Хиты группы ДДТ, часть 4: история песен «В Последнюю Осень» (1990-92), «Что Такое Осень» (1992)

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика
«Наши хиты»

«В Последнюю Осень» (1990-92)

Помнится, в одном из интервью Егор Летов цитировал слова Юрия Шевчука о двух типах творцов — тех которые «своим творчеством как бы завоевывает новые горизонты» и тех, которые «всю жизнь пишут один единственный идеальный стих». Если верить Летову, к последним Шевчук относил самого себя. Конечно, вопрос о том, какой стих или песню считать «идеальными» — исключительно субъективный и оценочный. Но, лично для меня, СВОЮ «идеальную песню» лидер ДДТ уже написал — причём уже довольно давно. И, да, это песня про… осень. И, нет, это не та песня про осень, о которой многие из вас, наверняка, подумали…

Во многом моя горячая любовь к этой песне связана с обилием личных ассоциаций и воспоминаний — ведь я стал свидетелем её первого публичного исполнения. Произошло это 26 октября 1990 года на концерте памяти Виктора Цоя в московском Дворце спорта «Лужники».
Это был мой первый приезд в столицу. Помню, было очень холодно, и Москва произвела на меня неожиданно угнетающее впечатление. Город явно пребывал в упадке, многие дома казались облезлыми, собор Василия Блаженного был на реконструкции, а легендарный Арбат встретил бесконечными рядами матрёшек (особенно популярны были матрёшки, изображающих правителей СССР). Радовало только обилие сигарет «Ява» — ведь в нашей провинции уже бушевал сигаретный кризис, и сигареты приходилось покупать у спекулянтов — с нехилой такой наценкой.

Это не те самые матрёшки, но что-то в этом роде.

Впрочем, и в Москве без спекулянтов не обошлось.
Дело в том, что мы с другом приехали в столицу с конкретной целью — посетить концерт АЛИСЫ. Но не смогли устоять перед искушением заодно посетить концерт памяти Цоя. Ведь когда ещё увидишь сразу на одной сцене нескольких рок-исполнителей — ДДТ, АКВАРИУМ, ту же АЛИСУ, ну, и Джоанну Стингрей «в нагрузку»? Так как решение созрело спонтанно — буквально за час до концерта — то нам пришлось покупать билеты с рук. Обошёлся такой билетик в цельных 20 рубликов. Чтобы вы могли по достоинству оценить данную сумму, упомяну, что дорога в Москву (туда и обратно) стоила мне (по студенческому билету) всего в 14 рублей…

Источник фото: kibitka.net

Если оценивать сам концерт, то больше всего мне понравилось выступление ДДТ. Возможно, потому, что именно там группа презентовала только что сочинённую песню. Мы долго называли её «Последняя Осень», хотя, как оказалось, официальное название у неё несколько другое — «В Последнюю Осень».

Ю. Шевчук:
«Церковь для меня — это не люди. Церковь — это осенний лес. Умирает природа, чтобы вновь родиться. Ты идешь, шуршат листья, небо прозрачное. И ты говоришь с Богом. Наверное, чтобы объяснить это, нужно иметь другое зрение. В таком случае может помочь музыка — это шаг к тишине».

В песне не случайно упоминался «Александр Сергеевич милый» — ещё один «певец» осени и автор хрестоматийных строк:

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

Но если для Пушкина осень всё-таки была полна светлой грусти, то у Шевчука звучали нотки какой-то тревоги, обречённости, приближения к концу.

А. С. Пушкин:
…И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм)…

Ю. Шевчук:
…Голодное море, шипя, поглотило
Осеннее солнце, и за облаками
Вы больше не вспомните то, что здесь было,
И пыльной травы не коснетесь руками.
Уходят в последнюю осень поэты,
И их не вернуть, заколочены ставни.
Остались дожди и замерзшее лето.
Осталась любовь, и ожившие камни.

Музыка и текст песни тогда невольно резонировали не только с временем года, но и с общим ситуацией в стране и даже с моими, сугубо личными, проблемами. Недаром я поначалу услышал не «тенью и светом», а «тенью без света».

В последнюю осень ни строчки, ни вздоха
Последние песни осыпались летом
Прощальным костром догорает эпоха
И мы наблюдаем за тенью и светом
В последнюю осень…

Шевчук был настолько доволен своим произведением, что после исполнения «Последней Осени» обратился к публике с неожиданным предложением: «Ребята, нам очень нравится эта песня. Позвольте, мы сыграем её ещё раз!». И сыграли… Интернета тогда не было, и я судорожно пытался запомнить текст, чтобы вернувшись исполнять свежий хит на общежитской кухне.

