лет. В письме, написанном в марте 1890 года, он называет её «мой старый друг Эдит» (тогда ей было 18 лет) и говорит, что она «скорее, исключение среди сотен или около того детей-друзей, которые украсили мою жизнь. Обычно дитя становится настолько совершенно другим существом, когда превращается в женщину, что наша дружба тоже должна была измениться… Я надеюсь, что мы сможем оставаться такими же хорошими друзьями на протяжении многих лет».
Исследователь жизни Льюиса Кэрролла — Эдвард Уэйклинг:
«Эдит много лет дарила Доджсону подарки, вещи, которые она сделала для него, и рисунки, которые она нарисовала для него.
Должно быть, она была талантливым ребенком. Между ними существует переписка с 1878 по 1896 год, когда ей было 24 года».
___________________________________________
Мэри Браун
Mary Brown (1861-?)
Ещё одна давняя подруга Кэрролла, с которой он долго поддерживал переписку. В письме от 11 октября 1882 года Кэрролл пишет:
«Очень приятно думать, что наша детская дружба не совсем испарилась (как это часто происходит), когда вы стали женщиной».
___________________________________________
Аделаида Пейн
Adelaide Paine (1866–1920)
Дочь жителей того же пансионата в Маргейте, где проживал Кэрролл. Первая встреча с мисс Пэйн состоялась в 1876 году. Когда Льюис Кэрролл вернулся в Крайст-Черч, он отправил Аделаиде копию «Охоты на Снарка» с автографом-посвящением, представляющим собой акростих с её именем, написанный на тему «Папы Вильяма».
«Are you deaf, Father William!» the young man said,
«Did you hear what I told you just now?
«Excuse me for shouting! Don’t waggle your head
«Like a blundering, sleepy old cow!
«A little maid dwelling in Wallington Town,
«Is my friend, so I beg to remark:
«Do you think she’d be pleased if a book were sent down
«Entitled ‘The Hunt of the Snark?'»«Pack it up in brown paper!» the old man cried,
«And seal it with olive-and-dove.
«I command you to do it!» he added with pride,
«Nor forget, my good fellow to send her beside
«Easter Greetings, and give her my love.»
___________________________________________
Шарлотта и Эдит Рикс
Charlotte and Edith Rix
Сёстры, с которыми дружил Льюис Кэрролл.
Эдит Рикс (1866-1918) была очень близким другом. Она привлекла внимание Кэрролла, когда он публиковал серию под названием «Запутанная история» (1880-85). Каждый эпизод содержал историю, в которую были встроены одна или несколько математических головоломок. Корреспонденты высылают решения, которые он помечает как решения I, II или III класса (или отказывает, если они ошибаются). Большинство корреспондентов использовали псевдонимы. Одна из немногих, кто этого не сделал, была Э.М. Рикс, который ответила только на самый последний вопрос, заданный в феврале 1885 года, но получил за это I класс.
Они впервые встретились 25 июня 1885 года (когда ей было 19 лет); он говорит в своем дневнике «Эдит и я встретились. как довольно старые друзья». Когда Кэрролл опубликовал «Запутанную историю» в одном томе (1885), он посвятил ей стихотворение «Возлюбленная ученица», в которой скрыто её имя.
Кэрролл продолжал регулярно встречаться с Эдит; он пил чай с ней 21 августа 1897 года, всего за несколько месяцев до своей смерти.
__________________________________________________
Автор и координатор проекта «ЗАЗЕРКАЛЬЕ им. Л. Кэрролла» —
Сергей Курий