Сегодня, пересматривая видео с того концерта, я осознаю, насколько «сырой» была та — первая — версия. Но даже в таком виде «Последняя Осень» произвела на меня неизгладимое впечатление. Что уж говорить о студийной записи! Не стоит забывать, что хотя Шевчук и сочинил музыкальную основу и текст песни, другие музыканты ДДТ внесли в аранжировку неоценимый вклад. Это и замечательное гитарное соло, придуманное Никитой Зайцевым, и не менее замечательная фортепианная партия, сочинённая, судя по всему, клавишником Андреем Муратовым.

То, что Шевчук возлагал на «Последнюю Осень» большие надежды, свидетельствует и факт съёмки клипа. Того самого, где лидер ДДТ бродил по берегу Балтийского моря, а в его очках отражались языки костра (из других членов группы на видео можно увидеть лишь Зайцева). Клип был снят в Калининградской области — всё в том же октябре 1990 года. Это был уже второй приезд Шевчука в область. Первый раз он приезжал (с женой и сыном) в августе — посетил город Светлогорск, съездил на Куршскую косу и, видимо, именно там сочинил эту песню. Не случайно же в ней появилось «голодное море», глотающее «осеннее солнце».

Впрочем, слушая «В Последнюю Осень», я представлял себе иную версию клипа. В моих фантазиях песня начиналась с кадров пианиста, играющего на рояле посреди размытой дождями просёлочной дороги. После чего вступала гитара и все окружающие объекты (холмы, дома, автомобили) распадались, превращаясь в осенние листья. Последними в листья превращались люди. Затем солнце, как положено, шипя тонуло в море и наступала тьма. Но в самом финале во тьме начинал разгораться костёр — из тех самых опавших листьев. Такой вот — немного мрачноватый — «символизьм»!:))

Хотя были у Шевчука и гораздо более пессимистичные песни про смерть. Например, вот эта — известная ещё по «Квартирнику в Череповце» 1983 года:

…Когда уйдут ненужные слова
И пропадет последний из двуногих,
Луна взойдет на черном небосводе
И не заплачет пыльная трава.

Не пересохнет золотое море,
Вновь тишина усядется на трон
И времена причудливых имен
Размоет дождь из радости и горя.

Из интервью Ю. Шевчука на радио «Эхо Москвы», 13.10.2000:
«Человек, который вдруг чувствует, что есть время, он ведь спать не может. Вы помните эти бессонные детские ночи, слезы и это удивительное чувство, что ты смертен, оказывается, что все умрёт, и даже этот красивый Калининский проспект, и родители умрут, и все близкие, и страна, и век, и время, и небо умрет, и луна упадет. Удивительное чувство!».

Но вернёмся к «Последней Осени». На самом деле в клипе прозвучала лишь первая студийная запись песни. Окончательный «отшлифованный» вариант мы услышали лишь в 1992 году — на альбоме «Актриса Весна», который по большей части представлял сборник старых песен и концертных записей.

К тому времени оказалось, что рефрен песни оказался в каком-то смысле пророческим. Осень 1990 года действительно стала последней для «догорающей» советской эпохи. Начинались «лихие 90-е» — время распада, упадка и передела народной собственности. И в 1992 году Шевчук куда более точно попал в нерв постсоветской действительности другой своей песней про осень — уверен, вы знаете какой… Но это, как говорил Леонид Каневский, совсем другая история. А для меня «В Последнюю Осень» так и осталась лучшей песней ДДТ.

P.S.
КАВЕРЫ на песню «В Последнюю Осень»:

1) МЫ (украинская музыкальная дрим-поп-группа, куда входят Даниил Шайхинуров и Даша Венту)

2) Евгения Скачкова (кавер на скрипке и ф-но)

3) ГРОТ (при участии Лены Август)
Это не совсем кавер, а, скорее, новая песня со своим текстом, но использующая рефрен и мелодию «Последней Осени». Участники группы рассказывают о своей композиции следующее:

«Эти тексты мы написали 5 лет назад почти одновременно, сразу же после просмотра документального фильма об Александре Башлачёве. Написали не сговариваясь, ничего не обсуждая, просто каждый поймал искру и появились два куплета. Никакого плана на песню не было, поэтому песни и не случилось. Вскоре один из этих текстов был выпущен в формате видео под названием «Уголёк».
Когда нам предложили поучаствовать в трибьюте DDT, мы стали думать над материалом и практически сразу почувствовали пересечение тех самых наших спонтанных куплетов с песней «В последнюю осень», хоть и вдохновлены они были совершенно разными событиями, чувствами, мыслями.
Лена Август с радостью согласилась принять участие в новой песне и исполнила фрагмент оригинала, как дань уважения легендарному коллективу».

«Что Такое Осень» (1992)

«— Дядя Шевчук, спой нам песню про осень!
— Вам какую, ребята? У меня их штук восемь!»
— пел рэппер Noise MC.

Вообще-то выбор большинства «ребят» можно предугадать. Самой знаменитой песней об унылой поре зрелости и увядания стало размышление Шевчука над вопросом «Что Такое Осень».
Ее выход в народ в 1992 году был подкреплен незатейливым, но весьма симпатичным клипом, в котором Шевчук со своими коллегами Кинчевым и Бутусовым шлялись по осеннему Пушкинскому парку и всячески безобразили.

Юрий Шевчук:
«Клип снимал Борис Деденев, у него была шабашка в Пушкине, съемка интерьеров. Я ему позвонил, спросил, не найдется ли тридцати минут — мы сейчас приедем и все снимем. Он посмеялся, но согласился. …Боря спрашивает: «Ну, чего снимать?» Я говорю: «А вот мы будем просто ходить, а ты снимай!» Мимо шли пэтэушники какие-то, мы у них отобрали магнитофон, и все сняли, а Боря ночью же и смонтировал».

Успех песни «Что Такое Осень» был ошеломительным.

Ю. Шевчук:
«…я на набережную летом вообще не мог выйти. Стояли – «девятки», «мерседесы», и везде орало: «Что такое Осень?», а я, как Маугли, за деревьями – не дай Бог, думаю, меня узнают. Иначе – все. Кранты. Пить придется – неделю. Понимаешь, я же говорил где-то – хорошей песне хитом на горло не наступишь. Ха – никаким. Никакой популярностью. Это раз. А во-вторых, ну… она от души была написана, она была какой-то маленькой революцией в группе, потому что мы писали до этого какие-то тяжелые такие песни, боевые».

Думаю, Шевчук не врал, ТАКОГО успеха он предвидеть не мог. Но в успехе песни «Что Такое Осень» была своя сермяжная правда. В ней в нужных пропорциях было слито все, что массы любили в Шевчуке. Во-первых, бардовский мотив, который в сочетании с хрипловатым вокалом давал милые сердцу народа ассоциации. Недаром пресса часто, следуя этому формальному признаку, называла Шевчука новым Высоцким.
Надо сказать, что, когда Юрий показал эту песню сотоварищам по группе, многие начали воротить нос – мол, что ещё за подворотня…

Из интервью с Ю. Шевчуком и И. Доценко:
«ШЕВЧУК: Когда я ее принес, Мурзик (Андрей Муратов — на тот момент клавишник ДДТ) сразу закричал: «Попса !». Да и Игорь тоже.
ДОЦЕНКО: Я сказал: «Что за твист такой? Мы твисты не играем!»
ШЕВЧУК: A я говорю: «Вы не понимаете! В ней есть свежак какой-то, настроение !» Я ее очень легко тогда написал, как выдохнул. Хотя настроение было грустное. И поддержали меня Никита «Зольцман» с Худым (Никита Зайцев — скрипка, гитара ДДТ, Андрей Васильев — гитара ДДТ). Зольцман сказал: «Они не понимают, они маленькие!» И мы взялись втроем, эти отказались, а мы взяли клавишные и втроем стали аранжировать. Потом и эти подтянулись».

В. Курылев:
«Андрей Васильев предложил стилизовать песню под романтические 60-е, придумав великолепную и гениальную в своей простоте партию электрогитары. Смирившийся Андрей Муратов подобрал нехитрый клавишный подголосок, а Игорь Доценко добавил хард-рокового драйва. Басовый риф придумал Саша Бровко, мне осталось лишь подогнать его под быстро меняющиеся аккорды песни. Вся работа над песней заняла два-три дня, на четвертый день ее уже записывали для видеоклипа. Знаменитое флейтовое соло Дяди Миши придумалось уже во время записи в студии».

В итоге бардовская суть «Осени» была упакована в энергичную и мощную рок-аранжировку.
Подобная гармония была достигнута и в тексте. Казалось бы, в отвлеченно-лиричную тему песни были привнесены характерные для Шевчука гражданские нотки (недаром лучше всего врезалась в память строчка:«Что же будет с родиной и с нами?»).

Из интервью с Ю. Шевчуком:
«– Юра, и все же – что означает «в небе жгут корабли»?
– В этом есть какой-то смысл, может быть, он несколько туманный. Совершенно не обязательно, чтобы все было конкретно. Вот конкретное слово – унитаз. А «в небе жгут корабли» – это не конкретно. И слава Богу».

В результате тема Осени предстает перед нами не только в фенологическом ракурсе природной зарисовки. В этом тягостном грустном наблюдении отражены и настроение автора, и дух времени.

Ю. Шевчук:
«Ее я написал на кладбище, на Никольском, в Александро-Невской лавре. Я там рядом жил в коммуналке на Синопской набережной, бродил в Лавре практически каждый день. Мелкий дождь моросил, ощущение было такой тоски, печали и колоссальной тревоги… Так грустно стало, что просто невмоготу – я всегда один – и просто она взяла так – бах и написалась. В 91-м году, в конце сентября. Вспомнилось, что ли…».

ddt_5f25

К сожалению, появление мощного хита может стать и началом конца для группы. Любому настоящему творцу, если он не попсовик, горько наблюдать, когда люди приходят на концерт, чтобы послушать пару-тройку хитов, а все остальное воспринимают либо как прелюдию, либо как неизбежное приложение. С этим же столкнулся и Шевчук. На концертнике 1993 г. «Черный Пес Петербург» слышно, как он успокаивает орущую толпу:«Осень», ребятки, как и старость, будет в конце».

В. Курылев:
«Когда мы ее записали, никто не предполагал, что она станет главной визитной карточкой группы на долгие годы. Это, конечно, был печальный факт, так как я долгое время был уверен, что играю в рок-группе, а, благодаря «Что такое осень», все вокруг считали, что я подыгрываю какому-то барду. …На всех концертах нам вежливо хлопали, а в конце с таким неистовством просили «Осень», как будто хотели сказать: «знаете, ребята, мы два часа терпели ваш этот рок, ну а теперь вы уж унизьтесь для нас, сыграйте хоть одну нормальную песню!». И мы играли. Это давало нам возможность делать, что хотим, играть какой угодно арт-рок или авангард, давать концептуальную психоделику или греметь, как сталепрокатный цех, но в конце обязательно надо было сыграть «Что такое осень». Ну и, в принципе, ладно — песня-то не плохая, не пошлая песня, умная и трогательная».

Однако, спустя время, привыкший прямо рубить гордиевы узлы, лидер ДДТ накладывает на исполнение песни «Что Такое Осень» временный мораторий.

Ю. Шевчук:
«Очень много хороших групп убила суперпесня. Вспомните EAGLES – «Hotel «California». И все, больше ничего никто не знает. Они до сих пор ее чешут… Группа «ДДТ» вполне могла быть похоронена песней «Осень». Я и ребята тогда здорово испугались. Ну, написалась такая народная песня, но нам-то скучно ее по тыще раз играть. И мы целый год вообще не играли, зубами скрипели, но не играли. Зал орет, а мы как танки. И победили. Я этим искренне горжусь»

Тем не менее, песня сделала свое дело. Шевчук, как и ценимые им Лев Толстой и Сергей Есенин, наконец-то стал настоящим «народным творцом». И написал еще множество народных хитов – про Осень и не только…

Из интервью с Ю. Шевчуком:
«– Музыка, которую заказал бы на свои похороны…
– «Что Такое Осень». Ничего тут не поделаешь, пусть будут веселые похороны. …Мы тут дергаемся – философия, русская идея, поиски истины, а останется только «Осень». Да…».

Автор: Сергей Курий
май 2013 г.; обновлено — октябрь 2023 г.

Хиты группы ДДТ, часть 1:
история песен «Дождь» (1981), «Не Стреляй» (1982)

Хиты группы ДДТ, часть 2:
история песен «Я получил эту роль» (1984), «Мальчики-мажоры» (1985), «Ленинград» (1987), «Террорист» (1987), «Революция» (1987)

Хиты группы ДДТ, часть 3:
история песен «Предчувствие Гражданской Войны» (1988), «Родина» (1989-90)

Хиты группы ДДТ, часть 5:
«Это Всё» (1994), «Мертвый Город» (1995), «Любовь» (1996)

См. также:

«Рождённый в СССР», или Шевчук против Газманова

Раздел группы ДДТ на проекте «РОК-ПЕСНИ: толкование»